X-PDF

Материалы педагогического совета на тему «Формирование функциональной грамотности посредством применения кейс технологии на уроках в начальной школе»

Поделиться статьей

Тема:«Формирование функциональной грамотности посредством применения кейс технологиина уроках в начальной школе»

 

Актуальность

Важной стратегической целью, отмеченной в 2018 г.Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, считается вступление РоссийскойФедерации в 10-ку ведущих государств мира по качеству общего образования к 2024г. Одним из критериев обозначенного результата считается обеспечение высокогоуровня функциональной грамотности обучающихся – основного показателя в международныхисследованиях качества общего образования.

Именно результаты международных исследований PIRLS, TIMSS,PISA служат целевыми показателями качества образования.

Международное исследование PISA представляет функциональнуюграмотность в виде составляющих:

грамотность в чтении – способность человека кпониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержаниядля достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активногоучастия в жизни общества;

грамотность в математике – способность человекаопределять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказыватьхорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так,чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,заинтересованному и мыслящему гражданину;

грамотность в области естествознания – способностьиспользовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуацияхпроблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов для получениявыводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы дляпонимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельностьчеловека, и для принятия соответствующего решения.

С 2012 года отдельным направлением оценки была включена финансоваяграмотность, которая подразумевает знание и понимание финансовых понятий, атакже навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективныхрешений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансовогоблагополучия личности.

Несмотря на официальный уровень признания необходимостиформирования функциональной грамотности, есть ряд существенных проблем,связанных с ее  формированием у  школьников.

Во-первых, недостаточно материалов, направленных на формированиефункциональной грамотности: задания для детей, методических пособий дляучителей. Во-вторых, не очень понятно, как встраивать задание по формированиюфункциональной грамотности в образовательный процесс на системной основе.В-третьих, учителя недостаточно подготовлены к формированию функциональнойграмотности у детей.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальнойшколе, именно поэтому педагогу необходимо выбрать такие методы преподавания науроке, которые помогли бы способствовать ее формированию. Для этого отлично подойдетиспользование в работе со школьниками кейс-технологии.

Кейс-технология – это технология обучения, на основереальных или вымышленных ситуаций. Данную технологию можно применятьпрактически по любой теме обучения на разных предметах, а также во внеурочнойдеятельности.

Способность пользоваться теорией, обращение к практическомуматериалу, ситуационный анализ — это основные свойства кейс-технологии. Ноосновная ее роль — совершенствовать умение преодолевать различные трудности,находить их решение, через развитие умения работать с информацией, что, вконечном счете, и направлено на формирование функциональной грамотностишкольника.

Технология состоит из кейсов – учебных заданий, которыеможно разделить на несколько групп: практические кейсы, отражающие жизненныеситуации. Обучающие, основной целью которых является обучение, а такженаучно-исследовательские, которые ориентированы, прежде всего, наисследовательскую деятельность.

 

Для учащихся начальной школы важно, чтобы кейс вызывалчувство сопереживания с его главными действующими лицами, чтобы была описаналичная ситуация персонажей, во многих случаях это важный элемент в процессепринятия решения.

 Кейс-технология помимо формирования функциональнойграмотности помогает повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развиваету школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность,умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Перед учителем стоит задача –научить детей как индивидуально, так и в составе группы:

анализировать информацию,

сортировать ее для решения заданной задачи,

выявлять ключевые проблемы,

генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,

выбирать оптимальное решение и формировать программыдействий и т.п.

 

Обычно в кейсе рассматривается конкретная ситуация, вописание которой включаются случаи, факты, решения, имевшие место в течениеопределённого времени. Эти ситуации могут отражать как комплексную проблему,так и частную задачу.

 

Также кейс-технология имеет несколько методов  взависимости от того, какой вид творческой работы на уроке они подразумевают.Это такие методы как – метод инцидента, ситуационного анализа и метод разбораделовой корреспонденции («баскетметод»).  Слайд про методы

Я хотела бы рассказать, как формировать функциональнуюграмотность посредством применения выше обозначенных методов кейс-технологии.

 

(1. Читательская грамотность.)

Легче всего функциональную грамотность формировать напримерах работы с информацией, так как базовым навыком функциональнойграмотности является читательская грамотность. В современном обществеумение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательнымусловием успешности.

Для формирования читательской грамотности черезиспользование кейс-технологии можно пользоваться методом разбораделовой корреспонденции.

Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации;пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения, проблемнойситуации (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы ученикимогли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение. Задачадетей – отобрать необходимую информацию.

Пример использования такого метода – работа с заданиемдемонстрационного варианта из ВПР по литературному чтению. Учащимся данавыдержка из задания ВПР, на основе которой составлен кейс следующегосодержания:

Отберите информацию, представленную на разных сайтах, идайте ответы на следующие вопросы:

-Сколько денег понадобится группе туристов из Китая,чтобы купить входные билеты?

-Что предлагают посмотреть со смотровой площадкиорганизаторы экскурсии?

-На каких сайтах есть информация о колокольне ИванаВеликого?

 

 

 

В данном кейсе для формирования читательской грамотностинужно работать над тем, что фрагмент или фрагменты текста, содержащие ответ навопрос, необходимо вычленить из контекста, содержащего избыточную информацию.Это как раз и является примером метода разбора деловой корреспонденции.

 

 

Самый наиболее часто используемый мною метод при работе скейс-технологией  – это метод инцидента. Цель — поискинформации самим учеником. Обучаемые вместо подробного описания ситуацииполучают лишь краткое сообщение об инциденте, произошедшем в какой-либоорганизации, например в магазине у прилавка, на стадионе, в библиотеке илимузее, а также, например, в литературном произведении. Сообщение может бытьписьменным или устным, например: Случилось или произошло….

Для принятия слушателями обоснованного решения импредлагается явно недостаточная информация, поэтому необходимо, прежде всего:

¨разобраться в обстановке;

¨определить, есть ли проблема и в чем она состоит;

¨ подумать,что нужно делать;

¨ выяснитьчто нужно знать для принятия того или иного решения. Учащиеся для сборанеобходимой информации и решения проблемы могут задавать уточняющие вопросыпедагогу.

Несмотря на то, что такого рода способ работы требуетбольшого количества времени, его можно считать самым приближенным к практике.

(2. Естественнонаучная грамотность)

Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

Примером формирования естественнонаучной функциональнойграмотности через такой метод может служить урок окружающего мира в 3 классе натему «Как сохранить богатства природы».

После изучения данной темы ребятам предложен кейсследующего содержания:

Прочитайте фрагмент экологической сказки «Как мальчикВаня обидел деревце».

 

Сказка о том,как мальчик Ваня обидел деревце.

Жил-был обычный мальчик Ваня. Однажды гуляя во дворе своего дома, он сломал ветку удеревца.

— Да ладно,ничего не будет из-за одного деревца, – подумал мальчик. Деревцу было оченьбольно и обидно, что Ваня так поступил с ним.

А в это времяво двор, где жил мальчик, двигалось целое полчище насекомых – вредителей(клопы, тля, моль, мухи и многие другие). Когда они увидели, что во дворе нетптиц,  решили, что лучшего места для их жизни нет. Они стали поедать траву,овощи, ягоды и уже никого не боялись. Их становилось все больше и больше, арастений все меньше и меньше.

На следующийдень, выйдя из дома, Ваня решил полакомиться ягодами, но вместо ягод он увиделнасекомых.

— Что это? Кудався ягода делась? И почему здесь столько разных насекомых.

— На Земле всевзаимосвязано – это как звенья одного механизма. Если убираем одно звено, товесь механизм распадается.

— Что же теперьделать? Как же навести порядок? – думал грустно мальчик.

Оценка:

Оцените ситуацию, в которой оказался Ваня.

Решение:

1. Что бы вы изменили в сказке?

2. Чему учит сказка?

3. Составьте памятку о бережном отношении к природе.

 

3. Математическая и финансовая функциональнаяграмотность.

Еще один метод при работе с кейс-технологией —  методситуационного анализа.

Суть метода в том, что ученику предлагается текст сдетальным описанием возникшей ситуации, а также ставится цель, требующаярешения. Для учеников могут быть предложены уже готовые шаги или пути решенияпроблемы. В этом случае задачей ребят будет определить, какие шаги наиболее рациональны. 

Такой метод можно использовать на уроке математики в 3классе по теме: «Площадь прямоугольника».

Пример кейса:

Цель: обобщить и закрепить знания о площади прямоугольника

Содержание кейса

Папа решил отремонтировать пол на кухне.  Размеры комнаты такие:длина комнаты 2 м, а ширина 3 м. В таблице 1 приведены цены на строительныематериалы. Вычислите, какую сумму потратит папа на ремонт пола.

Таблица 1. Цена за 1 кв. м.

Керамическая плитка

Ламинат

Линолеум

500 р.

400 р.

300 р.

 

Инструкция по выполнению:

1. Вычислить площадь пола по формуле (S= a ∙ b).

2. Найти информацию о цене материала в таблице цен.

3. Вычислить сумму, которую потратят на ремонт пола.

4. Узнать, каким материалом лучше всего воспользоваться дляремонта, чтобы потратить наименьшее количество денег.

 

При использовании любого из упомянутых способов ученикиполучают пакет вопросов, на которые им следует отыскать решения с цельюосмысления сути проблемы. Содержание кейсов может быть различным:художественные произведения, жизненные ситуации, обобщение знаний по предметам- математика, русский язык, литературное чтение.

Результативность данной работы проявляется в том, чтоученик, работая с кейсом, получит возможность формирования различныхсоставляющих функциональной грамотности — сопоставлять информацию, полученнуюиз нескольких источников, соотноситьпозицию автора с собственной точкой зрения и работать с несколькими источникамиинформации.

 

Таким образом, можно констатировать следующее:

1. Данная технология открывает двери для творчества учителя.

2. Кейс технология является сложным и эффективным инструментомобучения. Однако ее нельзя считать универсальной для решения любых задачобучения, и подлинный эффект можно получить только в процессе сочетания склассическими методами обучения.

3. Кейс-метод сложно «вмонтировать» в учебный процесс.Здесь необходимы

значительныеусилия учителей, каждодневная творческая работа по осмыслению и отборуситуаций, анализу учебного материала.

 

При использовании на уроках в начальной школе, указанной вмоей работе технологии и ее методов работы, у обучающихся формируются навыкимышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия«функциональная грамотность».


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет