X-PDF

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛЕКЦИЯ: Воспитание аппликатурных навыков в работе с учащимися в классе фортепиано ДМШ

Поделиться статьей

Содержание

 

Введение                                                                                                                   

1.     Основныеаппликатурные принципы

2.    Методы работы с учеником надаппликатурой на раннем этапе обучения  

3.     Распределениеголосов между отдельными руками      

4.     Рольаппликатуры в перемещении центра тяжести       

5.     Спецификапальцев        

6.     Фразировка

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

«Первый и очень важный вопрос работына фортепиано,  также как и на скрипке, виолончели и других инструментах,  накоторых работают пальцами, — это выбор подходящих пальцев  и

усвоениеэтими пальцами техники исполнения»

С.М. Майкапар

 

Каждый зрелый музыкант хорошо понимает значениеаппликатуры. Целесообразный выбор пальцев помогает осуществлятьразнообразнейшие художественные задачи и способствует преодолению многихпианистических трудностей. Нередко удачно найденная аппликатура позволяетсэкономить немало времени и найти более короткий путь к достижению цели.

Аппликатура происходит отлатинского applico — «прикладываю», «прижимаю», что означает способрасположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте,а также обозначение их в нотах. Выбор аппликатуры составляет важную сторонуисполнительского мастерства, так как он подчиняется требованиям фразировки исвязан с интерпретацией произведения.

С первых же лет обучения необходимо воспитывать вучениках сознательное отношение к аппликатуре. Важно бороться с невнимательнымотношением к  обозначенным пальцам в нотных текстах. Однако, было бынеправильно и педантично настаивать на выполнении исключительно написаннойаппликатуры, так как она не всегда оказывается удобной, а иногда и не подходитдля учащегося в силу каких-либо его индивидуальных особенностей.

Если преподавателю приходится заменить или восполнитьнедостающие аппликатурные указания, то это следует делать, проигрывая сочиненияв темпе. Надо помнить, что удобная аппликатура в медленном темпе, можетоказаться неприемлемой в быстром движении. Обозначая пальцы, целесообразновыписывать их не все подряд, а лишь те, в отношении которых может возникнутьнеясность. Целесообразно как можно раньше приучать ученика самостоятельноподыскивать пальцы, наиболее рациональные в том или ином случае. Для этогонеобходимо постепенно знакомить его с основными аппликатурными принципами.

Проблема аппликатуры – одна из наиболее сложных вмузыкальной педагогике. В связи с быстрым развитием фортепианной литературы,взгляды в этой области непрерывно менялись. Казавшиеся некогда незыблемыми,некоторые принципы теряли свое значение и заменялись новыми. 

В фортепианной педагогике широкое использованиеприобрели такие понятия как «аппликатурный прием», «аппликатурныенавыки» и «аппликатурные принципы». Остановимся на каждомиз них более подробно.

Аппликатурный прием – это способ распределения пальцевпри игре на музыкальном инструменте. Аппликатурные навыки – уменияграмотно проанализировать,       и        выбрать      верное        аппликатурное    решение. Аппликатурные принципы – это правила, на которые надоориентироваться при выборе аппликатуры.

Таким образом, цель лекции: составитьметодические рекомендации  по освоению основных принципов и методов аппликатурына разных этапах обучения на уроках фортепиано в ДМШ.

Исходя из цели, были выделеныследующие задачи:

     проанализировать литературу по данной теме;

     изучить основные принципы и методы в работе над аппликатурой; 

     рассмотреть различные фрагменты и упражнения  на основерекомендаций известных педагогов-пианистов и личного педагогического опыта.  

 

1.   Основные аппликатурные принципы

В методике преподавания фортепиано существуютопределенные принципы аппликатуры. Главный и основнойаппликатурный принцип, заключается в следующем: «наилучшей является тааппликатура, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболееточно согласуется с её смыслом; она же будет и самой красивой аппликатурой»(Г.Нейгауз).

Из главного принципа аппликатуры естественно вытекаютследующие ее принципы: 

      принцип физического удобства, удобства данной руки. Приэтом надо учитывать, что удобство («устройство») музыкально-смысловое порой нетолько не совпадает с удобством физическим, двигательнопальцевым, но дажепротиворечит ему.

      гибкость, изменчивость («вариантность») аппликатуры  связанос духом, характером, фортепианным стилем данного автора. Следует помнить, что вискусстве нет мелочей, всё подчинено законам красоты вплоть до последнейдетали.

      принцип удобства аппликатуры для данной руки в связи сеё индивидуальными особенностями. Этот принцип подчинён двум первым.Пианист, обладающий даже самой небольшой и неудобной рукой, всегда сможетсоблюдать первый и второй принципы аппликатуры, если он понимает музыку и имеетхорошую пианистическую культуру. Но соблюдать он их будет, пользуясь своимиличными индивидуальными средствами, воплощая, таким образом, третий принцип.

Исходя из этих принципов, можно сказать, что выбораппликатуры обусловливается, с одной стороны, музыкальным образом исполняемогопроизведения, с другой – целым рядом других сопутствующих причин, в первуюочередь, индивидуальными физиологическими особенностями рук играющего (ихстроением, величиной, растяжением между пальцами и т.д.). Основные фортепианныетехнические формы (гаммы, арпеджио, двойные ноты и аккорды)  имеют строгоопределенную, типичную аппликатуру, которой учащийся должен обязательноовладеть. Более того, аппликатура основных фортепианных технических форм должнабыть усвоена учащимся настолько прочно и глубоко, чтобы, встретив в музыкальномпроизведении ту или иную техническую фигуру, пальцы играющего инстинктивно, какбы сами собой, занимали нужную позицию.

 

2.                Методы работы сучащимися  над аппликатурой на раннем этапе  обучения

Приучать ученика  к использованию естественнойпоследовательности пальцев, воспитывать сознательное отношение к аппликатуренеобходимо с первых уроков. В работе с начинающими учениками полезно начинатьзнакомство с аппликатурой ещё в донотном периоде. В самом начале обучения игрена инструменте необходимо уяснить с учеником основные аппликатурныетребования: соседние ноты играются соседними пальцами,  если играемчерез ноту, то соответственно и через палец, и т.д. Это первый кирпичик вфундамент воспитания аппликатурной дисциплины

На раннем этапе обучения с первоначальным знакомствомучащихся с аппликатурой можно использовать подготовительные упражнения Л.Баренбойма «Фокус- покус, трали-вали». Проговорить и простучать стишок указаннымипальцами (сначала  правой, потом левой):

 

 

 

Фокус- покус, трали-вали, Едет мышь на самосвале.

Ты чего же это, мышь,

Сверху вниз на нас глядишь? Кыш! Кыш! Кыш!

 

 

 

 

Следующее  подготовительное упражнениек игре на фортепиано               Л. Баренбойма «Шесть котят»:

 

Шесть котят Есть хотят.

Дай им каши с молоком, Пусть лакают языком, Потому что кошкиНе едят из ложки.

 

 

При изучении данных упражнений ведется работа вигровой форме, с первоначальным знакомством с аппликатурой, и с простейшимритмическим рисунком, который ученик должен записать. 

В дальнейшем при подборе пальцев надо обратитьвнимание на то, чтобы рука по возможности находилась в естественно собранномположении. За этим важно проследить не только в широких фигурациях, когдасильное растяжение будет препятствовать достижению необходимой гибкости, но иво многих других случаях. Так, например,  более тесное расположение пальцевпомогает детям легче преодолеть довольно значительную для них трудность в

«Мазурке» из «Детского альбома» П. Чайковского.

 

 

 

Встречающееся здесь в средней части быстроепроследование Ре-диез (шестнадцатые) и терции До-Ми (четверти) значительнолучше удается, если терцию играть не обычной аппликатуры 3-1, а 4-1. 

Большие трудности для учеников представляют места,требующие максимальной связности при помощи пальцевого legato. Это относится,например, к исполнению повторяющихся звуков на legato. В таких случая обычноиспользуется подмена пальцев, придающая игре больше плавности. («Перваяутрата» Р. Шумана, 5- й такт).

 

При повторении несвязных звуков, особенно, когда онидолжны прозвучать с одинаковой силой, обычно целесообразнее, наоборот,применять одинаковые пальцы (см. 2-й двутакт главной партии сонатины В.А.Моцарта C-dur  №1).

Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1136

 

 

Постепенно учащегося следует познакомить с болеесложными видами аппликатуры, использующимися для достижения legato, гдеиспользуется подмена пальцев, придающая игре больше плавности (перекладываниепальцев, беззвучная подмена пальцев на одной клавише  и скольжение пальца склавиши на клавишу). Особенно часто эти приемы используются вполифонической музыке, но нередко они применяются и в музыкегомофонногармонического склада. При перекладывании пальцев (4-го через 5-й,3-го через 4-й) важно обратить внимание на гибкость запястья, которое должнопластично подводить пальцы к нужным клавишам. Большое значение для выработкиэтого приема имеет также воспитания нужного ощущения в кончиках пальцев: ниодин не должен покидать своей клавиши, пока другой не возьмет сведующую.Успешное выполнение данной задачи требует неустанного слухового контроля.Поработать над беззвучной подменой пальцев полезно путем упражнений. На болееранних этапах обучения с этой  целью хорошо использовать упражнения Е.Ф.Гнесиной из ее

«Подготовительных упражнений к различным видамфортепианной техники»,  например:

 

 

Один из важных аппликатурных принципов – этосоответствие пальцев правой и левой руки («зеркальная аппликатура»). Обычно этодает возможность значительно быстрее осваивать трудность. Соответствиеаппликатур может быть достигнуто при противоположном движении (например,расходящийся пассаж в последнем такте Этюда №16  К.Черни – Г.Гермер из1-й части).

Правая рука 23123412345

Левая рука 23123412345

 

К соответствию аппликатуры надо стремиться и припараллельных движениях. Использование этого принципа очень уместно, например, «Вмаленьком командире» С. Майкапара. Ученики всегда долго бьются над тем,чтобы запомнить неудачно поставленную аппликатуру. Между тем стоит лишьпоказать аппликатуру, основанную на принципе соответствия одинаковые группы почетыре звука в каждой руке. Как исполнение пассажа сразу заметно облегчается:

 

С. Майкапар «Маленький командир»

 

                Учащиеся       должны       овладеть        аппликатурной        дисциплиной,

придерживаться правил, которыеиспользуются в гаммах, арпеджио, аккордах и не нарушать их. Правильно игратьаппликатуру в аккомпанементах, когда бас играется 5-м пальцем, а нижний звукаккорда следует играть 3-м или 4-м пальцами. В работе над аппликатурой следует придерживатьсяопределенных принципов в секвенционных построениях. Желательно, чтобыаппликатура повторялась вместе со звеном данной  секвенции. Это способствуетбыстроте и точности запоминания. Исключение может быть только в том случае,если сохранение одинаковой аппликатуры ведет к неудобным положениям

(например, 1-й или 5-й пальцы попадаетна черную клавишу). 

 

3.   Распределение голосов между отдельными руками

 

Одной из существенных исполнительских задач являетсяраспределение голосов и элементов музыкальной ткани между руками. Многиекрупные пианисты придают этому большое значение. Так К.Н. Игумнов говорил:«Очень много внимания трачу на  аппликатуру…Тут не только расстановка пальцев,но и распределение материала между руками. Большое значение я придаю тому,чтобы рукам было удобно и спокойно, особенно в кантилене. Я часто передаюнекоторые  элементы из одной руки в другую, если так будет меньше суеты, илучше будет звучать».  Изменение авторского распределения рук возможно только втом случае, если это ведет к более совершенному разрешению стоящейхудожественной задачи. Оно не допустимо, когда авторский замысел хотя бы в незначительной мере  искажается. 

Все же некоторые изменения авторского распределениярук  оказываются иногда вполне оправданными. Например, в пьесе Р.Шумана«Веселый крестьянин» детям с маленькой рукой крайне не удобно в 9-мтакте на звуке Соль верхнего голоса менять палец с 4-го на 5-й, без чегоони не могут сыграть секунду Си-бемоль — До правой рукой. Целесообразнеезвуки секунды распределить между двумя руками.  Это придает исполнениюплавность.

 

 

 

В пьесе того же автора «Первая утрата» в23-м такте для исполнения в партии  левой руки звука Фа-диез 2-м пальцемтребуется довольно большое растяжение, обычно недоступно для детской руки. Неимея возможности сыграть мелодию указанной аппликатурой, дети часто играютзвуки Соль и Фа-диез 2 раза подряд 1-м пальцем левой руки, врезультате чего нарушается требуемая связность звучания. Значительноцелесообразнее в таких случаях распределить мелодию между двумя руками исыграть звук Соль 1-м пальцем правой руки, а звук Фа-диез 1-мпальцем левой рукой.

 

При этом распределении авторский замысел не только неискажается, но, наоборот выявляется наиболее рельефно, так как требуемое здесьlegato в мелодии оказывается легко достижимым. 

Принципы применения аппликатуры выработаны практикой.Логически построенная аппликатура быстро ассоциируется с соответствующимрасположением клавиш и запоминается относительно легко.  По ходу занятийавтоматизируется все большее количество аппликатурных формул, которые потом,при  чтении с листа будут применяться уже без особого обдумывания.  

Самые главные правила  аппликатуры можно свести кследующему: 1-й и 5-й пальцы по возможности не должен попадать не черныеклавиши. При чередовании белых и черных клавиш данные пальцы из-за  ихкороткости  должны приходиться только на белые клавиши. Если 1-й палец беретчерную клавишу, то надо вдумчиво подбирать остальные, попадающие на белые. Принепрерывной гамме, следует избегать применение 1-го пальца на черных клавишах.

Однако ради музыкальной выразительности иногда и 1-й и5-й пальцы могут попадать на черные клавиши. При их помощи, например, легчеполучить мягкий сливающийся звуковой эффект. 

 

 

 

 

4.   Роль аппликатуры в перемещении центра тяжести

Центр тяжести кисти во время игры легче перемещать спомощью соответствующей аппликатуры. Хорошим примером этому являетсяобщеизвестное старое правило аппликатуры, определяющее применение 3-го или 4-гопальца в аккордах. Это правило исходит исключительно из целесообразногораспределения тяжести. Уверенность перемещения центра тяжести требует, чтобыкисть оставалась в естественном положении, чтобы она не натягивалась и несжималась.

5.    Спецификапальцев

При подборе правильной аппликатуры нельзя упускать извиду анатомические  данные  пальцев. Различные пальцы  в силуразличной длины и тяжести, а также различного положения, занимаемого на кистиспособны решать различные задачи. 1-й палец годиться для извлечения одиночногозвука только в f и ff, 5-й палец  в гаммах можно употреблять только при ихзавершении и т.д. Поэтому один и тот же мотив  может звучать по-разному отизменения аппликатуры: применение других пальцев требует совершенно иныхприспособлений или других дополнительных   движений.

 

6.    Фразировка

Аппликатура  может и должна выступать в качествеспособа, посредством которого исполнитель добивается нужных емузвукоколористических эффектов, решает задачи, связанные с фразировкой,динамикой,  артикуляцией и т.д. Это будет способствовать выявлению всеймногогранности художественного образа, более глубокому раскрытию содержаниямузыкального произведения.

Если при составлении аппликатуры не считаться сфразировкой, то в случае ускорения темпа или более трудной партии другой рукилегко можно ошибиться. По возможности следует подбирать аппликатуру по стилям. 

 

Заключение Таким образом, анализ накопленныхмузыкальной педагогикой данных показывает, что существует несколько подходов квыбору аппликатуры.   Как показывает анализ трудов великих практиков: основной принцип подбора аппликатурыэто выявление художественного замыслакомпозитора. Для учащихся фортепианного класса часто единственными решающим основным принципомстановится принцип психофизического удобства. Важно научить юного пианиста выбирать вариантыаппликатуры, исходя из принципа художественнойцелесообразности, не допускатьнеобдуманную случайную аппликатуру, чтобы кмоменту выступления уисполнителя был только один аппликатурный вариант, доведенный до автоматизма.  

В книге Г.М. Когана написано, что выбор аппликатуры «должен предшествовать разучиваниюв собственном смысле слова, дабы оно с самого начала прошло по разумно и четко проложенной аппликатурной дороге, нетребующей ни ежечасного«ремонта»,  ни, тем более – капитальной перекладки  пути». Т.е.  выбор аппликатуры – это важное инеобходимое условиена начальном этапе знакомства с произведением и только, когда аппликатура выбрана,можно приступать к разучиванию.  

Вопросы аппликатуры, её правильного выбора, основных принципов, остаются актуальными  в любое время, и каждый преподаватель по-своему решает этот вопрос.   

Список литературы

 

1.     АлексеевА.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Музыка, 1978.

 

2.     БраудоИ.А. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. Классика – XXI,2001.

 

3.     ВеберК.Э. Путеводитель при обучении игре на фортепиано. 2002.

 

4.     ЕнукидзеН.И. Секреты фортепианного мастерства. Классика –XXI, 2001.

 

5.     Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. Музыка, 1985.

 

6.     Майкапар С.М. Как работать на рояле. Музыка, 1963.

 

7.     Москаленко М.С. Ещё раз о фортепиано. АСЛАН, 1997.

 

8.     Перельман Н.Е. В классе рояля. Классика – XXI, 1986.

 

9.     Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры; Музыка, 1987


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1136

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет