Средства массовой информации (СМИ) — сложный и многогранный институт по сбору, обработке, анализу социально значимых сообщений о событиях и явлениях в природе и обществе и их доведению с помощью специальных технических средств до общественности. К ним относятся печатные органы (пресса, книги, массовые справочники, плакаты и т.д.), электронные средства (радио, телевидение, кино, звукозапись и т.д.), сеть Интернет, журналистика, а также обслуживающие их специально подготовленные кадры. В структуре СМИ различают государственные, общественные, частные (коммерческие) масс-медиа.
СМИ как институт политической системы выполняет следующие функции: информирования . образования . социализации . легитимации власти . научного и культурного просветительства . критики и контроля . нормативно-ценностную . обеспечения связи населения и власти . охранительную . формирования общественного сознания и мнения . пропагандистскую . мобилизационную . рекламы . развлечения и др.
Средства массовой информации это функциональный элемент политической системы, обеспечивающий посредством информирования взаимосвязь других ее составных частей. Масс-медиа одновременно и эффективный субъект политического процесса, и непосредственный носитель политической власти.
Как субъект политического процесса (СМИ обладают определенным ресурсом и объективными возможностями влияния на управление обществом и личностью), они способствуют становлению нового социального уклада, основанного на коммуникациях. Последовательно и разносторонне освещая социальную действительность, СМИ удовлетворяют потребность аудитории в объективной информации, обеспечивают открытость и прозрачность политического процесса, его демократичность. Они являются мощным средством политической социализации личности, формирования конструктивного общественного мнения, воздействия на массовое политическое сознание и поведение. Масс-медиа помогают ориентироваться человеку в идеологическом и политическом пространстве, включать массы в политический процесс, предотвращать отчуждение власти от масс, доводить до власти их интересы и потребности. По мнению Джоржа Оруэлла (19031950) — английского писателя, СМИ — главное орудие управления людьми. Все это делает СМИ социально-политическим субъектом политического процесса. Вовлечение СМИ в политический процесс означает политизацию самих медиа.
СМИ одновременно проводник и катализатор власти. Масс-медиа является новым социальным институтом, имеющим определенную власть и оказывающим на нее влияние. Прерогатива, монополия СМИ на владение информационными ресурсами, непосредственное обладание информационной властью привели к усилению их роли в политике. Влияние СМИ на политику осуществляется через воздействие на информационный процесс. Масс-медиа не нейтральный посредник новостей: они не только отражают, но и осмысливают происходящее, конструируют социальную реальность, определенным образом формируют общественную мысль, соответствующие умонастроения и мироощущения. Используют эффективные способы убеждения и мобилизации людей, прямого воздействия на массы. Активно влияя на электоральное поведение граждан при проведении референдумов и выборов, СМИ непосредственно решают вопрос о власти, обеспечивают ее легитимность. Победа на выборах, как и сам факт, их проведения, напрямую зависят от СМИ.
Средства массовой информации навязывают политике свои правила. Информированность граждан, в том числе политиков, прямо зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько она отражает реальные факты, а также от способа и форм подачи информации. От того, какую информацию, в какой форме и с какими комментариями получают субъекты политики о власти и какую информацию от СМИ получает сама власть, 1 во многом зависят их политические действия. Характер и содержание информации оказывают непосредственное влияние на политические, социально-экономические, духовные процессы, функционирование институтов власти, принимаемые политические решения, являются средством контроля за властью и социальной средой. Иметь важную информацию — значит иметь власть. Возможность распространять важную информацию в собственной режиссуре означает иметь двойную власть согласно афоризмам, «кто владеет информацией, владеет миром», «кто управляет информацией, управляет миром». В настоящее время эффективность использования информации в политических целях многократно усилилась. Современные масс-медиа произвели настоящую революцию в политических отношениях и способах социального управления миром.
Можно уверенно утверждать, что СМИ, оказывая влияние на политические процессы, процедуры выработки и принятия важных решений, их пропаганду и реализацию, играют не последнюю роль в поддержании политической системы, а также государственности в целом, особенно в период кризисов. Роль информационных факторов неуклонно возрастает и в мировой политике. Таким образом, СМИ приобрели значительную власть. Обладание СМИ властью, влияние СМИ на власть приводят к медиатизации политики, политической жизни. Политизация СМИ и медиатизация политики достигли высокого уровня.
Место и роль СМИ в структуре власти и обществе зависят от содержания и направления государственно-информационной политики, ресурсов масс-медиа, от того, в чьих руках они находятся, от состояния общества, степени развития его гражданских, правовых институтов, остроты социальных и других конфликтов. Чем развитее общество, тем независимее СМИ. Степень рациональной автономности структур коммуникаций является признаком демократизации общества.
Государственно — информационная политика есть деятельность по регулированию процессов производства, хранения, передачи и пользования информацией в интересах личности, общества и государства. Она направлена на защиту национальных интересов в информационной сфере, обеспечение информационной безопасности, внутренней и внешней политики государства, развитие основ гражданского общества, реализацию конституционных прав и свобод человека в области получения информации и пользования ею. Государственно-информационная политика обеспечивает духовное возрождение народа, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций, пропаганду патриотизма и гуманизма, развитие культурного и научного потенциала страны. В настоящее время остро стоит вопрос о необходимости медиаобразования населения, его компьютерной грамотности, прежде всего молодежи. Это позволит преодолеть новый вид неравенства людей — информационное.
Информационная власть использует рациональные и иррациональные методы воздействия на сознание и поведение людей. Рациональным является воздействие на чувства, разум (рассудок, интеллект, ум) человека. Это воздействие предполагает честное, прямое обращение к людям, их осознанному критическому мышлению. Иррациональным называется воздействие, которое воспринимается без непосредственного чувственного восприятия и рационального размышления. Иррациональное влияние на сознание и поведение людей носит скрытый характер и реализуется через воздействие на эмоции, психику, подсознание человека. Обычно иррациональному воздействию придается негативный смысл.
Современные СМИ активно используются для политического манипулирования — скрытого рационального и иррационального воздействия на социальное сознание и поведение людей с целью принудить их действовать или бездействовать вопреки собственным интересам. Манипулятивный арсенал СМИ достаточно широк. Методов, приемов информационно-психологического воздействия на сознание и поведение людей специалисты насчитывают свыше четырнадцати. Именно манипулятивные технологии СМИ являются самыми перспективными методами борьбы за власть. Лассуэлл назвал СМИ новым властным институтом манипулирования умами массовой аудитории.
В демократических государствах информационная деятельность является объектом правового и морального регулирования. СМИ, будь то государственные, общественные или частные, в соответствии с правовыми нормами предназначены обеспечивать право граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации обо всем спектре политических событий. Они призваны способствовать консолидации общества, координации его интересов. Не должны допускать противоправных информационно-психологических воздействий на массовое сознание, пропаганду насилия, жестокости, аморальности, антиобщественного поведения. Те, кто используют информационные технологии, несут ответственность за вред, который последние могут причинить.
От полноты информированности населения, качества и доступности информации, степени доверия к СМИ, соблюдения моральных и правовых норм работниками масс-медиа, содержания политико-коммуникационного воспитания граждан как потребителей информации зависит и уровень информационной культуры самих СМИ.
Тест
1.СМИ выполняет функции:
а) информирования . г) цензуры .
б) критики и контроля . д) социализации.
в) мобилизации .
2.Вовлечение СМИ в политический процесс означает:
а) их социализацию . в) мобилизацию .
б) монополизацию . г) политизацию.
3.Обладание СМИ властью, их влияние на власть приводит:
а) к политизации СМИ .
б) разделению властей .
в) изменению конституционного строя .
г) медиатизации политики.
4.Вставьте пропущенное:
Сложный многогранный институт по сбору, обработке, анализу социально значимых сообщений о событиях и явлениях в природе и обществе и их доведению с помощью специальных технических средств до общественности — это определение (запишите аббревиатурой).
Вопросы для повторения
1. Каковы сущность, структура и функции СМИ?
2. Опишите место и роль СМИ в современном политическом процессе.
3. Что такое медиатизация политики и политизация СМИ?
4. Охарактеризуйте сущность государственно-информационной политики.
Литература
1.Егоров, А.Н. СМИ Республики Беларусь как субъект политического процесса / А.Н. Егоров // Белорусская политология: многообразие в единстве: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Гродно, 22-23 мая 2008 г.: в 2 ч. / ГрГУ им. Я. Купалы . редкол.: В.Н. Ватыль (отв. ред.) [и др.]. — Гродно, 2008. — Ч. 1.
2Лазаревич, АЛ. Глобальное коммуникационное общество / А.А. Лазаревич. — Минск, 2008.
3.Судоргип, О А. Новая роль информационного пространства в XXI веке / О.А. Судоргин // Власть. — 2009. — № 1.
4.О средствах массовой информации: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2008 г., № 427-3 // Звязда. — 2008. —- 1 жн.