МИНИСТЕРСТВООБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1»
Методическаякопилка
пометодике музыкального
преподавания
Музыкальныйкалендарь
Январь
7 января 1898 года на сцене частной оперы Саввы Мамонова состоялась премьера оперы «Садко» великого мастера этого жанра Николая Римского—Корсакова. 8 января 1938 года в Москве появился на свет Евгений Нестеренко – выдающийся российский бас советской эпохи. 27 января 1756 года –родился гениальный музыкант – Вольфганг Амадей Моцарт.
|
Февраль
3 февраля 1809 года в немецком Гамбурге явился миру Феликс Мендельсон—Бартольди. 8 февраля 1874 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера «Бориса Годунова» 17 февраля 1904 года увидела свет опера Пуччини «Мадам Баттерфляй».
|
Март
1 марта 1810 года—Появился на свет Фредерик Шопен 4 марта 1678 года миру явился крупнейший представитель эпохи барокко – Антонио Вивальди. 5 марта 1942 в Куйбышеве состоялось первое исполнение легендарной 7 симфонии Шостаковича, названной им «Ленинградская». 27 марта 1927 года явился миру Мстислав Ростропович: гениальный виолончелист, дирижер, общественный деятель. 31 марта 1685 года появился на свет композитор, сияние таланта которого никогда не померкнет – Иоганн Себастьян Бах. |
Апрель
1 апреля 1873 года в Новгородской губернии родился Сергей Рахманинов, ставший впоследствии гениальным пианистом и композитором. 9 апреля 1968 года На сцене Большого театра прошла премьера балета А. И. Хачатуряна Спартак в постановке Ю. Н. Григоровича. 9 апреля 1860 года произошло интереснейшее для меломанов событие: изобретатель из Франции Эдуард Леон Скотт де Мартинвиль сделал первую запись звука на обработанной специальным образом бумаге. 23 апреля 1891 года, в станице Сонцовка родился гениальный композитор– Сергей Прокофьев.
|
Май
1 мая 1786 года В Вене с успехом прошла премьера оперы Вольфганга Амадея Моцарта Свадьба Фигаро. 7 мая 1833 года Иоганнес БРАМС (1833 — 3.4.1897) немецкий композитор 7 мая 1840 года Петр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ (1840 — 6.11.1893) композитор. 11 мая 1855 года— родился Анатолий Константинович ЛЯДОВ (1855 — 28.8.1914) композитор, автор оркестровых миниатюр Баба—Яга, Кикимора, Волшебное озеро, профессор Петербургской консерватории. 17 мая 1846 года Бельгийский мастер Адольф Сакс запатентовал саксофон. 19 мая 1908 года На сцене парижской Гранд—опера Сергей Дягилев поставил оперу М. Мусоргского Борис Годунов с Федором Шаляпиным в заглавной роли. Этот день можно считать началом знаменитых Русских сезонов Дягилева, продолжавшихся до его смерти в 1929 году. |
Июнь
3 июня 1899 года – скончался Иоганн ШТРАУС, сын (25.10.1825 — 1899) австрийский композитор, король вальса. 5 июня 1798 года Алексей Федорович ЛЬВОВ (1798 — 28.12.1870) скрипач и композитор, автор музыки первого российского гимна. 11 июня 1864 года Рихард ШТРАУС (1864 — 8.9.1949) немецкий композитор. 25 июня 1910 года В парижской Гранд—Опера прошла премьера балета Игоря Стравинского Жар—птица, после успеха которой он вошел в ряд самых одаренных композиторов XX века, что подтвердил всем дальнейшим своим творчеством. Представленная информация была полезной? ДА 61.26% НЕТ 38.74% Проголосовало: 1487 29 июня 1922 года Федор Шаляпин уехал на гастроли за границу и больше в Россию не возвращался.
|
Июль
4 июля – 135 лет со дня рождения советского композитора и педагога Максимилиана Осеевича Штейнберга (1883-1946 гг.)
|
Август
3 августа – 240 лет со дня открытия оперного театра «Ла Скала» в Милане.
5 августа 1930 года— родился Эмин Хачатурян (1930-5.8.2000) –армянский дирижер, композитор
|
Сентябрь
2 сентября 1930 года – родился Андрей Павлович ПЕТРОВ (1930) композитор, народный артист СССР. 10 сентября 1927 года-появилась на свет Има СУМАК (1927) перуанская певица с голосом диапазоном в пять октав. 13 сентября 1866 года (1 сентября по ст. ст.) В Москве основана консерватория, ныне носящая имя П. И. Чайковского. 25 сентября 1906 года—родился Дмитрий Дмитриевич ШОСТАКОВИЧ (1906 — 9.8.1975) композитор. |
Октябрь 1 октября— международный день музыки 28 октября– 125 лет со дня первого исполнения «Шестой симфонии» Петра Ильича Чайковского (1893 г.)
|
Ноябрь 3 ноября— 130 лет со дня первого исполнения симфонической сюиты «Шахерезада» Николая Римского-Корсакова. 6 ноября-125 лет со дня смерти Чайковского П. И. 17 ноября – 130 лет со дня первого исполнения «Пятой симфонии» Петра Ильича Чайковского (1888 г.) 18 ноября – 120 лет со дня первого представления оперы Николая Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» (1898 г.) 27 ноября – 65 лет со дня рождения певца, музыканта Бориса Борисовича Гребенщикова (р. 1953) |
Декабрь 22 декабря – 160 лет со дня рождения итальянского композитора Джакомо Пуччини.
|
Вступительноеслово
Здравствуете,ребята. Сегодня у нас урок музыки. Что же такое музыка? Это пение птиц, шелестлистьев на деревьях, дуновение ветра, метель.
Любойзвук длинный или короткий, который мы можем услышать- это уже музыка. Онаокружает нас везде, но мы не всегда можем ее услышать. Люди могут сочинитьмузыку, используя, например, обычные деревянные ложки, которыми раньше ели и втоже время их используют как музыкальный инструмент. На наших уроках мынаучимся видеть и слышать прекрасное.
Познакомимсяс композиторами, которые сочинили свои музыкальные произведения очень давно иих уже нет с нами, но их музыку мы все еще слушаем. Будем петь, попробуемсочинить свою собственную мелодию. Итак, давайте отправимся в удивительный миркрасоты и волшебных звуков. В мир музыки.
Музыкально-дидактические игры для детей
Лесенка– чудесенка
Цель: развиватьу учащихся умение соотносить звуки по высоте, различать направление движениямелодии.
Описание: карточка с изображением лесенки из семи ступенек. Каждаяступенька закрашена определенным цветом. Семь круглых фишек, соответствующихцвету ступенек лесенки.
Методика применения: учитель исполняет на металлофоне знакомую детямпопевку, затем предлагает поочередно «музыкальные загадки»: исполняет без словпервую фразу попевки, но не доигрывает последний звук, затем исполняет вторуюфразу попевки, не доигрывая нижнего звука. Дети должны определить, какой иззвуков попевки не был исполнен при движении мелодии вверх и при движении вниз.Определив его, они на соответствующую ступеньку кладут фишку того цвета, какимзакрашена ступенька.
Узнайи сложи попевку
Цель:передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать по изображениюритмического рисунка ту или иную попевку.
Описание: для этого используют прямоугольники разной длины, ноодинаковой ширины. Длинные прямоугольники – красные – соответствуют долгимзвукам, короткие – зеленые – коротким. И тех и других по 10 штук. Чередуяпрямоугольники разной длины, можно условно изобразить ритмический рисунокзнакомой мелодии, исполняемой учителем.
Методика применения: разучивая вместе с учителем попевку, учащиеся с помощьюкарточек выкладывают ее ритмический рисунок, используя разные прямоугольники.Научившись выполнять это задание, ребята могут перейти к более сложному –узнать по выложенному учителем ритмическому рисунку знакомую попевку.
Выбериинструмент
Цель: развиватьу учащихся представление об изобразительных возможностях музыки.
Описание:набор маленьких карточек с изображением разных музыкальных инструментов(инструменты симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов).
Методика применения: учитель беседует с детьми о музыке, объясняя, что она можетне только передавать разные чувства, но и рассказывать своими выразительнымисредствами о том, что встречается в жизни. Учащимся исполняют пьесы, в которыхпереданы характерные особенности звучания разных музыкальных инструментов.После прослушивания учащиеся должны выбрать карточки с соответствующимизображением инструмента.
Сложипесенку
Цель: развиватьу учащихся умение различать форму музыкального произведения (запев и припев),передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в видеусловного изображения.
Описание: Три – четыре кружка (красный, синий, зеленый, желтый) итакое количество прямоугольников (белого или темно – коричневого цвета).
Методика применения: Учитель исполняет песню и просит определить, есть ли в нейзапев и припев, сколько куплетов, сколько раз повторялся припев. После этогопредлагается одному из учеников «сложить песенку» с помощью разноцветныхфигурок: каждый новый куплет обозначить кружком какого-либо цвета, а припев –прямоугольником. Во время повторного исполнения песни ученик выкладываетгеометрические формы в той последовательности, которая соответствует строениюпесни – чередованию запева и припева. Остальные учащиеся проверяют, правильноли выложены формы.
Море
Цель: Развивать у учащихся представление об изобразительныхвозможностях музыки, ее способности отображать явления окружающей природы.
Описание:Три карточки с изображением линий. Они условно передают различное состояниеморя. На первой – линия, изогнутая на серо – голубом фоне – «моревзволнованное», на второй – линия сильно изогнутая, фиолетовый фон – «моребушующее», на третьей – линия слабо волнистая, голубой фон – «мореуспокаивающееся, буря затихает».
Методика применения: Учащиеся слушают в записи вступление к опере «Садко»,«Море» Н.А. Римского-Корсакого. После исполнения учащиеся делятся своимивпечатлениями о характере музыки. Учитель вместе с учащимися обращает вниманиена то, что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая самые яркие егосостояния; оно то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся. Затем учительобъясняет ребятам условные изображения, передающие то или иное состояние моря.Учитель предлагает еще раз послушать произведение и проследить, как изменяетсяхарактер музыки на протяжении звучания всей пьесы. Один из учащихся с помощьюкарточек показывает эти изменения, т.е. раскладывает карточки в тойпоследовательности, которая соответствует развитию музыкального образа
