«Родной язык бесценен…»
Сценарий мероприятия, приуроченное ко Днюродного языка.
Возрастная категория: 4 класс
Цель:вызвать интерес учащихся к изучению и сохранению родного языка, воспитатьуважение к культуре и традициям своего народа.
Образовательные задачи: формироватьпредставление о фольклоре крымскотатарского народа, как сокровищницу родногоязыка.
Развивающие задачи: развиватьустную речь; воображение, память, интерес к истории народа.
Воспитательные задачи: формироватьинтерес к традиционной крымскотатарской народной культуре; воспитыватьуважительное отношение к культуре народа.
Планируемые результаты:
Личностные: формированиеэстетических потребностей, ценностей и чувств, развитие этических чувств,доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Познавательные: характеризоватьявления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенныхзнаний и имеющегося опыта, находить ответы на вопросы, используя свой жизненныйопыт.
Регулятивные: учитыватьвыделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале всотрудничестве с учителем, планировать свои действия в соответствии с поставленнойзадачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане, адекватновоспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и другихлюдей.
Коммуникативные: адекватноиспользовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решенияразличных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владетьдиалогической формой коммуникации; общаться и взаимодействовать со сверстникамина принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы.
Оформление: крымскотатарскаякомната
Ход мероприятия
Ведущий 1.-Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаемнародные сказки, песни, былины. Позже знакомимся с творчеством такихзамечательных мастеров слова, как А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Номан Челебиджихан,Бекир Чобан-заде.
Ведущий 2
-В ноябре 1999 года на 30-й сессии Генеральнойконференции ЮНЕСКО был провозглашен
Международный день родного языка.Отмечаться он стал ежегодно, 21 февраля с 2000 года.
Ведущий 1 -Родной язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая памятьнарода, его душа, его достояние.
Ведущий 2
-Отмечая Международный день родногоязыка… мы отдаем дань уважения несметному числу существующих в мире языков,культурам, которые они отражают, поскольку каждый из них представляет живоенаследие, которое нам следует
оберегать.
Ведущий1 -Помните, что родной языквпитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениямипредков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота!
Ведущий 2
-Русский поэт П. А. Вяземский сказал:«Язык есть исповедь народа. В нём слышится его природа. Его душа и бытродной…»
Стихотворение Ю.Кандыма «Ана тилим»
Ана тилим, меним тилим,
Меним чокърагъым.
Меним гулюм, меним илим,
Меним байрагъым.
Меним далым, меним сырым,
Ана тилим.
Меним козюм, меним тамрым
Ана тилим.
Ана тилим Алла берген
Къарам, беязым,
Къаранлыкъта ёл костерген
Чолпан йылдызым.
Меним бахтым, гъам, къуванчым
Ана тилим.
Меним тахтым, бар ишанчым
Ана тилим.
Ведущий 1
— Отмечая Международный день родногоязыка… мы отдаем дань уважения несметному числу существующих в мире языков,культурам, которые они отражают, поскольку каждый из них представляет живоенаследие, которое нам следует оберегать.
Ведущий 2
— Помните, что родной язык впитал вековойопыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями предков, и каждоеслово в нем – словно крупица чистого золота!
Ведущий 1
-Русский поэт П.А.Вяземский сказал: «Языкесть исповедь народа. В нём слышится его природа. Его душа и быт родной…»
Роднойязык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала«мама»,
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной…
Языкнаш драгоценный –
Богатыйи звучный,
Томощный истрастный,
Тонежно-певучий.
Внем есть и усмешка,
Иметкость, и ласка.
Написаныим
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Свой великийязык!
Сценка« ОМЮРНИНЪ АЛТЫН КЪАИДЕЛЕРИ»
Бар эди ми, ёкъ эди ми…Дюньянынъ дженнет киби кошесинде гузель бир къоранта яшай эди. Шу къорантанынъбир огъланчыгъы бар эди. Бир кунь Ризачыкъ мектептен келип, анасына пек чокъсуаллер берди. Онынъ анасы пек муляйим, сабырлы, тербиели къадынлардан бириэди. Сабырсызлыкънен баласы озь суалине джевап истеди. Амма баласынынъ бирсуалиананыпек раатсызлады:
— Ана, айтынъ “бирлик” недир?
— Бирлик, балам, бумуаббетликтир. Билесинъ ми, достларынънен ойнагъанда анълашып, гузель къонушып, бири-биринъизге ишанып, ярдым къолуны керек вакъытта узатып – бубирлик, демектир. Яшагъан топрагъымызда эр вакъыт тынчлыкъ, муаббетлик, достанемунасебетлер олмалы. Чешит-тюрлю халкъларнен бир тиль тапып яшамакъкерекмиз, — деди анасы.
— Ана, “бир тиль тапып” недир?– Ризачыкънынъ суаллери даа битмей.
—Эрбир адамнынъ агъызында тили бар, эр биримиз шу тильнен лаф этемиз. Биз насылэтип бир тиль тапып лаф этеджекмиз? — шашты бала.
— Догъру, балам, пек догъру!-кулюмсиреп, джевабыны девам этти анасы.
— Эр бир инсаннынъ агъызында тилибар, къонушмакъ ичюн, озь фикирлернен пайлашмакъ ичюн. Агъызымда тилим бар деп,тюрлю-тюрлю шей айтмакъ олмаз. Айткъан сезлеринъ маналы олмакъ керек, акъыллыинсанлар гузель лаф этелер, бир биринен лаф эткенде бир макъсаткъа кельмеккереклер — деп, анасы Ризачыкъны къучакълады ве озюнен берабер отуртты.
— Эрбир халкънынъ даозь тувгъан тили бар. Тувгъантилинде миллий менлиги, дини, турмуш ве адетлери сакълангъан. Тувгъан тиль бизим хазинемиздир, баба-деделеримизден кельген. Оны унутмамакъ керек. Амма,балам, башкъа тиллерни огренмек ве анъламакъ керек. Заманымыз ойле: чокъшейлерни, чешит-тюрлю тиллерни бильмек керекмиз. Ана тилимизден Ватанымызбашлана, тиль миллетни бирлештире. Бирлик – бу, гузелим, бир биримизге урьмет этмек, муаббетликте яшамакъ, эм де фикримиз ишлеримизден айрыолмамакъ демектир, – анасы озю фикирге далды. Сонъ озюне келип:
— Анъладынъмы, балам?
— Анъладым, анам, сагъолунъыз!- къуванып къычырды Риза. Шу арада бабасыны корьди.
Четте озь ишини япып, динълеп тургъанбабасы да, шу лафкъа къошулды:
-Бирлик къорантадан башлана, бала не аилесинде корьсе, шуны да япар, -гъурурликнен къошты бабасы.
Баба ве огълу къучакълашып курешлемегебашладылар.
Ведущий 1
— Важнойособенностью языка является фольклор его народа. Знаете ли вы произведенияустного народного творчества крымских татар?
Работа в группах«Собери пословицу»
Пословицы и поговорки.
Бугуньки ишни ярынгъа къалдырма…..
Достсуз адам къанатсыз къуш
Адамны кульдирген де, куйдирген де – тиль.
Догъру сез ольмез.
Гонълю бошнынъ, тили де бош.
Балдан татлы анна тилим.
Тиль – акъыл теразесидир.
-Объясните смысл пословиц, как вы ихпонимаете? Какие еще пословицы вы знаете?
Скороговорки
Балабан балагъа бал ала бабасы.
Базардан алма алдым,
Анам алдына салдым.
Считалки
Саям, саям, саямайым. Тавшан къачты,тутамайым. Чапты, чыкъты тилькичик.
Арамыздан сен де чыкъ
Дампл, думпл Дание, Ание, Эльвание. Акъчувал, кок чувал, чевре буны, чек буны.
-Машалла, сизге
Песня «Мен лаф этем».
Ана тилини бильсенъ
Эм де гузель лаф этсенъ
Эр кес айтыр: «Машалла!»
Не де гузель бу бала…
Мен анамнен лаф этем
Мен бабамнен лаф этем
Лаф эте, эте осем,
Йылдызларгъамен етем
-Корюшкендже!
С.а!Д.д., ув., жюри! Я, В.Л.Р., учитель родного языка, работаю в МБОУ «ДалековскаяСШ им. Демуса Б.А.» Пед. стаж 22 года. Образование высшее, имею высшую квалиф.категорию.
Мояжизненная позиция такова:« Добро, которое мы делам другим, добром же служит намсамим». Считаю, что о будущем каждый из нас должен заботиться уже сегодня,поэтому выражение «День сегодняшний – ученик вчерашний» для меня являетсябесспорным.
Роднойязык – бесценное наследство вековое, это сокровище, это бесценный дар… И детям передайтесвой родной язык, как самое на свете дорогое. Отдавая кусочек своего тепла исердца детям, родной язык помогает достучаться до самой глубинки душималенького человека, теплота родного слова извлекает из нее особые чувства, особоенастроение. Народная педагогика присутствует в каждом звуке родного языка. Ясчитаю, что работу надо строить так, чтобы полученные знания становилисьдостоянием личности ребенка. Но чтобы этого добиться, нужно самому соответствоватьтем требованиям, которые мы предъявляем к детям.
Всовременном мире, будучи учителем, не возможно представить себе урок безигровой деятельности, без использования технологии критического мышления, безздоровьесберегающей технологии, без проектной деятельности и т.д. оченьинтересно проходят уроки, когда перед учащимися стоит проблема, а для еерешения необходимо сотрудничать друг с другом, помогать выстраивать путирешения и т.д.
Главнымрезультатом своей работы считаю достижения своих учеников. Они участвуют вразличных конкурсах и олимпиадах и добиваются высоких результатов.
Я– учитель и мама. Наш единственный сынишка в этом году в первый раз переступилпорог школы. И сейчас у нас одно общее дело – школа, у меня учить, у негоучиться.
Мое хобби:увлекательные путешествия с семьей, где мы не только вместе проводимдрагоценное для нас время, но и узнаем много нового и интересного.
С.за В.