МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИГОРОДА БЕЛОГОРСК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Мастер- класс
«Цветы зимой »
Разработала:
ФранцузоваМарина Дмитриевна
преподавательвысшей
квалификационнойкатегории
Белогорск2023
Содержание
Аннотация………………………………………………………………………………………………….3
Введение……………………………………………………………………………………………………4
Основнаячасть……………………………………………………………………………………………5
Списоклитературы……………………………………………………………………………………12
Аннотация
Методическаяразработка данного мастер — класса предназначена для для учащихся среднегозвена. (5-8 классы), в преддверии любого праздника может быть использована дляоформления и изготовления поздравительных открыток, плакатов, декоративных панно.Как педагогами дополнительного образования так и учителями общеобразовательныхшкол.
Цельданного мероприятия состоит в том, чтобы научить учащихся создавать красивыеобъемные декоративные работы из простых подручных материалов. Научитьсоставлять композицию, применяя знания основ композиции, развить творческиеспособности и эстетический вкус.
Вконспекте представлены интересные приемы работы с обычной салфеткой и созданиеиз нее красивых разнообразных цветов, предусмотрено варьирование мастер — класса.Работа в два этапа подготовка фона для будущей композиции и работа повыполнению цветов . Проведение мастер-класса по разработанному конспекту будетспособствовать повышению интереса школьников к технологии изготовления декоративныхкомпозиций.
Введение
Даннаяметодическая разработка является актуальной для всех педагогов, работающих внаправлении повышения интереса к изобразительной деятельности иконструированию. Материал предназначен для проведения мастер-класса вучреждениях дополнительного образования детей и общеразвивающих школ.
Данная работапредставляет собой конспект мастер-класса с пошаговой работой.
Рекомендуемыйвозраст: дети 11 лет и старше.
Методы и формыреализации задач: в процессе подготовки и проведения используются разные методыобучения: словесные, наглядные, практические.
Применяетсяиндивидуальная и коллективная форма работы с учащимися.
Результативность:в результате проведения мероприятия поставленные цели были достигнуты.Участники приобрели определенные знания, навыки по данной теме.
Материалыразработки могут использоваться педагогами дополнительного образования иобщеобразовательных школ.
Основнаячасть
Конспектмастер-класса
Мастер -класс проводит: Французова Марина Дмитриевна
Дата проведения: 20.02.2023г.
Время проведения:9часов30 минут
Место проведения:каб. 215,МАУДО ДШИ
Участники : дети 11– 14 лет
Назначение:изготовление упаковки, коробочки с применением развертки. авторский дизайн.
Цель:Цель данного мероприятия состоит в том,чтобы научить учащихся создавать красивые объемные декоративные работы изпростых подручных материалов. Научить составлять композицию, применяя знанияоснов композиции
Задачи:
— научить применятьполученные ранее знания;
— развить умениесоставлять композицию на плоскости;
— развиватьтворческое воображение;
— воспитыватьаккуратность при работе.
Материалы:бумага А3, гуашь, кисти, салфетки холоднойцветовой гаммы, а также белые, клей ПВА, ножницы.
Ходработы:
Преподаватель загадывает загадки.
Чистымбыть легко и просто,
Иребенку, и взрослому.
Дажеесли съел конфетку,
Вытриручки ты…….. (салфеткой)
Бываютразной, красивой расцветки,
Столовые,бумажные, обычные……. (салфетки)
Правильно ребята, обычная бумажная салфетка будет сегодня в центре внимания и поможет нам создатькрасивую композицию из цветов.
А когда жепоявилась первая салфетка и когда появилась привычная нам бумажная салфетка. Янемного расскажу вам об истории возникновении этого предмета.
Первые заметки об использовании столовой салфетки, берутсвое летоисчисление 3500 лет назад. Здесь столовая салфетка являлась нам впрообраз фиговых листочков, которым рабы вытирали руки и лицо своих господ.
В древнем Риме изготавливали столовую салфетку изалебастровых волокон и были очень дороги. Поэтому пользоваться такой салфеткойв то время могли лишь богатые и знатные особы. Очень долго такими салфеткамипользовались и греки, и правители восточных государств. И лишь на границестарой и новой эры римляне открыли для себя полотняные салфетки. Такие салфеткиначали украшать вышивкой с различными узорами и вензелями с инициалами хозяевдома.
В Японии и Китае столовые салфеткиизготавливали из рисовой бумаги. Их носили с собой и, чтобы вытереть губы илируки, сначала разминали. Использованную бумагу просто выбрасывали. А внекоторых восточных странах салфетки заменяли тонким лавашем.
Европейская мода на салфетки развивалась благодарямужчинам, вернее их усам и бородам, которые нуждались в дополнительном уходе вовремя трапезы.
Итальянцы первыми закрепили правило использованиястоловой салфетки во время приема пищи. А в эпоху Возрождения салфетка вместе спрочими достижениями науки и искусства распространилась далее по Европе.
Для этого обязательного атрибута застолий использовали дорогие прочныеткани, их расшивали тесьмой и золотом. Каждая страна стремилась создать свойстиль в оформлении застолий, где салфеткам отводилась не последняя роль.
Мода на столовые приборы менялась, а вместе с ней и внешнийоблик столовых салфеток. После начала промышленного производства фарфора в 1710году, салфетки стали делать из легких тонких тканей и кружев. Именно тогдапоявилось искусство складывать их в разные фигуры.
На Руси вместо салфеток всегда пользовалисьрукавами одежд или полами скатерти. И продолжалось так почти до XVIII века,пока Петр I не прорубил «окно в Европу». Свои указом он ввел столовые салфеткив обязательный повседневный обиход русской знати. В 1729 году в книге по этикетубыло дано указание, как и для чего, следует использовать столовые салфетки.
«Длявытирания губ, рта и пальцев, если они испачканы жиром, для вытирания ножаперед разрезанием хлеба, для очистки ложки и вилки после использования. Еслипальцы слишком грязные, для начала вытрите их об хлеб, чтоб не использоватьмного салфеток».
Еще вначале века тканевые столовые салфетки было принято вешать за воротник, асегодня в изысканном обществе это сочтут верхом неприличия. Современнуютканевую салфетку можно лишь расстелить на коленях, чтобы защитить одежду откапель и крошек. А для всего вышеописанного правильно использовать бумажную.
Бумажные салфетки появились лишь в начале ХХ века,когда после первой мировой войны компания «Кимберли-Кларк» вынужденно началаконверсию. Чтобы избавиться от запасов целлюлозной ваты, которая ранее шла наизготовление противогазных фильтров, повязок и набивки спасательных жилетов,было решено начать производство бумажных салфеток.
Во время революции и гражданской войны столоваясалфетка на некоторое время исчезла из обихода, как и многие другие атрибутыаристократической роскоши. Но уже во времена НЭПа интерес к красивой сервировкестола возродил столовую салфетку к жизни.
Материалы современных салфеток могут быть самими разнообразными.Размеры обеденных салфеток чуть больше – 35 или 45 см, а чтобы выпить чашечкучая или кофе за маленьким столиком обходятся салфеткой всего 25 см.
И порой, глядя на изысканно накрытый стол, сложнопредставить, что предками этого великолепия были обычные фиговые листочки.
Преподаватель: мы с вамиузнали много интересной информации, про такой обычны не чем не приметный, ноочень необходимый предмет нашей повседневной жизни. салфетку.
Преподаватель: И сегоднямы с вами постараемся создать красивую объемную композицию из салфеток.
Для начала мы подготовимфон, работаем по следующим правилам, сверху вниз, слева на право. Или выбратьдиагональное направление. Если у вас светлые салфетки, то рекомендую цвет фонавыбрать гораздо насыщеннее. Темно- синий, фиолетовый, бордовый. Будьтевнимательнее при работе с фоном, не трите кистью долго на одном месте, так выизбежите истирания бумаги. Покрытый лист бумаги откладываем в сторону. Иначинаем работу над формированием составных частей цветов и листьев.
1способ Лепесток: салфетку разворачиваем и по
линиямсгиба разрезаем на четыре части.
Располагаемквадрат салфетки углом к себе.
Собираемгармошку и по центу перекручиваем. Край фиксируем клеем.
2 способ Лепестокили бутон: квадрат располагаем одной из сторон к себе. Собираем гармошкойи края гармошки закручиваем ( как конфетку). Край
фиксируем клеем.
3способ Розочка: разворачиваем салфетку направляем к себе стороной,собираем гармошку или жгутик.
Из жгутика
формируем улиточку.
Получаем розу. Край
фиксируем клеем.
4способ Усик или стебелек: маленький квадрат, скручиваем плотнымжгутиком. Если берем половинку салфетки и скручиваем жгут по длинной стороне, получаемстебелек. Края
фиксируем клеем.
Преподавательдемонстрирует фронтально, каждый способ. По необходимости проводитиндивидуальную работу с учениками. После того как участники мастер — классасделали все необходимые элементы.
Можно формироватькомпозицию. С начала раскладываем композицию на за раннее подготовленном фоне.Можно напомнить, что законченной смотрится та работа, в которой присутствуют крупные, средние, мелкие элементы. Также ассиметричная работа смотритсяинтересней. Во время этого этапа, преподаватель контролирует работу учащихся наместах. По мере того как ребята выполняют работу, готовые композиции размещаемна доске.
Итог:итогом мастер — класса является выставка работ. Желательноспросить учащихся, какая работа на их взгляд наиболее удалась. Почему?
Делаем акцент надостоинства и плюсы. Цель мастер класса достигнута, у каждого ученика работаполучилась интересной, индивидуальной.
Списоклитературы
1. Богатеева З.А.Мотивы народных орнаментов. — М.: Просвещение, 1990.
2. Узоры. ООО Издательский дом Проф-Пресс. — Ростов- на -Дону, 2016.
3.Сокольникова Н.М. Основыкомпозиции — Обнинск, Титул, 1996.
4.Шпикалова Т.Я. Народное искусство науроках декоративного рисовния. — М.: Просвещение, 1990.