План — конспект мастер класса
на тему «Различные приемы мозгового штурма науроках физики в 7-9 классах»
Игнатьева Елена Анатольевна
учитель физики МБОУ «СОШ №4 суглубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска.
Общие цели |
Познакомить учителей с особенностями проведения занятия методом мозгового штурма, знакомство с различными приемами мозгового штурма, как одного из методов критического мышления, направленного на активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся на уроках физики в 7-9 классах |
Задача
|
— показать практическое применение метода мозгового штурма, стимулирующего мыслительную и творческую деятельность учеников; — выделить стратегию и тактику педагогического взаимодействия с участниками мастер-класса; — совместно отработать методический подход решения поставленной в программе мастер-класса проблемы — сконцентрировать внимание на режиссуре современного учебного занятия. |
Ожидаемые результаты |
участники получат новую информацию или систематизируют имеющуюся по цели, принципам и правилам данного метода, расширят спект идей при работе с детьмим, конкретизируют этапы «мозгового штурма», примут участие в обсуждении преимуществ и недостатков метода. |
Ключевые идеи |
|
Источники |
презентация «Различные приемы мозгового штурма на уроках физики в 7-9 классах» |
Материалы и оборудование |
компьютер, проектор, экран, маркеры, плакаты, магниты, доска |
Ход мастер класса |
||
этапы проведения коучинг занятия |
время |
действия преподавателя и действия участников мастер класса |
приветствие |
1 мин |
с доброжелательным настроем приветствует участников коучинг занятия |
Побуждение, установление благоприятного климата |
2 мин |
для установления благоприятного климата и доверительной атмосферы, «цепочка позитива» (участники по цепочке, передают друг другу позитивную фразу или пожелание), музыкальное сопровождение |
деление участников на группы |
2 мин |
участникам предлагается выбрать один из предложенных смайликов нескольких цветов, после чего участники формируют группы по цветам или по интересам для положительного настроя в группе, облегчения участникам вхождения в контакт и развития нестандартного творческого мышления проводится выбор «лидера» (члена группы, который будет выполнять функции капитана) и «спикера» (представляет результаты работы группы), |
показ презентации «Различные приемы мозгового штурма на уроках физики в 7-9 классах» |
10мин |
показ презентации «Различные приемы мозгового штурма на уроках физики в 7-9 классах», комментируя каждый слайд. |
работа в группах (за группами наблюдают независимые наблюдатели) |
15 мин |
для ознакомления участников с заданиями «мозгового штурма» (Приложение 3). 1. Заполнение и защита предложенного кросворда с соотнесением использованного приема мозгового штурма. 2. По одному лидеру от каждой микро-группы, выбирают правильные (по мнению участников)ответы, также привлекая к обсуждению остальных участников. Результаты передают экспертам. 3. Составление ответов и их представление. |
подведение этогов |
5-10 Представленная информация была полезной? ДА 60.58% НЕТ 39.42% Проголосовало: 1304 мин |
Круглый стол по результатам мастер-класса. Рефлексия. Участникам предлагается соотнести свой номер (стикер), в зависимости от полезности проведенного мероприятия (чемодан- все пригодится в дальнейшем, мясорубка- информация перерабатывается, корзина- все выброшу), высказать свои пожелания. |
Начало формы
Конец формы
Сценарий:
«Не существует сколько-нибудь достоверныхтестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активногоучастия хотя бы в самой маленькой поисковой работе».
А.А. Колмогоров.
Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня яхотела бы поделиться с вами своим видением приемов мозгового штурма на урокахфизики. Мозговой штурм является одним из методов критического мышления, направленного на активацию умственнойдеятельности и творческой активности учащихся. При его применении реализуютсядеятельностный и личностно-ориентированный подходы. Метод мозгового штурмаявляется одним из способов поиска новых идей. Он представляет собой способрешения проблемы или задачи на базе стимулирования творческой активности. Входе проведения мозгового штурма участники высказывают большое количествовариантов решения, а затем из высказанных идей отбираются наиболееперспективные, удачные, практичные. Его применение способно значительноповысить активность всех школьников, так как в работу включаются все ребята. Входе работы дети получают возможность продемонстрировать свои знания изадуматься о возможных вариантах решения задачи. При этом они учатся коротко имаксимально четко выражать свои мысли, анализировать их. Метод мозговой атакипредполагает объединение усилий нескольких людей, и возможность развивать идеидруг друга.
Предлагаю всем участникам выбрать один из предложенных смайликовнескольких цветов, после чего участники формируют группы по цветам или поинтересам
Для положительного настроя в группе, облегчения участникамвхождения в контакт и развития нестандартного творческого мышления проводитсявыбор «лидера» (члена группы, который будет выполнять функции капитана) и«спикера» (представляет результаты работы группы).
Показ презентации «Различные приемы мозгового штурма науроках физики в 7-9 классах», комментируя каждый слайд.
Приложение 1.
Теперь, когда мы уже освоили теориюперейдем непосредственно к практике: (предложим цветные стикеры для деления на группы,участники рассаживаются в соответствии с цветом стикера или по предварительной договоренности.Перед каждым участником находится Приложение 2- Приемы мозгового штурма.
Приемы мозгового штурма:
Изменение точки зрения.Это один из довольно интересных способов создания новых идей, которыйзаключается в том, что вы переходите на другие плоскости восприятия, откуда выможете наблюдать свои проблемы с разных сторон и различными способами.
Изменениеатрибутов. С помощью этого подхода, вам предстоит изменить в своёмвоображении вашу проблему таким образом, чтобы она стала выглядеть немногопо-другому, и посмотреть, что из этого получится.
Поиск альтернативы. Поискальтернативных путей — это вопрос вашей гибкости, способности находить разныепути выхода из сложившейся ситуации, главное, что эти качества вашей личностиможно улучшать, правда, для этого потребуется практика. Так, применяя техникумозгового штурма «поиск альтернативы», вы можете получить массу интересных идейдля развития своего бизнеса и решения изобретательских задач, кроме того, этопоможет вам стать более гибкими.
Свободное творчество. Егонельзя назвать техникой мозгового штурма в полном смысле этого слова, посколькусвободное творчество предполагает отсутствие каких-либо правил, которых выдолжны придерживаться, для получения хороших идей. Главное здесь – начатьтворческий процесс, чтобы настроить свой мозг на работу.
Хождение по краю. Вэтой технике мозгового штурма от вас требуется мысленное расширение границвозможного. Так, хождение по краю подразумевает рассмотрение худшего и лучшегоиз возможных сценариев, а также изучение границ ваших возможностей в работе илижизни, и их дальнейшее расширение. В процессе выполнения этой техники вы можетенатолкнуться на массу интересных идей относительно вашей текущей ситуации.
Реверс. Перевернитес ног на голову всё, что только возможно, и посмотрите, что из этого выйдет.Реверс предполагает выполнение действий с точностью, да наоборот, но необязательно в жизни, поскольку это может привести к непредсказуемым результатам.Достаточно будет произвести это действие мысленно, то есть, в своёмвоображении, что поспособствует развитию гибкости вашего мышления и появлениюоригинальных идей.
Ликвидацияразрыва. В вашем распоряжении должно находиться наиболее полноепредставление о двух точках – начальном и конечном пункте вашего путешествия.Можете нарисовать их на бумаге, и провести линию из возможных решений дляперемещения из одной точку в другую. Можете отметить их на полу, и, обязав себяс каждым шагом от начальной точки к пункту назначения предлагать возможноерешение, постепенно передвигаться от точки к точке.
Групповой мозговойштурм. Это наиболее распространённая техника мозгового штурма. Во времягруппового мозгового штурма, каждый член группы, чаще всего состоящей из 6 — 8человек, предлагает на рассмотрение и обсуждение свои идеи, придерживаясьзаранее составленного плана.
Карта ума. Этодовольно интересная техника, впервые предложенная Тони Бьюзеном в книге«Супермышление», подойдёт не только для создания хороших идей, но и дляулучшения запоминания изучаемой информации, а также развития мышления. Сутьтехники сводится к визуальному (посредством рисования) построению ассоциацийвокруг центрального образа или вопроса и объединению их связующими элементами(например, линиями). Карты ума особенно хороши для ведения конспектов, иявляются отличной альтернативой стандартному линейному конспектированию.
Эффект Медичи. Вэтой технике мозгового штурма вы связываете идеи из областей или сфер, которыеникак не пересекаются друг с другом, и извлекаете из сего процесса новыеуникальные идеи. Для применения этой техники вам придётся проявить немалуюгибкость своего ума, иначе вам будет сложно сложить воедино что-то, что неподдаётся объединению.
Список «100». Всё, чтопотребуется вам в этой технике, это лист бумаги и карандаш или ручка, а такженекоторая доля терпения. Выделив для выполнения этой техники, немного времени,вы даёте себе задание составить список из ста способов решения вашей проблемы иобязуетесь не вставать с места, пока список не будет завершён сотой идеей.Записывая всё, что придёт вам в голову относительно вашей проблемы, вскоре выможете обнаружить в своём списке несколько полезных для вашего дела идей.
Начинается работа в группах
(за группами наблюдают независимыенаблюдатели)
Для ознакомленияучастников с заданиями «мозгового штурма»
Приложение 3
1. Заполнение и защитапредложенного кроссворда с соотнесением использованного приема мозговогоштурма.
2. По одному лидеру откаждой микро-группы, выбирают правильные (по мнению участников) ответы, такжепривлекая к обсуждению остальных участников. Результаты передают экспертам.
3. Составление ответови их представление.
Эксперты (учителяфизики), подсчитывают количество баллов каждой команды, составляют рейтинговуютаблицу. Знакомят участников с результатами.
Круглый стол порезультатам мастер-класса. Обсуждаются результаты мероприятия.
Рефлексия. Участникампредлагается соотнести свой номер (стикер), в зависимости от полезностипроведенного мероприятия (чемодан- все пригодится в дальнейшем, мясорубка-информация перерабатывается, корзина- все выброшу), высказать свои пожелания.
Литература:
1. В.Д. Сидоренко, О.П. Очинин. «Технологиярешения творческих задач»
2. В.А. Волков «Универсальные поурочныеразработки по физике», Москва «ВАКО» — 20с. 254.
3. А. Гин. Приёмы педагогической техники.Пособие для учителя. Вита-Пресс. М.: 2005, с.54.
4. Цит. по Бернс Г. Разрушителистереотипов: Когда и как можно нарушать общепринятые правила и выходить победителем/Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Бук, 2009. – с. 99.
