в современном политическом менеджменте
Политические партии, политические и иные общественные объединения как основные политические институты современной России в настоящее время выступают активными участниками политического процесса. В силу этого обстоятельства они во многих случаях являются субъектами политического менеджмента, разрабатывая и реализуя различные политические проекты и кампании, а также участвуя в подготовке и принятии политических решений.
Политические партии в их современном понимании заметно изменили мир политики, создав новые возможности для влияния граждан на власть. Дело в том, что прежде права избирателей «заканчивались» вместе с завершением выборов. Избранный кандидат вовсе не был обязан подчиняться воле своих избирателей. Он — просто представитель общества. С образованием же партий депутат не проявляет собственную инициативу, а передает волю партии, опирается на ее поддержку. В силу своей организованности партии оказались гораздо эффективнее по сравнению с отдельным парламентарием в вопросах мобилизации общественного мнения, представительства и реализации политических интересов социальных групп.
|
|
Партии как новая политическая реальность возникают при достижении обществом определенного уровня зрелости, а возникнув, сами становятся доминирующим фактором политической жизни. Следовательно, партии являются одновременно результатом и фактором политического управления. С одной стороны, как отмечали Дж. Лапа-ломбара и М. Вейнер, партии — это результат процесса политического развития, но с другой стороны, партии можно рассматривать как «независимую институциональную силу, порождающую само политическое развитие».
Чтобы определить место и роль политических партий как субъектов политического менеджмента, нужно обеспечить понимание их социальной природы, партогенеза и функционирования в условиях демократического политического процесса1.
Исторически обусловленное многообразие политических процессов, социально-экономических, культурно-духовных условий развития привело к возникновению различных типов партий, отличающихся друг от друга функциями, строением, направлениями деятельности,
корпоративной ориентацией. Но основные характеристики политических партий можно представить в виде схемы 3.
Политическая партия
Добровольный союз, связанный идеологической общностью, стремящийся к обладанию политической властью либо к участию в осуществлении власти в государстве
Основные признаки
Структура
Функции
Носитель определенной идеологии или особого видения мира
|
|
Организованное объединение людей (достаточно длительное) добровольное, структурированное на разных уровнях политики — от местного до международного
Партийный аппарат
Рядовые члены (партийные массы)
Сторонники партии
Нацеленность на завоевание и осуществление власти
Выражение и отстаивание
а политике интересов определенных социальных групп общества
Борьба за власть, ее использо- вание или контроль над ней
Выявление, формирование и обоснование интересов больших социальных групп
Активизация и интеграция больших социальных групп
Разработка партийной идеологии, ведение пропаганды и формирование общественного мнения
Политическое воспитание общества в целом или определенной его части
Подготовка и выдвижениекадров для партии, государственных структур и различных общественных организаций
Схема 3. Основные характеристики политических партий (Источник: Политический менеджмент. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2004. — С. 688.)
Базовые знания по теории партий и их типологии содержит общий курс политологии, а в нашем случае важно показать политическую и функциональную роль политических партий как активных участников политического управления и описать управленческие возможности соединения социально-политического и кадрового потенциала партий с технологиями политического менеджмента.
Прежде всего следует уточнить сущность, особенности возникновения и развития политических партий. В системе негосударственных организаций партии с момента их появления на политической арене занимали и занимают ключевое место. Являясь частью гражданского общества, они выполняют функции посредников в отношениях государства, общества, населения, защищают и выражают интересы граждан, отдельных групп в различных сферах государственной жизни. Федеральный закон № 95-ФЗ «О политических партиях» 2001 г. содержит характеристику статуса и предназначения политических партий в современной России, которая предопределяет нормативную основу функционирования политической партии в политико-управленческих отношениях.
Основными целями политической партии являются:
♦ формирование общественного мнения .
♦ политическое образование и воспитание граждан .
♦ выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти .
♦ выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе1.
Самый общий анализ сформулированных в законе целей партии показывает, что их реализация создает широкие возможности для публичной деятельности партий и позволяет им применять в этой деятельности обширный арсенал форм и методов политического менеджмента.
При всем многообразии определений сущности политической партии как института, известных в политической науке, в нашем случае важно подчеркнуть значение партии как политической силы, как механизма, системы, объединяющей граждан, членов партии, депутатов. Принципиально важно понимать, что современные политические партии тесным образом связаны с избирательным процессом и борьбой за получение необходимых голосов в конкуренции с другими партиями, преследующими цель выдвижения своих представителей на политические посты.
Партия как политический институт обладает целым рядом отличительных признаков, во многом детерминирующих ее политико-управленческий потенциал. Из них можно выделить пять основных: 1) наличие идеологической основы . 2) программы, излагающей ее цели, задачи, средства их достижения . 3) устава, определяющего ее структуру, членство, права и обязанности членов партии, центральные, региональные и местные органы . 4) борьбы за власть — как главной содержательной цели партии . 5) партия всегда определяет свой поли-
|
|
Федеральный закон № 95-ФЗ «О политических партиях», ст. 4.
тико-правовой статус — отношение к государству, формам правления, к политическому режиму.
Выделяются четыре критерия, отличающие партию от других организаций: 1) долговременность действий . 2) обязательная связь центра с местными организациями . 3) стремление к власти . 4) постоянный поиск народной поддержки.
Таким образом, при всем многообразии подходов партия рассматривается как группа людей, объединенная общими целями и задачами, на основе единой идеологии, стремящаяся к завоеванию политической власти.
Какие свойства политической партии определяют ее роль как субъекта политического менеджмента?
В свое время М. Я. Острогорский, характеризуя природу политических партий, подчеркивал их стремление подчинить все проявления политической активности человека . М. Вебер понимал предназначение партий как механизмов продвижения к власти лидеров1. Современные партии вполне соответствуют этой характеристике. Являясь в современном демократическом политическом процессе одним из основных публичных институтов, партии реализуют свое предназначение как механизм агрегирования и артикуляции общественных интересов и потому всегда заинтересованы в укреплении и развитии своих связей с населением, избирателями. Отсюда вытекает фундаментальная потребность политических партий в участии в обсуждении и принятии политических решений, инициации и реализации различного рода политических проектов, социальных инициатив и т. п. Поэтому политические партии в реальной общественной жизни выступают в качестве субъектов политического менеджмента, постоянно используют весь его арсенал форм и методов.С другой стороны, важно иметь в виду, что само партийное строительство в настоящее время представляет собой большей частью реализацию определенного политического проекта, в процессе которого также используются средства и методы политического менеджмента. Политическая история постсоветской России наполнена примерами такого рода партстроительства. Наиболее известный политический проект такого рода — зарождение и становление политической партии «Единая Россия», но, строго говоря, появление и развитие большинства современных политических партий России является продуктом технологической деятельности политических менеджеров. В политологической науке известна классификация этапов в истории становления политических партий, предложенная М. Вебером: 1) аристократические группировки (кружки) . 2) политические клубы . 3) современные массовые партии. Однако не всегда при своем формировании партии проходят все этапы развития. Первые два этапа можно считать предпосылками создания партий. Большинство партий формировались сразу как массовые партии. Классический, трехэтапный, путь развития прошли лишь партии тори и виги в Великобритании, частично в Италии, Франции. Исторически партии формировались как представительные структуры, выражавшие групповые интересы, как институты, оппозиционно настроенные к другим политическим союзам, государству. Эта оппозиционность, относительная самостоятельность являлись причинами негативного восприятия партий как источников кризисов общества. Отрицательно относились к партиям государственные деятели: Дж. Вашингтон в США, К. Победоносцев в России . политики и ученые — А. Ток-виль, Дж. Миль. Предпосылками появления массовых партий явились законодательное оформление всеобщего избирательного права, создание представительных институтов, появление «третьего сословия». Создание массовых политических партий, укрепление их политического и правового статуса связано с появлением буржуазии, социальной стратификацией общества, плюрализмом во всех сферах деятельности (что вело к конкуренции, прежде всего политической), развитием парламентских основ буржуазной государственности. От клубов — неких прообразов партий — они отличаются массовостью, четко выраженной политической, идеологической ориентацией, использованием различных средств политического воздействия — пропаганды, агитации, политического просвещения и воспитания.
|
|
В США партии начинают организовываться в 1830 г. при президенте Джексоне . во Франции и других европейских государствах появление партий связано с революцией 1848 г. . в 1861 г. была создана первая массовая либеральная партия в Англии . в 1863 г. Ф. Лассалем была создана первая рабочая партия в Германии — Всеобщий германский рабочий союз.
Массовые, в основном социал-демократические, партии формируются к концу XIX в. в большинстве стран Западной Европы, что способствовало развитию парламентаризма, распространению избирательного права, формированию основ гражданского общества.
В России политические партии возникли позднее, чем в Европе, что объясняется различным уровнем зрелости общественных отношений, особенностями развития политической, социально-экономической структур, своеобразием культурно-духовного развития.
Возникновение политических партий (вначале кружков, политических организаций — «Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел» и др.) связано с осознанием в наиболее прогрессивных кругах общества необходимости изменения существующего монархического строя, ставшего регрессом как для внутреннего, так и внешнего развития государства, благосостояния его граждан. Носительницей этих оппозиционных настроений в России была интеллигенция, часть которой формировала и определяла правительственный курс, а другая выступала с его критикой. Интеллигенция создавала партии под свои идеологические модели («Народная воля»), что оказывало влияние на программу партии, ее цели, задачи, стратегию и тактику.
Первыми в России возникли партии революционно-демократического направления — Российская социал-демократическая партия, партия социалистов-революционеров, затем партии либеральной ориентации — Конституционно-демократическая партия и, наконец, пра-воконсервативной — «Союз 17 Октября».
Российские партии имели свои особенности: длительный период созревания от нелегальной работы, поисков союзников до массовых организаций, оппозиционность правящему режиму за исключением нескольких проправительственных партий.
Деятельность политических партий проходила при отсутствии глубоких демократических традиций, правовых институтов, что способствовало сохранению авторитарного, монархического режима, углублению политического кризиса в стране. Стремления власти создать демократический фасад в виде Государственной думы, реформирования страны (П. Столыпин) не затрагивали основ политического строя и вели к углублению кризиса, охватившего все сферы общества, закончившегося серией революций и победой Октябрьской революции 1917 г.
В период правления большевиков была уничтожена созданная до революции многопартийная система и установлена диктатура одной правящей партии . инакомыслие и плюрализм подавлялись. Коммунистическая идеология стала основой общественных, культурно-духовных отношений, определяла содержание искусства, литературы, театра, кинематографа, оказывала влияние даже на науку.
Однако кризис советской системы, повлекший ослабление партийно-государственной диктатуры и создавший предпосылки для демократизации всех сфер общества, привел к поиску новых путей развития страны, что, в свою очередь, способствовало становлению многопартийной системы в современной России.
В создании многопартийности современной России можно выделить четыре этапа.
♦ 1985-1987 гг. (период горбачевской оттепели): появление неформальных движений, преимущественно в форме кружков, с разными идеологическими установками, малочисленными по составу, объединенными на антибюрократической платформе.
♦ Вторая половина 1987 — 1991 гг.: создание народных фронтов на почве национального возрождения в республиках, появление многочисленных организаций в защиту «некоренного» населения России.
♦ 1991-2001 гг.: массовое образование политических партий и объединений, что связано со вступлением в силу Закона СССР «Об общественных объединениях», который уничтожал монополию одной партии и предоставлял право на существование альтернативным партиям. По данным Министерства юстиции РФ, по состоянию на 1 января 2001 г. в РФ было зарегистрировано 187 общероссийских политических общественных объединений.
♦ 2001 г. — по настоящее время: период, связанный с появлением Закона РФ от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» и характеризуемый процессом резкого сокращения политических партий и ужесточения условий их создания. Так, на 2011 г. в России зарегистрировано 7 политических партий:
1) Всероссийская политическая партия «Единая Россия» .
2) Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» .
3) Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» .
4) Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» .
5) Политическая партия «Патриоты России» .
6) Политическая партия «Справедливая Россия» .
7) Всероссийская политическая партия «Правое дело». Согласно политической теории, политическая партия, являясь
связующим звеном народа, определенных групп и государства (гражданского общества и государства), способствует преодолению конфликтов между ними, выступает одним из важнейших механизмов распределения в обществе властных полномочий и статусов. Выдвигая требования, партии обеспечивают институализацию политического участия граждан в политическом процессе, придают общественно-политической активности населения формализованные рамки, находящиеся под контролем партийных лидеров. Задачами партий являются превращение частных интересов отдельных групп, социальных слоев, граждан в общий политический интерес, углубление связей и отношений между различными ветвями власти, местными и центральными органами государственного управления, различными политическими институтами. Целью политических партий является завоевание политической власти или участие в ее реализации, а также выполнение требований, интересов тех слоев общества, которые они представляют.
В соответствии с Законом «О политических партиях» основными целями политической партии являются: формирование общественного мнения, политическое образование и воспитание граждан, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти, выдвижение кандидатов на выборах в законодательные органы государственной власти и органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.
Политические партии осуществляют свою деятельность, основываясь на Программе (программа-минимум, например, содержит стратегию и тактику в период завоевания власти . программа-максимум осуществляется после прихода к власти), а также Уставе, который определяет цели, задачи партии, ее внутреннюю структуру, руководящие органы и т. д.
Согласно Закону «О политических партиях», партия должна иметь региональное отделение — структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. Партия, если это предусмотрено Уставом, может иметь свои местные и первичные организации.
Историческая практика показывает, что политические партии для достижения своих целей должны разрабатывать стратегию социально-экономического, политического, культурно-духовного развития, предлагать пути решения стоящих перед государством и обществом проблем, быть представлены в структурах власти, иметь механизмы влияния на своих представителей.
Функции политических партий подразумевают основные направления их деятельности по реализации поставленных целей и задач. Функции политических партий зависят от исторических условий, от характера политического режима в стране, от конкретных лидеров партии и т. д.
От всех других политических институтов партию отличают свойственные ей функции и характерные способы их осуществления, определенная внутренняя организация и структура, наличие политической программы действий, та или иная идеологическая система ориентации, а также ряд других менее значимых признаков.
оявившись на политической сцене, партии превратились в важный фактор общественного развития. Их роль обусловливается теми функциями, которые они выполняют в обществе. Количество функций может варьироваться по странам и зависит от уровня экономической, социальной, культурной и политической зрелости общества. В индустриально развитых странах, где высока специализация ролей и функций политических институтов, партии выполняют в представительной системе относительно ограниченные функции, прежде всего формирование общественного мнения, отбор кандидатов и обеспечение условий деятельности депутатов. Названные функции вычленяются с акцентом на электоральное и парламентское направление деятельности партий.
В модернизирующихся обществах, где специализация политических ролей и структур еще ограниченна, спектр функциональности партий весьма широк, и, как следствие, они оказываются включенными в многочисленные виды деятельности. По своей природе эти партии заметно отличаются от парламентских партий в развитых странах и напоминают деятельность тоталитарных партий.
В политической науке, однако, не существует единства мнений по вопросу о функциях партий. Различные авторы используют в этом отношении разные теоретические подходы.
Классический, или структурный, подход (М. Дюверже) акцентирует внимание на такой функции партий в развитых странах, как формирование общественного мнения. Обеспечивая население информацией о программах и возможностях кандидатов, партии не только стимулируют свободный выбор каждым гражданином того или иного кандидата, но и сплачивают избирателей и кандидатов на определенной идеологической основе. В результате выбор избирателя происходит осмысленно, а не на основе веры.
Некоторые авторы называют эту функцию партий электоральной и считают ее наиболее важной, отмечая, что «основная функция политических партий — структурировать общественное мнение, измерять его состояние и сообщать ответственным членам правительства и руководству так, чтобы руководители и подчиненные, общественное мнение и власть разумным образом сблизились друг с другом. Принцип представительной власти целиком основан на этих связях».
Отбирая кандидатов на выборы и предлагая их избирателям, партии выполняют функцию политического рекрутирования. Кадровые партии проводят рекрутирование закрыто, на заседаниях руководящих органов. Массовые партии отбирают кандидатов посредством прямого или косвенного участия рядовых членов партии. И в первом, и во втором случае заметны олигархические тенденции. Однако отмеченные недостатки нейтрализуются теми преимуществами, которые партии предоставляют политической системе.
Прежде всего целенаправленным отбором кандидатов партии обеспечивают циркуляцию элит. «Система позволяет, — отмечал М. Дю-верже, — создать правящий класс, вышедший из народа и приходящий на смену прежнему… Самый глубокий смысл политических партий в том, что они пытаются создать новые элиты… Всякое правительство олигархично по природе, однако источники олигархии и пути их образования могут быть весьма различными. Режим без партий увековечивает правящие элиты, пришедшие к власти благодаря деньгам или положению. Режим без партий — это обязательно консервативный режим… Исторически партии зародились, когда народные массы начали реально участвовать в политической жизни: они создали необходимые рамки, позволяющие им набирать из своих рядов собственные элиты.».
Партии выступают связующим звеном между избирателями и депутатами. Влияние на избирателей они оказывают, разъясняя позицию депутатов и одновременно информируя последних о чаяниях избирателей. Не менее важно и то, что партии создают среду, в которой действуют депутаты-парламентарии. Партии объединяют депутатов одной политической ориентации и обеспечивают их согласованные действия, задавая дисциплину голосования. Так называемые «мягкие» партии не заставляют голосовать своих депутатов одинаково, а «жесткие» партии предписывают своим депутатам четко соблюдать дисциплину голосования.
Г. Алмонд и Д. Пауэлл используют системный подход к анализу функций партий. С их точки зрения, партии выступают элементом, обеспечивающим жизнеспособность социальной системы благодаря эффективному реагированию на импульсы, поступающие из внешней среды. Следуя такой исходной посылке, они расширяют список функций, выполняемых партиями. Так, наиболее важной оказывается функция агрегирования (то есть согласования и обобщения разнородных элементов) интересов, которая явно преобладает у партий, действующих в условиях их значительного многообразия.
Обобщенные интересы формулируются в программах, требованиях, лозунгах и представляются властным структурам. Это функция артикуляции (репрезентации) интересов. Наряду с двумя указанными партии могут выполнять и «правительственные» функции, участвуя в разработке, недрении и применении правил взаимодействия политических институтов, подчиняя или контролируя органы власти.
Представляя интересы и требования социальных групп власти, партии выполняют функцию коммуникации, то есть взаимосвязи властных структур и общества, обеспечивая их устойчивый диалог, способствуя сближению их позиций. Приспособление социальной системы к постоянно изменяющимся условиям своего функционирования, обеспечение динамического равновесия групп интересов партии осуществляются посредством политического рекрутирования и политической социализации. Отбирая наилучших кандидатов на руководящие должности, партии способствуют улучшению качественного состава элиты. Добровольное принятие гражданами целей и установок политической системы происходит благодаря культивированию партиями определенных ценностей и стереотипов поведения.
Функции партий могут варьироваться в зависимости от политического режима. Для тоталитарных партий (коммунистического и фашистского толка) одной из наиболее важных функций является функция политической мобилизации. Мобилизация означает обеспечение форсированной поддержки политических целей со стороны широких слоев населения. Высокий уровень участия масс в политике осуществляется с помощью идеологической обработки населения, манипулирования общественным сознанием, выдвижения лозунгов, соответствующих ожиданиям масс, контроля за информацией, наконец, применения насилия к инакомыслящим.
С точки зрения политического менеджмента наиболее существенное значение имеют следующие функции политических партий.
1. Осуществляющие разработку стратегии и тактики своего политического курса, направленного на решение проблем, существующих в обществе, государств, партии: а) формируют общественное мнение, проводят различные акции, организуют дискуссии . б) выражают интересы групп граждан и доводят их до сведения власти и общества через СМИ . в) воспитывают гражданственность, поддерживают интерес к общественным делам (стратегия «малых дел»), организуют гражданское общество . г) защищают права маргинальных слоев и дают им возможность выразить свое недовольство, привлекая мнение общественности, побуждая правительство к принятию необходимых мер . д) проводят критику правительственной политики оппозиционными партиями . е) выполняют расширение численного состава партии, воспитание новых кадров, осуществление преемственности поколений.
2. Кроме вышеперечисленного они осуществляют организацию и участие в выборах органов государственной власти федерального, регионального и местного уровней: а) создание избирательныхблоков . б) привлечение сторонников, близких по идеологическим взглядам . в) выдвижение кандидатов на выборах всех уровней, их формирование и обучение . г) проведение активной избирательной кампании с использованием современных выборных технологий . д) подведение итогов результатов выборной кампании — достижения, просчеты.
3. Проводят идеологическую пропаганду ценностей партии, осуществляющуюся через своих сторонников как в структурах власти, так и в обществе: а) посредством влияния на законодательную, исполнительную власть всех уровней с помощью своих представителей . б) участия в парламентском контроле за деятельностью правительства через своих депутатов . в) разъяснения и пропаганды политики правительства снизу (если партия пришла к власти).
4. Организуют осуществление коммуникативной функции между обществом и государством, способствуя стабильному развитию демократической системы, созданию гражданского общества: а) формулируют, обосновывают и доводят до государственной власти требования общества . б) разрабатывают и предлагают программы развития страны, решение актуальных социально-экономических, политических (геополитических), культурно-духовных проблем. Важнейшей функцией политических партий является участие в избирательных кампаниях в законодательные органы власти всех уровней. Выборы в Государственную думу и участие в них политических партий различных идеологических воззрений свидетельствуют об определенных успехах демократизации российского общества. Однако при многообразии политических партий не всем удается перейти установленный законом 7%-ный барьер, стать депутатами законодательного органа и создать собственную фракцию. Это объясняется многими причинами, среди которых: непопулярность партии и ее лидера, неубедительная программа, бездействие членов партии в период между выборами в законодательный орган власти, отсутствие финансовой и административной поддержки.
Управленческий потенциал любого субъекта политического менеджмента является основным условием успеха его деятельности. Применительно к политическим партиям важно понимать, на чем основывается их роль в политическом процессе и чем обеспечивается достижение ими своих целей.
Главными ресурсами современных отечественных политических партий как субъектов политического менеджмента выступают: ♦ наличие сильной организации, имеющей отделения в регионах
России и обладающей реальным влиянием в них на общественную
жизнь и органы государственной власти и самоуправления .
♦ устойчивая связь с обществом (аккумуляция и артикуляция интересов избирателей, постоянное давление на государственные структуры с целью их осуществления) .
♦ наличие политической идеологии, основные положения которой интегрировали бы в себе предельно широкие общественные интересы, общенациональные приоритеты и с помощью которой можно было бы мобилизовать избирателей на поддержку политической партии или движения .
♦ сильный политический лидер, способный вести за собой не только членов собственной организации, но и людей из различных слоев общества. При этом лидер должен обладать реальным влиянием на политическую элиту общества (региональную и центральную), уметь решать сложные политические проблемы .
♦ наличие финансовой базы: партии и движения должны обладать устойчивыми источниками финансовых средств, поддержкой со стороны крупных финансовых центров (банков, крупных фирм и предприятий) для ведения повседневной политической деятельности, агитации, содержания центрального руководства .
♦ информационная поддержка: политические партии и движения должны иметь не только собственные журналы или газеты, но и пользоваться поддержкой массмедиа (в первую очередь телевидения). Создаваемый партиями и движениями со стороны массмедиа имидж в немалой степени способствует их успеху или неудаче .
♦ информационно-аналитическая база: политические партии и движения должны иметь связь с ведущими аналитическими центрами страны и свою собственную команду аналитиков. Аккумулируя полученную информацию, они могут прогнозировать дальнейшую ситуацию в стране и в зависимости от этого корректировать свою деятельность.
Современная российская многопартийность — один из важнейших признаков становления в стране гражданского общества. Появление и развитие политических партий в значительной мере свидетельствует об эффективности политической системы, является важным фактором укрепления демократической природы государства, обеспечения политических прав его граждан.
Из определения Э. Берка следует, что партия — это «группа людей, объединившихся для того, чтобы совместными усилиями на основе разделяемых ими принципов обеспечивать общенациональный интерес»1. Определяя партию как часть политической системы, целесообразно выделить те функции, выполнение которых берет на себя организация, претендующая на это звание. В свое время минимальный набор этих функций довольно удачно сформулировали Дж. Лапалом-бара и М. Вейнер в работе «Политические партии и политическое развитие».
По их мнению, партии возникают везде, где политическая система достигает определенного уровня сложности, который предполагает либо участие масс в политике, либо контроль над массами со стороны власти.
Первый существенный признак партии как социального института заключается в том, что партия — это организация, то есть достаточно длительное по времени объединение людей. Долговременность действия организации позволяет отличать ее от клиентелы, фракции, клики, которые возникают и исчезают вместе со своими вдохновителями и организаторами.
Второй признак партии — существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством.
Третий признак состоит в том, что цель партии — завоевание и осуществление власти. Стремление к осуществлению власти позволяет отличать партии от групп давления. Если партии ставят целью завоевание власти на выборах, осуществление ее посредством работы депутатов в парламенте и правительстве, то группы давления не стремятся к захвату власти, а пытаются воздействовать на нее, влиять на власть, оставаясь вне ее сферы.
Четвертый признак партии предполагает обеспечение народной поддержки, начиная от голосования и кончая активным членством в ней. По этому признаку партии отличаются от политических клубов, которые не участвуют в выборах и в парламентской деятельности1.
Этот набор конституирующих признаков партии следует дополнить также идеологическим критерием: партия является носителем определенной идеологии, мировосприятия.
Таким образом, в любой стране, тоталитарной или демократической, партия:
♦ выступает как организатор общественного мнения и посредник, передающий требования общества в центр принятия государственных решений .
♦ ставит перед своими последователями широкие общественные задачи .
♦ рекрутирует активистов и выдвигает политических лидеров.
Кристаллизация партийных функций, становление структуры партий и выработка их наиболее типичных способов деятельности в политической системе осуществлялись в партогенезе — многовековом процессе формирования и функционирования этого политического института1.
Следует подчеркнуть, что среди историков и политологов до сих пор идут споры относительно самого существования российской партийной системы. Однако большинство исследователей склонны к утверждению, что партийная система в России все-таки имеется, однако весьма слаба и еще только делает первые шаги.
В 1990-е гг. российская публичная политика была более конкурентной, но по большей части непартийной. Сейчас происходит прямо противоположный процесс. Российская политика все более и более становится партийной. Например, все четыре высших поста в нашем государстве занимают или в ближайшем будущем будут занимать партийные политики или партийные номинанты. То есть, по мнению В. Гельмана, процесс партизации российской политики явно налицо, но в то же время уровень партийной конкуренции в 2000-е гг. России заметно упал2.
Анализ политико-управленческого потенциала современных российских партий позволяет современным исследователям выделить несколько существенных факторов их развития.
1. Институциональный фактор играет основополагающую роль в становлении, развитии и функционировании российской многопартийности. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа государством гарантируется равенство политических партий перед законом, кроме того, государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий. Федеральный закон «О политических партиях» с внесенными в него поправками, Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации» усиливают централизацию власти и государственный контроль над общественной и политической жизнью. Главным шагом в этом направлении можно считать введение исключительно пропорциональной системы на выборах в Государственную думу,
запрет на создание избирательных блоков и на переход депутатов из одной партии в другую, ликвидацию графы «против всех» в бюллетене для голосования и минимального порога явки. Цель этих шагов очевидна: сконцентрировать власть в руках нынешней правящей элиты и отсечь возможность внезапного появления сильных конкурентов.
2. Политический фактор. Позиции государственного контроля подкреплены также благодаря тому, что лидером ведущей партии «Единая Россия» является бывший президент и ныне занимающий пост премьер-министра В. В. Путин. Беспрецедентный в мировой практике факт, когда лидер партии не является ее членом, подчеркивает, что он не выдвигается партией, а опирается на нее, использует ее как инструмент власти. Разумеется, ни о каком «партийном правительстве» речи не идет, однако со всей определенностью можно говорить о полупрезидентском типе нашей политической системы, что, конечно, способствует увеличению значимости российской многопартийности.
3. Кадровый состав партийной элиты определяется в значительной степени по персоналистскому принципу — личного знакомства, землячества, корпоративной принадлежности, личной лояльности. «Когда во власти оказывается множество бывших сокурсников, сослуживцев и земляков первого лица, — иронизирует один из политических публицистов, — невольно возникает вопрос: что это — невероятная концентрация талантов или просто ориентация на „своих, лично преданных? Вопрос, впрочем, риторический». И заключает: «Ориентация на „своих приводит к закупорке механизма обновления власти и ее, грубо говоря, гниению». Опасаясь такого рода последствий сужения круга ответственных лиц, властвующая элита стремится активизировать партию власти. Различного рода добровольно-принудительные способы привлечения членов из неэлитных слоев создают лишь иллюзию массовости.
4. Следующим не менее значимым фактором является уровень развития политической коммуникации, анализу которой уделяют большое внимание современные политологи. Под политической коммуникацией Р.-Ж. Шварценберг понимает «процесс передачи политической информации, посредством которого информация циркулирует между различными элементами политической системы, а также между политической и социальными системами». Л. Пай включает в политическую коммуникацию «весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое различное влияние на политику».
В настоящее время формируется законодательная база, обеспечивающая доступ к информации органов государственной власти и местного самоуправления. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» направлен на регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа граждан, организаций, общественных объединений, органов государственной власти, иных государственных органов, а также органов местного самоуправления к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Важно, что значительное внимание уделяется информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет. Это свидетельствует о том, что уровень политической культуры в современном обществе только возрастает, а следовательно, у всех партий есть равный доступ к информационным ресурсам.
5. И наконец, важно учитывать уровень политической культуры общества в целом. В нашей стране сложилось устойчивое многовековое отчуждение основной части населения от институтов власти. По данным социологических опросов различных исследовательских фондов, политические партии в нашей стране не пользуются массовой поддержкой населения. Стоит отметить, что довольно многие граждане страны ставят партиям в вину стремление к власти, межпартийную борьбу как таковую.
Все это определенно говорит о том, что институт партий сегодня не слишком популярен. Такая позиция российского населения объясняется тем, что партии не отстаивают общенациональные интересы людей в политических структурах и не являются посредниками, передающими требования общества в центр принятия государственных решений.
Стремясь преодолеть эту тенденцию, современные российские политические партии России широко используют такую форму работы, как партийные проекты. По существу они являются специализированной формой одного из методов политического менеджмента — политического проектирования.
Проекты — важнейший элемент партийной работы. Они рождаются там, где с точки зрения партийных интересов ситуация требует конкретных действий, системного подхода, нацеленности на результат. Выявляются наиболее актуальные проблемы и запросы общества, разрабатываются эффективные технологии их решения.
На VII Съезде Всероссийской политической партии «Единая Россия» в 2006 г. было принято решение о запуске целой серии партийных проектов. В настоящее время партия «Единая Россия» реализует такие проекты, как «500 бассейнов» (реализуется в вузах, находящихся в ведомственном подчинении Минобрнауки России), «Библиотеки России» (цель проекта — содействие развитию библиотечной системы России), «Кадровый резерв — профессиональная команда страны» (в рамках проекта предстоит идентифицировать «новых людей» для страны, для реализации амбициозных проектов и «Стратегии-2020»). Цель проекта «ЕР» «Партийный контроль» — создание системы публичного партийного влияния на исполнительные органы власти и др.1 Партия «Справедливая Россия» реализует свой проект аналогичного типа «Справедливое ЖКХ», КПРФ — партийный проект под названием «Антикризисная программа КПРФ» и т. д. Несмотря на то что большинство проектов современных политических партий России носит инфраструктурный характер, их имиджевая направленность очевидна.
В период избирательных кампаний политическая составляющая партийной проектной работы существенно возрастает. По мнению известных специалистов в области политических и избирательных технологий Е. Малкина и Е. Сучкова, предвыборные проекты предназначены для решения важных для партии задач. Они позволяют:
♦ усилить положительный образ партии, обеспечить узнаваемость и формирование положительного образа ее кандидатов .
♦ привлечь к партии и ее кандидатам дополнительные контингенты активистов и сторонников и подготовить партийный актив и партийную структуру к избирательным кампаниям .
♦ увеличить объем ресурсов для избирательной кампании и парт-строительства2.
Ярким примером партийного проекта чисто политико-управленческого характера является реализация идеи В. В. Путина 2011 г. об Общероссийском народном фронте — ОНФ. Совершенно очевидно, что этот проект целиком разрабатывается и реализуется по принципам и методам политического менеджмента.
Последующий ход событий будет определяться тем, насколько власть, политические элиты и само российское общество в целом усвоили уроки последних десятилетий, насколько они научились брать на себя ответственность за состояние собственных дел. От этого зависит
и то, насколько эффективно будут функционировать общественные институты, в том числе политические партии, и как будет развиваться российский политический процесс.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте развернутое определение политической партии.
2. Перечислите основные функции политических партий.
3. Дайте развернутую характеристику управленческих функций партии.
4. Какими факторами определяется роль политической партии как субъекта политического менеджмента?
5. Назовите основные формы и методы политического менеджмента, используемые политическими партиями в современной России.
