X-PDF

Материал для повторения и подготовки к ОГЭ по теме Духовная сфера 8 класс

Поделиться статьей

 

Тема:Духовная сфера  общества 

Духовнаясфера  общества  охватывает науку, нравственность,религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры,религиозные организации, соответствующую деятельность людей.

1.МОРАЛЬ  – особые духовные правила,  регулирующие поведение людей и отношений междуними на основе следования определённым нормам общения и взаимодействия.

Признакиморали: всеобщность и добровольность.

 Структураморали:

    —   Ценности – это то, что больше всего ценится человеком, то что для негодорого: здоровье, семья, домашний комфорт….

-Идеалы-то, к чему человек стремится.. ( гуманизм- человечность,патриотизм, гражданственность)

     —  Категории-добро (всё, что является моральным, нравственно должным) и зло

долг (личностноеответственное следование нравственным ценностям)

совесть (способностьличности осознавать свой долг перед людьми)

честь и достоинство личности(наличие у личности благородства, готовности к самоотверженности)

счастье и др

   — Нравственные нормы — это правилодействий человека, сформулированное его разумом на основе тех или иныхморальных ценностей ( поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобыпоступали по отношению к тебе) 

 Чеммораль отличается от нравственности? (три точки зрения).

1) Нравственность = мораль.

2) Мораль – ценности и нормы сознания, а нравственность –реализация этих норм в жизни, практическом поведении людей.

Нравственность – степень усвоения личностью моральных ценностейи практическое следование им в повседневной жизни, уровень реального моральногоповедения людей.

3) Нравственность относится к поведению отдельного человека– нравственность личности, а моралью называют особенности поведениягрупп людей – общественная мораль.   

 

 2.Образование

Образование —один из способов становления личности путем получения людьми знаний,приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческихспособностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа,средства массовой информации.

Основнойпуть получения образования — обучение и самообразование, т. е. если знания,умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи другихобучающих лиц.

 

Цельобразования — приобщение индивида к достижениям человеческойцивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. 

Впроцессе обучения происходит передача индивиду накопленного предшествующимпоколением опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности визбранной сфере занятий. От качества образования, существующего в конкретномобществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития,его нравственное состояние.

Системаобразования в РФ. Ступени Российскойсистемы образования:

общее образование:

  • дошкольное образование,  
  • начальное общее;
  • основное общее (5-9 классы);
  • среднее (полное) общее (10-11 классы);

профессиональное:

  • начальное профессиональное;
  • среднее профессиональное;
  • высшее профессиональное;
  • послевузовское профессиональное (бакалавриат и магистратура).

 4)принципы образовательной политики в РФ:

·        гуманистический характер образования;

·        приоритет общечеловеческих ценностей;

·        право личности на свободное развитие;

·        единство федерального образования при сохранении праванациональных и региональных культур на своеобразие образования;

·        общедоступность образования;

·        адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

·        светский характер образования в государственных учреждениях;

·        свобода и плюрализм в образовании;

·        демократический, государственно-общественный характер управленияи самостоятельность образовательных учреждений.

·         

 Общиетенденции в развитии мирового образования

  • Демократизация системы образования — во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получило среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.
  • Рост продолжительности образования — современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения.
  • Непрерывность образования — в условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии.
  • Гуманизация образования — внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.
  • Гуманитаризация образования — повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе, таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний.
  • Интернационализация процесса образования — создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем.
  • Компьютеризация процесса образования — использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

3.Наука — многозначное понятие. Обычно её понимают как: 

  • сферу деятельности человека, направленную на изучение окружающего мира и получение новых знаний о нём при помощи рационального осмысления;
  • систематизированные знания об окружающем мире, основанные на данных научных исследований;
  • особый социальный институт, в рамках которого создают, хранят и распространяют в обществе научные знания.

 

Наука —сфера духовной деятельности человека, направленная на выработку системыобъективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества имышления.

Унауки есть особые черты, отличающие её от других сфер и видов деятельности:

  • объективность — наука изучает мир таким, какой он есть, независимо от личных оценок учёных и других субъективных факторов; 
  • методология — при изучении мира наука использует специальные методы и средства;
  • системность — знания, получаемые в результате научной деятельности, взаимосвязаны и образуют систему, благодаря чему наука формирует единую картину мира;
  • общезначимость — знания, получаемые в результате научной деятельности, имеют значение для всего человечества; 
  • логическая обоснованность — знания, получаемые в результате научной деятельности, получены на основе логических выводов;
  • эмпирическая проверяемость — знания, получаемые в результате научной деятельности, можно проверить опытным путём;
  • связь с практикой — наука решает практические проблемы, позволяет прогнозировать перспективы практической деятельности. 

Видынаук:

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990
  • По предмету изучения:
    • Естественные (физика, химия, математика)
    • Гуманитарные (философия, история)
    • Общественные (социология, экономика)
    • Технические (радиоэлектроника)
  • По практичности
    • Фундаментальные
    • Прикладные

4. РЕЛИГИЯ — (от лат. religio – благочестие, набожность,святыня) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение испецифические действия (культ), основана на вере в существование бога илибогов, сверхъестественного. 

Элементырелигии

  1. Вера — религиозные чувства, настроения, эмоции.
  2. Учение — систематизированная, специально разработанная для данной религии совокупность принципов, идей, понятий.
  3. Религиозный культ (от лат. cultus — возделывание, уход, поклонение) — совокупность действий, которые совершают верующие: обряды, молитвы, проповеди и т. п.
  4. Церковь (от греч. kyriakon — дом Господний) — социальный институт, упорядочивающий и направляющий жизнь религиозной общины.

Признакирелигиозного сознания:

    1) вера в существование сверхъестественного начала;

    2) признание его высшей ценностью, священным;

    3) убеждённость в возможности общения с объектом религиозногопоклонения через совершение культовых действий;

    4) чувство зависимости (страх, смирение) от объектов религиозногопоклонения;

    5) осознание требований со стороны высшего начала иответственности, связанной с выполнением или невыполнением этих требований;

    6) стремление умилостивить божество, компенсировать своёнепослушание покаянием или жертвоприношением. 

 Классификациярелигий:  

Мировыерелигии.      БУДДИЗМ    ХРИСТИАНСТВО   ИСЛАМ 

Признакимировых религий:

-огромноечисло последователей во всём мире;                                          космополитичность,меж- и надэтнический характер;                                         эгалитарность(обращённость к представителям всех социальных групп);                  высокаяпропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лицдругого исповедания).

Ранниеформы религии

Тотемизм (отангл. totem, что на языке североамер. индейцев буквально «егород») — поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своемумифическому предку и защитнику.

Фетишизм (отпорт. feitico — идол, амулет, талисман) — религиозноепоклонение, суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам(амулетам, фигуркам и т. п.) магической силы, способной влиять на ход событий иполучение желаемого результата.

Анимизм (отлат. anima — душа, дух) — выражение веры в духов и душу иливсеобщую одухотворённость природы.


  5.Культура (отлат. cultura — уход, обработка, возделывание) понимаетсяпо-разному.

Культура —это всё, что создано человеческим трудом: технические средства и духовныеценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политическиетеории, правовые и этические формы, произведения искусства и т. д.

Вшироком смысле культура — это историческиобусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах обще­ственнойжизни форм, принципов, способов и резуль­татов активной творческой деятельностилюдей

Вузком смысле под культурой понимают процессактивной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются ипотребля­ются духовные ценности.

Культура

Материальная культура

Духовная культура

Связана с производством и освое­нием предметов и явлений мате­риального мира, с изменением физической природы человека: ма­териально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, произ­водственный опыт.

Совокупность духовных цен­ностей и творческой деятельности по их производ­ству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мо­раль, политика, право и др.

Делениекультуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести граньмежду ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто несуществуют: духовная культура может воплощаться и в мате­риальных носителях —книгах, картинах, орудиях труда и т. д.

Основныеформы культуры

Вмасштабе отдельного общества различают три формы культуры: элитарную, народную,массовую, а также и две её разновид­ности: субкультуру (от лат. sub —под) и контркультуру (от лат. contra — против).

  1. Элитарная — создается привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. Особенности:
    1.  включает в себя классическую музыку, театр, авторское кино и высокоинтеллек­туальную литературу;
    2. представляет определённые трудности для понимания не­подготовленным человеком;
    3. потребителем этой культуры является высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, театралы, художни­ки, писатели, музыканты.
  2. Народная — создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы и пр.).
  3. Массовая — понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации, китч и пр.). Особенности:
    1. имеет самую широкую аудиторию и является авторской;
    2. как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;
    3. носит коммерческий характер;
    4. в отличие от элитарной и народной культуры, удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.

 

6.Искусство.

Искусство – образное и наглядноеотражение жизни людей в художественных образах, имеющее специальные средства,при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературетаким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, вскульптуре — объемно-пространственные формы.

 Основные направленияискусства.

·        Танцы,

·        Музыка,

·        Живопись, скульптура,

·        Архитектура,

·        Литература и фольклор,

·        Театр и кино,

·        Спорт и игры.

·        СМИ – это средства массовой информации: периодические печатныеиздания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроника и т. д. Положение СМИ вгосударстве характеризует степень демократизации общества. В нашей стране положениео свободе СМИ закреплено в Конституции РФ.

https://avatars.mds.yandex.net/get-images-cbir/7698316/WSlkIpd6xBXLocycIExbbw4356/ocr

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет