X-PDF

Мастер-классы Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Поделиться статьей

МУНИЦИПАЛЬНОЕКАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД № 20 «НАРН»

358011Республика Калмыкия г. Элиста, 4 микрорайон, д.26; т.8(84722) 3-74-51

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс

«Ознакомление с родным городом

      каксредство патриотического воспитания

          детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:Ушанова Ж.В.,

Воспитатель

 

 

Элиста, 2023

 Ознакомление с родным городом

      каксредство патриотического воспитания

          детей дошкольного возраста

                                        

Цель: познакомить педагогов с реализациейтемы патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с роднымгородом в образовательном процессе детского сада. 

Задачи: 

1.    Повысить уровень профессиональной компетентностипедагогов, их мотивацию на использование в практике методов и приѐмовпатриотического воспитания детей посредством ознакомления с роднымгородом. 

2.    Вызвать у участников интерес кдемонстрируемым приёмам. 

3.    Развивать творческую активность педагогов. 

План.

1.    Актуальность темы.

2.    Практикум «Освоение алгоритма пореализации содержания патриотического воспитания дошкольников посредствомознакомления с родным городом».

3.    Игровой тренинг.

 

ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ.

Уважаемые  коллеги!

 Предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Ознакомление с родным городом как средство патриотическоговоспитания детей  дошкольного возраста». 

Но для начала вспомним определенияслов, которые нам сегодня понадобятся. Что такое патриотизм? (Ответыприсутствующих.) 

 

ПАТРИОТИЗМ – ЭТО

Преданность и любовь к своему отечеству,к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своейРодины. 

                                                       С.И.Ожегов.Словарь русского языка

Любовь к Отчизне. 

                  В.И.Даль.Толковый словарь русского языка

Патриот – человек, любящий своёОтечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и свершающий подвиги воимя интересов своей Родины.

 

Что такое Родина для вас? Какоймысленный образ возникает у вас при произнесении этого слова? (Ответы.)

У каждого из вас свой образ Родины.

Звучит песня « С чего начинаетсяРодина?»

У каждого человека понятие «родина»свое, но общее то, что это место, где ты родился и живешь. Человек, знающий илюбящий свою Родину, не способен её предать.

Нравственно-патриотическое воспитаниеребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитиенравственных чувств.

 

Актуальностьтемы.

В настоящее время стала все более заметнойпостепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотическогосознания.

 

Федеральныйгосударственный образовательный стандарт дошкольного образования  нацеливает педагогов на формированиеу дошкольников «первичных представлений   о малой родине и Отечестве,представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественныхтрадициях и праздниках». Таким образом, от педагогов требуется глубокая работапо воспитанию у детей патриотизма, гражданственности, уважения к правам и свободамчеловека. 

Как показывает практика дети, начинаяс дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе и крае. 

Исходя из выше сказанного, можносделать вывод, что работа по нравственно — патриотическому воспитанию детейявляется актуальной задачей нашего дошкольного образовательного учреждения.

С чегоже начинается патриотическое воспитание детей дошкольного возраста?  Чтобы ответить на этот вопрос,давайте выстроим логическую цепочку в словах, которые я прочту: Родина, народ,человек, семья, род.

(Человек, семья, род, народ, Родина.)

Д.С.Лихачев сказал: «Любовь кродному краю, родной культуре, к родному селу или городу, к родной речиначинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепеннорасширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к её истории, еёпрошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре».

 

1.Д/и « Назови ласково» ( с мячиком)

Передаем мячик и  друг друга называем ласковым именем. После того как образовался круг, ведущий  говорит:

-У нас получился крепкий круг. Вот имы  с вами  одна большая  крепкая и дружная семья, живущие в одной стране.

 Ведь Родина это страна, в которой мыродились и живем. Россия это наша большая Родина. 

2. Какие пословицы вы можетевспомнить про Родину?

§ Родина любимая, что матьродимая.

§ Жить – Родине служить.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

§ Береги землю родимую, какмать  любимую.

§ Одна у человека мать,одна и Родина!

§ Всякому мила своясторона.

§ Дома и стены помогают.

§ Своя земля и в горстимила.

Из этих пословиц видно, как  человеклюбит свою Родину. 

В  большой стране у каждого человекаесть свой маленький уголок: деревня, улица, дом, где он родился. Это малаяРодина. 

3.«Памятные места нашего города». Я предлагаю вам отправиться наэкскурсию по памятным местам нашего города. Но сначала нам нужно собрать  словоиз букв.

 Вот так выглядит зашифрованноеназвание нашего города. «ЭЛИСТА»

( Рассказы  о памятных местах нашегогорода).

Наш город просто невозможно нелюбить: ведь он красивый, растущий и развивающийся. А когда сам любишь свойгород, хочется, чтобы его любили все, кто в нем живет, в том числе иподрастающее поколение – наши дети!

 

 Мой город любимый степной,

Имя журчит ручейком – Элиста.

Неприметная передо мной

Сердцу милая твоя красота.

 Наш город   постоянно растет иразвивается. Появляется  много зданий, домов. 

4.Предлагаюпоиграть в словесную игру «Хорошо-плохо» Предложенная словесная игра«Хорошо – Плохо» являетсяэлементом системы ТРИЗ.( Дети, играя по системе ТРИЗ, не только закрепляютзнания о родном городе, но и видят мир во всем его многообразии, многоцветии,многогранности. ТРИЗ учит дошкольников находить позитивные решения возникающихпроблем, что очень пригодится им и в школе, и во взрослой жизни).

— Для чего нужны дома? (Домэто жилище, которое защищает нас в непогоду от жары и холода, ветра, дождя иснега.) 


— А в нашем городе дома какие? (Высокие, низкие, деревянные,кирпичные,  панельные, многоэтажные, новые, старые, красивые.)
—  Скажите, строить дома из дерева это хорошо или плохо? 

Хорошо: они полезны для здоровьячеловека, в них приятно жить, дерево хорошо сохраняет тепло.
— А я говорю,что строить дома из дерева это плохо. Почему? Дерево быстро горит,возможны пожары, быстро вырубаются леса, т.к. нужно много материала, можнопоселить мало людей.

В нашем городе на сегодняшний деньпроживают  много горожан, поэтому нужны многоэтажные дома. Строить такиедома хорошо.Почему? Они быстро строятся, можно заселить много людей, занимают малуюплощадь.
А я говорю, что строить такие дома 
плохо, почему? Большой шум, плохиесоседи, небезопасно.

Использование приема ЭМПАТИИ, при котором ребенок, воспринимаяпредмет, проецирует на него свое эмоциональное состояние, испытывая при этомпозитивные или негативные эстетические переживания, дает возможность проникнутьдетям во внутренний мир предметов, вещей, учит детей беречь общественное, воспитываетэлементы гражданственности и правила поведения в общественных местах. 

Вы сорванный цветок, что Вычувствуете?
 Вы затоптанный газон, о чем Вы мечтаете? 

Вы чистый тротуар, о чем Вы думаете?

Вы красивое здание, что Вычувствуете?

Принимая на себя роль того или иногопредмета, ребенок учится постигать добро и зло, истинные глубины культуры,сопереживать. Этот прием является своеобразным тренингом эмоций, творческоговоображения образного мышления и развития речи ребенка. А также помогает воспитыватьу дошкольников бережное отношение к тому, что создано в нашем городе человекоми природой.

5. Динамическиепауза (способствует повышениюработоспособности)  

        «НашаРодина-Россия

Внашей стране горы- высокие,(тянемся на носочках  вверх)

Реки глубокие,(присаживаемся на корточки)

Степиширокие, (раскидываем руками)

Лесабольшие (руки вверх)

А мы -ребята вот такие! (показываем большой палец)
     
   

6.Каждый момент ознакомления детей сродным городом пронизан созданием проблемныхситуаций. Задачи приобщения детейк жизни города, культуре, истории, природе наиболее эффективно могут бытьрешены в процессе стимулирования умственной активности ребенка. Для решенияситуаций используются проблемные задания с обязательным участием догадок,предположений, вопросов. 

Что бы было, если бы на домах не былономеров?
 Что бы было, если бы улицы города не убирались?
 Что бы было, если бы в нашем городе не было деревьев?

Следует помнить, что проблематизация— это не только расширение знаний о родном городе, но и важнейшее условиеподдержания высокого уровня умственной активности дошкольников. Составимрассказ о своем городе.

Одним из важных моментов в работе поданному направлению является символизация, в процессе которой детямпредоставляется возможность эмоционально выразить свое отношение к полученнойранее информации о родном городе. 

7. «Букеткрасивых пожеланий». Предлагаю вам подарить нашему городу букет красивых пожеланий . Какойже букет без цветов? Ставя свой цветок в вазу, вы скажете свое пожелание,например: «Город Элиста, я желаю тебе…» (процветания, благоустройства, добрых изаботливых горожан, чистого воздуха, солнечных дней, смеха детей, культурногороста, спортивных достижений и т.п.).

 8.Пальчиковаягимнастика.
 Люблю по городу гулять,

Люблю смотреть, люблю считать.

Красивый фонтан – это раз, 

Площадь Ленина – это два,

Улица Красная – это три,

Широкая, светлая – посмотри.

А четыре — я живу в квартире.

Пять – гуляю в парке я опять.

Город я свой очень люблю,

Его я очень берегу!

Использование пальчиковой гимнастикиспособствует не только развитию мелкой моторики, но и стимулирует зрительное ислуховое восприятие, внимание, память, связную речь.

Получился прекрасный букет!

 

В заключение:

Много городов у нас красивых,

Их названий и не перечесть.

Только всех милее мне в России

Элиста — спасибо, что ты есть.

                                 

— Я надеюсь, что предложенные мнойприемы по знакомству детей с родным городом, помогут вам в деле патриотическоговоспитания, успех которого будет достигнут только тогда, когда сам педагогбудет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметьотобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, чтоможет вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можносчитать возросший уровень знаний детей о своем городе, его архитектуре,достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности кжизни своего микрорайона, своей малой Родины.

9.Рефлексия. Методика«Неоконченное предложение».

В заключение своего мастер-класса, япредлагаю вам, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана, высказаться однимпредложением, по поводу прослушанного. 

§ Сегодня я узнала, что…

§ Было интересно…

§ Я выполняла задания…

§ Я поняла, что …

§ Я приобрела…

§ У меня получилось…

§ Я попробую…

§ Меня удивило…

§ Мне захотелось…

Спасибо вам за общение!

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет