Методпроектов на уроках физики и в рамках внеурочной деятельности
В январе 2010 года президентомРФ была подписана национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».Одним из основных направлений развития общего образования является переход нановые образовательные стандарты. Новые требования к оценке качества образованияпредполагают введение мониторинга и комплексной оценки академических достиженийученика, его компетентностей и способностей. Проектная деятельность являетсявозможностью продемонстрировать компетентности и способности учащихся, создатьпортфолио достижений обучающихся.
ФГОС устанавливают требованияк личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, которыемогут показать их, участвуя в проектной деятельности.
Достоинства метода проектов:
- Учащиеся видят перед собой конечный результат
- Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества.
- Профессиональное самоопределение.
- При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.
- Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях.
Учебный проект – этовозможность максимального раскрытия своего творческого потенциала,деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, приложитьсвои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Учебныйпроект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения ивоспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать умения и навыкипроектирования у обучающихся.
Этапы проектной деятельности :
- Разработка проектного замысла.
- Реализация проектного замысла.
- Оценка результатов проекта.
Проектная деятельность на уроках и внеурочной деятельностиповышает мотивацию учащихся при изучении физики, позволяет последовательно ицеленаправленно выдвигать познавательные проблемы, решая которые обучающиесяполучают прочные знания и творческое их применение в практической деятельности.
Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность метода:
- учитель не передает знания, а обеспечивает обучающемуся деятельность (консультирует, мотивирует, помогает и наблюдает);
- проектная деятельность дополняет предметное обучение;
- необходима подготовка учащегося к организации и проведению проектной деятельности, которую можно организовать на занятии кружка;
- учитель может предложить тему, но выбор темы проекта остается всегда за учеником;
- недопустимо перегружать ученика проектной деятельностью, лучше, если он работает над одним учебным проектом.
В условиях реализациипрезидентской образовательной инициативы «Наша новая школа» в период переходана ФГОС нового поколения задача системы образования состоит в формировании уподрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которыепозволят быть успешным вне стен школы. Поэтому актуальным в настоящее времяявляется использование деятельностных технологий обучения.
Проектный метод обученияблизок к проблемному обучению, которое предполагает последовательное ицеленаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, решаякоторые они под руководством учителя активно усваивают новые знания.
Работа над учебным проектомпомогает выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми переживатьвдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучнойпринудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Физика – практическая наука.Моментами для формирования элементов проектной деятельности являютсяпрактические и лабораторные работы, внеурочные занятия по конструированиюмоделей и физических приборов, комбинированные уроки с организацией групповойработы, любые деятельностные формы организации учебныхзанятий. Организация проектной деятельности учащихся на уроках физики и вовнеурочной деятельности способствует развитию талантливых детей, что являетсяодним из основных направлений развития общего образования в соответствии снациональной образовательной инициативой «Наша новая школа».
Важным направлениеморганизации урочной и внеурочной деятельности являетсяпроектно-исследовательская деятельность обучающихся, выполнение долговременных,трудоемких, среднесрочных или кратковременных творческих заданий, требующих отучеников самостоятельной и глубокой проработки материала. Использованиеинформационных технологий создает самые благоприятные условия для организациитакой деятельности.
Основной объем знаний учащийсяполучает на уроке. Поэтому проектное обучение необходимо на урочных занятияхдля формирования проектной деятельности.
Независимо в какой быпредметной области не выполнялась обучающимися проектно-исследовательскаядеятельность, она предполагает решение исследовательской, творческой задачи подруководством педагога. Технология реализации проекта подразумевает проведениеиндивидуального исследования, в ходе которого собранный творческий материал(образовательный продукт) позволяет объяснять научные и жизненные явления.Стиль педагогического управления данными действиями основывается насотрудничестве обучающихся с педагогом и друг с другом.
Организацияпроектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру:
- постановка цели и определение задач;
- отбор методов исследования;
- разработка плана исследования;
- ожидаемые результаты;
- выявление ресурсов для исследования.
Различают структурную ифункциональную модели проектно-исследовательской деятельности. Структурнаямодель или иначе модель предметной исследовательской деятельности обучающихсяопределяет последовательность этапов исследования, которое начинается спостановки проблемы, далее следует работа с теоретическими источниками повыбранной теме. Следующими этапами являются: формулировка гипотезы, отборметодик для исследования и сбор необходимых материалов; интерпретацияполученных результатов и выводы на основе полученных результатов.
Функциональную модель (модельпроектирования и организации исследовательской деятельности учащихся) отличаетто, что она «определяет основные компоненты исследовательской деятельности,воспроизводство которых позволяет фиксировать её наличие в реальнойпрактике».
Основная проблема, скоторой сталкиваются педагоги и обучающиеся при реализациипроектно-исследовательской деятельности – недостаточная готовность учителя бытьпостоянно в процессе организации проектно-исследовательской деятельностиобучающихся. Это объяснимо с точки зрения сложности изменения выработаннойпозиции педагога в системе образования. Годами сложившаяся образовательнаяпрактика большинства педагогов не в полной мере соответствует требованиям ФГОСкак и НОО, так и ООО.
В основе системно-деятельностногоподхода – активная познавательная деятельность обучающихся, организованнаяучителем, в том числе и через организацию учебного исследования, выполнениепроектов. Как показывает практика, преобладание репродуктивного метода вобучении с установкой обучающих на передачу, а обучающихся — на усвоение знанийв готовом виде, блокирует развитие исследовательских умений школьников.
Если ранее, до введения ФГОС,проектно-исследовательская деятельность не носила массовый характер в системеобразования основной школы для обучающихся, то сейчас это обязательноетребование ко всем обучающимся, и итоговый индивидуальный проект являетсяодной из форм аттестации выпускников основной школы как показательсформированности метапредметных результатов.
Еще одной проблемой являетсяшаблонность выбора тематики исследований и формальное представление егорезультатов – в виде рефератов, докладов, которые не являются по-настоящемутворческими. Нельзя не отметить и то, что на сегодняшний день в большинствеобразовательных организаций формирование исследовательских умений происходитстихийно, без определенной структуры и логики их развития от одного уровня кдругому, что безусловно отражается на результате.
Как следствие вышеобозначенной проблемы – недостаточное включение в проектно-исследовательскуюдеятельность обучающихся из-за низкой мотивированности к выполнениюпроектно-исследовательской деятельности, недопонимание собственной роли иучебных действий, ожидаемых от них. Как педагоги, так и обучающиеся выделилипроблему недостаточности специальной литературы, информационных источников,слабую материально-техническую базу для проведения экспериментов в рамкахпроводимых исследований.
Для решения выявленных проблемнеобходимо выполнение ряда условий, таких как:
- повышение проектно-исследовательской культуры педагогов и обучающихся, выражающейся в психологической и мотивационной готовности к осуществлению совместной проектно-исследовательской деятельности, методической и функциональной грамотности;
- обеспечение образовательных учреждений учебно-методическими и материально-техническим оборудованием.
Для повышенияпроектно-исследовательской культуры педагогов необходима целенаправленная исистематическая работа, включающая:
- обобщение и тиражирование лучших образовательных практик проектно-исследовательской деятельности через организацию семинаров, конференций, мастер-классов;
- курсовая подготовка педагогического состава по организации проектно-исследовательской деятельности;
- обучающие семинары и индивидуальное научное консультирование педагогов с привлечением преподавателей вузов;
- тематические педагогические советы (например: «Системно-деятельностный подход и проектно-исследовательская деятельность», «Проектная и исследовательская деятельность в рамках учебной дисциплины», «Совместное творчество педагогов и обучающихся в проектно-исследовательской деятельности на уроках и внеурочное время» и т.д.).
Формированиепроектно-исследовательской культуры обучающихся предполагает использованиепотенциала как урочной, так и внеурочной деятельности. Заинтересовывать,вовлекать в проектно – исследовательскую деятельность младших школьниковнеобходимо с первого класса с целью создания устойчивой мотивации и интереса кисследовательскому процессу, формирования первоначальных умений в областипроектирования и исследования, умений презентовать полученный опыт. Урокявляется универсальным средством формирования исследовательских умений, так какдает всем детям одинаковые первоначальные возможности, все дети находятся вравных условиях для включения в этот абсолютно новый для многих из них видучебной деятельности.
Возможны различные варианты«включения» обучающихся в учебное исследование:
1. Проблема ставится учителем,им же и намечается способ ее решения. Дети выполняют отдельные звеньяисследования, делают заключительный вывод.
2. Учитель организуетдеятельность в структуре полноценного учебного исследования: ставит проблему,совместно выдвигается гипотеза, выбирается способ ее решения, порядокоформления полученной информации; в реализации способа решения проблемыучаствуют дети, дети же делают и вывод. При этом каждый этап исследованиясопровождается формированием у школьников соответствующих умений.
Можно обозначить следующуюпоследовательность усложнения поисково-исследовательской деятельности младшихшкольников:
1. Поисковая деятельностьдетей, включающая осознание поисковой задачи и умственные действия (анализ,сравнение, синтез и т.п.) по ее решению. Деятельность учителя здесь заключаетсяв последовательном введении названных вопросов и задач в образовательныйпроцесс (от репродуктивных вопросов, преобладающих при работе с дошкольниками ипервоклассниками, к продуктивным и далее к открытым задачам при переходе сначальной ступени образования к основной – 4-5 классы). Важным для учителябудет умение трансформировать преобладающие пока в учебниках и методическихматериалах продуктивные вопросы в открытые задачи.
2. Поисковая деятельностьдетей, включающая осознание школьниками поисковой задачи и поиск необходимойинформации для ее решения. Такая деятельность предусмотрена требованиями кметапредметным результатам освоения основной образовательной программы ФГОС,где записано: «самостоятельный поиск информации…». Здесь тоже есть свояпоследовательность усложнения:
- задания на поиск ответа из текста учебника
- задания на поиск информации из внеучебных источников, указанных учителем,
- задания на поиск информации «в открытом информационном пространстве».
Деятельность учителя здесьопять же состоит в последовательном введении названных заданий от указанногопедагогом источника к самостоятельному поиску информации. В данном случае речьможет идти лишь о школьниках, освоивших технику чтения на необходимом для этогоуровне. Что касается поиска информации без предварительного указания наисточник, такие задания будут типичными на рубеже перехода из начальной школы восновную и в последующем.
3. Поисковые действия в рамкахисследования, организованного учителем, носящие частично-поисковый характер.Дети участвуют лишь в отдельных звеньях исследования. Здесь возможны дваварианта: первый, связанный с наблюдениями или иным способом сбора готовойинформации; второй, связанный с постановкой опытов. Деятельность учителя здесьзаключается в последовательном переходе от иллюстративного уровня организацииопытов к частично-поисковому. Здесь не упомянут еще один вариант, который ненесет поисковой нагрузки. Речь идет о простейших, традиционно выполняемыхопытах, описанных в учебнике с соответствующей картинкой, с готовым выводом.Появление в учебниках «опытнической работы» такого рода подталкивает учителяограничиваться лишь этим вариантом.
4. Поисковые действия в рамкахполноценного исследования, организованного учителем. Дети участвуют во всехзвеньях исследования: выдвижении гипотез, выборе способа их проверки, действияхпо сбору и обработке информации, сами делают вывод. Практика показывает, чтоисследовательские проекты нередко оформляются в структуре научного исследования:формулируется цель, определяется объект, предмет исследования, гипотеза и даженаучная новизна и практическая значимость. Очевидно, что все эти определенияделает учитель. Младшим школьникам это не под силу. Отсюда и оценитьрезультативность представляемых проектов бывает очень трудно, поскольку почтиневозможно разделить участие в проекте учителя и учеников.
На ступени основного общегообразования необходимо продолжить работу по формированию навыков проектно –исследовательской деятельности. Следует отметить, что на данном этапенеобходимо обратить внимание на сформированность коммуникативных навыков, чемуспособствуют групповые и парные исследовательские проекты, имеющие социальную ипрактическую значимость.
На завершающем этапе основнойшколы обучающиеся выполняют индивидуальный проект и поэтому формирование уучащихся проектно-исследовательским умений и навыков становится необходимостью.Поэтому для обучающихся пятых — девятых классов следует организоватьфакультативы или элективные курсы, такие как «Основы проектной иисследовательской деятельности», «Методы познания в исследовательских проектах»и др.
Педагогу следует помнить, чтоновизна и интерес — ведущие стимулы в проектно-исследовательской деятельности.Стремление ко всему новому заложено в организации головного мозга ребенка.Интерес представляет собой состояние человека, побуждающее его к познавательнойили практической деятельности. Интересы обучающихся весьма разнообразны иразличаются по своей направленности. Интерес связан с эмоциональной оценкойвыполняемой проектно-исследовательской деятельности. Взаимодействие интереса иэмоций создает мотивационную основу для продуктивной деятельности. Педагогуследует учитывать, что сложное, но интересное задание (проблема) будет вызыватьположительные эмоции; а вот сложное, но неинтересное задание положительныхэмоций вызывать не будет, поэтому проектно-исследовательская деятельность будетреализовываться с трудом, формально и неэффективно. Проектно-исследовательскаядеятельность позволит повысить учебную мотивацию обучающихся при решении задачразличного характера, развить творческие способности, сместить акценты отинструментального подхода в решении задач к технологическому, сформируетчувство ответственности, создаст условия для сотрудничества между педагогом иобучающимися.
Таким образом,проектно-исследовательская деятельность в современной школе должна статьнеотъемлемой частью всего образовательного процесса как в урочное время, так исоставить значительную часть времени во внеурочное (в дополнительномобразовании), перестроить деятельность обучающегося с репродуктивной (пообъясненному образцу) на деятельность, требующую интеллектуально-творческогоподхода, поиска, созидания, исследования. Совместной деятельность детей спедагогами и со сверстниками укрепит деловые и дружеские контакты внутрикласса, между педагогическим коллективом школы и обучающимися; внесет вшкольный коллектив элемент дружеского соперничества и конкуренции; создастатмосферу сотрудничества, сотворчества учителей и обучающихся, уважительноепартнерство и станет основой творческих объединений.
