«Меры безопасности при организации
и проведении занятий по физической культуре
и спорту в образовательной школе.
1.Настоящие Правила безопасности занятийявляются обязательными при организации и проведении учебных , внеклассных ивнешкольных занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательныхшколах, внешкольных учреждениях и оздоровительных лагерях различного типа.
2.Административный, педагогический имедицинский персонал образовательных школ должен руководствоваться настоящимиПравилами, знать и соблюдать их в практической деятельности по физическомувоспитанию учащихся (воспитанников) и при занятиях с ними спортом.
3.На администрацию школ возлагаетсяответственность за исправность спортивного инвентаря и оборудования всоответствии с санитарно-гигиеническими условиями требований, предъявляемых кместу проведения занятий настоящими Правилами.
4.На медицинский персонал возлагаетсяответственность за проведение в установленном порядке лечебно-профилактическихмероприятий, содействующих сохранению здоровья учащихся, а так жеосуществление санитарного надзора за местами и условиями проведенияучебно-воспитательного процесса по физической культуре.
5.Решение о невозможности проведенияспортивных мероприятий на открытом воздухе в связи с метеорологическимиусловиями выносится местными органами.
6.Разрешение на проведение занятий пофизкультуре в школе выдается комиссией образовательного учреждения при приемешколы к новому учебному году. Разрешение оформляется актом.
7.Проведение занятий с применениемнеисправного оборудования или спортинвентаря без специальной спортивной одеждыне допускается.
8.Учитель физической культуры или лицо,проводящее занятие по физической культуре как внешкольное мероприятие, несутпрямую ответственность за охрану жизни и здоровья учащихся и обязаны:
-перед началом занятий провести тщательный осмотр местапроведения занятий, убедиться в исправности спортинвентаря, надежностиустановки и закрепления оборудования, в соответствии с санитарно-гигиеническимиусловиями требований, предъявляемых к месту проведения занятий настоящимиПравилами, инструктировать школьников о порядке, последовательности и мерахбезопасности при выполнении физических упражнений;
-обучать школьников безопасным приемам выполненияфизических упражнений и следить за соблюдением мер безопасности, при этомстрого придерживаться принципов доступности и последовательности обучения; порезультатам медицинских осмотров знать физическую подготовленность ифункциональные возможности каждого учащегося, в необходимых случаяхобеспечивать страховку, при появлении у учащегося признаков утомления или прижалобе на недомогание и плохое самочувствие немедленно направить его к врачу;
-после окончания занятий тщательно осмотреть местопроведения занятий, убедиться в отсутствии напряжения в электросети и устранитьобнаруженные недостатки.
Перед проведением первого урока в новом учебном годуучитель физкультуры обязан провести инструктаж по мерам безопасности сучениками. Инструктажи по охране труда с обучающимися проводятся в следующемпорядке: вводный инструктаж проводится с вновь прибывшими школьниками один разза все время обучения.
Составитель инструкции: учитель физическойкультуры
______________(ШестаковД.А.)
Должностные обязанности
по охране труда и мерам безопасности
заведующего спортзалом
1.Осуществляет контроль за состоянием рабочих мест, учебного оборудования,наглядных пособий, спортивного инвентаря, а так же за исполнением инструкцийучителями физкультуры и другими лицами, проводящими занятия в спортивном зале ина спортивной площадке.
2.Недопускается проведение учебных занятий, работу кружков и секций внеоборудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях.
3.Разрабатывает и периодически пересматривает (не реже чем 1 раз в 5 лет)инструкции по охране труда, согласует их с председателем профкома ипредставляет их на утверждение руководителю образовательного учреждения.
4.Контролирует оснащение спортивного зала противопожарным имуществом,медицинской аптечкой, носилками а каждого рабочего места – инструкцией,наглядной агитацией по вопросам обеспечения безопасности и жизнедеятельности.
5.Вноситпредложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательногопроцесса (для включения их в соглашение по охране труда, а так же доводит досведения руководителя образовательного учреждения с обязательной регистрацией вжурнале административно-общественного контроля о всех недостатках в обеспеченииобразовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособностьорганизма работающих и обучающихся.
И НС Т Р У К Ц И Я
поохране труда и мерам безопасности для учителя физической культуры
I. Общие требования безопасности.
Настоящаяинструкция является обязательной для учителя физкультуры при организации ипроведении учебных занятий и внеклассных занятий по физической культуре испорту.
Учителяфизкультуры в своей практической деятельности по физическому воспитанию должны:руководствоваться настоящей инструкцией, государственными актами и документамипо охране труда, разработанными Министерством образования РФ, и осуществлятьконтроль за соблюдением учащимися правил и инструкций по охране труда.
Учительфизкультуры или другое лицо, проводящее занятие по физической культуре испорту, несет ответственность за сохранность жизни и здоровья обучающихсявоспитанников.
Учитель физкультуры должен:
-проходить курсы (не реже 1 раза в 5 лет) по охране труда;
-принимать участиев испытании гимнастических снарядов и оборудования;
-вноситьпредложения по улучшению условий проведения образовательного процесса;
-организовыватьизучение обучающимися воспитанниками правил по охране труда в быту и т.
Учитель физкультуры должен знать:
-подготовленность ифункциональные возможности каждого ученика;
-медицинскуюгруппу, к которой учащиеся отнесены по результатам медицинского осмотра;
-учащихся, освобожденныхврачом от физической культуры после болезни, и отмечать учащихся отсутствующихна уроке;
II.Требованиябезопасности перед началом проведения занятий.
Учитель должен:
-проводитьинструктаж (1 раз в полгода) обучающихся воспитанников по безопасности труда научебных занятиях с обязательной регистрацией в классном журнале илирегистрацией инструктажа;
-предоставитьучащимся помещение для переодевания (отдельно мальчикам и девочкам);
-убедиться в том,что все учащиеся переоделись, закрыть раздевалки на ключ;
-следить засоблюдением правил поведения в раздевалках учащимися;
-обеспечитьбезопасное проведение образовательного процесса.
-провеститщательный осмотр места проведения занятия;
-предусмотреть мерыбезопасности при выполнении физических упражнений;
-проверитьисправность спортивного инвентаря, надежность установки и крепленияоборудования;
-проветритьпомещения при помощи естественной или принудительной вентиляции;
-при недостаточноместественном освещении включить осветительные приборы;
-проверитьсостояние запасного выхода при проведении занятий в спортзале.
III.Требования безопасности во время проведения занятий.
Учительдолжен:
-соблюдать принципыдоступности, последовательности при обучении учащихся и соответствие даваемыхупражнений и нагрузок учебной программе; проводить разминку и увеличить времяотведенное на нее, при сильном ветре, пониженной температуре и повышеннойвлажности;
-снизить нагрузкуили увеличить время отдыха при появлении у учащихся признаков утомления;обеспечивать страховку при выполнении учащимися сложных технических элементов;
-следить завыполнением учащимися инструкций, правил поведения на уроке физкультуры ипринимать решение об отстранении учащихся от участия в учебном процессе загрубое или систематическое нарушение.
IV.Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.
Учительдолжен:
-при жалобе нанедомогание или плохое самочувствие немедленно направить учащегося к врачу;
-при порезах,ушибах, вывихах, растяжении, переломах принять меры по оказанию первойдоврачебной помощи и вызвать «скорую помощь»;
—порезы промытьрану дезинфицирующим раствором, обработать ее по краям йодом, наложить повязку.При сильном кровотечении наложить жгут выше места кровотечения, ранения.
-ушибы- положитьхолодный компресс, забинтовать место ушиба,
-вывихи – создатьполную неподвижность и немедленно госпитализировать
-растяжение –наложить на болезненную область холодный компресс на 10-15 мин.Если отек неуменьшился менять холодные компрессы каждые 15 мин, пока отек не уменьшиться.На конечность наложить плотную повязку;
-перелом-остановить кровотечение, наложить шину, захватывая не менее 2 суставов выше иниже места перелома. Под шину положить что-либо мягкое, после чего еенеобходимо прибинтовать плотно. Всегда фиксируйте конечность и в том положении, в котором они находятся;
-оперативноизвещайте руководство о каждом несчастном случае;
-при пожаре вспортивном зале открыть запасные выходы и организованно вывести учащихсясогласно плану эвкуации в безопасное место, сообщить о пожаре в пожарную частьи приступить к ликвидации очага возгарания.
V.Требования безопасности по окончании занятий.
Учительфизкультуры:
-организует учащихся для уборки спортивногоинвентаря и оборудования в места его хранения;
-организованно выводит учащихся с местапроведения занятия;
-производит тщательный осмотр места проведениязанятия, выключает освещение, закрывает на ключ все подсобные помещения испортзал;
-доводит до сведения ответственного заспортзал и спортплощадку сообщение обо всех недостатках в обеспеченииобразовательного процесса.
Составительинструкции: учитель физической культуры ______________(Шестаков Д.А.)
(подпись)
И НС Т Р У К Ц И Я № 1
поохране труда для учащихся по мерам безопасности при занятиях
наоткрытых спортивных площадках.
I. Общие требования к безопасности.
Состояние спортивной площадки должносоответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.
Нестандартное оборудование должно бытьнадежно закреплено и находиться в исправном состоянии.
К занятиям допускаются учащиеся:
-отнесенные по состоянию здоровья к основной иподготовительной медицинским группам;
-прошедшие инструктаж по мерам безопасности;
-имеющие спортивную обувь и форму, нестесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий.
Учительдолжен :
-бережно относиться к спортивному инвентарю иоборудованию, не использовать его не по назначению;
-быть внимательным при перемещениях постадиону;
-знать и выполнять настоящую инструкцию.
За несоблюдение мер безопасностиучащийся может быть не допущен или отстранен от участия в учебном процессе.
II.Требованиябезопасности перед началом занятий.
Учащийсядолжен:
-переодеться враздевалке, надеть спортивную форму и обувь;
-снять с себяпредметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, сережки,заколки);
-убрать изкарманов колющие , режущие и посторонние предметы;
-под руководствомучителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведениязанятий;
-убрать вбезопасное место инвентарь, который не будет использоваться на занятии;
-по команде учителявстать в строй для общего построения.
III.Требованиябезопасности во время занятий.
Занятияпроводятся на просохшей площадке и под руководством учителя физкультуры.
Учащийся должен:
-внимательнослушать объяснение упражнения и аккуратно выполнять задание;
-брать спортивныйинвентарь с разрешения учителя и использовать оборудование по его назначению,не виснуть на баскетбольных фермах и кольцах;
-выполнятьупражнения на исправных снарядах с разрешения учителя, а сложные техническиеэлементы – со страховкой;
-при выполненииупражнений потоком соблюдать достаточный интервал и дистанцию ;
-при перемещенияхпо площадке избегать столкновений;
-не покидать местопроведения занятий без разрешения учителя.
IV.Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.
Учащийсядолжен:
-при получении травмы или ухудшениясамочувствия прекратить занятие и поставить в известность учителя физкультуры;
-с помощью учителя оказать травмированномупервую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу иливызвать «скорую помощь»;
-при возникновении пожара в спортзаленемедленно прекратить занятие, организовано, под руководством учителя, покинутьместо проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;
-по распоряжению учителя поставить визвестность администрацию учебного заведения о пожаре в пожарную часть.
V.Требования безопасности по окончании занятий.
Учащийсядолжен знать:
-под руководством учителя убрать спортивныйинвентарь в места его хранения;
-организованно покинуть место проведениязанятий;
-переодеться в раздевалке, снять спортивныйкостюм и обувь;
-вымыть руки с мылом.
Составительинструкции: учитель физической культуры _____________(Шестаков Д.А.)
(подпись)
И НС Т Р У К Ц И Я №2
померам безопасности для учащихся при занятиях
вспортивном зале
I.Общиетребования безопасности.
Занятия в спортивном зале проводятся только с исправленным спортивныминвентарем и оборудованием.
Спортивный залдолжен быть оборудован средствами пожаротушения (огнетушитель) и иметь аптечку,укомплектованную необходимыми медикаментами и перевязочным материалом, дляоказания первой доврачебной помощи пострадавшим.
К занятиям допускаются учащиеся:
-отнесенные посостоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;
-прошедшиеинструктаж по мерам безопасности;
-имеющие спортивнуюобувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиямпроведения занятий.
Учащийсядолжен :
-меть коротко остриженныеногти;
-заходить вспортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения только с разрешенияучителя;
-бережно относитьсяк спортивному инвентарю и оборудованию;
-не использоватьего не по назначению;
-знать и выполнятьнастоящую инструкцию.
Занесоблюдением мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранен отучастия в учебном процессе.
II.Требования безопасности перед началом занятий.
Учащийсядолжен:
-переодеться враздевалке, надеть спортивную форму и обувь;
-снять с себяпредметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, сережки,заколки);
-убрать изкарманов колющие , режущие и посторонние предметы;
-под руководствомучителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятий;
-убрать вбезопасное место инвентарь, который не будет использоваться на занятии;
-по команде учителявстать в строй для общего построения.
III.Требованиябезопасности во время занятий.
Занятияпроводятся на просохшей площадке и под руководством учителя физкультуры.
Учащийсядолжен:
-внимательнослушать объяснение упражнения и аккуратно выполнять задание;
-брать спортивныйинвентарь с разрешения учителя и использовать оборудование по его назначению,не виснуть на баскетбольных фермах и кольцах;
-выполнятьупражнения на исправных снарядах с разрешения учителя, а сложные техническиеэлементы – со страховкой;
-при выполненииупражнений потоком соблюдать достаточный интервал и дистанцию ;
-при перемещенияхпо залу избегать столкновений;
-не покидать местопроведения занятий без разрешения учителя.
IV.Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.
Учащийсядолжен:
-при получениитравмы или ухудшения самочувствия прекратить занятие и поставить в известностьучителя физкультуры;
-с помощью учителяоказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставитьего в больницу или вызвать «скорую помощь»;
-при возникновениипожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организовано, подруководством учителя, покинуть место проведения занятия через запасные выходысогласно плану эвакуации;
-по распоряжениюучителя поставить в известность администрацию учебного заведения о пожаре впожарную часть.
V.Требования безопасности по окончании занятий.
Учащийсядолжен знать:
-под руководствомучителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;
-организованнопокинуть место проведения занятий;
-переодеться враздевалке, снять спортивный костюм и обувь;
-вымыть руки с мылом.
Составительинструкции: учитель физической культуры _____________(Шестаков Д.А.)
(подпись)
И НС Т Р У К Ц И Я №3
померам безопасности для учащихся при занятиях
втренажерном зале.
I.Общиетребования безопасности.
Тренажерныйзал должен быть оснащен огнетушителем и медицинской аптечкой, укомплектованнойнеобходимыми медикаментами и перевязочными материалами, для оказания первойпомощи при травмах.
К занятиям допускаются учащиеся:
-отнесенные посостоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;
-прошедшиеинструктаж по мерам безопасности;
-имеющие спортивнуюобувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиямпроведения занятий.
Учащийсядолжен:
-заходить в зал,брать спортивный инвентарь и т.д. только с разрешения учителя;
-бережно относитьсяк спортивному оборудованию. Использовать его по назначению.
-знать и выполнятьнастоящую инструкцию.
Занесоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранен отучастия в учебном процессе, а так же привлекаться к дисциплинарнойответственности в соответствии с правилами внутреннего распорядка и принеобходимости подвергнуться проверке знаний норм и правил охраны труда.
II.Требования безопасности перед началом занятий.
Учащийсядолжен:
-переодеться враздевалке, надеть спортивную форму и обувь;
-снять с себяпредметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, сережки,заколки);
-убрать изкарманов колющие , режущие и посторонние предметы;
-под руководствомучителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведениязанятий;
-убрать вбезопасное место инвентарь, который не будет использоваться на занятии;
-по команде учителявстать в строй для общего построения.
III.Требования безопасности во время занятий
Занятия проводятся на просохшем полу и подруководством учителя физкультуры.
Учащийсядолжен :
-внимательнослушать объяснение упражнения и аккуратно выполнять задания;
-соблюдать режимработы и отдыха;
-выполнятьупражнения на исправных тренажерах;
-соблюдать правилаиспользования тренажеров, учитывая их конструктивные особенности;
-не покидать местопроведения занятия без разрешения учителя.
IV.Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.
Учащийсядолжен:
-при возникновениинеисправности в работе тренажера или его поломке прекратить занятие, сообщитьоб этом учителю;
-занятие натренажерах продолжать после устранения неисправности;
-при получениитравмы или ухудшении самочувствия прекратить занятие и поставить в известностьучителя физкультуры;
-с помощью учителяфизкультуры оказать травмированному первую медицинскую помощь, принеобходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;
при возникновениипожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организовано, подруководством учителя, покинуть место проведения занятия через запасные выходысогласно плану эвакуации;
-по распоряжениюучителя поставить в известность администрацию учебного заведения о пожаре впожарную часть.
V. Требования безопасности по окончании занятий.
Учащийсядолжен знать:
-под руководствомучителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;
-организованнопокинуть место проведения занятий;
-переодеться враздевалке, снять спортивный костюм и обувь;
-вымыть руки смылом.
Составительинструкции: учитель физической культуры _____________(Шестаков Д.А.)
(подпись)
Вводныйинструктаж
Померам безопасности для учащихся по предмету
«Физическаякультура»
Основныепонятия физической культуры
Физическая культура – органическая составнаячасть общей культуры общества и личности, вид социальной деятельности людейнаправленных на укрепление здоровья и развитие их физических способностей, наподготовку к жизненной практике.
Физкультурник — человек, систематическизанимающийся доступными физическими упражнениями для укрепления своегоздоровья, гармоничного развития и физического совершенствования.
Физическое развитие – это биологическийпроцесс становления и применения форм и функций человеческого организма,совершающийся под влиянием наследственности, условий жизни и воспитания.
Программа физического воспитания предусматривает изучение учащимися теоретических тем иовладение радом практических физических упражнений из различных видов спорта.
I.Общие требования безопасности.
Учащийсядолжен:
-пройти медицинскийосмотр и заниматься в той медицинской подгруппе, к которой он относится посостоянию здоровья;
-иметь опрятнуюспортивную форму(трусы, майку, футболку, спортивный костюм, трико, чистуюобувь) соответствующую погодным условиям и теме проведения занятия, выходить израздевалки по первому требованию учителя;
после болезнипредставить учителю справку от врача;
-присутствовать науроке после освобождения врачом после болезни;
бережно относитьсяк спортивному инвентарю и оборудованию и использовать его по назначению; иметькоротко остриженные ногти; знать и выполнять инструкцию по мерам безопасности.
Учащимся нельзя:
-резко открывать двери и виснуть на них,выключать свет, трогать плафоны в раздевалке, спортивном зале;
-вставлять в розетки посторонние предметы;
-пить холодную воду до и после урока;
-заниматься на непросохшей площадке, скользкойповерхности и неровном грунте.
II. Требования безопасности перед началом занятий.
Учащийсядолжен:
-переодеться враздевалке, надеть спортивную форму и обувь;
-снять с себяпредметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, сережки,заколки);
-убрать изкарманов колющие , режущие и посторонние предметы;
-под руководствомучителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведениязанятий;
-убрать вбезопасное место инвентарь, который не будет использоваться на занятии;
-по команде учителявстать в строй для общего построения.
III.Требования безопасности во время занятий.
Учащийсядолжен:
-внимательнослушать объяснение упражнения и аккуратно выполнять задание;
-брать спортивныйинвентарь с разрешения учителя и использовать оборудование по его назначению,не виснуть на баскетбольных фермах и кольцах;
-выполнятьупражнения на исправных снарядах с разрешения учителя, а сложные техническиеэлементы – со страховкой;
-при выполненииупражнений потоком соблюдать достаточный интервал и дистанцию ;
-при перемещенияхпо залу избегать столкновений;
-не покидать местопроведения занятий без разрешения учителя.
Учащимсянельзя:
-покидать местопроведения занятий без разрешения учителя;
-толкаться, ставитьподножки в строю и движении;
-залезать набаскетбольные фермы, виснуть на кольцах;
-жевать жевательнуюрезинку;
-мешать иотвлекать при объяснении заданий и выполнении упражнений;
-выполнятьупражнения с влажными ладонями;
-резко изменятьнаправление своего движения.
IV.Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.
Учащийсядолжен:
-при получениитравмы или ухудшения самочувствия прекратить занятие и поставить в известностьучителя физкультуры;
-с помощью учителяоказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставитьего в больницу или вызвать «скорую помощь»;
-при возникновениипожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организовано, подруководством учителя, покинуть место проведения занятия через запасные выходысогласно плану эвакуации;
-по распоряжениюучителя поставить в известность администрацию учебного заведения о пожаре впожарную часть.
V. Требования безопасности по окончании занятий.
Учащийсядолжен знать:
-под руководствомучителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;
-организованнопокинуть место проведения занятий;
-переодеться враздевалке, снять спортивный костюм и обувь;
-вымыть руки смылом.
Составительинструкции: учитель физической культуры _____________(Шестаков Д.А.)
(подпись)
ИНСТРУКЦИЯ№ 4
дляучащихся по мерам безопасности
призанятиях легкой атлетикой
I.Общиетребования безопасности.
Занятия по легкой атлетикой проводятся на оборудованных для этогоспортивных площадках и в спортзале.
К занятиям допускаются учащиеся:
-отнесенные посостоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;
-прошедшие инструктажпо мерам безопасности;
-прошедшиеинструктаж по мерам безопасности;
-имеющие спортивнуюобувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиямпроведения занятий. Обувь должна быть на подошве, исключающей скольжение,плотно облегать ногу и не затруднять кровообращение.
-При сильном ветре,пониженной температуре и повышенной влажности одежда должна соответствоватьпогодным условиям.
Учащийсядолжен:
-бережно относитьсяк спортивному оборудованию. Использовать его по назначению.
-знать и выполнятьнастоящую инструкцию.
-не оставлять безприсмотра спортивный инвентарь для прыжков и метаний, в том числе инвентарь,который не используется в данный момент на уроке;
-быть внимательнымпри перемещениях по стадиону;
Занесоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранен отучастия в учебном процессе, а так же привлекаться к дисциплинарнойответственности в соответствии с правилами внутреннего распорядка и принеобходимости подвергнуться проверке знаний норм и правил охраны труда.
II.Требования безопасности перед началом занятий.
Учащийсядолжен:
-переодеться враздевалке, надеть спортивную форму и обувь;
-снять с себяпредметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, сережки,заколки);
-убрать из кармановколющие , режущие и посторонние предметы;
-под руководствомучителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведениязанятий;
-убрать вбезопасное место инвентарь, который не будет использоваться на занятии;
-под руководствомучителя инвентарь, необходимый для проведения занятия, переносить к местузанятия в специальных приспособлениях;
-не переносить кместу занятий лопаты и грабли острием и зубьями вверх;
-по распоряжениюучителя убрать посторонние предметы с беговой дорожки, ямы для прыжков и т.д.
-по команде учителявстать в строй для общего построения.
III.Требованиябезопасности во время проведения занятий.
БЕГ.
Учащийсядолжен:
-при групповомстарте на короткие дистанции бежать своей дорожке;
-во время бегасмотреть на свою дорожку;
-после выполнениябеговых упражнений пробегать по инерции 5-15м, чтобы бегущий сзади имелвозможность закончить упражнение;
-возвращаться настарт по крайней дорожке, при старте на дистанции не ставить подножки, незадерживать соперника руками;
-в беге на длинныедистанции обгонять бегущих с правой стороны;
-при беге попересеченной местности выполнять задание по трассе или маршруту, обозначенномуучителем;
-выполнятьразминочный бег по крайней дорожке.
ПРЫЖКИ
Прыжковая яма должна быть заполнена песком на глубину 20-40см. Передпрыжками необходимо тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме, убрать из нееграбли, лопаты и другие посторонние предметы.
Техникапрыжка должна соответствовать учебной программе и обеспечить приземление учащегосяна ноги.
Учащийся должен:
-грабли кластьзубьями вниз;
-не выполнятьпрыжки на скользком и не ровном грунте;
-выполнять прыжки,когда учитель дал разрешение и в яме никого нет;
-выполнять прыжкипоочередно, не перебегать дорожку для разбега , во время выполнения попыткидругими учащимися;
-после выполненияпрыжка быстро освободить прыжковую яму и вернуться на свое место для выполненияследующей попытки с правой или левой стороны дорожки разбега.
МЕТАНИЕ
Необходимобыть внимательным при упражнениях в метании.
Учащийсядолжен:
-перед метаниеубедиться, что в направлении броска никого нет;
-осуществлятьвыпуск снаряда способом, исключающие срыв;
-при групповомметании стоять с левой стороны от метающего;
-в сырую погодунасухо вытирать руки и снаряд;
-находясь в близизоны метания, следить за тем, чтобы выполняющий бросок был в поле зрения, неповорачиваться к нему спиной, не пересекать зону метаний бегом или прыжками;
-после броска идтиза снарядом только с разрешения учителя, не производить произвольных метаний;
-при метании в цельпредусмотреть зону безопасности при отскоке снаряда от земли.
Непередавать снаряд друг другу броском. Не метать снаряд в необорудованных дляэтого местах.
IV.Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.
Учащийсядолжен:
-при получениитравмы или ухудшения самочувствия прекратить занятие и поставить в известностьучителя физкультуры;
-с помощью учителяоказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставитьего в больницу или вызвать «скорую помощь»;
-при возникновениипожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организовано, подруководством учителя, покинуть место проведения занятия через запасные выходысогласно плану эвакуации;
-по распоряжениюучителя поставить в известность администрацию учебного заведения о пожаре впожарную часть.
V. Требования безопасности по окончании занятий.
Учащийся должен знать:
-под руководствомучителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;
-организованнопокинуть место проведения занятий;
-переодеться враздевалке, снять спортивный костюм и обувь;
Составительинструкции: учитель физической .культуры ______________(Шестаков Д.А.)
ИНСТРУКЦИЯ № 5
дляучащихся по мерам безопасности
призанятиях спортивной гимнастикой
I.Общиетребования безопасности.
К занятиям допускаются учащиеся:
-отнесенные посостоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;
-прошедшиеинструктаж по мерам безопасности;
-прошедшиеинструктаж по мерам безопасности;
-имеющие спортивнуюобувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиямпроведения занятий.
Учащийсядолжен:
-меть короткоостриженные ногти;
-заходить вспортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения только с разрешенияучителя;
-бережно относитьсяк спортивному инвентарю и оборудованию и не использовать его не по назначению;
-знать и выполнять настоящуюинструкцию. Гимнастические снаряды должны быть надежно закреплены, а ихметаллические опоры укрыты матами.
Помните, чтопри выполнении упражнений на снарядах, безопасность во многом зависит от ихисправности:
-маты должны быть без порывов и укладываться в местах соскоков и вероятныхпадений;
-канат не должен иметь порывов и узлов;
—бревно должноиметь ровную поверхность, без заусенцев, трещин, шероховатостей иустанавливается на высоту, соответствующую возрастным особенностям;
—жерди должныбыть сухими и гладкими, без трещин;
—перекладина должнабыть гладкой, без ржавчины и наслоения магнезии;
-поверхностьгимнастического коня должна быть ровной, сухой, без порывов.
Невыполняйте упражнения при наличии свежих мозолей на руках.
Выполняяупражнение потоком (один за другим), соблюдайте достаточный интервал идистанцию. Не выполняйте сложные элементы без страховки, если нет уверенности вих выполнении.
Учащийсядолжен знать и выполнять инструкцию при занятиях спортивной гимнастикой. Занесоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстраненот участия в учебном процессе.
II.Требования безопасности перед началом занятий.
Учащийсядолжен:
-переодеться враздевалке, надеть спортивную форму и обувь;
-снять с себяпредметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, сережки,заколки);
-убрать изкарманов колющие , режущие и посторонние предметы;
-под руководствомучителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведениязанятий;
-убрать вбезопасное место инвентарь, который не будет использоваться на занятии;
-по команде учителявстать в строй для общего построения.
Будьтевнимательны при передвижении и установке гимнастических снарядов.
Не переноситеи не перевозите тяжелые гимнастические снаряды без специальных тележек иустройств.
Припереноске матов держитесь за специальные ручки сбоку по два человека с каждойстороны. При укладке следите, чтобы их поверхность была ровной и не сбивалась вкомок, не было зазоров, а так же наложения края мата на другой.
Всяплощадь вокруг бревна застилается матами в один слой, а в месте приземления — в два слоя.
Наопорном прыжке в месте приземления уложите маты в два слоя, длинной не менее5м.
Изменяявысоту брусьев вдвоем, ослабив винты, поднимите одновременно оба конца, держасьза жердь, а не за металлическую опору, Ширина между жердями не должна превышатьширины плеч.
Высотуперекладины устанавливайте в лежачем положении. Хорошая прочность растяжек икреплений должна обеспечить устойчивость снаряда. Не стойте под перекладиной вовремя ее установки.
Устанавливая прыжковые снаряды, выдвигайте ножки поочередно с каждой стороны,предварительно наклонив снаряд.
III. Требования безопасности во время занятий
Учащийсядолжен:
-каждый раз передвыполнением упражнения проверять крепление стопорных винтов;
-вытирать рукинасухо;
-выполнять сложныеэлементы и упражнения со страховкой;
-при выполнениипрыжков и соскоков приземляться мягко на носки, пружинисто приседая;
-переходить отснаряда к снаряду организованно, по общей команде, способом, указаннымучителем.
Нестойте близко к снаряду при выполнении упражнения другим учащимся, неотвлекайте и не мешайте ему.
Залезайте и спускайтесь с каната способом, указанным учителем. Не раскачивайтеканат, на котором учащиеся выполняет упражнение. Не используйте его не поназначению.
Преждечем выполнять упражнения на бревне, разучите его и добейтесь уверенногоисполнения на полу или гимнастической скамейке.
Выполняяупражнение на перекладине, необходимо помнить, что неточность в исполненииупражнения или недостаточно хороший хват приводит к срыву и падению.
Передвыполнением опорного прыжка установите гимнастический мостик от снаряда нарасстоянии в зависимости от ваших возможностей, способностей иподготовленности. Не начинайте выполнять упражнение, если есть помехи приразбеге или в месте приземления. При выполнении опорного прыжка другим учащимсяне перебегайте место для разбега. Осуществляйте страховку, стоя за снарядом.
Выполняйте вольные акробатические упражнения на матах или ковре. Передвыполнением упражнения убедитесь, что на ковре или матах нет постороннихпредметов или учащихся, которые могут помешать выполнить задание. Во времявыполнения упражнений не выбегайте на ковер, не мешайте другим.
IV.Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.
Учащийсядолжен:
-при получениитравмы или ухудшения самочувствия прекратить занятие и поставить в известностьучителя физкультуры;
-с помощью учителяоказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставитьего в больницу или вызвать «скорую помощь»;
-при возникновениипожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организовано, подруководством учителя, покинуть место проведения занятия через запасные выходысогласно плану эвакуации;
-по распоряжениюучителя поставить в известность администрацию учебного заведения о пожаре впожарную часть.
V.Требования безопасности по окончании занятий.
Учащийсядолжен знать:
-под руководствомучителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;
-организованнопокинуть место проведения занятий;
-переодеться враздевалке, снять спортивный костюм и обувь;
Составительинструкции: учитель физической культуры ______________(Шестаков Д.А.)
(подпись)
ИНСТРУКЦИЯ№ 6
дляучащихся по мерам безопасности
призанятиях игровыми видами спорта (баскетбол, волейбол, футбол)
I.Общиетребования безопасности.
Длязанятий игровыми видами спорта спортплощадка и оборудование должнысоответствовать мерам безопасности.
К занятиям допускаются учащиеся:
-отнесенные посостоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;
-прошедшиеинструктаж по мерам безопасности;
-имеющие спортивнуюобувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям
проведениязанятий.
Учащийсядолжен:
-иметь коротко остриженные ногти;
-заходить вспортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения только с разрешенияучителя;
-бережно относитьсяк спортивному инвентарю и оборудованию и не использовать его не по назначению;
-знать и соблюдатьпростейшие правила игры;
-знать и выполнятьнастоящую инструкцию.
Занесоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранен отучастия в учебном процессе.
II.Требования безопасности перед началом занятий.
Учащийсядолжен:
-переодеться враздевалке, надеть спортивную форму и обувь;
-снять с себяпредметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, сережки,заколки);
-убрать изкарманов колющие , режущие и посторонние предметы;
-под руководствомучителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведениязанятий;
-под наблюдениемучителя положить мячи на стеллажи или в любое другое место, чтобы они нераскатывались по залу и их можно было легко взять для выполнения упражнений;убрать в безопасное место инвентарь и оборудование, которое не будутиспользоваться на уроке;
-по команде учителявстать в строй для общего построения.
III.Требованиябезопасности во время занятий.
Привыполнении упражнений в движении учащийся должен:
-избегатьстолкновений с другими учащимися;
-перемещаясьспиной, смотреть через плечо;
-исключить резкоеизменение своего движения, если этого не требуют условия игры;
-соблюдать интервали дистанцию;
-быть внимательнымпри перемещении по залу во время выполнения упражнений потоком вернуться насвое место для повторного выполнения задания с правой или левой стороны зала.
БАСКЕТБОЛ
Ведение мяча. Учащийся должен:
—выполнять ведениемяча с поднятой головой;
-при изменении направления убедиться, что напути нет других учащихся, с которыми может произойти столкновение;
-после выполнения упражнения взять мяч в рукии крепко его держать.
Передача. Учащийся должен:
-ловить мяч открытыми ладонями, образующимиворонку;
-прежде чем выполнить передачу, убедиться втом, что партнер готов к приему мяча;
-следить за полетом мяча;
-соизмерять силу передачи мяча в зависимостиот расстояния до партнера;
-помнить, что нельзя бить мяч ногой, бросатьего друг в друга.
Бросок. Учащийсядолжен:
-выполнять бросокпо кольцу способом, указанным учителем;
-при подборе мячапод щитом контролировать отскок мячей других учащихся.
Мерыпредосторожности:
-нетолкайте учащегося, бросающего мяч в прыжке;
-приброске в движении не хватайтесь за сетки, не весите на кольце;
-небейте рукой по щиту;
-припопадании в корзину двух и более мячей не выбивайте их другим мячом;
-небросайте мячи в заградительные решетки.
Во время игрыуч-ся должен: -следить за перемещением игроков имяча на площадке;
-избегать столкновений;
-по свистку прекращать игровые действия;
Нельзя : -толкать друг друга, ставить подножки, бить по рукам;
-хватать игроков соперника, задерживать их передвижение;
-широко расставлять ноги и выставлять локти;
-во время броска дразнить соперника, размахивать руками перед глазами;
-ученику, который находится на скамейке запасных, выбегать на площадку.
ВОЛЕЙБОЛ
Передача. Учащийся должен:
-послеподбрасывания мяча над собой отбивать мяч в сторону партнера кончиками пальцев,образующими «сердечко»;
-при приеме следитьза полетом мяча, принимать его над головой встречным движением рук на кончикипальцев, а сильно летящий мяч – двумя раками снизу на предплечья;
-не отбивать мячладонями;
-во время передаччерез сетку не трогать ее руками, не толкать друг друга на сетку.
Подача,нападающий удар. Учащийся должен:
-убедиться, чтопартнер готов к приему мяча;
-соизмерять силуудара в зависимости от расстояния до партнера;
-выполнять удар помячу напряженной ладонью;
-не приниматьсильно летящий мяч двумя руками сверху.
Во время игры уч-ся должен знать:
—знать простейшие правила игры и соблюдать их;
-следитьза перемещением игроков на своей половине площадки;
-производитьзамены игроков на площадке, когда игра остановлена и учитель дал разрешение;
-выполнятьподачу и прекращать игровые действия по свистку учителя или судьи;
-передаватьмяч другой команде передачей под сеткой.
При подаче нельзя наступать налинию, а при приеме мяча задерживать его в руках, выполнять передачу захватом.
Во время игры нельзя: -дразнить соперника;
-заходить наего сторону;
-касатьсясетки руками и виснуть на ней.
Поокончании партии переходите на другую сторону площадки по часовой стрелки, повозможности обходя волейбольные стойки, а проходя под сеткой, не отвлекайтесь,смотрите вперед, наклонив туловище и голову.
IV. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальныхситуациях.
Учащийся должен:
-при получениитравмы или ухудшения самочувствия прекратить занятие и поставить в известностьучителя физкультуры;
-с помощью учителяоказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимостидоставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;
-при возникновениипожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организовано, подруководством учителя, покинуть место проведения занятия через запасные выходысогласно плану эвакуации;
-по распоряжениюучителя поставить в известность администрацию учебного заведения о пожаре впожарную часть.
V.Требования безопасности по окончании занятий.
Учащийсядолжен знать:
-под руководствомучителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;
-организованнопокинуть место проведения занятий;
-переодеться враздевалке, снять спортивный костюм и обувь;
-вымыть руки смылом.
Составительинструкции: учитель физической культуры ______________(Шестаков Д.А.)
(подпись)
ИНСТРУКЦИЯ№ 7
дляучащихся по мерам безопасности
призанятиях подвижными играми (эстафеты)
I.Общиетребования безопасности.
Занятия в спортивном зале проводятся только с исправленным спортивныминвентарем и оборудованием.
Спортивныйзал должен быть оборудован средствами пожаротушения (огнетушитель) и иметьаптечку, укомплектованную необходимыми медикаментами и перевязочным материалом,для оказания первой доврачебной помощи пострадавшим.
Кзанятиям допускаются:
-отнесенные посостоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;
-прошедшиеинструктаж по мерам безопасности;
-имеющие спортивнуюобувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиямпроведения занятий.
Учащийсядолжен:
-иметь короткоостриженные ногти;
-заходить вспортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения только с разрешенияучителя;
-бережно относитьсяк спортивному инвентарю и оборудованию и не использовать его не по назначению;
-знать и соблюдатьпростейшие правила игры;
-знать и выполнятьнастоящую инструкцию.
Занесоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранен отучастия в учебном процессе.
II.Требования безопасности перед началом занятий.
Учащийсядолжен:
-переодеться враздевалке, надеть спортивную форму и обувь;
-снять с себяпредметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, сережки,заколки);
-убрать изкарманов колющие , режущие и посторонние предметы;
-под руководствомучителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведениязанятий;
-под наблюдениемучителя положить мячи на стеллажи или в любое другое место, чтобы они нераскатывались по залу и их можно было легко взять для выполнения упражнений;убрать в безопасное место инвентарь и оборудование, которое не будутиспользоваться на уроке;
-по команде учителявстать в строй для общего построения
.
III.Требования безопасности во время проведения занятий.
ИГРЫС ДОГОНЯЛКАМИ
Убегающийдолжен:
-смотреть внаправлении своего движения;
-исключать резкихстопорящих остановок;
-во избежаниистолкновения с другими играющими замедлить скорость своего бега и остановиться;
-помнить, чтонельзя толкать в спину впереди бегущих, забегать на скамейки.
Игрокипойманные у стены, но оставшиеся в игре, согласно правилам должны отойти от неена 1-2 метра.
ИГРЫС ПЕРЕБЕЖКАМИ
Учащийсядолжен:
-пропустить впередбегущих быстрее вас;
-не изменять резконаправление своего движения;
-не выбегать запределы игровой площадки;
-заблаговременнозамедлять бег при перечислении линии «дома»;
-не останавливатьсебя, упираясь руками или ногами о стену.
ИГРЫ С МЯЧОМ
Учащийсядолжен:
-не бросать мяч вголову играющим;
-соизмерять силуброска мячом в игроков в зависимости от расстояния до них;
-следить заперемещением игроков и мяча на площадке;
-не мешать овладетьмячом игроку, который находится ближе к нему;
-не вырывать мяч уигрока, первым овладевшим им;
-ловить мяч захватомдвумя руками.
ЭСТАФЕТЫ
Учащийсядолжен:
-не начинатьэстафету без сигнала учителя;
-выполнять эстафетупо своей дорожке. Если ваш инвентарь оказался на полосе другой команды,осторожно заберите его, вернитесь на свою дорожку и продолжайте выполнятьзадание;
-не выбегатьпреждевременно из строя, пока ваш игрок не закончил выполнять задание и непередал вам эстафету касанием руки;
-после передачиэстафеты встать в конец своей команды, во время эстафеты не выходить из своегостроя, не садиться и ложиться на полы.
IV. Требования безопасности при несчастных случаях иэкстремальных ситуациях.
Учащийсядолжен:
-при получениитравмы или ухудшения самочувствия прекратить занятие и поставить в известностьучителя физкультуры;
-с помощью учителяоказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимостидоставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;
-при возникновениипожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организовано, подруководством учителя, покинуть место проведения занятия через запасные выходысогласно плану эвакуации;
-по распоряжениюучителя поставить в известность администрацию учебного заведения о пожаре впожарную часть.
V. Требования безопасности по окончании занятий.
Учащийсядолжен знать:
-под руководством учителя убрать спортивныйинвентарь в места его хранения;
-организованно покинуть место проведениязанятий;
-переодеться в раздевалке, снять спортивныйкостюм и обувь;
-вымыть руки с мылом.
Составительинструкции: учитель физической культуры ______________(Шестаков Д.А.)
(подпись)
ИНСТРУКЦИЯ№ 8
потехнике безопасности на занятиях по лыжной подготовке
I.Общиетребования безопасности
1.К занятиям допускаются учащиеся, прошедшиемедицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.
2.Опасность возникновения травм:
-при ненадежных креплениях лыж;
-при падении во время спуска с горы илипрыжков с трамплина;
-обморожения при проведении занятий при ветреболее 1,5-2,0м/сек и при температуре воздуха ниже 20 С.
3.На занятиях по лыжной подготовке должнабыть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочнымисредствами для оказания первой медицинской
помощи пострадавшим.
II.Требования безопасности перед началом занятий
1.Надеть легкую, теплую, не стесняющуюдвижений одежду, шерстяные носки, варежки. Для защиты от ветра желательносверху надеть легкую куртку из плащевой ткани.
2.Проверить исправность спортивного инвентаряи подогнать крепления лыж к обуви.
3.Прверить подготовленность лыжной трассы.
III.Требованиябезопасности во время занятий
1.Соблюдать интервал при движении на лыжах: надистанции – 3-4м, при спуске с горы – не менее 30м.
2.При спуске с горы не выставлять впередлыжные палки.
3.После спуска с горы не останавливаться уподножия.
4.Наблюдать друг за другом и немедленносообщать учителю о первых признаках обморожения.
5.Во избежания потертостей не надевать теснуюили слишком свободную обувь
.
IV.Требованиябезопасности в аварийных ситуациях
1.При поломке или порче лыжного снаряжения,которую невозможно устранить в пути, сообщить об этом учителю и с егоразрешения двигаться к лыжной базе.
2.При первых признаках обморожения, а так жепри плохом самочувствии прекратить занятие и сообщить об этом учителю.
3.При получении учащимся травмы немедленнооказать ему первую помощь, сообщить о случившемся администрации школы иродителям; при необходимости доставить пострадавшего в ближайшую больницу.
V.Требования безопасности по окончании занятий
1.Проверить по списку наличие всех учащихся.
2.Убрать спортивный инвентарь в места для егохранения.
3.Принять душ или тщательно вымыть лицо и рукис мылом.
Составительинструкции: учитель физической культуры ______________(Шестаков Д.А.)
(подпись)