Тема:Духовная сфера общества
Духовнаясфера общества охватывает науку, нравственность,религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры,религиозные организации, соответствующую деятельность людей.
1.МОРАЛЬ – особые духовные правила, регулирующие поведение людей и отношений междуними на основе следования определённым нормам общения и взаимодействия.
Признакиморали: всеобщность и добровольность.
Структураморали:
— Ценности – это то, что больше всего ценится человеком, то что для негодорого: здоровье, семья, домашний комфорт….
-Идеалы-то, к чему человек стремится.. ( гуманизм- человечность,патриотизм, гражданственность)
— Категории-добро (всё, что является моральным, нравственно должным) и зло
долг (личностноеответственное следование нравственным ценностям)
совесть (способностьличности осознавать свой долг перед людьми)
честь и достоинство личности(наличие у личности благородства, готовности к самоотверженности)
счастье и др
— Нравственные нормы — это правилодействий человека, сформулированное его разумом на основе тех или иныхморальных ценностей ( поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобыпоступали по отношению к тебе)
Чеммораль отличается от нравственности? (три точки зрения).
1) Нравственность = мораль.
2) Мораль – ценности и нормы сознания, а нравственность –реализация этих норм в жизни, практическом поведении людей.
Нравственность – степень усвоения личностью моральных ценностейи практическое следование им в повседневной жизни, уровень реального моральногоповедения людей.
3) Нравственность относится к поведению отдельного человека– нравственность личности, а моралью называют особенности поведениягрупп людей – общественная мораль.
2.Образование
Образование —один из способов становления личности путем получения людьми знаний,приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческихспособностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа,средства массовой информации.
Основнойпуть получения образования — обучение и самообразование, т. е. если знания,умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи другихобучающих лиц.
Цельобразования — приобщение индивида к достижениям человеческойцивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.
Впроцессе обучения происходит передача индивиду накопленного предшествующимпоколением опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности визбранной сфере занятий. От качества образования, существующего в конкретномобществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития,его нравственное состояние.
Системаобразования в РФ. Ступени Российскойсистемы образования:
общее образование:
- дошкольное образование,
- начальное общее;
- основное общее (5-9 классы);
- среднее (полное) общее (10-11 классы);
профессиональное:
- начальное профессиональное;
- среднее профессиональное;
- высшее профессиональное;
- послевузовское профессиональное (бакалавриат и магистратура).
4)принципы образовательной политики в РФ:
· гуманистический характер образования;
· приоритет общечеловеческих ценностей;
· право личности на свободное развитие;
· единство федерального образования при сохранении праванациональных и региональных культур на своеобразие образования;
· общедоступность образования;
· адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
· светский характер образования в государственных учреждениях;
· свобода и плюрализм в образовании;
· демократический, государственно-общественный характер управленияи самостоятельность образовательных учреждений.
·
Общиетенденции в развитии мирового образования
- Демократизация системы образования — во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получило среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.
- Рост продолжительности образования — современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения.
- Непрерывность образования — в условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии.
- Гуманизация образования — внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.
- Гуманитаризация образования — повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе, таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний.
- Интернационализация процесса образования — создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем.
- Компьютеризация процесса образования — использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
3.Наука — многозначное понятие. Обычно её понимают как:
- сферу деятельности человека, направленную на изучение окружающего мира и получение новых знаний о нём при помощи рационального осмысления;
- систематизированные знания об окружающем мире, основанные на данных научных исследований;
- особый социальный институт, в рамках которого создают, хранят и распространяют в обществе научные знания.
Наука —сфера духовной деятельности человека, направленная на выработку системыобъективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества имышления.
Унауки есть особые черты, отличающие её от других сфер и видов деятельности:
- объективность — наука изучает мир таким, какой он есть, независимо от личных оценок учёных и других субъективных факторов;
- методология — при изучении мира наука использует специальные методы и средства;
- системность — знания, получаемые в результате научной деятельности, взаимосвязаны и образуют систему, благодаря чему наука формирует единую картину мира;
- общезначимость — знания, получаемые в результате научной деятельности, имеют значение для всего человечества;
- логическая обоснованность — знания, получаемые в результате научной деятельности, получены на основе логических выводов;
- эмпирическая проверяемость — знания, получаемые в результате научной деятельности, можно проверить опытным путём;
- связь с практикой — наука решает практические проблемы, позволяет прогнозировать перспективы практической деятельности.
Видынаук:
- По предмету изучения:
- Естественные (физика, химия, математика)
- Гуманитарные (философия, история)
- Общественные (социология, экономика)
- Технические (радиоэлектроника)
- По практичности
- Фундаментальные
- Прикладные
4. РЕЛИГИЯ — (от лат. religio – благочестие, набожность,святыня) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение испецифические действия (культ), основана на вере в существование бога илибогов, сверхъестественного.
Элементырелигии
- Вера — религиозные чувства, настроения, эмоции.
- Учение — систематизированная, специально разработанная для данной религии совокупность принципов, идей, понятий.
- Религиозный культ (от лат. cultus — возделывание, уход, поклонение) — совокупность действий, которые совершают верующие: обряды, молитвы, проповеди и т. п.
- Церковь (от греч. kyriakon — дом Господний) — социальный институт, упорядочивающий и направляющий жизнь религиозной общины.
Признакирелигиозного сознания:
1) вера в существование сверхъестественного начала;
2) признание его высшей ценностью, священным;
3) убеждённость в возможности общения с объектом религиозногопоклонения через совершение культовых действий;
4) чувство зависимости (страх, смирение) от объектов религиозногопоклонения;
5) осознание требований со стороны высшего начала иответственности, связанной с выполнением или невыполнением этих требований;
6) стремление умилостивить божество, компенсировать своёнепослушание покаянием или жертвоприношением.
Классификациярелигий:
Мировыерелигии. БУДДИЗМ ХРИСТИАНСТВО ИСЛАМ
Признакимировых религий:
-огромноечисло последователей во всём мире; космополитичность,меж- и надэтнический характер; эгалитарность(обращённость к представителям всех социальных групп); высокаяпропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лицдругого исповедания).
Ранниеформы религии
Тотемизм (отангл. totem, что на языке североамер. индейцев буквально «егород») — поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своемумифическому предку и защитнику.
Фетишизм (отпорт. feitico — идол, амулет, талисман) — религиозноепоклонение, суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам(амулетам, фигуркам и т. п.) магической силы, способной влиять на ход событий иполучение желаемого результата.
Анимизм (отлат. anima — душа, дух) — выражение веры в духов и душу иливсеобщую одухотворённость природы.
5.Культура (отлат. cultura — уход, обработка, возделывание) понимаетсяпо-разному.
Культура —это всё, что создано человеческим трудом: технические средства и духовныеценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политическиетеории, правовые и этические формы, произведения искусства и т. д.
Вшироком смысле культура — это историческиобусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественнойжизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельностилюдей
Вузком смысле под культурой понимают процессактивной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются ипотребляются духовные ценности.
Культура |
|
Материальная культура |
Духовная культура |
Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт. |
Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др. |
Делениекультуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести граньмежду ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто несуществуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях —книгах, картинах, орудиях труда и т. д.
Основныеформы культуры
Вмасштабе отдельного общества различают три формы культуры: элитарную, народную,массовую, а также и две её разновидности: субкультуру (от лат. sub —под) и контркультуру (от лат. contra — против).
- Элитарная — создается привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. Особенности:
- включает в себя классическую музыку, театр, авторское кино и высокоинтеллектуальную литературу;
- представляет определённые трудности для понимания неподготовленным человеком;
- потребителем этой культуры является высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.
- Народная — создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы и пр.).
- Массовая — понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации, китч и пр.). Особенности:
- имеет самую широкую аудиторию и является авторской;
- как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;
- носит коммерческий характер;
- в отличие от элитарной и народной культуры, удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.
6.Искусство.
Искусство – образное и наглядноеотражение жизни людей в художественных образах, имеющее специальные средства,при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературетаким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, вскульптуре — объемно-пространственные формы.
Основные направленияискусства.
· Танцы,
· Музыка,
· Живопись, скульптура,
· Архитектура,
· Литература и фольклор,
· Театр и кино,
· Спорт и игры.
· СМИ – это средства массовой информации: периодические печатныеиздания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроника и т. д. Положение СМИ вгосударстве характеризует степень демократизации общества. В нашей стране положениео свободе СМИ закреплено в Конституции РФ.
