Задание № 16 (ряды ОЧП иСП = союз И).
1. Найти все сказуемые (глагольные или именные = что делает подлежащее,подлежащее какое, чьё, каково ? что такое подлежащее ? безглагольность = как?).
2. Учитываем односоставность и двусоставность (может быть ДВА сказуемыхпри одном подлежащем = простое с ОЧП, может быть ДВА сказуемых = только ОДНОсказуемое относится к подлежащему = СП, в котором одна часть ОДНОсоставная,другая – ДВУсоставная).
Пример: Стемнело, и мы пошлидомой. Мы закончили работу и пошли домой.
3. Внимание на союз И
И |
Даёт запятую (СП без общего) |
Светило солнце, и пели птицы) |
Съедает запятую (ОЧП, СП + общее) |
ЗДЕСЬ светило солнце и пели птицы. Мы пошли домой, когда ещё светило солнце И пели птицы. |
4. Повтор И при ПАРНЫХ ОЧП: О и О , О и О.
Летом и зимой, весной иосенью я люблю гулять в парке.
5. Не путать ДВА ОДИНОЧНЫХ союза И (разные ряды однородности) иПОВТОРЯЮЩИЙСЯ союз И (О, и О, и О).
Мы и читали, и писали =повтор при ОДНОЙ однородности.
Маша и Иван ( перваяоднородность) побывали в Москве и Петербурге (вторая однородность).
6. ДВОЙНЫЕ союзы:
как О, так и О
не только О, но и О
не столько О, сколько О
7. НЕОДНОРОДНОСТЬ определений = разная характеристика = БЕЗ запятой
(высокая светловолосаядевочка = рост и цвет).
8. ЗАПЯТАЯ перед , А, НО, ЗАТО, ОДНАКО, ДА = НО.
9. Ловушка с КАК = в качестве = — это … = нет сравнения = нет запятой
(Керчь известна всем КАКгород двух морей = Керчь – это город 2 морей).
10. Проверяем,не закончился ли ОБОРОТ или часть СП перед союзом И
(Мы зашли в дом, покинутыйлюдьми, и стали его осматривать).
Задание№ 17 (причастные и деепричастные обороты)
1. Ищем ВСЕ причастия и деепричастия
Причастие |
Деепричастие |
Что делающий ? Что сделавший ? Что делаемый ? Что сделанный ? |
Что делая ? Что сделав ? |
Ущ, ющ, ащ, ящ, Ш, вш, Ом, ем, им, Нн, енн, т |
Ая, уя, ав, ев, ши |
Играющий, сыгравший, изучаемый, написанный, вымытый |
Играя, танцуя, станцевав, увидев |
2. Проверяем ВСЕ зависимые слова (не перепутать сзависимым: ? ставим ОТ главного К зависимому) – определяем границы оборота.
3. Проверяем, нет ли ОДНОРОДНОСТИ оборотов (перед Инет запятой)
…., ПЧО и ПЧО , …
ДПЧОи ДПЧО , …
4. … , ДПЧО , … (ДПЧО = 1 или 2 запятые (кромефразеологизмов = как ?).
Мы, любуясь пейзажем, не заметили наступления вечера.
5. Проверяем, не закончился ли ОБОРОТ или часть СПперед союзом И
(Мы зашли в дом,покинутый людьми, и стали его осматривать).
6. Причастные обороты: место оборота, местоимение,почему ?
а)после главного слова = 1 или 2 запятые … Х , ПЧО , …
б)ПЧО перед сущ. НЕ выделяем (если нет ПОЧЕМУ ?)
Мыподошли к поваленным сильным ветром деревьям.
в)… , ПЧО , + местоимение = запятые
Уставшиена работе, мы еле шли.
г)… , ПЧО , … = почему ?
д)ПЧО , сказуемое подлежащее (между ПЧО и подлежащим стоитсказуемое)
Накормленныевесной, проросли травы.
Задание 18 (обращение, вводные слова).
1. Уметь видеть распространённые обращения (+зависимые слова) = выделяем весь блок.
2. Если стих, то написать НЕ в столбик, а обычно
3. ТЫ, ВЫ – это не обращения = не выделяем. (крайнередко выделяем).
4. Вводные: … , конечно, по словам кого – то,наверное, возможно…
5. Омонимичность сказуемых глаголов и вводных, которыене задают и не отвечают на вопросы):
кажется,видно, казалось, помню, бывало, вообразите и т. д.
Яим приказал бежать, а они, ВООБРАЗИТЕ, еле плетутся.
6. Лжевводные = НЕ выделяем (как будто … едва ли …наверняка … исключительно …)
7. Ловушка с ОДНАКО.
-между частями СП или + перечисление = союз = … , однако (1 запятая)
Мыторопились, однако не успели.
-середина простого предложения = вводное = … , однако , … (2 запятые)
Тыпосмотри, однако, какая умница !
Задания 19, 20 (запятые в СП, стык союзов).
1. СЛОВА ПОДЧИНЕНИЯ – В Ы З У Б Р И Т Ь !!! (и для сочинения пригодится).
Блок со словом подчинениявыделяем.
2. Внимание на союз И:
СП ? = , И …
однородные сказуемые,прерываемые блоком подчинения, = нет запятой перед И
обороты = , И …
3. СТЫК союзов:
— блок подчинения закрываемвсегда,
— ТО, НО, ТАК, ТОГДА съедаютзапятую на стыке союзов,
— самопроверка: можно убратьвесь блок подчинения = 2 запятые (с двух сторон),
нельзя убрать = ставим тольковторую (закрываем блок).
Мы успели приехать на вокзалИ, КОГДА объявили посадку, зашли в вагон.
Мы успели приехать на вокзалИ КОГДА объявили посадку, ТО зашли в вагон.
Задание21 (одно правило на несколько предложений).
Алгоритм:
1) внимание на сам знак препинания,
2) № предложений с этим знаком – в столбик,
3) рядом с № — правило,
4) !!! если подходит несколько правил, то выбираемтолько одно !!!
5) Не перепутать ПЧО и ДПЧО,
6) Не перепутать союзы И, А, НО, ОДНАКО, ЗАТО = ОЧПили СП.
Тире |
Неполное предложение вместо сказуемого |
Я люблю розы, а сестра – тюльпаны. |
|
в ССП + быстрая смена событий или резкое противопоставление |
Мгновение – и табун понёсся. |
|
Бессоюзие в СП (время, следствие, противопоставление |
Стемнело – мы пошли домой. |
|
Подлежащее — сказуемое |
Роза – царица цветов. (нет глагола = сказуемое) Жить – Родину любить. |
|
Приложение в конце … глагол + сущ. – приложение (сущ.). |
Я люблю розу – царицу цветов. (есть глагол = приложение) |
|
О, О, О – обобщающее слово |
В парках, на лугах, в лесах – везде царила весна. |
|
«П», — а.
|
«Будет дождь», — сказал я. |
Запятая |
ПЧО |
|
|
ДПЧО |
|
|
однородность |
|
|
ССП |
|
|
подчинительность в СП |
|
|
вводность |
|
|
обращения
|
|
Двоеточие |
А : «П» |
Я сказал : «Будет дождь». |
|
Бессоюзное СП + причина или объяснение |
Верю : счастье будет ! Поторопитесь : можете опоздать. |
|
Обобщающее слово : О, О, О |
Везде царила весна : в парках, на лугах, в лесах. |
|
|
|
Задание22 (соответствие тексту).
1. Внимательно читать задание: соответствует или НЕсоответствует утверждение.
2. ПЕРЕД чтением текста СНАЧАЛА читаем самиутверждения.
3. Особое внимание на имена, даты, названия, частицуНЕ.
4. Главное – проверяем и словесное, и СМЫСЛОВОЕсоответствие.
Задание 23 (типы речи).
1. Не перепутать «представлено описание» — «представлено повествование сэлементами описания».
2. Типы речи.
повествование |
описание |
рассуждение |
Что происходит ? |
Какой ? Что видим ? |
Почему, зачем ? |
глаголы |
прилагательные |
философия |
Несколько картинок, кадров фильма |
1 застывшая картинка |
Картинку представить нельзя |
3. Варианты заданий:
А) противопоставлены (можновставить союз А );
Б) пояснение смысла предложения,тезиса, понятия;
В) причинно – следственныеотношения (почему ? + вставляем ПОЭТОМУ);
Г) вопросно – ответная форма(проверяем смысл, а не вопрос);
Д) подтверждение информации(проверяем СМЫСЛ);
Е) перечислениепоследовательных действий.
