X-PDF

Методическая работа «Воспитательная работа в хореографическом коллективе».

Поделиться статьей

Муниципальное автономное учреждениедополнительного образования

«Детская школа искусств» г.Северобайкальск

(Северобайкальская детская школа искусств)

Методическая работа

«Воспитательнаяработа в хореографическом коллективе»

Подготовила преподавательхореографии:

Завьялова Н.Г.

Северобайкальск 2021 г.

Содержание:

Глава . Роль хореографического искусства в воспитаниикультуры детей

1Л Воспитание детей искусством хореографии

1.2 Хореографическое искусство как средствоэстетического воспитания детей

Глава 2. Формы и методы воспитательной работы втворческом коллеюгиве

2.1 Возрастные и индивидуальные особенности обучениядетей искусству хореографии 2.2 Методы воспитательной работы в хореографическомколлективе и их воздействие на повышение активности детей Заключение

Список использованных источников

Введение

Хореографическое искусство всегда привлекало к себе вниманиедетей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях,общеобразовательных школах. Хореографические отделения в школах искусств ихореографические школы показали себя на практике как перспективная формаэстетического воспитания детей и подростков, в основе которой лежит приобщениеих к хореографическому искусству.

Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальныхспособностей детей, и поэтому обучение в хореографических коллективах должнобыть доступно значительно большему кругу детей и подростков. Они любятискусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени,проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений.

Используя специфические средства искусства танца,заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность проводитьбольшую воспитательную работу.

Актуальность темы исследования. В основепедагогических требований к определению содержания, методики и организационныхформ занятий с детьми по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения.

Воспитание и обучение представляют неразрывное единство.Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания,овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение,приобретали лучшие взгляды и черты характера.

Занятия по танцу содействуют эстетическому воспитанию детей,оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуютросту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическоеискусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательныхзадач. Именно поэтому очевидна актуальность и востребованность выбора даннойтемы.

Цель работы является: изучениеособенностей воспитания детей искусством хореографии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить рядзадач:

                   рассмотреть хореографическое искусство как средство эстетическоговоспитания детей;

                   определить формы и методы воспитательной работы в творческомколлективе; — изучить возрастные и индивидуальные особенности обучения детейискусству хореографии.

Практическая значимость данного исследованиязаключается в изучении особенностей процесса воспитания детей посредствомискусства хореографии.

Глава 1. Роль хореографического искусствав воспитании культуры детей

1.1 Воспитание детей искусствомхореографии

Воспитательная работа в художественномколлеюгиве — процесс сложный, многогранный. Он связан с реализацией обширнойпрограммы организационнопедагогических и художественно-исполнительских мер.

Каждое направление в практике педагога-руководителяимеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации.Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе обусловленаорганичным сочетанием художественноисполнительских, общепедагогических исоциальных моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога направленына формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственнойкультуры, на художественное и эстетическое развитие. Эти задачи решаются свовлечением детей в художественно-исполнительскую деятельность, с организациейучебно-творческой работы.

Поэтому первый уровень воспитания ребенкав хореографическом коллективе — это образование и обучение его как исполнителя.Второй уровень воспитания — это формирование ребенка как личности, развития внем гражданских, нравственноэстетических качеств, общей культуры. Родителиотдают детей в хореографические коллективы для занятий, укрепляющих здоровье,расширяющих общий культурный и художественный кругозор, являющихся формойудовлетворения духовных потребностей, средством развития эстетического вкуса.Поэтому отношение детей к занятиям носит индивидуальный и строго выборочныйхарактер. Ребенок воспринимает, запоминает и выполняет то, что его интересует,привлекает.

Воспитательная работа должнапроводиться систематически, только тогда она приведет к положительнымрезультатам. Сложность воспитательной работы определяется тем, что дети вколлективе встречаются различного уровня культуры и воспитания. Сосредоточитьих интересы порой непросто.

При этом педагогу-руководителю приходится проявлять тап,чуткость, применять индивидуальный подход к детям. Он должен заинтересоватьдетей, использовать в работе возможности каждого ребенка, его перспективы. Вобращении с детьми необходимо проявление симпатии, уважительного интереса к ихрадостям и огорчениям, к их сложностям в жизни. Поэтому педагогу необходимопонимать взаимоотношения детей, их внутренний мир.

Ребенок, вступая в мир знаний похореографии, должен знать, что каждое занятие обязательно. Пропуски безуважительных причин не возможны в силу специфики хореографического искусства.Дети просто не смогут выполнять те задачи, с которыми они сталкиваются. Делодаже не в достижении результатов, а в понятии долга, его выработке и развитии.То, чем начал заниматься, должно быть выполнено добросовестно и доведено доконца.

Склонность детей бросать начатое дело наполдороге в дальнейшем оборачивается несобранностью уже взрослого человека,поэтому всю воспитательную работу в коллективе педагог должен строить попринципу интереса, он является основным и определяющим.Он поддерживаетсяпостоянным изучением нового хореографического материала (движение, танцевальнаякомбинация, танцевальный этюд, номер, подготовка или проведение какого-томероприятия и т.д.). Все это вызывает положительные эмоции у детей, влияет нанравственный настрой и развитие их эстетической культуры.

1.2 Хореографическое искусство как средство эстетическоговоспитания детей В формировании эстетической и художественной культуры личностихореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетическоговоспитания. Хореография — это мир красоты движения, звуков, световых красок,костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это набалетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. Последующие ихсамостоятельные мнение и суждение порой заслуживают уважения.

Доктор Селия Спарджер, автор книги <<Анатомия ибалет», бывший консультант Королевского балета Англии, писала, что<<балет является слишком сложным средством воспитания осанки,дисциплинированного и красивого движения, быстрой мозговой реакции исосредоточенности, чтобы ограничить его изучение лишь для немногих избранных».В российском образовании уроки по хореографии становятся обязательными. Онивоспитывают и развивают не только художественные навьжи исполнения танцевразных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения всоответствии с постигаемыми законами красоты.

Занятия хореографическимискусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Этогармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющийбалетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование процесс длительный,требующий многих качеств от детей.

Дисциплинированность, трудолюбие итерпение — те свойства характера, которые необходимы не только вхореографическом классе, но и в быту. Эти качества годами воспитываютсяпедагогами-хореографами и определяют успех во многих делах. Чувствоответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихсяхореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать,потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить,не доработать.

Аккуратность в хореографическомисполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и навнешний вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но ипрической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды.

Воспитание этикета является однойиз сторон на занятиях по хореографии. Приятно видеть, что дети изхореографического класса никогда не пройдут впереди старшего, мальчики подадутруку при выходе из автобуса, сумки и портфели девочек — в руках у мальчиков. Вниманиеи забота о других — необходимое качество в характере детей, и занятияхореографией решают эти задачи.

Хореографическое искусство у ребенкаявляется дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая ее. Занятияэтим искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог быполучить из каких-либо иных источников.

Творческая личность — важнейшая цель как всего процессаобучения, так и эстетического воспитания. Без него, без формированияспособности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачувсестороннего и гармоничного развития личности. Совершенно очевидно, что каждыйпедагог посредством эстетического воспитания готовит детей к преобразовательнойдеятельности.

Педагог-хореограф должен сформировать, развить и укрепитьу детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь ихороший вкус к нему.

Глава 2. Формы и методы воспитательной работы втворческом коллективе

Формы и методы воспитательной работы могут бытьразличными и зависеть от характера и направленности творческой деятельностиколлектива.

1.                Педагог, приступая к постановочной работе, рассказывает детям обистории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, обобразах и характерах, о мотивах их действий и т.д. Все это необходимоподготовить для детей на доступном для них языке, возможно с показом красочныхиллюстраций, преподнести материал эмоционально, выразительно.

2.                Просмотр специальных фильмов, прослушивание музыки. Коллективныйпросмотр сближает детей и педагога. Появляется общая тема для разговора, вкотором педагог умно и таюгично направляет детей в русло правильныхрассуждений.

З. Воспитывают и традиции, которых в коллективе можетбыть множество: это и посвящение в хореографы, и переход из младшей группы встаршую, и т.д.

4.             Воспитание дисциплины прививает навыки организованности впроцессе труда, воспитывает активное отношение к нему. Педагог на занятияхпробуждает уважение к общему труду, воспитывает способность подчинить личноеобщественному. Сознательная дисциплина — это дисциплина внутреннейорганизованности и целеустремленности. Внешняя дисциплина создает предпосылки квнутренней самодисциплине. Дети становятся собранными, внимание на занятияхобостряется, они быстрее и четче выполняют поставленные задачи.

5.             Постановки номеров на современные темы подталкивают на встречи синтересными людьми, к чтению современной литературы, посещению музеев и т.д.

6.             Полезен совместный просмотр и совместное обсуждение концертныхпрограмм, спектаклей как профессиональных, так и любительских коллективов.

7.             Проведение анализа концертных выступлений самого коллектива.Педагогруководитель обязан остановиться как на положительных, так и наотрицательных моментах программы. Важно уделить внимание каждому ребенку,учитывая его индивидуальные особенности характера. Вовремя сказанное доброеслово, проявление поддержки, одобрения во многом помогут раскрытьсяспособностям детей.

8.             Большую воспитательную работу играют творческие отчеты, обменопытом между коллективами и творческая помощь друг другу.

9.             Встречи с талантливыми творческими людьми. Их рассказ о своейпрофессии и творчестве имеют сильное эмоциональное воздействие на детей.

10.         Проведение вечеров отдыха с участием детей и родителей (Новыйгод, 8 Марта, 23 февраля и т.д.).

11.         Воспитательным моментом в коллективе является полная занятостьдетей в репертуаре коллектива. Это является стимулом для занятий, так как детизнают, что никто из них не останется в стороне.

12.         Большую пользу в художественном воспитании детей принесетизучение танцев других народов.

13.         Постановка хореографических произведений, вошедших в «золотой»фонд хореографии, оказывает большое эстетическое воздействие на детей.

В данном случае необходимо помнить о возможностяхисполнителей. Недопустимо искажение замысла номера, упрощение танцевальнойлексики. И если, все-таки, номер поставлен, педагогу нужно помнить, что онобязан указать, кто является автором постановки и кто подготовил номер в данномколлективе. Подготовка крупной формы хореографического произведения или жебольшой общей программы является одним из хороших методов воспитания детей.

Хореографический коллектив в определенномсмысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих проблем удетей: снимает отрицательные факторы закомплексованность в движении, в походке,поведении на дискотеках, воспитывает ответственность необходимая черта вхарактере маленького человека, так как безответственное отношение одних поройраздражает и расслабляет других, убирает тенденцию («исключительности»некоторых детей это отрицательно влияет на весь коллектив, бережет ребенка отнездорового соперничества, злорадства, «звездной болезни», что является важнойзадачей в воспитании детей.

Преподаватель должен научитьдетей способности сопереживать чужой беде, умению защищать, возможно, вопрекивсему коллективу. Выразить свою точку зрения, отстоять ее ребенок учится вколлективе. Педагог активно воспитывает в них порядочность, долг и честь вчеловеческих отношениях, независимо от изменений их суждений и позиций. Каждыйдобросовестный педагог направляет все свои силы на воспитание детей вколлективе. Замечает все особенности, наблюдает за их творческим ростом. Дляних он прилагает все старания, не жалея ни времени, ни средств длявсестороннего их развития. Опытный педагог, любящий своих воспитанников, всегданайдет возможность оказать содействие талантливому ребенку в его дальнейшемтворческом росте. Ведь выявление и воспитание молодых талантов, передача имсвоих навыков и знаний, а затем содействие им в дальнейшем творческом росте иесть почетная обязанность педагога-хореографа. И в этом мы, хореографы, должныоказывать друг другу посильнуо помощь.

Подытоживая вышесказанное,следует отметить, что занятия детей в хореографическом коллективе являютсяпрекрасным средством их воспитания, так как: 1. Занятия организуют ивоспитывают детей, расширяют их художественно-эстетический кругозор, приучают каккуратности, подтянутости, исключают расхлябанность, распущенность.

2. Занимаясь в коллективе, дети развивают в себеособо ценное качество — чувство «локтя», чувство ответственности за общее дело.

З. Приучают детей четко распределять свое свободноевремя, помогают более организованно продумывать свои планы.

4.           Занятия помогают выявить наиболее одаренных детей, которыесвязывают свою судьбу с профессиональным искусством.

5.           Они определяют педагогические и организаторские способностидетей. Воспитание должно проходить так, чтобы ребенок чувствовал себя искателеми открывателем знаний. Только при этом условии однообразная, утомительная,напряженная работа окрашивается радостными чувствами.

2.1 Возрастные и индивидуальныеособенности обучения детей искусству хореографии

Педагог-руководительхореографического класса постоянно занимается эстетическим воспитанием детей, стем, чтобы они были всесторонне подготовлены к художественному восприятию исозиданию действительности.

В основе этого воспитания лежит формирование любви к своейнациональной культуре, народному творчеству, интересу и пониманию красотыокружающего мира, общения. Достижение физического совершенства должно статьважной частью воспитания на уроках хореографии.

Все эти задачи воспитаниянеотделимы от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Возрастнымиособенностями принято называть анатомофизиологические и психологическиеособенности характера того или иного возрастного периода.В тесной связи свозрастными особенностями находятся индивидуальные устойчивые свойстваличности, характера, интересов, умственной деятельности, присущие тому илииному ребенку и отличающие его от других. Принято считать:

от рождения до года — младенческий возраст, от года до3-х лет — преддошкольный возраст, от 3-х до 6-ти лет — дошкольный возраст, от6-ти до 12-ти лет — младший школьный возраст, от 12-ти до 15-ти лет — среднийшкольный возраст (подростковый), от 15-ти до 17-ти лет — старший школьныйвозраст (юношеский).

К 5-6-летнему возрасту дети способны заниматьсяхореографией, так как сформированность структур и функций мозга ребенка близкапо ряду показателей к мозгу взрослого человека. Современные данные возрастнойпсихологии позволяют утверждать, что мозг 6-летнего ребенка готов к усвоениюдоступной информации в процессе систематического обучения.

Однако следует иметь в виду, что в индивидуальном развитиидетей одного и того же возраста наблюдаются отклонения от средних показателей темпасозревания мозга и всего организма — опережение или отставание. Кроме того,нужно учитывать и половые различия. В физиологическом отношении мальчики всреднем отстают от девочек на годполтора, хотя те и другие имеют от рожденияодинаковое количество лет.

К 6-7 годам дети усваивают понятие пола (к противоположномуполу относятся терпимо, доброжелательно), начинают сознательно регулироватьсвое поведение. Для них характерна устойчивость, непосредственность,жизнерадостность, веселое настроение.

Они способны испытать наслаждение и переживание отвосприятия прекрасного. Проявляется потребность во внешних впечатлениях,слушании музыки, в посещении концертов, театров, после чего дети частоизображают увиденное. Большое место в этом возрасте занимает игра — этопсихологическая потребность осмысления новых знаний через игры. Учитывая всеанатомо-физиологические способности данного возраста нужно строить занятия вхореографическом коллективе.

7-11 лет (1-3 класс) — в этом возрасте происходяткачественные и структурные изменения головного мозга (он увеличивается).Происходят изменения и в протекании основных нервных процессов — возбуждения иторможения. Проявляется самостоятельность, (желание делать все самому, детитребуют доверия от взрослых), сдержанность (умение подчинять свои желания общимтребованиям), настойчивость и упрямство (желание добиться результатов, дажеесли не понимают цели или не имеют средств для их достижения). Слабые стороны вфизиологии детей этого возраста — быстрое истощение запаса энергии в нервныхтканях, поэтому время занятий поначалу может быть ограниченно и постепенноувеличиваться от 25-30 минут до 60, а потом и до 90 минут.

Костно-мышечный аппарат детей этого возрастаотличается большой гибкостью

(значительное количество хрящевых тканей и повышеннаяэластичность клеток).

Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

Развитие мелких мышц идет медленно, поэтому быстрые имелкие движения, требующие точности исполнения, представляют для детей большуюсложность. Объем учебного материала должен быть рассчитан по возможностямдетей. В классах этого возраста надо уделять внимание формированию осанки,умению ориентироваться в пространстве, развитию ритмичности, музыкальности. Вэтом возрасте преобладает наглядно-образное мышление, господствуетчувственное познание окружающего мира. Поэтому эти дети особенно чувствительнык воспитательным воздействиям эстетического характера. 1 1-14 лет (4-8 класс) -в этот период происходят быстрые количественные изменения и качественныеперестройки в организме. Ребенок быстро растет (5-6, а то и 10 см в год). Синтенсивным ростом скелета и мышц происходит перестройка моторного аппарата, которая можетвыражаться в нарушениях координации движений (говорят: стал таким неуклюжим).Развитие нервной и сердечнососудистой систем не всегда успевает за интенсивнымростом, что может при большой физической нагрузке приводить к обморокам иголовокружению.

Повышается возбудимость нервнойсистемы под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции. Вэтом возрасте нередко появляется раздражительность, обидчивость, вспыльчивость,резкость (дети порой сами не понимают, что с ними происходит, что побуждает ихна ту или иную реакцию). Появляется острая потребность в самоутверждении,стремлении к самостоятельности — оно исходит из желания быть и считатьсявзрослым.

Эмоциональные переживания носят устойчивый характер,они долго помнят обиду и несправедливость. Наблюдается взаимное отрицаниеполов, каждый живет своим миром.

Но затем это желание сменяется заинтересованностью, котораятщательно скрывается. Для этого возраста занятия могут проводиться З раза внеделю, продолжительностью до 1,5 часа. Происходит изучение более сложныхдвижений, комбинаций, осуществляются более объемные постановочные работы.

15-17 лет (9-11 классы) — в физиологическом отношенииэто период интенсивного развития мускулатуры, продолжение развития мозга. Юношии девушки готовы к физической и умственной нагрузке. Формируютсяубеждения и мировоззрение, возникает потребность понять себя, смысл жизни.Встает проблема выбора профессии. Возникает желание быть замеченным, хочетсявыделиться. Появляется самостоятельность в суждениях. Юности свойственносостояние влюбленности, жизнерадостности, уверенности в себе.

Занятия по хореографии должныстроиться с полной нагрузкой. Педагог может наиболее способным доверятьпроведение занятий в младших классах. Для успешной работы педагог-руководительдолжен разбираться в особенностях каждого возраста. Умело, согласно возрастнымособенностям распределять физическую нагрузку. А при формировании репертуара исоставлении плана воспитательной работы просто невозможно обойтись без учетапсихологических особенностей каждого возрастного периода.

2.2 Методы воспитательной работы вхореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей

В творческой деятельности заложеныогромные возможности воспитательного характера. Воспитывает все, что связано сучастием детей в коллективе: художественный педагогический уровень репертуара,планомерные и систематические учебные занятия, взаимоотношения с педагогом,окружающим миром. Посещения спектаклей, концертов, художественных выставок,специальные беседы, лекции на этические темы формируют маленького человека,развивают в нем чувство прекрасного. Проводится эта работа постоянно иопирается на систему различных форм, методов и средств. Преподавательиспользует для этого либо специально организованное внеурочное время, либонепосредственно учебные занятия.

Формы можно условно разделить на основные,дополнительные и формы художественно-эстетического самообразования. К основнымформам относятся: просмотр балетных спектаклей, прослушивание музыки,знакомство с творчеством мастеров хореографии. Такой работой можно охватитьвесь коллектив во время занятий, репетиций. Дополнительные формы включают:коллективные или индивидуальные посещения спектаклей, фильмов, дискотек, но ихпроведение организуется в свободное и удобное для детей время.

К формам художественно-эстетического самообразованияотносятся:

самостоятельное изучение вопросов теории музыки,балета, чтение книг по хореографии и другим видам искусства с определеннойцелевой установкой на расширение своих знаний в области хореографии.

Методы можно разделить на словесные, практические,наглядные.

Словесные методы основываются наобъяснении, беседе, рассказе. Практические на обучении навыкам хореографии.Важным методом воздействия на детей является наглядный метод. Исполнительскоемастерство педагога-руководителя, его профессиональный показ порой восхищаетдетей, вызывает стремление ему подражать. Поэтому преподаватель долженобладать достаточно грамотным и выразительным показом. Этот метод имеетрешающее значение в воспитании детей, особенно в младших классах. Онивоспроизводят методику исполнения движений своего педагога, впитывают не толькограмотный и выразительный показ, но и его возможные ошибки.

Дети подражают своему педагогу в манере и характереисполнения движений, порой копируют и постановку рук, корпуса, головы. Поисполнению детей можно определить качество знаний педагога, его стиль работы.Поэтому, пользуясь методом наглядного показа, необходимо быть предельновнимательным, чтобы исключить те недочеты, которые проявляются висполнительстве.

Педагог применяет в своей работе наиболеецелесообразные методы с учетом возраста детей, их специальной подготовки,уровня эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к хореографическомуискусству.

Увлечение и вдохновение — источник интеллектуальногороста личности.

Интеллектуальное чувство, которое испытывает ребенок впроцессе овладения знаниями это та ниточка, на которой держится желаниеучиться.

Если обучение сопровождается яркимии волнующими впечатлениями, познание становится очень крепким и необходимым.Занятия становятся интересными, и тогда ребенок видит результаты своих усилий втворчестве. Задача педагога — не дать угаснуть творческому интересу ребенка,всячески его развивать и укреплять.

В целях повышения эффективностивоспитательной работы важно использовать проблемную методику. В отличие оттрадиционной, когда детям сообщается <<готовая>> информацияобучения, проблемная методика предлагает более активную умственную иэмоциональную деятельность. В процессе занятий возможно предложить детямдополнить танцевальную комбинацию или сочинить ее полностью, исполнить то илииное движение, которое не касается их программы обучения. Дети сначала робко, апотом и смело, при поддержке преподавателя, активно включаются в творческуюработу.

Важно, чтобы ребенок смогприменить свои знания, желания в осуществлении задуманного. Необходимо поощрятьтворческую инициативу детей, так как многие из них впоследствии, становясьстарше, помогают своим педагогам в работе с младшими детьми. Разумный педагогдоверяет своему ученику, направляет его в учебной и постановочной работе.

Таким образом, дети, столь активновключившись в творческую хореографическую атмосферу, выбирают профессиюхореографа. Увлекаясь хореографией, они начинают приобретать книги, собиратьвырезки и фотографии из газет и журналов с артистами балета, ансамблями,прослушивать аудиокассеты с музыкой различных направлений, просматриватьспециальные видеокассеты и т.д. Здесь уместно привлечь детей к аналитическойработе, организуя различные беседы, диспуты, чтобы дети правильно понималисодержательную сторону хореографического искусства.

Каждый педагог, в зависимости от степенивладения теми или иными методами, предпочитает использовать определенный путьвоздействия на детей. Чаще всего это метод убеждения. Этот метод используетсяне от случая к случаю. Он должен быть целенаправленным, систематическим, итогда он станет действенным.

Метод убеждения требует от педагога огромного терпения,образованности и тактичного поведения. Дети порой не сразу понимают педагога.Это бывает от неумения ребенка слушать и слышать, что от него требуется. Этокачество характера воспитывается постепенно в культуре общения ребенка. Поэтомупедагогу надо проявить максимум педагогического мастерства и любви к детям прииспользовании этого метода.

Для повышения нравственного потенциала личностиребенка, развития его активности, важно постоянно обновлять и обогащатьиспользуемые формы и методы.

Воспитательную функцию берут на себя иорганы самоуправления — лидеры в группе, старосты. Наличие у детей в коллекгивеединой, нравственно-привлекательной цели сплачивает коллектив, настраивает наединый творческий ритм, ставит во главу общий, реально выполнимый интерес. Уначинающих детей не всегда хватает терпения заниматься длительное время, еслиони не видят результата своего труда. Целесообразно поступают педагоги, которыена начальном этапе работы применяют элементарные знания детей, делая для нихнебольшую постановочную работу на несложных танцевальных элементах.Это придаетстимул детям в учебно-тренировочной работе, приучает их к сценическомуповедению, к ответственности за свое исполнение. Конкретные успехи доставляютрадость детям. И, наоборот, отсутствие радостной творческой работы делает еебессистемной, бесперспективной. Не надо ставить перед детьми таких целей,достижение которых требует больших возможностей, чем те, которыми ониобладают.Это делается, как правило, для того, чтобы отличиться на смотре,фестивале, конкурсе, получить поощрение, выделиться. В связи с этим появляетсяповышенная притязательность детей, необоснованные планы, что наносит ущерб ихнравственному развитию.В таких случаях дети либо покидают коллектив, либомолчаливо со всем соглашаются, либо выступают против руководителя. Чаще всегоэто бывает в скрытной форме: невыполнении его требований, формированиипротивоборствующих групп. Все это способствует нездоровой атмосфере вколлективе. То есть отсутствие или неверное определение творческих задач вколлективе могут стать весьма серьезным тормозом совершенствованияучебно-творческой и воспитательной деятельности педагога.

Каждое занятие, каждый шаг вовладении детей исполнительским мастерством рассматривается как поступательноезвено в единой цепи воспитания. Это облегчает труд педагога в классе, делаетего содержательным, осмысленным и радостным. В.Л. Сухомлинский писал: «Влиятьна коллектив воспитанников — значит воодушевлять его стремлениями, желаниями.Коллективное стремление — благороднейшее идейное, моральное единство. Там, гдеесть коллективное стремление к чему-то высокому и благородному, возникает тавеликая, непобедимая сила воспитательного влияния коллектива на личность, окоторой мечтает вдумчивый воспитатель>>.

К одному из основных факторов, обеспечивающихактивность детей на занятиях, относятся строгие морально-этические нормы,которые имеют большое воспитательное воздействие. Открытые отношения междудетьми, педагогом и учениками, наличие здорового мнения в коллективе иактивного творческого процесса побуждает детей соотносить интересы личные сгрупповыми, коллективными. У них воспитывается чувство ответственности задругих, дисциплинированность, если у каждого есть определенная обязанность, иони знают, что ее никто не выполнит. Это приносит детям большое удовлетворениеи, естественно, их активная позиция в коллективе становится выразительнее.

В коллективе возникают неформальныеобъединения детей. В силу определенных обстоятельств они могут разделиться нагруппы. Если это произошло, не надо пытаться разобщать эти группы,противопоставлять их друг другу. Нужно умело использовать эти неформальныеобъединения для улучшения художественного, нравственно-эстетическоговоспитания.

Через группу можно воздействоватьна каждого ребенка, формируя его интерес, вкус, поведение. Каждая группа — эточасть коллектива, и от того, насколько правильно складываются отношения,зависит общая нравственная атмосфера. Воспитательный процесс и активность детейобогащаются присутствием традиций в коллективе посвящения в хореографы,празднования дня рождения, проведения выходных дней, оформления стенгазет,проведения вечеров 8 марта и 23 февраля, новогодних утренников и вечеров,выпускного вечера старших учеников в форме капустника или выпуска балетногоспектакля, проведения торжественных концертов в честь коллектива,торжественного перехода из младшей группы в старшую, передачи лучших номеровпрограммы следующему поколению.

Эти традиции делают перспективнойжизнь коллектива, помогают сплотить детей. У каждого ребенка появляется чувствопричастности к важной деятельности, которая поощряется окружающими. Организация,развитие и осуществление традиций — дело педагога-руководителя, всех детей иактива в коллективе.

Если они поддерживаются и передаются из поколения в поколение, проводятсясистематически — это позволяет оценить социальную значимость деятельностиколлектива, важность той роли, которую он играет в городе, районе или области.

Для придания стабильности, общей значимости коллективанеобходимо его включение в более широкий круг общения с другими коллективами,обращение к иным жанрам и направлениям в искусстве. Это поможет детям втворческом и человеческом общении. У них укрепляется сознание общественной ролисвоего творчества, своего авторитета, осознаннее становятся мотивы поведения.Этому поможет установление постоянных и прочных творческих связей междупедагогами не только внутри учреждения, но и в городе.

У каждого преподавателя свой стиль работы, своя методика исистема требований.

От их характера, последовательности и содержаниязависит развитие коллектива, его нравственных основ. Практика показывает, чточем выше и обоснованнее требования преподавателя, тем выше организация егоработы, нравственный настрой детей. И, наоборот, чем ниже уровень требований,тем ниже показатели в коллективе.

Но в любом случае, если педагог правильно формирует своитребования и они отвечают определенным условиям, он должен помнить, что онидолжны быть: последовательны, понятны, оправданы, посильны для выполнения.

Одним из первых требованийпреподавателя является соблюдение дисциплины. Дисциплина — это фактор качестваорганизации художественного и учебновоспитательного процесса. Насколько умелоруководитель использует весь комплекс своих профессиональных и педагогическихзнаний, настолько зависит организация всей воспитательной работы с детьми, ихактивность на занятиях и других мероприятиях. В коллективе должен быть порядок,которому подчиняются все дети. Отсутствие дисциплины, нарушающее развитиеколлектива, — всегда препятствие для творчества. <<…Существует односредство — железная дисциплина. Она необходима при всяком коллективномтворчестве» — писал К.С. Станиславский. Там, где обучение поставлено напрофессиональную основу, дисциплина приносит большую пользу в нравственном иморальном воспитании.

Педагогу необходимо проявитьпредельную строгость к самому себе, к своей дисциплинированности, к своейвнешности, к своему душевному состоянию перед встречей с детьми в классе. Дляхорошей организации занятий педагог ведет журнал посещаемости. Это другаясторона воспитания, которая дисциплинирует и очень хорошо влияет на детейпсихологически.

При возможных недоразумениях с родителями, кстати, ответомбудет журнал посещаемости и успеваемости детей. Журнал поможет педагогу ничегоне забыть и разрешить конфликтные ситуации, возникающие из-за пропусков занятийи оценок учеников.

Существуют индивидуальные карты детей, вкоторых ежегодно оценивается успеваемость, дается характеристикапрофессиональных успехов ребенка, развитие его психофизических возможностей.

Это трудоемкая работа преподавателя, но ее результатыв последствии представляют интерес. При анализе записей можно проследить успехии недочеты детей на занятиях. Может оказаться, что леность и инертность ученикапри начальном этапе обучения перерастает в профессиональный интерес, чтопроисходит активное развитие профессиональных данных, изменение в характереребенка в процессе занятий. Тщательный анализ этих записей поможетпреподавателю совершенствовать методы своей работы, придать целенаправленностьи определенную перспепиву педагогическому воспитательному процессу вколлективе.

Заключение

Подводя итоги о проведенномисследовании особенностей воспитания детей искусством хореографии, всоответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучения детейследует сделать следующие выводы:

— начиная занятия с детьми, педагог-хореограф, прежде всего,стремиться заинтересовать детей, научить их любить и понимать искусство танца,которое расширяет сферу их интересов, обогащает их новыми впечатлениями.

Приобретение правильных и точных танцевальных навыков,участие в исполнении танцев, творческое отношение к созданию в них образа,беседы педагога с детьми — все это развивает эстетическое восприятие,воспитывает эмоциональное отношение к произведениям искусства, учит правильнымсуждениям в области хореографии.

Исходя из опыта работы с детьми, можно сделать вывод отом, что как важно дать детям грамотную и систематическую подготовку вхореографическом классе.

Овладев необходимыми знаниями, навьжами и умениями,научившись понимать и осмысливать содержание изучаемого хореографическогоматериала, выразительно его исполнять, дети по-новому, более активно исознательно начинают относиться к занятиям. В результате активного эмоциональногознакомства с хореографией формируется художественный вкус детей, они начинаютподмечать и воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в жизни.

Так же можно прийти к заключению,что занятия в хореографическом классе имеют большое значение для физическогоразвития детей. Они приобретают стройную осанку, начинают легко, свободно играциозно двигаться, избавляются от таких физических недостатков, каксутулость, («косолапость», лишний вес и т.д. У них улучшается координациядвижений.

На занятиях в хореографическихклассах полезные навыки приобретаются естественно. Дети начинают чувствоватьэстетику поведения в быту; подтянутость и вежливость становятся нормойповедения. Они следят за своей внешностью, за чистотой, аккуратностью, изяществомсвоего костюма и прически.

Важно заметить, что успех детей в хореографическом коллективезависит от преподавателя, который либо обладает профессиональными знаниями иумело применяет их в учебно-тренировочной работе, либо допускает ошибки,которые отрицательно влияют на детей. Преподавателям хореографии важно знатьособенности методики работы с детьми разных возрастов, разбираться в причинахнаиболее распространенных ошибок, встречающихся в практике. Нельзя не сказать отом, что важной чертой педагога в воспитании активности детей является умениеанализировать и учитывать педагогическую ситуацию, пути и возможностиисправления допущенных ошибок.

Важно иметь психологическую интуицию,умение чувствовать обстановку. Эта способность педагога-руководителя имеетогромное значение для использования благоприятных ситуаций в воспитательныхцелях, для создания устойчивой положительной атмосферы в классе. Каждыйпрожитый день, каждое занятие, репетиция или концерт изменяют интересы ивозможности детей. Нельзя сбрасывать со счетов даже самые незначительныехарактерные черты, проявляющиеся в процессе обучения. Активность детей назанятиях в хореографическом коллективе зависит от творческой инициативыпедагога, стремления вести своих учеников к совершенствованию исполнительскогомастерства и здоровому духовному развитию.

Список использованных источников

I . Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем,танцуем дома и в саду. Ярославль:

Академия развития, 1997.

2.             Пинт А.О. Высокое призвание. М, 1973.

3.             Прибылов Г.Н. Методические рекомендации и программа поклассическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов. М., 1984.

4.             Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать:Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессиональногообразования. — М.: Владос, — 2003. 256 с.: ил.

5.             Психология детства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана — М.: ОЛМА -ПРЕСС, 20047. 224с.

6.             Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн — М.:Учпедгиз, 946г. 704с.

7.             Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М.Матюшкина. — М..

Педагогика. — 1991.

8.             Рутберг И. Пантомима. Движение и образ. М., 1981.

9.             Спарджер С. Телосложение и балет. Лондон, 1958.

10.         Станиславский К.С Полное собрание сочинений: В 8 т. М., 1958. Т.5.

 1 . Станиславский К.С. Этика. М., 1981.

12.         Тарасов Н.И. Классический танец. М., 1975.

13.         Тарасов Н.И. Классический танец. 3-е изд. — СПб.: Издательство — 2005. -496

с.: ил.

14.         Уфимцева Т.И. Воспитание ребенка. — М.: Наука, 2000. — 230 с.

15.         Ухтомский А. Общая психология: Учебник. — М.: Просвещение. 1970.- С. 17. 16. Халфина С. Воспоминания мастеров московского балета. — М.:Искусство. — 1990. С.

39.

17.         Хореографическое искусство. Справочник. — М.: Искусство. — 2005.с ил.

18.         Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальнаяшкола. — 2000. N2 2. С.

34-37.

19.         Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографическойшколы. — М.: Релиз. — 2004. — 340 с.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет