X-PDF

Материал для написание научной статьи

Поделиться статьей

Методическиерекомендации по написанию научныхстатей

Научная публикация – основной результатдеятельности исследователя. Главная цель научной публикации – сделать работуавтора достоянием других исследователей и обозначить его приоритет в избраннойобласти исследований. Можно выделить несколько видов научных публикаций:монографии, статьи и тезисы докладов. Монография – это научный труд, в которомс наибольшей полнотой исследуется определённая тема, поэтому монографии пишутсяредко. Тезисы докладов – это краткие публикации, как правило, содержащие 1-2страницы, вследствие чего они не позволяют в должной мере ни отразитьрезультаты, ни обсудить их и не представляют большого интереса для научногомира. Во многих случаях, например, при написании заявки на поддержкуисследований тезисы докладов вообще не учитываются как публикации. Наибольшийинтерес представляют научные статьи, которые включают в себя как рецензируемыестатьи (перед опубликованием статья проходит рецензирование) и нерецензирумыестатьи, так и труды (или материалы) конференций.

Всякая научная статья должна содержатькраткий, но достаточный для понимания отчет о проведенном исследовании иобъективное обсуждение его значения. Отчет должен содержать достаточноеколичество данных и ссылок на опубликованные источники информации, чтобыколлегам можно было оценить и самим проверить работу. Написать хорошую статью –значит достичь этих целей.

Чтобы написать хорошую статью необходимособлюдать стандарты построения общего плана научной публикации и требованиянаучного стиля речи. Это обеспечивает однозначное восприятие и оценку данныхчитателями. Основные черты научного стиля: логичность, однозначность,объективность.

Основнаязадача этих рекомендаций практическая помощьв написании и оформлении Ваших научныхтрудов (статей, тезисов).

 

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СТАТЕЙ

Основные типы статей: эмпирическая статья,теоретическая статья, методологическая статья, литературный обзор, тематическоеисследование, прочие материалы.

Эмпирическая статьяпредставление результатов оригинального исследования.

Структура текста статьи должнасоответствовать стадиям проведенного исследования и содержать следующиеразделы:

Введение

      постановка проблемы;

      история вопроса;

Программаисследования

      этапы исследования;

      описание выборки: число участников, пол, возраст и другие характеристики;

      методы и методики с их описанием

      цель и гипотеза исследования;

      процедура проведения.

Результаты:

      описание результатов (с таблицами и/или графиками);

      анализ результатов.

Выводы

      резюме;

      значение для теории и практики.

Теоретическая статья– статья, в которой на основе существующей литературы разрабатываютсяимеющиеся / выдвигаются новые теоретические положения.

Теоретическая статья может быть посвящена:

      анализу развития теории и уточнению теоретических конструктов;

      представлению новой теории;

      анализу уже существующей теории (например, рассмотрению еенедостатков);

      сравнению нескольких теорий, демонстрации преимуществ одной теориив сравнении с другой.

Структура такой статьи зависит от еесодержания.

Эмпирические данные вводятся в случае, еслиони важны для решения теоретической проблемы, поставленной в статье.

Методологическая статья– статья, содержащая:

      описание нового методологического подхода;

      модификацию существующего метода;

      обсуждение количественных и аналитических подходов в науке.

Эмпирические данные в такой статье могутвводиться в качестве иллюстрации положений.

Методологическая статья должна бытьнаписана достаточно подробно, что позволит читателю оценить применимостьописанной методологии в исследованиях, сравнить представленный метод с ужеимеющимися.

 

ОСНОВНАЯСТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ СТАТЬИ

В статье следует сжато и четко изложитьсовременное состояние вопроса, цель работы, методику исследования, результаты иобсуждение полученных данных. Это могут быть результаты собственныхэкспериментальных исследований, обобщения производственного опыта, а такжеаналитический обзор информации в рассматриваемой области.

Статья, как правило, включает в себя:

1) аннотацию;

2) введение;

3) методы исследований;

4) основные результаты и их обсуждение;

5) заключение (выводы);

6) список цитированных источников.

Обычно статья включает также «Реферат» и«Ключевые слова», а в конце статьи также могут приводиться слова благодарности.

Название(заглавие) – очень важный элемент статьи. По названию судят обо всейработе. Поэтому заглавие статьи должно полностью отражать ее содержание.Правильнее будет, если Вы начнете работу над названием после написание статьи,когда поймали саму суть статьи, его основную идею. Некоторые авторыпредпочитают поработать над названием статьи в начале своей работы, но такоеподвластно только опытным исследователям. В любом случае помните, что удачноеназвание работы – это уже полдела.

Аннотация. Онавыполняет функцию расширенного названия статьи и повествует о содержанииработы. Аннотация показывает, что, по мнению автора, наиболее ценно и применимов выполненной им работе. Плохо написанная аннотация может испортить впечатлениеот хорошей статьи. Аннотация представляет собойкраткое описание излагаемого материала (обычно до 10 строк). В аннотацииобязательно указывайте объект и предмет исследования, делайте акцент на научнуюценность полученных результатов.

Ключевые слова к статье – это слова исловосочетания, отражающие основное содержание статьи. Это также слова-маркеры,по которым в поиске можно будет найти вашу работу.

Для оформления аннотации на английскомязыке можно воспользоваться следующими он-лайн переводчиками:

     https://translate.google.ru/

     https://www.translate.ru/

Во Введении должна быть обоснованаактуальность рассматриваемого вопроса (что Вы рассматриваете и зачем?) иновизна работы, если позволяет объем статьи можно конкретизировать цель изадачи исследований, а также следует привести известные способы решения вопросаи их недостатки.

Введение составляет 10% от структурынаучной статьи.

Актуальностьтемы – степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решенияданной проблемы (задачи, вопроса). Это способность ее результатов бытьприменимыми для решения достаточно значимых научно-практических задач. Даетсяобоснование того, зачем и почему изучается именно эта проблема, почему её надоисследовать именно сейчас? Выделяют актуальность:

Социальную.Обозначается социальный контекст: к каким проблемам общества, жизни человекаобращена заявленная проблема исследования, какое значение она имеет с позициирассмотрения проблем развития общества, социальных систем. Уточняются риски дляобщества, для человека, в случае отсутствия исследований по данной проблеме?Например:

«В условиях все большего разрыва вценностных ориентациях разных поколений становится актуальной… такая-топроблема, раскрытие которой позволит…».

Научную.Рассматривается масштаб теории вопроса. Уточняется, каким образом решениезаявленной проблемы, заполняет пробел в науке, которая в настоящее время нерасполагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи.Описание теоретической актуальности – это описание истории исследованиязаявленной проблемы, может быть представлено по схеме: «КТО (ФИО)? И ЧТО СДЕЛАЛ(УТОЧНИЛ, РАСКРЫЛ, РАССМОТРЕЛ, ВЫЯВИЛ И Т.Д., И Т.П.)?». Например:

      «Данная проблема рассматривалась в науках о человеке (или психолого-педагогическихнауках) в таком-то ракурсе (или аспекте). Однако основное внимание было уделенотому-то, а не вопросу…»;

      «Предлагаемое исследование позволит уточнить основные положениявозрастного и социального развития в этот период формирования личности»;

      «….дополняет эмпирическими фактами основные теоретическиеположения по вопросу…»;

      «В исследовании представлены новые эмпирические факты, позволяющиеуточнить выраженность структурных компонентов эмоционального интеллекта вюношеском возрасте».

      Практическую. Указывается, каким образом научное решениезаявленной проблемы отвечает насущной потребности практики. Например:

      «Анализ практики показывает, что психологи (дети) не достаточнознакомы (не обладают достаточными умениями, не всегда уделяют профессиональноевнимание), а все чаще сталкиваются с …»;

      «Раскрытие данной проблемы будет содействовать развитию … впрактике…»;

      «Актуальным в настоящее время является также вопрос обновленияформ работы с молодыми людьми в соответствии с изменяющейся социальнойситуацией…».

ПОЖАЛУЙСТА, УЧИТЫВАЙТЕ, ЧТО ПРЕДЛАГАЕМЫЕФОРМУЛИРОВКИ ПРИМЕРНЫ, И ИХ НУЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ГИБКО ПО АНАЛОГИИ СФОРМУЛИРОВАВПОД СВОЁ ИССЛЕДОВАНИЕ!!

Новизна– это то, что отличает результат данной работы от результатов других авторов.

Цели изадачи исследований. Важно, чтобы при выборе темы четкоосознавать те цели и задачи, которые автор ставит перед своей работой. Работадолжна содержать определенную идею, ключевую мысль, которой, собственно говоря,и посвящается само исследование. Формулировка цели исследования – следующийэлемент разработки программы. Дабы успешно и с минимальными затратами временисправиться с формулировкой цели, нужно ответить себе на вопрос – что тыхочешь создать в итоге организуемого исследования? Очевидно, что цель любойработы, как правило, начинается с глаголов:

      выявить…

      сформировать…

      обосновать…

      определить…

      ….

Задачи– это, как правило, конкретизированные или более частные цели. Цель, подобновееру, развертывается в комплексе взаимосвязанных задач. Например, если цельисследования – выявить и описать особенности композициикопинг-стратегий спортсменов, занимающихся единоборствами, то этацель может предполагать следующие задачи:

1) провести теоретическийанализ, определить содержание понятия «композиции копинг-стратегий», уточнитьпонимание копинга;

2) обосновать содержание иособенности композиции копинг-стратегий, обусловленных спецификой спортивнойдеятельности спортсменов-единоборцев;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.68%
НЕТ
41.32%
Проголосовало: 1072

3) разработать диагностическуюпрограмму исследования особенностей композиции копинг-стратегий спортсменов,занимающихся единоборствами;

4) эмпирически выявитьсодержательные характеристики композиции копинг-стратегийспортсменов-единоборцев;

5) провести сравнительныйанализ и выделить содержательные характеристики композиции копинг-стратегий успортсменов, занимающихся разными видами единоборств;

6) на основе полученных в ходеэмпирического исследования данных разработать научно-практические рекомендациипсихологу по оптимизации копинг-стратегий спортсменов, занимающихсяединоборствами.

Основнаячасть включает само исследование, его результаты, практическиерекомендации. От самостоятельного исследователя требуется умение:

      пользоваться имеющимися средствами для проведения исследования илисоздавать свои, новые средства;

      разобраться в полученных результатах и понять, что нового иполезного дало исследование.

Основная часть составляет 80% от структурынаучной статьи.

Основная часть должна в полной мереотражать суть проведенного исследования, значимость полученных результатов и ихнаучную новизну. В основной части желательно выделить подразделы. Начинатьосновную часть следует с аналитического обзора литературных источников. Обзорпредыдущих исследований – непременный этап любой научной работы. В выбраннойвами области вы не первый, кто занимается данной проблемой, поэтому обязательнонужно отразить, какие исследования и кем были проведены ранее, какие полученырезультаты.

По результатам критического обзора работвы делаете вывод о том, что рассматриваемая проблема решена не в полной мере,указываете на неизученный аспект и далее предлагаете свой вариант решениязадачи. Таким образом, вы обосновываете актуальность ваших исследований иплавно переходите к изложению их результатов.

Основная ошибка студентов при поискеинформации для аналитического обзора – увлечение интернет-источниками. Многиедумают, что достаточно сделать качественную компиляцию нескольких статей изинтернета, чтобы написать статью. Это распространенное и глубокое заблуждение.Так можно написать максимум реферат. Ни одно серьезное издание подобную работу неопубликует. Вы должны опираться в первую очередь на научные труды авторитетныхученых. В сети очень много недостоверной информации, а вам нужны конкретныеданные с фамилиями, цифрами и датами. Поэтому, если используете интернет, ищитесборники научных трудов, журналы, материалы конференций. Почти все изданиявыкладывают в сети свои предыдущие выпуски, с которыми можно свободноознакомиться. Ни в коем случае не используйте в статье картинки, взятые изинтернета. Все рисунки и фотографии должны быть оригинальными.

Дальнее изложение основной части статьиспецифицируется в зависимости от ее типа (см. выше ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СТАТЕЙ).

В работе, посвященной экспериментальным(практическим) исследованиям, автор обязан описать методику экспериментов,оценить точность и воспроизводимость полученных результатов. Если это несделано, то достоверность представленных результатов сомнительна. Чтение такойстатьи становится бессмысленной тратой времени.

Важнейшим элементом работы над статьейявляется представление результатов работы и их качественное объяснение.Необходимо представить результаты в наглядной форме: в виде таблиц, графиков,диаграмм.

Одна из трудностей при написании статьизаключается в определении, где заканчивается описание результатов и начинаетсяих обсуждение. Это также самый трудный раздел для написания. Раздел«Результаты» имеет дело с фактами, а обсуждение с идеями (положениями). С однойстороны раздел Обсуждение должен быть более теоретическим, обобщающим,абстрактным, интегрированным с общей проблемой. С другой стороны, этот разделболее связан с реальным миром, поскольку в нем обсуждается значение полученныхрезультатов их дальнейшее применение. Много статей отвергаются редакторамижурналов из-за плохо написанного обсуждения результатов, несмотря на то, чтосами по себе результаты были интересными и хорошо представлены. Более того,истинное значение результатов может быть совершенно скрыто неправильнойинтерпретаций, приводя снова к отказу в публикации. Чаще всего разделОбсуждение слишком длинный и многословный, что указывает на сомнения автора всвоих результатах и их интерпретации. В обсуждении можно:

• напомнить о цели и гипотезе исследования

• перечислить основные находки, внезависимости от того, поддерживают или опровергают они проверяемую гипотезу инаходятся в согласии или в противоречии с данными других исследователей

• обобщить результаты

• привести возможные объяснения

• указать на ограничения исследования иобобщения его результатов

• предложить практическое применение

• предложить направление для будущихисследований

Однако этот список не исчерпывает того,что можно написать в Обсуждении. Обсуждение самое подходящее место для Вашихмыслей и соображений. Здесь Вы можете поспорить с другими исследователями,предложить новые теории. Если во введении к статье формулировалась гипотеза, тов обсуждении надо написать, подтвердилась ли гипотеза. Обсудите, достигнуты лицели и выполнены ли задачи, сформулированные во введении.

Заключениесодержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. Взаключении, как правило, автор исследования суммирует результаты осмыслениятемы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы,подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основныенаправления для дальнейшего исследования в этой области знаний.

Заключение представляет собой«отзеркаленное» введение. Описание заключения начинается с общего напоминания проблемыисследования. Затем всё в соответствии с выделенными задачами. Акцентделается на полученных результатах исследования. Это основное «украшение» иценность работы.

Выводы и заключение – 10% от структуры научнойстатьи.

Выводы(вместо заключения) обычно пишутся, если статья основа на экспериментальныхданных и является результатом многолетнего труда. Выводы не могут быть слишкоммногочисленными. Достаточно трех-пяти ценных для науки и производства выводов,полученных в итоге нескольких лет работы над темой. Выводы должны иметьхарактер тезисов. Их нельзя отождествлять с аннотацией, у них разные функции.Выводы должны показывать, что получено, а аннотация – что сделано.

Списоклитературы – это перечень книг, журналов, статей с указанием основныхданных (место и год выхода, издательство и др.).

Ссылки в статье на литературные источникиможно оформить тремя способами: 1) выразить в круглых скобках внутри самоготекста (это может быть газетный или журнальный материал); 2) опустить в нижнюючасть страницы с полными выходными данным; 3) указать в квадратных скобкахномер источника и страницу из алфавитного списка литературы. В целом,литературное оформление материалов исследования следует рассматривать весьмаответственным делом.

Библиографическое описание документов,включенных в список использованной литературы, составляется в соответствии стребованиями ГОСТ «Библиографическое описание документа. Общие требования иправила составления».

Важно помнить: при отправлении статьи насерьезный академический журнал необходимо соблюдать общую структуру составлениястатьи с подписыванием подзаголовок структуры статьи. Некоторые издатели,обычно это в сборниках материалов конференций, если не позволяет объем страницстатьи, не акцентируют на подписывание разделов, т.е. текст идет целикомотдельными абзацами.

Правилацитирования. Цитата является точной, дословной выдержкой из какого-либотекста, включенного в собственный текст. Цитаты, как правило, приводятся толькодля подтверждения аргументов или описаний автора. При цитировании наибольшеговнимания заслуживает современная литература и первоисточники. Вторичнуюлитературу следует цитировать как можно экономнее, например, для того, чтобыоспорить некоторые выводы авторов.

Изложениематериала статьи. Необходимо представлять своего читателя изаранее знать, кому адресована статья. Автор должен так написать о том, чтонеизвестно другим, чтобы это неизвестное стало ясным читателю в такой жестепени, как и ему самому. Автору оригинальной работы следует разъяснитьчитателю ее наиболее трудные места. Если же она является развитием ужеизвестных работ (и не только самого автора), то нет смысла затруднять читателяих пересказом, а лучше адресовать его к первоисточникам. Важно показатьавторское отношение к публикуемому материалу, особенно сейчас, в связи широкимиспользованием Интернета. Необходимы анализ и обобщение, а также критическоеотношение автора к имеющимся в его распоряжении материалам.

Важны стройность изложения и отсутствиелогических разрывов. Красной линией статьи должен стать общий ход мыслейавтора. Текст полезно разбить на отдельные рубрики. Это облегчит читателюнахождение требуемого материала. Однако рубрики не должны быть излишне мелкими.

ТерминологияАвтор должен стремиться быть однозначно понятым. Для этого ему необходимоследовать определенным правилам:

      употреблять только самые ясные и недвусмысленные термины;

      не употреблять слово, имеющее два значения, не определив, в какомиз них оно будет применено;

      не применять одного слова в двух значениях и разных слов в одномзначении.

Не следует злоупотреблять иноязычнымитерминами. Как правило, они не являются синонимами родных слов, между нимиобычно имеются смысловые оттенки.

Язык изложения.Научная статья должна быть написана живым, образным языком, что всегда отличаетнаучные работы от не относящихся к таковым. Многие серьезные научные трудынаписаны так интересно, что читаются, как хороший детективный роман.

Необходимо безжалостно истреблять в текстелишние слова: «в целях» вместо «для», «редакция просит читателей присылать своизамечания» (слово «свои» – лишнее), «весь технологический процесс в целом» и т.д. Следует также устранять всякие «загадочные» термины. Следует также избегатьненужной возвратной формы глаголов. Ее нужно применять, только когда речь идето самопроизвольно протекающих процессах. Например, нужно сказать: «применяютметод вакуумного напыления», а не «применяется метод вакуумного напыления». Этопозволяет различать «деталь нагревается» от «деталь нагревают», что устраняетнеясности.

Как писать?Начинающему автору необходимо свыкнуться с мыслью, что подлинная работа надстатьей начинается сразу после написания первого варианта. Надо безжалостновычеркивать все лишнее, подбирать правильные выражения мыслей, убирать всенепонятное и имеющее двойной смысл. Но и трех-четырех переделок текста можетоказаться мало.

Многие авторы придерживаются следующегоспособа написания научной статьи. Сначала нужно записать все, что приходит вголову в данный момент. Пусть это будет написано плохо, здесь важнее свежестьвпечатления. После этого черновик кладут в стол и на некоторое время забывают онем. И только затем начинается авторское редактирование: переделывание,вычеркивание, вставление нового материала. И так несколько раз. Эта работазаканчивается не тогда, когда в статью уже нечего добавить, а когда из нее уженельзя ничего выбросить. «С маху» не пишет ни один серьезный исследователь. Всеиспытывают трудности при изложении.

Для того чтобы подчеркнуть направлениевашей мысли при написании статьи и сделать более наглядной его логическуюструктуру, вы можете использовать различные вводные слова и фразы:

1) Во-первых,… Во-вторых,…В-третьих…

2) Кроме того

3) Наконец

4) Затем

5) Вновь

6) Далее

7) Более того

8) Вместе с тем

9) В добавление к вышесказанному

10) В уточнение к вышесказанному

11) Также

12) В то же время

13) Вместе с тем

14) Соответственно

15) Подобным образом

16) Следовательно

17) В сходной манере

18) Отсюда следует

19) Таким образом

20) Между тем

21) Тем не менее

22) Однако

23) С другой стороны

24) В целом

25) Подводя итоги

26) В заключение

27) Итак

28) Поэтому

Однако не следует злоупотреблять вводнымифразами начинать с них каждое предложение.

 

КАК ПРОВЕРИТЬ ТЕКСТ НА АНТИПЛАГИАТ?

Перед отправкой текста статьи руководителю егонеобходимо проверить на использование заимствований. Для проверки текста наплагиат можно воспользоваться сервисами:

1. etxt.ru (скачать программу с сайта)

2. antiplagiat.ru

Уникальность текста чаще всего должно составлять60-80%. Пользоваться сервисами по поднятию уникальности не стоит, так как оничаще всего предназначены для обхода систем антиплагиата в автоматическом илипакетном режимах. Уличение студента в плагиате может привести, что будетподорвано доверие и преподаватель откажется от совместной работы. Применениерерайта также не желательно, так как преподаватель, редактор, рецензент могутбыть знакомы с такой статьей и это вызовет отрицательную реакцию.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.68%
НЕТ
41.32%
Проголосовало: 1072

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет