Игровые технологиина уроке математики.
С приходом ребёнка в школу изменяется его социальная позиция,ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом егодеятельности должно стать учение. Поэтому начальной школе необходимо заложить уучащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс усложняетсявозрастными особенностями младших школьников: слабой переключаемостью внимания,его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления.
Игровые технологии являются одной из уникальных формобучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работуучащихся на творческо-поисковом уровне, но будничные шаги по изучениюматематики. Занимательность условного мира игры делает положительноэмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению,закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действаактивизирует все психические процессы и функции ребёнка. Другой положительнойстороной является то, что она способствуют использованию знаний в новойситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразнуюпрактику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-заперенасыщенности современного школьника информацией. Одной из форм обученияявляется дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний,полученных на уроке и во внеурочное время.
Игра – это естественная для ребёнка и гуманная формаобучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым,удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Л.С.Выготскийписал, что игры организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешениемдовольно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливостии находчивости, совместного и комбинированного действия самых разныхспособностей и сил. В игре усилие ребенка всегда ограничивается и регулируетсямножеством усилий других играющих. Во всякую задачу- игру входит какнепременное ее условие умение координировать свое поведение с поведениемдругих, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредитьи помогать, рассчитывать наперед результат своего хода в общей совокупностивсех играющих. Особенность игры – подчиняя все поведение известным условнымправилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Всякое мышлениевозникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или трудногостолкновения элементов среды. Мышление возникает от столкновения множества реакцийи отбора одних из них под влиянием предварительных реакций. Но именно это идает нам возможность, вводя в игру известные правила и тем самым ограничиваявозможности поведения, ставя перед поведением ребенка задачу достиженияопределенной цели, напрягая все инстинктивные способности и интерес ребенка довысшей точки, заставить его организовать свое поведение так, чтобы оноподчинялось известным правилам, чтобы оно направлялось к единой цели, чтобы оносознательно решало известные задачи.
Игровые технологии являются составной частьюпедагогических технологий. Они нашли широкое применение в нашей практике.Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетнойобразовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственнойдеятельности, общения и самого себя. Кроме игровых технологий этой задачеслужат проектный метод, модульная технология. Например, проектная деятельностьсуществует в нашей школе в настоящее время как внеурочная образовательнаяпрограмма. Модульная технология активно используется нашими педагогами,особенно в начальной школе.
В педагогическом процессе игра выступает как методобучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шаговчеловеческого общества по пути своего развития. Г.К.Селевко отмечает: «Всовременной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебногопроцесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
— в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы идаже раздела учебного предмета;
— в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения,закрепления, упражнения, контроля);
— как технология внеклассной работы.
Понятие « игровые педагогические технологии» включаетдостаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогическогопроцесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игрвообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения исоответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередьобоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательнойнаправленностью. Преподаватель должен организовывать и координировать игровуюдеятельность детей. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощиигровых приёмов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения,стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов иситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
1.Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
2.Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
3.Учебный материал используется в качестве её средства.
4.В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуютпереходу дидактических задач в разряд игровых.
5.Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровымрезультатом.
Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проектснятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой – выявитьнедостатки опыта. Игра выполняет следующие функции:
. Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра-деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекстсложнейших человеческих коммуникаций.
. Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогудиагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие,эмоциональные и др.) В то же время игра – «поле самовыражения», в которомребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает исамоутверждает себя.
. Функция коррекции – есть внесение позитивных изменений, дополнений вповедении, общении, учении.
. Развлекательная функция игры, пожалуй , одна из основных ее функций.
Педагогические игры – достаточно обширная группа методов иприёмов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогическойигры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – чёткопоставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом,которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно –познавательной направленностью. Педагогические игры достаточно разнообразны по:
. дидактическим целям;
. организационной структуре;
. возрастным возможностям их использования;
Прочные умения и навыки учащиеся приобретают в процессеактивной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой являетсяинтерес. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетанииэмоционального и рационального в обучении. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал, какважно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью на урокахматематики используется различный занимательный материал: дидактические исюжетно — ролевые игры, задачи в стихах, задачи – шутки, ребусы, игровые изанимательные ситуации. Занимательный материал не только увлекает, заставляетзадуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка,приучает считаться с интересами товарищей. Увлечённые игрой дети легчеусваивают программный материал, приобретают определённые знания, умения инавыки. Вот почему включение в урок математики игр и игровых ситуаций делаетпроцесс обучения интересным, создаёт у ребят бодрое рабочее настроение,способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание. В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может бытьполноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, черезкоторое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений,понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»
В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно длясебя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества,выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи.Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюдастремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнятьзадания, соблюдать правила игры.
Хорошая игра похожа на хорошую работу. В каждой игре есть прежде всегорабочее усилие и усилие мыслей. Вот почему игры должны занять прочное место ив воспитательной работе, и в процессе обучения. Стоит только сказать на уроке«поиграем», как загораются задорные огоньки в глазах ребят. Они уже готовысражаться и побеждать. Самые невнимательные становятся активными участникамиигры.
Дидактические игры.
Дидактическая игра является ценным средством воспитанияумственной активности детей, она активизирует психические процессы. Вызывает уучащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолеваютзначительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учениковглубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчаетпроцесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок сравнивает, сопоставляет,классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные емуанализ и синтез, делает обобщения.
Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детейпроизвольность таких психических процессов, как внимание и память. Т.к. ведущийтип деятельности младших школьников- учебная деятельность, дидактические игрыдолжны обеспечивать формирование навыков учебной
работы и формирование собственно учебной деятельности. Игровые заданияразвивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из нихтребуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют нетолько умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умениясоблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.
Однако не всякая игра имеет существенное образовательное ивоспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательнойдеятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую,познавательную деятельность ребёнка с уже привычной для него, облегчая переходот игры к серьёзной умственной работе.
Ниже представлены игры, которые можноприменять на уроках математики.
Каждый учитель знает, что основнымтребованием к знаниям, умениям и навыкам при обучении математики являетсязнание таблицы умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления науровне автоматизированного навыка. Важным звеном в изучении таблицы умноженияявляются математические игры. Они помогают быстро изучить и закрепить знаниетаблицы умножения, освоить соответствующие случаи деления.
1. «Устная цепочка»(участвует весь класс). 1 ученик называет любой пример: 6х8, следующий ученик –8х6, следующий – 48: 8, следующий 48 : 6 и т.д.
2. « Кто быстреерасставит стрелки»
1). 9 х 5 56 2). 24 : 3 3
7 х 8 45 12 : 4 9
6 х 9 54 54 : 6 5
5 х 7 35 45 :9 8
Ребята должны провести стрелки от выражения к значению
3. Вычислительная машина.
1 вариант: Закладываем в машину число:
24___________: 4_____________. 2________: 3_________?
начинаем операции. Какое число выдаёт машина? Данную игру проводим сразличными числами.
2вариант: Найди ошибку и исправь заложенное число.
6____.30______180_____:20____9_____.400_____360_____:6____60_____.50_____=_3000
4. Эстафета
1 вариант
__5х3___6х7___81:9___24:4__7х9__/__8х3___6х9___64:8___18:3____4х9___
Ответы пишут в вершинах треугольника. По хлопку начинают вместе.
2 вариант: «Кто раньше решит общий пример».Между соседями по парте.
9х9 3х8 7х8 9х4 / 4х8 / 9х3 6х7 7х3 8х8
_________________________________________________________
5. Для учеников сослабленной памятью при изучении таблицы умножения, очень помогает тренировкапо «сорбонкам». Высокая эффективность «сорбонок» объясняется тремя важнымисвойствами: они концентрируют внимание только на тех элементах таблицы, которыеещё не усвоены, увеличивают частоту тренировок, раскрепощают память в процессеигры, что обеспечивает более лёгкое запоминание.
6. Ролевая игра дляусвоения названий компонентов и результатов умножения.
Ученики 1 ряда – первые множители, 2 ряда – вторые множители,3 ряда – произведения. 1 ученик из 1 ряда встаёт и говорит: «Первый множитель5, 1 ученик из второго ряда встаёт и говорит: «Второй множитель 3», 1 ученик их 3 ряда встаёт и говорит: «Произведение 15». Затем встают вторые ученики изкаждого ряда и т. д.
Аналогично проходит игра при закреплении знаний компонентов ирезультатов деления. Такие игры активизируют мыслительную детей и даютвозможность поработать на данном этапе урока всему классу.
7.«День и ночь»
Учащиеся при слове «Ночь» кладут голову на парту и закрываютглаза. В это время учитель читает пример для устного счёта на деление иумножение. «День» — учащиеся поднимают головы и те, кто сосчитал, поднимаетруку и называет ответ. Детям очень нравится эта игра. Она ценна тем, что даётвозможность сосредоточиться при счёте более рассеянным учащимся, приучает ихвоспринимать примеры не по записи на доске, а на слух.
8.«Помоги Незнайке».
Очень нравится ребятам проверять домашнее задание сказочных героев.У Незнайки в портфеле карточки с примерами, надо проверить, все ли примеры онрешил верно. Среди примеров есть и неверно решённые.
6х4 = ? (ответ закрыт) после того, как дети назвали ответ, открыть егона карточке, если ответ неверный, учащиеся его исправляют. Такая игра развиваетвнимание, способствует прочному усвоению таблицы умножения.
9.Выберипримеры.
Реши примеры:
2 : 4 = 6 * 2 =
12 : 4 = 5 * 5 =
63 : 9 = 14 : 2 =
9 * 2 = 10 : 2 =
Выбери среди них примеры, сумма ответов которых равна 10. Запиши этипримеры в тетрадь.
Например:
2 * 4 = 8
10 : 5 = 2
2 + 8 = 10
10.Составьслово.
На доске записаны примеры:
5 * 9 = 6 * 7 =
7 * 9 = 9 * 4 =
12 : 4 = 49 : 7 =
9 * 3 = 5 * 4 =
12 * 2 = 9 * 3 =
К доске выходят две команды. По сигналу каждый из вызванных решает одиниз примеров и выбирает среди подготовленных карточек карточку с числом,соответствующим ответу его примера (на обороте карточки написана буква).Команда, первая составившая слово, выигрывает.
В данной игре осуществляется межпредметная связь, так как могут быть
составлены словарные слова или слово на какое-либо правило.
11.Какойряд первый?
7 * 9 =
56 : 8 =
8 * 9 =
5 * 7 =
27 : 3 =
Каждый ряд учеников получает карточку, на которой записано задание –примеры на табличное умножение и деление. Примеров столько, сколько учеников вряду.
Первые ученики каждого ряда по сигналу учителя начинают работу. Решиводин пример, они быстро передают карточку следующему ученику. Ряд, ученикикоторого быстрее решили все примеры, не сделав ошибок.
12. Нескажу!
Учащиеся считают от 1 до 40 по одному. Вместо чисел, которые, например,делятся на 2, они говорят “Не скажу!”
В игре происходит целенаправленное формирование механизма произвольногопереключения внимания.
13.Таблицадля соседа.
(работа в паре)
Ученики задают по 5-6 примеров на табличное умножение и деление друг другу.После решения примеров проверяются записанные результаты. Примерыготовятся заранее на карточках. Выигрывает тот, кто решил примеры быстрее идопустил меньше ошибок.
Математические игры бывают связаны сопределенными сюжетами.Иногда эти сюжеты подсказываются названием игры: «Поймай рыбку», «Футбол»,«Борьба за цифру», «День и ночь» и т.д. В ряде игр сюжет связан спутешествиями: «Полет в космос», «Найди дорогу» и др. или военизированныесюжеты: «Преодолей посты».
Например, при закреплении учащимися знания таблицысложения и вычитания (умножения и деления) можно использовать игру «Поймай рыбку»или «Самый быстрый почтальон».
Игра «Поймай рыбку».
На доске висит таблица, на которой изображен аквариумс рыбками. На
каждой рыбке записан пример: 7+8 9+6 и т.д. Двоеучащихся выходят к доске и решают выражения. Остальные выполняют задания втетради. По истечении времени, отведенного на вычисление, ученики сверяют своиответы с доской. Тот из учеников у доски, кто решил большее количествовыражений, поймал больше рыбок. Он считается лучшим рыбаком в игре.
Игра «Самый быстрый почтальон».
Учитель раздает пяти ученикам по одинаковому числукарточек (писем), на обратной стороне которых записаны выражения на сложение ивычитание. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат вруке разрезные цифры, обозначающие числа от 0 до 10). Почтальоны должны быстроопределить на конверте номер дома (найти значение выражения) и разнести письмав соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами,обозначающие ответы выражений, записанных на конвертах).
Кто быстрее и правильнее разнесет письма поназначению, тот самый быстрый почтальон.
Эти игры простые, но они позволяют в игровой формеповторить таблицу сложения и вычитания (умножения и деления), внести в урокэлемент соревнования, что еще более способствует активизации мыслительнойдеятельности учащихся. Обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми.
Многие игры и упражнения я строю на материалеразличной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечиватьучастие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.
Например, даю самостоятельную работу в виде игры
«Кто первый добежит до финиша». А раз это игра, учащиеся чувствуют себясвободно, поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Каждый получаеткарточку с заданием-задачей. Задача у всех одна и та же, но степень помощи к еерешению для каждого ученика разная.
Например, хорошо подготовленным ученикам предлагаюрешить задачу по краткой записи, составив по ней выражение, а слабо успевающимученикам – составить задачу по краткой записи и закончить ее решение.
Карточка 1
Цена Количество Стоимость
1-й покупатель одинаковая 7м ?на 18 р. больше
2-й покупатель одинаковая 5м ?
Составить задачу по краткой записи и реши еевыражением.
Карточка 2.
Цена Количество Стоимость
1-й покупатель одинаковая 7м ? на 18р. Больше
2-й покупатель одинаковая 5м ?
20
Решение:
1) 7 — 5=… (м)…
2) 18: …= (м)…
3)
4)
Объясняю цель игры: тот, кто решит задачу быстро иправильно, может считать себя спортсменом.
На таких уроках ставится цель привить любовь кматематике учащимся с разными математическими способностями. Все стараютсявыполнить задание, все хотят быть спортсменами.
В завершении задания на доске пишу фамилии учащихся,справившихся с задачей. А тем, кому не удалось решить задачу, даюиндивидуальную помощь, чтобы в следующий раз смелее приступали к работе.
Следовательно, включение в учебный процесс игры илиигровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно длясебя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике.
На уроках я часто включаю и логические игры, в которыхпутем несложных умозаключений можно получить нужный результат. В таких
играх принимает участие весь класс или большая частьдетей, а остальные контролируют ход игры.
Математические ручейки.
Дети, сидящие на одном ряду, стоят, повернувшись,лицом друг к другу. Говорю, что только что прошел необычный дождь –математический. Образовались бурные математические ручейки, которые веселобегут, перегоняя друг друга, с пригорка вниз, к озеру. Какой ручеек самыйбыстрый, какой раньше достигнет озера?
По моему сигналу первый ученик из каждого ряда(ручейка) называет любой пример на сложение или вычитание, на умножение илиделение и бросает мяч своему соседу по парте. Тот ловит мяч, называет ответ исоставляет следующее выражение, используя в качестве исходного числа числоответа. Составив новое выражение, он бросает мяч стоящему в противоположномряду товарищу и т.д. Побеждает тот ручеек, который раньше других добежит доозера.
Забей мяч в корзину.
На доске вывешиваются рисунки с баскетбольнымикорзинами и на них числа 24, 27, 36. Каждому ряду дается задание составить заопределенное время (5 минут) как можно больше примеров с данным ответом наумножение. Выигрывает та команда, участники которой больше и вернее запишутвыражений с данным ответом.
Во многих дидактических играх, таких как «Наберичисло», «Кто быстрее», «Лесенка», «Не зевай», заложен элемент соревнованиямежду группами, который усиливает эмоциональный характер игры. В этом случаедети стремятся не только сами хорошо выполнить задание, но и побудить к этомусвоих товарищей, помочь им.
Такие игры, кроме решения учебных задач, способствуютвоспитанию нравственных качеств личности, привитию навыков правильногоповедения в коллективе.
Логические упражнения на уроках математики.
Мысль о том, что в школе необходимо вести работу по формированию иразвитию логического мышления начиная с младших классов, впсихолого-педагогических науках общепризнанна. Логические упражненияпредставляют собой одно из средств, с помощью которого происходит формированиеу детей правильного мышления. Когда я говорю о логическом мышлении, то имею ввиду мышление, по содержанию находящееся в полном соответствии с объективнойреальностью.
Логические упражнения позволяют на доступном детям математическомматериале, в опоре на жизненный опыт строить правильные суждения безпредварительного теоретического освоения самих законов и правил логики.
В процессе логических упражнений дети практически учатся сравниватьматематические объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза,устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями.
Чаще всего предлагаемые мной логические упражнения не требуютвычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводитьнесложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер,поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительнойдеятельности. А это одна из кардинальных задач учебно-воспитательного процессав школе.
Вследствие того, что логические упражнения представляют собойупражнения в мыслительной деятельности, а мышление младших школьников восновном конкретное, образное, то на уроках я применяю наглядность. Взависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяю рисунки,чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.
1.Летело стадо гусей: один гусь впереди, два позади ;один позади и два впереди; один между двумя и три в ряд. Сколько было всехгусей?
2.Ослики очень трудолюбивые животные. Два ослика везли по 2 мешкапоклажи. Один ослик вёз 2 мешка с солью, а другой 2 мешка с ватой. Первый осликшёл тяжело, а второй резво бежал вперёд. На пути река. Осликам по самую шеюпришлось погружаться в воду. Они перешли реку. И картина изменилась: ослик,который вёз соль, резво побежал вперёд, а другой ослик зашагал, понурив голову.Почему?
7. «Переправа через ров»
Четырёхугольное поле окружено рвом шириной3метра. Ров наполнен водой. Как перейти на четырёхугольное поле, если имеютсядве толстые доски, длина которых тоже по 3 метра? Ни гвоздей, ни молотка,вообще ничего под руками больше нет, кроме этих двух досок.
8. Глеб, Сергей и Андрейвезут подарки. Глеб везёт сразу две корзины. Сергей и Андрей – по однойкорзине. Корзину с яблоками везёт Сергей. Кто из них Глеб?
9. Как разделить 5 яблокмежду 5 учениками так, чтобы каждый получил по 1 яблоку и 1 осталось в корзине?
Задания подобного рода, привлекая внимание своей занимательной формой,в то же время имеют и другую важную практическую цель – они способствуютразвитию нешаблонного, творческого мышления – качества, необходимого длядальнейшего изучения математики.
С особым интересом учащиеся решают задачи, составленные наместном материале, по материалам экскурсий; задачи, связанные с жизненнымиситуациями.
1. За сутки из неисправногокрана вытекает 60 литров воды. Сколько воды утечёт за сутки, если в доме неисправны120 кранов?
2. После обеда отходы хлеба вшкольной столовой составляют 1 килограмм 100 граммов. Сколько можно сэкономитьхлеба за месяц, если в месяце 26 учебных дней, а каждый ученик будет съедатьвесь кусок хлеба?
3. Ученик взял в столовойстограммовый кусочек хлеба и половину его не доел. Сколько хлеба пойдёт вотходы, если в классе 30 учеников и каждый из них не доест свой кусочек?
Такие задачи вызывают повышенный интерес, большую активность и полезныдля самоутверждения ребёнка, как личности.
Для расширения детского кругозора можно использоватьдополнительный материал в качестве сюжета для задач и для проведения устногосчёта:
« Самые – самые»
1.Среди хищниковсамым крупным считается белый медведь, его масса 1 тонна. Сколько этокилограммов?
2.У медведя оченьтонкое обоняние. Он может почуять добычу на расстоянии 15 километров. Сколькоэто метров?
3.Варан – самаякрупная ящерица, масса его тела – 2кг 500 г. Сколько это граммов?
4.Верблюд – оченьвыносливое животное, на него можно навьючить кладь до 250 кг. Вырази вцентнерах и килограммах.
5.Ворон живёт около75 лет, слон – на 5 лет меньше, а щука на 5 лет меньше, чем слон. Сколько летживёт щука?
6.Первый в миретрамвай испытывался в 1882 году в Германии. Сколько лет трамваю?
Такие задачи нравятся детям, а запоминание информации зависит отинтереса конкретного ученика. Использование числового материала из жизни даётмного возможностей для обучения, а главное — это возможность такой работы пробудить интерес учащихся к новому. Это и осуществление межпредметных связей.
Ученики, увлеченные математикой, сами подбирают разные заданиядля устного счёта: задачи в стихах, задачи на логическое развитие и т.д., самипроводят 1 раз в неделю устный счёт (подобранный ими материал я проверяюзаранее). Так в классе появилась тетрадь «Занимательный материал для устногосчёта».
Народные загадки всегда служили и служат увлекательнымматериалом для размышления. В загадках обычно указываются определенные признакипредмета, по которым отгадывают и сам предмет. Загадки – это своеобразныелогические задачи на выявление предмета по некоторым его признакам. Признакимогут быть разными. Они характеризуют как качественную, так и количественнуюсторону предмета. Для уроков математики можно подобрать такие загадки, вкоторых главным образом по количественным признакам наряду с другими находитсясам предмет. Выделение количественной стороны предмета (абстрагирование), атакже нахождение предмета по количественным признакам – полезные и интересныелогико-математические упражнения.
Задачи на развитиелогического мышления.
***
Шел Кондрат вЛенинград,
А навстречу 12 ребят,
У каждого — по 3лукошка,
В каждом лукошке –кошка,
У каждой кошки – 12котят,
У каждого котенка взубах по 4 мышонка.
И задумался старыйКондрат:
Сколько мышат и котят
Ребята несут вЛенинград? (ни одного)
***
На двух руках 10пальцев.
Сколько пальцев на 8руках? 5*8=40
***
Когда цапля стоит наодной ноге, она весит 12 кг.
Сколько она будет весить, если встанет на 2ноги? 12 кг
5 рыбаков за 5 часов
Распотрошили 5судаков.
За сколько часов 100рыбаков
Распотрошат 100судаков?
Дополнительныйматериал
Математику, друзья.
Не любить никакнельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука-
Это – математика!
Ну-ка в сторонукарандаши.
Ни костяшек, ниручек, ни мела.
Устный счет! Мытворим это дело
Только силой ума идуши.
Числа сходятся где-тово тьме,
И глаза начинаютсветиться.
И кругом только умныелица,
Потому что считаем вуме!
Давайте, ребята,
Учиться считать,
Прибавлять, вычитать,
Делить, умножать.
Запомните все,
Что без точного счета
Не сдвинется с места
Любая работа.
Давайте, ребята,учиться считать!
Учиться считать изадачи решать.
Мы со Знайкой откроем
Вам новый секрет:
Хотите узнать его?
А может быть, нет?
Заливистый школьныйзвонок
Позвал опять на урок.
Будьте всевнимательны,
А еще старательны.
Будем сегодня задачирешать,
Будем складывать ивычитать.
Знают взрослые и дети–
Без умения считать
Плохо жить на свете.
Начинается урок,
Он пойдет ребятамвпрок.
Постарайтесь всепонять-
И внимательносчитать!
Начинаем мы опять
Решать, отгадывать,смекать!
Считайте, ребята,
Точнее считайте,
Хорошее дело
Смелей прибавляйте!
Плохие дела
Поскорей вычитайте!
Вот опять звенитзвонок,
Приглашает на урок.
Будем дружно мысчитать,
И делить, и умножать!
Крестик – он зоветсяплюс
Без него не обойдусь!
Если я хочу узнать,
Сколько будет 3 плюс5.
Тут я без сомненьявыполню сложение!
Минус вам поможет тут
Его минусом зовут.
Я не крестик, но,друзья,
Без меня никакнельзя!
Минус вам поможеттут!
И вот мы, внимание,
Выполняем вычитание!
Что такое умножение!
Это умное сложение.
Ведь умней умножитьраз,
Чем слагать все целыйчас.
Таблица умноженья
Всем нам в жизнипригодиться.
И недаром названа
Умножением она!
Тот, кто знаетумноженье,
Вызывает уважение!
То, что называли мы примером,
Сегодня назовем выражением.
А ответ у негонайдем,
Назовем значением.
Знайка Математик вгостях у нас!
С новой темойпознакомится класс!
Сегодня мы узнаем безсомнения
имя этого выражения уравнение.
— Вот и законченаигра.
Итоги подводить пора!
Загадки о цифрах
От нуля и до нуля
Не дойти безкостыля, (1)
Не добраться безлошадки, (2)
Без витой ватрушкисладкой, (3)
Без винтовки соштыком, (4)
Без кошевки соблучком, (5)
Без шелкова кнутика,(6)
Без кривого прутика,(7)
Без шаров и бубенца (8 и 9)
Не отъехать от крыльца!
Вид её – как запятая
Хвост крючком, и несекрет:
Любит всех оналентяев, 2
А лентяи её – нет.
Два кольца, но безконца,
В середине нетгвоздя.
Если я перевернусь,
То совсем неизменюсь.
Ну какая цифра я? 8
Ноль подставил спинкубрату,
Тот забрался неспеша.
Стали новой цифройбратцы,
Не найти нам в нейконца.
Повернуть ее тыможешь,
Головой поставитьвниз.
Цифра будет все такойже.
Ну, подумай искажи! 8
Отгадайте-ка,ребятки:
Что за цифра –акробатка?
Если на головувстанет,
Ровно на 3 меньшестанет. 9 и 6
Задачи в стихах на сложение и вычитание.
У меня есть братикМиша
и сестрёночка Ириша.
Сосчитайте поскорей.
Сколько же в семьедетей? 1+1+1=3
По лесу охотник шел,
В чащу, леса онзашел.
Повстречались емуздесь:
Заяц, волк, лиса,медведь.
Сколько здесь зверейвсего? 1+1+1+1=4
Как-то вечером кмедведю
На пирог пришлисоседи:
Ёж, барсук, енот,косой,
Волк с плутовкоюлисой.
А медведь никак немог
Разделить на всехпирог.
От труда медведьвспотел:
Он считать ведь неумел!
Помоги ему скорей,
Сосчитай – ка всехзверей? 1+1+1+1+1+1+1=7
Мама – курица цыплят
Привела в фруктовый сад.
— Посмотрите, детки,
Груша упала с ветки.
Вот еще упало 5,
Кто их может сосчитать?
Но цыплята маловаты,
И задача трудновата.
Помогите им,ребята! 1+5=6
Белка с рынкавозвращалась
И с лисоюповстречалась.
— Что ты, белочканесешь?
Задала лиса вопрос.
— Я несу своимдетишкам
2 ореха и 3 шишки.
— Ты, лиса, мнеподскажи,
Сколько будет 2 плюс3?
Лиса быстрососчитала,
Ровно 10 насчитала.
— Ах, ты, рыжаяплутовка,
Обманула белку ловко!
Вы, ребята, ей неверьте,
И ответ ее проверьте! 2+3=5
Коля с мамой в лесходил,
Там грибы он находил.
А когда домой пришел,
Все грибы сложил настол.
Тут сестренка его Оля
Принялась считать ихвскоре.
Вы, ребята, вместе сОлей
Сосчитайте грибыКоли:
2 лисички, 5 маслят,
Боровик и 6опят! 2+5+1+6=14
По тропинке кошкашла,
За собой котятвела: 2+5=7
Белых два и черных пять.
Кто успел их сосчитать?
На березе 2 синички
Продавали рукавички.
Прилетело еще 5 .
Сколько будутпродавать? 2+5=7
На поляне, у дубка
Кот увидел 2 грибка.
А подальше, у осин,
Он нашел еще один.
Кто ответить намготов,
Сколько крот нашелгрибков? 2+1=3
Совушка – сова,большая голова,
Вывела совят,построила в ряд: 2+2+1=5
Два смелых, дванеумелых,
Один во-от такоймаленький!
Сколько всего совят?
В зоопарке я бывала,
Обезьянок я видала.
3 сидели на песке,
2 качались на доске.
А еще 3 спинки грели,
Сосчитать вы всехуспели? 3+2+3=8
К нам весна давнопришла,
Всем зверькам вставатьпора.
Вот проснулись,потянулись.
С боку на бокповернулись.
3 пушистыхмедвежонка,
2 малюсеньких ежонка,
Толстячок –бурундучок
И веселый барсучок.
Посчитайте всехзверей,
Да при этомпоскорей! 3+2+1+1=7
Мы ходили на базар,
Выбирали там товар:
3 морковки, 2петрушки,
Тыква. Свекла.Сельдерей.
Сколько будетовощей? 3+2+1+1+1=8
На березе 3 синички
Продавали рукавички.
Прилетело еще 5.
Сколько будутпродавать? 3+5=8
Кукол всехпересчитала.
3 матрешки – наокошке,
2 Маринки на перинке,
Пупсик с Катей,Буратино,
И Петрушка в колпачке-
На зеленом сундучке.
Я считала, ятрудилась,
Но потом со счетусбилась.
Помогите мне опять
Кукол всехпересчитать. 3+2+2+1+1=9
День рожденья улисицы,
Это кто к ней в домстучится?
Волк, медведь, барсук,енот,
Даже серыйВаська-кот.
Прискакала дажебелка.
Сколько надо всемтарелок? 4+1+1=6
По траве бежалкотенок,
А за ним бежалщенок.
Кто, ребята,сосчитает,
Сколько там бежалоног? 4+4=8
4 мышки – крохотушки
Очень дружныеподружки.
Вышли в полепогулять,
Прибежали еще 5.
Очень дружно онипели.
Всех их дружно было… девять!
5 котят песок копают,
3 на суше загорают,
2 капаются в золе,
Сколько всех, скажитемне? 5+3+2=10
Группа малышей утят
плавать и нырятьхотят.
6 уплыли далеко,
2 нырнули глубоко.
Сколько же утят впруду,
Сосчитать я немогу? 6+2=8
Тишка – кот такойглупышка,
Очень рыбу любитТишка.
На рыбалке побывал-
6 пескариков поймал,
Щуки 2и 2 ерша.
Жизнь у Тишки хороша!
Кто быстрее сосчитал,
Сколько рыбок котпоймал? 6+2+2=1
Посадила бабка в печь
Пирожки с капустойпечь.
Для Наташи, Маши,Тани,
Коли, Оли, Гали,Вани.
Пирожки уже готовы.
Да еще один пирог
Кот под лавку уволок.
Да в печи 4 штуки.
Пироги считают внуки.
Если можешь, помоги.
Сосчитать импироги? 7+1+4=12
9 оленей елигрибочки,
Двое их деток дремалина кочке.
Скорее прошу я ребятпосчитать,
Сколько оленей вышло гулять? 9+2=11
Лебеди у нас в пруду.
Я поближе подойду:
Девять черных, белыхпять.
Кто успел ихсосчитать? 9+5=14
Говорите поскорей,
Сколько было лебедей?
Любит порядок мальчикЕгорка.
Книги свои расставилна полки:
Девять книжек наодной
И четыре надругой. 9+4=13
Сколько на двухполках
Книжек у Егорки?
В тихой речке подмостом
Жил усатый старыйсом.
У него жена – сомиха 1+1+14=16
И четырнадцать сомят.
Кто всех вместесосчитает?
Будет сом этому рад!
Есть помощница у мамы
Посмотрите дети сами:
Перемыла 5тарелок, 5+8+5=18
8 ложек, чашек 5.
Перемытую посуду
Помогите сосчитать!
По ельничку мама шла,
Восемь рыжиков нашла.
А малышка – дочка 8+3=11
Только 3 грибочка.
Отвечайте беззапинки,
Сколько всех грибов в корзинке?
9 оленей елигрибочки.
Их двое деток дремалина кочке.
Скорее прошу я ребятпосчитать,
Сколько оленей вышлогулять? 9+2=11
День рожденья уОксаны.
Я принес ей 3тюльпана,
А Сережа алых роз
Ровно 10 штук принес.
Вот беда – она неможет
Сосчитать свои цветы.
Кто, ребята, ейпоможет? 3+10=13
5 конфет в бумажках синих,
5 орехов рядом с ними,
Груша с яблоком, один
Золотистый апельсин,
Плитка шоколада- вот была я рада!
Все лежит в одном пакете,
Сосчитай предметыэти! 5+5+1+1+1+1=14
На коньках каталисьдети,
Всех их вместе было10.
7 мальчишек срединих.
А девчонок? Сколькоих? 10-7=3
Яблоки дети в садусобирали.
Взвесив их, урожайпосчитали.
Дети собрали 16корзин.
8 корзин увезли вмагазин,
Три – детскому садуотдали,
Остальные в школупослали.
Сколько же яблок дошколы дойдут,
Когда все корзины ониразвезут? 16-8-3=5
На пасеке 3медвежонка
Играли в прятки убочонка.
Один в бочонок елевлез,
А сколько убежало влес? 3-1=2
5 малышек –медвежат
Мама уложила спать.
Одному никак неспится,
А скольким сон хорошийснится? 5-1=4
Папа –слон слону–сынишке
Подарил 4 книжки.
Их слоненок прочитал
И друзьям своимраздал.
Книгу дал онбегемоту,
2 – морскомукашалоту.
Сколько книг осталось услоненка? 4-1-2=1
Хомячок по полю шел,
10 зерен он нашел.
Посмотрел – к немуспешат
Трое маленьких мышат.
Возле них остановился
И находкой поделился.
10 зерен на троих
Разделил он в тот жемиг. 10-3-3-3=1
5 конфет и 3 конфеты,
Что-то маловато это,
Мы возьмем еще штук 6
Всех конфет неперечесть.
3 вернем тогда впакет,
Сколько же у насконфет? 5+3+6-3=11
В тихой речке подмостом
Жил усатый старыйсом.
У него жена-сомиха и14 сомят.
Кто всех вместесосчитает,
Будет сом этомурад! 1+1+14=16
Нашей маленькойАленке
Постирали мы пеленки.
20 – мама, 8 – я,
Сколько их всего,друзья? 20+8=28
7 малышей котаморского
Уселись на полосуприбоя.
Принять холодныйсвежий душ
Приплыли 25 медуз.
Сколько маленькихживотных
Плещется в водаххолодных? 7+25=32
Солнце льет на землюсвет.
Рыжик прячется втраве.
Рядом тут же в желтыхплатьях
Их еще 12 братьев.
В кузовок я всех ихспрятал.
Вдруг гляжу в травемаслята
И 15 тех маслят
В кузовке уже лежат.
А ответ у вас готов,
Сколько я нашелгрибов? 1+12+15=28
Прочитали мы за летоцелых 43 газеты.
Но приятели хотят,
Что б их стало 60.
Прочитать – топрочитали,
Но никак несосчитаем,
Сколько взять ещегазет,
Кто даст правильныйответ? 60-43=17
Веселые задачи по таблице умножения и насоответствующие случаи деления.
У двух пней по 2 гвоздички
Красноглазые сестрички.
Их волчата притащили,
Посчитать только забыли. 2*2=4
А колючие ежата
Принесли с собой маслята.
И у каждого ежонка
На спине по 2масленка. 2*2=4
По траве бежал котенок,
А за ним бежал щенок.
Кто, ребята, сосчитает.
Сколько там бежалоног? 2*4=8
-Бабушка, милая, хочупирожок.
-Хорошо, испеку,сколько надо, дружок?
2- для мамы, 2- дляпапы,
Для сестренки тоже 2,
Нам с тобой по 2испечь,
Ох, мне всех непересесть!
Кто малышу помочьготов?
Сколько надопирогов? 2*5=10
Если знаешь тытаблицу,
На вопрос ответишьсмело,
Сколькоптичек-невеличек
На кормушкуприлетело?
Воробьев драчливыхпара
И синичек тоже пара,
Пара сизых голубей
И две парыснегирей. 2+2+2+4=10 или 2*5=10
Сбежала от Федорыпосуда:
3 стакана, 3 чашки, 3блюдца,
Кто сосчитать готов,
Сколько всегобеглецов? 3*3=9
Взял Антон лукошко,
В лес пошел Антон.
Набрал грибовнемножко
И их считает он:
3 лисички, 3волнушки,
3 груздя и 3чернушки.
Сколько же грибов влукошко
Положить успел Антошка? 3*4=12
Прогрызли мыши дыры всыре:
Триждывосемь… 24
За три дня к Айболитулечиться
Пришли 8 зайцев, 4волчицы. (8+4):3умножить на 7= 28
Сколько больныхзверей
Вылечит Айболит за 7 дней?
Шли 4 гусака,
Вдаль гляделисвысока.
Сколько шло голов иног,
Сосчитаешь ли,дружок? 4* 2= 8 и 4*1=4
У стола 4 ножки
А вопрос таков:
Сколько вместе будетножек
У 5 такихстолов? 4*5=20
В муравейнике мурашки
Шили к праздникурубашки.
Одному мурашке в руки
Нужно сшить 4 штуки.
Сколько же 7 мурашкам
Надо сшить всегорубашек? 4*7=28
В поле бабочкилетали,
Лепестки цветовсчитали.
На одном цветке их 5.
Сможете вы сосчитать:
Сколько будетлепестков,
Если 6 всего цветков? 5*6=30
Под березой 7 мышат
В сухих листикахшуршат.
И для них нашласьработа-
Ищут листики длясчета.
По 2 листика берут,
В школу веселоидут. 7*2=14
Паслись на лугу 7телят,
7 овец, 7 коров, 7ягнят.
Я мал,- говоритпастушок,
Сосчитать не могу,
Сколько животных всего налугу? 7*4=28
У семи матрешек
Вся семья внутри:
Семь ю девятькрошек 7*9=63
10 грустных лягушат
Под кустом сидят,молчат.
Комаров принестихотели,
Да нечаянно их съели.
Но учитель не суров:
-Если каждый съест попаре,
Будет меньшекомаров! 10*2=20
Сидели на скамейке
Куриные семейки.
У каждой мамы –квочки
3 сына и 2 дочки.
Сколько всего цыплят,
Если квочек 8? (3+2)*8=40
Три пары, две тройки,
Всего этосколько? 3*2+2*3=12
Летом в солнечныйденек
Птички прыгалипрыг-скок.
На двух веточкахсидели по 4 коростели.
А на следующих двух
по 3 филина сидели.
И кричали: «- Ух, даух!»
Вы, ребята, незевайте,
Сколько птиц всего,считайте! 2*4+2*3=14
К 3 зайчатам в час обеда
Прискакали 3 соседа.
В огороде зайцы сели
И по 7 морковоксъели.
Кто считать, ребята,ловок,
Сколько съеденоморковок? (3+3)*7=42
Мы только с парохода,
Мы только из похода.
11 недель
Гостили на воде.
А сколько это дней?
Сосчитай-каповерней! 11*7=77
Вела полярная сова
Уроки в птичьейшколе.
Учила мудрая сова,
Считать, где птицпоболе.
Справа ты видишь 4гнезда,
В каждом гнезде по 4птенца.
Слева гнезд 8, аптичек по 3.
Сколько птенцов всегоговори? 4*4+8*3=16+24=40
Через речку, черезлуг,
Побегу я к другу.
Очень жду я, чтобыдруг
Оказал услугу.
Пусть поможетсосчитать,
Сколько будет 7 ю 5?
А потом еще поможет
На 4 6 умножить.
И ответит, в самомделе
Вместе это69? Нет, получится 7*5+4*6=35+24=59
Бабка внукамрукавички
Весело вязала.
А связала 8 штук
И нам показала:
-Ну-ка, внуки, ну-ка,внуки,
Протяните ко мнеруки,
Рукавички надевайте,
Дров, водичкинатаскайте!
Вы, ребятки,отвечайте,
Сколько внуков,отвечайте? 8:2=4
Хомячок по полю шел,
9 зерен он нашел.
Посмотрел- к немуспешат
Трое маленьких мышат.
Задачи в стихах для различных типов задач.
Сорока прожить может27 лет,
В три раза короче уласточки век.
Ворона на 40 летбольше живет.
Кто быстро считает,тот скажет ответ,
Сколько старейшейвороне той лет? 27_3=9 лет живет ласточка,
9+40=49 лет живет ворона.
Красная Шапочка к бабушке шла,
Гостинцы в корзинке внучка несла.
Шла не спеша по знакомой тропинке,
Грибы собирала и клала в корзинку.
Все расстоянье прошла незаметно, 2*3=6км
В час проходя по 2 километра.
За 3 часа до старушки дошла.
Сколько она километров прошла?
На лыжах в поход ребятишки идут.
По полю и роще проходит маршрут.
Смотрите, какая кругом красота! 12_3=4км/час
Весь путь прошагали за 3 часа.
12 всего километров прошли.
С какой они скоростью шли?
В 10 сели в электричку
Мы на станции «Пески»,
А в 12, как обычно,
Прибыли на «Васильки».
Сколько времени в пути
Были мы? Ответ найди! 12-10 =2 часа были в пути.
Дед Игнат сказалсоседу:
— Мне уже 100 лет кобеду!
— Ты прибавил 30лет,-
Возразил ему сосед.
Прошу, ребята,сосчитать,
Сколько прожил дедИгнат? 100-30=70
Стихи о геометрических фигурах.
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем – прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад:
А зовут его …( квадрат)
Помни!
В квадрате в нашем мире
Есть прямых угла 4.
И 4 стороны –
Меж собой всегда равны.
Нет углов у меня,
а похож на блюдце я.
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья,
Назовите выменя? ( круг)
У круга есть одна подруга,
Она идет по краю круга
И называется окружность.
***
Три вершины, три угла,
Три сторонки- вот ия! (треугольник)
Если все углы прямые
И всего угла четыре.
Ну а по две стороны
Противоположны и равны,
Этот четырехугольник
Назовем прямоугольник.
Песенка треугольников.
Ты на меня, ты на него,
На всех нас посмотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Три стороны и три угла,
И столько же вершин.
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим.
Все в нашем городе друзья,
Дружнее – не сыскать.
Мы – треугольников семья,
Нас каждый должен знать!
Узнает очень просто
Меня любой школьник:
Я тупо – прямо – остро-
Угольный треугольник!
***
( Игра – сказкапро треугольник и четырехугольник. Понадобятся ножницы и бумага.)
Жили – были двабрата:
Треугольник сквадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный,приятный.
Младший –треугольный,
Вечно недовольный.
Стал спрашиватьКвадрат:
«Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему:«Смотри,
Ты полней меня ишире,
У меня углов лишьтри,
У тебя же их четыре!»
Но квадрат ответил:«Брат!
Я же старше, я -Квадрат!»
И сказал еще нежней:
«Неизвестно, ктонужней!»
Но настала ночь, и кбрату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезетворовато
Срезать старшемууглы.
Уходя, сказал:«Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился тыквадратным,
А проснешься безуглов!»
Но наутро младшийбрат
Страшной мести был нерад.
Поглядел он, нетКвадрата,
Онемел, стоял безслов…
Вот так месть! Теперьу брата
Восемь новенькихуглов
Задача учителя – научить каждого ребенка самостоятельно учиться,сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу.
Игра для младших школьников продолжает оставаться одним из главныхсредств и условий развития интеллекта школьника. Игра порождает радость ибодрость, воодушевляет ребят, обогащает впечатлениями, помогает избегатьназойливой назидательности, создает в детском коллективе атмосферу дружелюбия.В играх для школьников не должно быть серости и однообразия. Игра должнапостоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, егоспособностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь детскогоколлектива интересным содержанием.
Списоклитературы
Игнатьев В.А.«Внеклассная работа по арифметике в начальной школе» Москва, «Просвещение» 1965 г.
Котов А.Я. «Вечеразанимательной математики» Москва, «Просвещение» 1967 г.
Сорокин П.И.«Занимательные задачи по математике» Москва, «Просвещение» 1967 г.
Труднев В.П. «Считай,смекай, отгадывай!» Москва, «Просвещение» 1970 г.
Труднев В.П.«Внеклассная работа по математике в начальной школе» Москва, «Просвещение» 1975 г.
Остер Г.Б.«Задачник» Москва, «Спарк-М» 1995 г.
Байрамукова П.У.«Внеклассная работа по математике» Москва, «Издат-школа «Райл» 1997 г.
Зак А.З. «600игровых задач для развития логического мышления детей» Ярославль, «Академияразвития» 1998 г.
