Муниципальный конкурс «Педагог года Мазановскогорайона -2023»
КОНКУРСНОЕЗАДАНИЕ – ЭССЕ «Я – педагог»
«Всё, что былоили есть, началось с мечты», — мне так близки эти слова, что если бы их несказал кто-то другой, их бы обязательно сказала я. Почему я так уверенно говорюоб этом? Потому что у меня всё началось с мечты — мечты стать учителем. И непросто учителем, а хорошим учителем, то есть таким, который умеет мечтатьвместе с детьми, помогает каждому ребенку научиться верить в себя. Ведь любаясамая безумная мечта не настолько безумна, как может показаться на первыйвзгляд. И у моей мечты есть основа: способности ребенка можно и нужноразвивать. Для меня это первый шаг, самыйважный, он позволит открыть ребенку новые горизонты. В этом и есть предназначениеучителя.
Профессияучителя, на мой взгляд, одна из самых необычных. Быть учителем очень сложно. Я четкопонимаю, что учитель-это воспитатель, педагог, психолог, художник и артист.Ребенок это — факел, который нужно зажечь. Передо мной, как учителем, стоитзадача — найти и помочь ребенку раскрыть свои способности и таланты, ведь этикачества есть у каждого ребенка. Привитие детям чувства уверенности в себе и всвоих возможностях возложено на плечи педагога. Это большая ответственность.
Настоящий учительне просто отбывает время на своем уроке, его сердце болеет за каждого ученика,он в постоянном напряжении, ведь нужно уметь быстро находить выход изкакой-либо ситуации, здраво рассуждать, принимать справедливые обдуманныерешения. Человек, выбирающий эту профессию должен обладать добрым нравом, бытьтерпеливым и ответственным. На своем личном опыте скажу, что вместе со своимклассом учитель радуется победам, достижениям и огорчается неудачам своихдетей. Нелегко заслужить внимание детей. Учителю нужно всего себя отдаватьдетям. Педагог должен оставаться авторитетом и достойно проходить всеиспытания, возложенные на его плечи.
Учитель — этоудивительная профессия. Ее значимость и востребованность никогда не утрачиваласмысл с развитием общества. Изменения в обществе требуют не обычноговыпускника, а уже взрослого человека с огромным багажом знаний, определеннойжизненной позицией, нестандартным мышлением, который, не теряясь, может быстросорентироваться, перестраиваться, в этом постоянно меняющемся мире, человеканравственного с высокой культурой, который сможет самореализоваться в жизни.Ведь если бы не было учителя, то не было бы других профессий: президента,инженера, врача.
Невозможнопредставить жизнь без учителя. Как много приходится пережить, передумать,прежде чем встанешь у учительского стола и с улыбкой скажешь: «Здравствуйте!Начинаем урок!» Во время учебного процесса учитель должен быть капитаномкорабля, плывущего на пути к знаниям, направляющим лицом, лидером и командиром,руководителем и наставником, который будет вести детей за собой и побуждать ихк стремлению получить новые знания, достигнуть успеха и максимальнозаинтересовать.
Я стараюсь, чтобына моих уроках дети видели с моей стороны позитивный настрой, доброжелательностьи отзывчивость. Я думаю, что педагогу необходимо быть в меру строгим, нообладать чувством юмора. Между педагогом и учеником должна быть теснаяпсихологическая взаимосвязь и взаимопонимание. Учитель просто обязан создаватьобстановку доверительных отношений, искренней любви и теплого бережногоотношения к этим чудным созданиям-детям. Иногда, бывают такие моменты, когдасомневаешься в себе и своих способностях. Но, когда заходишь в класс и видишь,что перед тобой будущее нашей страны, то все сомнения тотчас рассеиваются. Всеже радостных, позитивных, эмоционально ярких, фееричных моментов и победбольше, чем разочарований.
Все считают, чтоучитель – это тот, кто учит. Но ведь это не совсем так: это дети нас учат. Какбы я смогла понять, куда мне двигаться дальше, чему учиться, если бы не моиученики. Только с их помощью я вижу, что у меня получается, а что нужноизменить. Дети умеют учить лучше взрослых, они говорят и действуют открыто.Главное для меня – не задуть огонек желания ребёнка говорить о том, что ондумает, что его волнует, радует или печалит. Я убеждена, что если учителю нехватает времени на то, чтобы услышать каждого ребенка, дети начнутприспосабливаться – говорить то, что от них ждут. Выход вижу в открытыхвопросах, в общении с ребенком на равных. Только в этом случае на моих занятияхбудет настоящее общение и «взаимное» обучение.
Каждый день яучусь специально и учусь «нечаянно»: жизненные ситуации, книги или путешествиядают мне возможность почувствовать, кто я.
Я каждый деньучусь учить ребят умению учиться.
Эта та цель, достигаякоторую, я приближаюсь к своей главной мечте – стать тем учителем, которыйпомогает каждому ребенку взять новую высоту, ту, в которую он не верил.
Почему именно это для меняважно, зачем уметь учиться? Еще Эрнст Легуве, французский писатель XIX века, сказал: «Цель воспитания — научить нашихдетей обходиться без нас». А что мы должны говорить сегодня, в XXI веке, когда темп жизни настолькостремительный, что необходимо постоянно адаптироваться к новым условиям?Особенно сложно быть учителем в эпоху, когда ее основные приметы -изменчивость и непостоянство. Учителю важно уметь учиться в течение всейжизни, важно включить рефлексию в свою профессиональную жизнь, постоянно отвечать на вопросы: что я знаю и чего еще не знаю, что умею и что не умею.Только после таких размышлений я понимаю, чему нужно учиться, что узнать, чтопопробовать. Так же должно быть и у детей.
Считаю важным учить детейтому, что ошибка – это находка, подарок. В этом случае ошибка – предвестникположительного результата. Я предлагаю ученику для работы над ошибкамиСправочник ошибок. В нем ученик не только ведет учет своих ошибок,но и обнаруживает их причины, составляет такие задания, которые направлены назакрепление правильного способа действия. С помощью таких приемов, как этот, яформирую у ученику представление об учёбе как о пути, на котором будут иошибки, и успехи.
Проработав вшколе, я могу с уверенностью сказать, что выбрала свою профессию не случайно.Для меня, как для педагога, это не просто профессия. В первую очередь — это мойобраз жизни. Человек, выбравший эту профессию, должен понимать и осознавать то,что он несет огромную ответственность перед государством, обществом и передучеником.
