X-PDF

Метод проектов и исследовательской деятельности обучающихся в образовательной организации

Поделиться статьей

Методпроектов и исследовательской  деятельности обучающихся в образовательныхучреждениях.

     Глобальные изменения в информационной, коммуникационной,профессиональной и других сферах современного общества требуюткорректировки содержательных, методических, технологических аспектовобразования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установоки педагогических средств.

    Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказываласьнаиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодомупополнению. Происходящие в современности изменения в общественнойжизни потребовали развития новых способов образования, педагогическихтехнологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческойинициативностью, навыка самостоятельного движения в информационных полях,формирования у обучающегося универсального умения ставить и решатьзадачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональнойдеятельности, самоопределения, повседневной жизни. 

Одним из методов, наиболее подходящихдля реализации данных задач, является метод проектов, в основе которого лежиторганизация творческой деятельности обучающихся. 

Спомощью этого метода обучающиеся не только получают сумму тех или иных знаний,но и обучаются приобретать эти знания самостоя­тельно, пользоваться ими длярешения познавательных и практиче­ских задач. Кроме того, он предусматриваетсамостоятельную дея­тельность  в сочетании с групповой организацией этойдеятельности, что позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения (умениеработать в группах в разнообразных качествах, использовать широкие человеческиеконтакты, разные точки зре­ния на одну проблему).    Всовременном информационном обществе педагог должен не столько давать знания,сколько научить эти знания добывать. Проектная и исследовательская деятельностьв образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Рольпреподавателя — помочь обучающимся в этом. 

             Метод проектов– это способ построения образовательного процесса, это описаниевзаимосогласованных действий педагога и ученика, при которых ученик получает теили иные знания и умения при разработке и реализации того или иного проекта.

         Возможныетемы учебных проектов разнообразны, как и их объемы: от проекта на один урок допроекта на весь учебный год; от мини-проектов для изучения различных предметныхтем до межпредметных,  внепредметных.

Можновыделить по времени три вида учебных проектов: краткосрочные (2 — 6 ч);среднесрочные (12-15 ч); долгосрочные, требующие значительного времени дляпоиска материала, его анализа и т.д.

      Проект  предполагает наличие определённых этапов и оценкирезультатов.  В ходе работы над проектом учитель является консультантом,источником информации, координатором и помощником. Он должен помочь в выбореспособов работы, но не давать конкретных знаний.

Согласноклассификации Е.И. Полант, выделяют пять типов проектов:

           — исследовательский (продуманная структура, актуальность предмета исследования,обсуждение полученных результатов; при этом используются методы современнойнауки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие)может быть по содержанию монопредметным (выполняется на материале конкретногопредмета), межпредметным (интегрируется  смежная тематика нескольких предметов);

           — творческий (результат проявляется в альбоме, газете, реферате; результатомтакого проекта может быть и создание информационной среды группы или колледжа);

           — ролево — игровой (распределение ролей, обусловленные характером исодержанием их деятельности);

           — информационный (сбор информации о событиях, явлениях);

           — практико-ориентированный – это проекты,  (результат ориентирован насоциальные интересы участников; продукт заранее определен и может бытьиспользован в жизни  группы, колледжа, микрорайона, города, государства).

Системы действий преподавателя и обучающихся.

Сцелью выделения систем действий преподавателя и обучающихся предварительноважно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложилисьследующие стадии:

Планработы над проектом.

Подготовка.Определение целей и темы проекта. Выбортемы – это процесс интенсивного размышления, серьезной интеллектуальнойдеятельности. Тема определяет область исследования.

Выбираятему, необходимо помнить следующее:

1.Этатема должна быть вам действительно интересна.

2.Результаты вашей проектной деятельности должны иметь реальное практическоезначение (т.е. если это сценарий, то по нему можно сделать постановку).

3.Материал, собранный вами по теме, должен быть полезен другим людям,заинтересованным в этом вопросе.

Представлениетемы проекта: готовя представление, т.е. краткую информацию о выбранной теме,необходимо сделать так называемый «профиль темы». Для этого целесообразнопродумать ответы на следующие  вопросы:

1.Какова сфера вашего исследования?

2.В чем вы видите проблему, которую необходимо решить?

3.Как, исходя из этого, будет звучать формулировка темы?

4.Какова идея проекта?

5.Как и кем этот проект может использоваться в дальнейшем?

6.С кем вы собираетесь работать над проектом?

7.Какая помощь вам потребуется?

Деятельностьучащихся: обсуждают предмет с учителем и получают при необходимостидополнительную информацию, формируют рабочие группы.

Деятельностьпедагога: знакомит со смыслом проектного подхода, объясняет цели, мотивируетучащихся, наблюдает.

Планирование.Анализ проблемы, определение способовсбора и анализа информации, постановка задач и выборов критериев оценкирезультатов и процесса, распределение ролей и обязанностей в группе,определение способа представления результата.

Деятельностьучащихся: формируют задачи, уточняют информацию (источники), выбирают иобосновывают свои критерии успеха, устанавливают план действий.

Деятельностьпедагога: помогает в анализе и синтезе, предлагает идеи, высказываетпредположения, наблюдает.

Принятиерешений. Сбор и уточнение информации,обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального  варианта,уточнение планов деятельности. Основные инструменты: интервью, эксперименты,опрос, наблюдения.

Цельинформационного поиска — быстро и своевременно отыскать необходимую информацию,полезную при создании конкретного проекта.

Врезультате ознакомления с литературой составляется картотека или списокполезных публикационных источников. На основе изучения источников составляется«банк идей» по разрешению проблемы.

Деятельностьобучающихся: работают с информацией, проводят исследование, решаютпромежуточные задачи.

Деятельностьпедагога: наблюдает, консультирует, советует, косвенно руководит деятельностью.

Выполнение.Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов.

Деятельностьучащихся: анализируют информацию, оформляют проект.

Деятельностьпедагога: наблюдает, советует (по просьбе).

Оценкарезультатов. Анализ выполненияпроекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализдостижений поставленной цели.

Деятельностьучащихся: участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке,анализируют информацию.

Деятельностьпедагога: наблюдает, направляет процесс анализа (если необходимо), советует.

Защитапроекта. Подготовка возможных формпредставления  результатов, обоснование процесса проектирования, объяснениеполученных результатов, коллективная защита, оценка, письменный отчет.

Презентацияпроекта (применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка,электронная презентация и т.д.)

Деятельностьобучающихся: защищают проект, участвуют в коллективной оценке путем обсуждениярезультатов.

Деятельностьпедагога: участвует в коллективном анализе и  оценке результатов проекта,оценивая усилия учащихся, креативность. Качество использования источников.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.19%
НЕТ
38.81%
Проголосовало: 1443

Оценка результатов проекта.

Прииспользовании метода проектов существуют два реальных результата проделанной работы.

Первый(скрытый) — это педагогический эффект от включения обучающихся в процесс«добывания знаний» и их логического применения: формирование личностныхкачеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять какпоследствия данного выбора, так и результаты собственной  деятельности. Именноэта составляющая часто остается вне сферы внимания педагога, и к оценкепредъявляется лишь сам проект. Если он к тому же красочно оформлен илисопровождается макетом, видеороликом, то о личностном факторе на защите  ивовсе не вспоминают.

Всвязи с этим руководителю проекта можно посоветовать делать краткиезаписи-резюме по результатам наблюдений за обучающимися, это позволит бытьболее объективным на самой защите.

Вторая составляющая оценки результата – это собственно та видимая часть айсберга,которая и является выполненным проектом. Причем оценивается  не объем усвоеннойинформации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) длядостижения поставленной цели.

Существует множество подходов к оценке  проектов. Наиболее  удобной считают рейтинговуюоценку. Выделяют 5 критериев выполнения и 5 критериев защиты проекта, каждый изних оценивается на 4 уровнях (0,5,10,20 баллов). Итоговая оценка складываетсяиз суммы среднеарифметической величины коллективной оценки, самооценки и оценкипреподавателя (естественно, для получения средней величины сумма делится на 3).

Критерии оформления и выполнения проекта:

·        Актуальность темы и предлагаемых решений,реальность, практическая направленность и значимость работы.

·        Объем и полнота разработок,самостоятельность, законченность, подготовленность к публикации.

·        Уровень творчества, оригинальностьраскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.

·        Аргументированность предлагаемых решений, подходов,выводов, полнота библиографии, цитируемость.

·        Качество отчета: оформление, соответствиестандартным требованиям, рубрицирование и структура текста. Качество эскизов,схем, рисунков; качество и полнота рецензий.

Критериизащиты проекта:

1.Качество презентации: композиция, полнота представления работы, подходов,результатов; аргументированность, убедительность.

2.Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи.

3.Педагогическая ориентация: культура речи, манера, использование наглядныхсредств, чувство времени, импровизационное начало, удержание вниманияаудитории.

4.Ответы на вопросы: полнота, аргументированность и убежденность, дружелюбие,стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторонработы.

5.Деловые и волевые качества группы: ответственное решение, стремление кдостижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать сперезагрузкой, доброжелательность, контактность.

Результат. Еслицели проекта достигнуты, то можно  рассчитывать на получение качественно новогорезультата, выраженного в развитии познавательных способностей учащегося и егосамостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Дляорганизации  проектной  деятельности можно предложить  “Правила успешнойпроектной деятельности”, которые должны выполняться участниками проекта.

Правилауспешной проектной деятельности (для обучающихся):

Вкоманде нет лидеров.

Всечлены команды равны.

Командыне соревнуются.

Всечлены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того,что они вместе выполняют проектное задание.

Каждыйдолжен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

Вседолжны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно бытьтак называемых “спящих” партнеров.

Ответственностьза конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Каждаягруппа, участвующая в проекте, получает “План действий обучающихся в проекте”.

Этиправила  помогут обучающимся успешно двигаться к достижению цели – созданиюпроекта.

   Внеклассные  занятия и  уроки  возможно  строитьразнообразно, интересно, вовлекая обучающихся в активныйучебно-воспитательный  процесс, создавать проблемные ситуации, давая дифференцированные задания с учетом уровня знаний, способностей учащихся,развиваю логическое мышление, умение выражать и  отстаивать своимысли.  Метод проекта позволяет проводить  нестандартные уроки: уроки– путешествия,  уроки —  экскурсии, уроки – игры и др.

Учебный проект или исследование с точки зренияобучающегося — это возможность максимальногораскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявитьсебя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить своизнания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Этодеятельность, направленная на решение интересной проблемы,сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результатэтой деятельности — найденный способ решения проблемы — носитпрактический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно,интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения педагога —это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания,которое позволяет вырабатывать и развивать специфические уменияи навыки проектирования и исследования у обучающихся,а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности обучающегося;
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • представление результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению учебных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

      Проект — это результат труда и усилий самого обучающегося. Исследование -всегда творчество. Оно имеет высокую ценность для современного образования. Формируется эмоциональная отзывчивость, художественное воспитание в егообразовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении,формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний,ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование исамовоспитание,  ориентированные на самосовершенствование личности обучающегося.Творческие   задания — это активный процесс, требующий творческих силличности, определенных знаний и умений, которые в этой деятельности иприобретаются, и проявляются. Используя  метод проектов, решается главнаязадача — открыть креативные  творческие способности каждого обучающегося.

Умениепользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя,его прогрессивной методики обучения и развития обучающихся, предусматривающийпрежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизничеловека.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.19%
НЕТ
38.81%
Проголосовало: 1443

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет