X-PDF

Методическая разработка Дидактические принципы трудового обучения школьников.

Поделиться статьей

        Методическаяразработка

 

 

 

 

 

 

 

Дидактические принципы трудового обучения школьников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработал:      учитель технологии

                                   МОУ Горицкая СОШ

                                       Лопаткин В. И.

 

 

 

 

 

                        Тверскаяобласть

                   Кимрский муниципальный округ

                                          2023г.

ДИДАКТИЧЕСКИЕПРИНЦИПЫ  ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

В процессе развития трудового обучения быливыработаны общие нормы организации учебного процесса, которые мы называемпринципами (от лат. principium — основа, начало) обученияи которые определяют, каким образом следует обеспечивать достижение целейобучения.

Понятно, что важнейшие принципы, присущиеучебному процессу вообще, присутствуют, в частности, в преподавании технологии.

А так как процесс трудового обучения имеетсвою специфику, необходима более ясная трактовка определений.

ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ

 

Дидакты разных ветвей педагогической наукипо-разному подходят к понятию «принцип». Одни считают ихнормой, определяющей методы дидактической работы учителя. Другие полагают, чтов разных дидактических системах могут действовать различные принципы обучения,считая это свидетельством самостоятельности этих систем. Сторонники такогоподхода считают, что учителю достаточно придерживаться в своей работепредставлений о самых общих закономерностях, наделяя принципы качествомуниверсальности для всех предметов на всех уровнях дидактической работы.

Под принципами обучения мы будем пониматьруководящие положения, лежащие в основе обучения и определяющие его содержание,методы и формы организации.

По существу, это нормы дидактическогоповедения, соблюдение которых позволяет учителю ознакомить учащихся с основамисистематических знаний о мире, развивать их познавательные интересы испособности, формировать их мировоззрение, а также приобщать к самообразованию.

Очевидно, если цели обучения определяют —чему следует Учить, то принципы обучения устанавливают — как это следуетДелать.

ГЕНЕЗИС ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ

 

Генезис (возникновение, происхождение)принципов обучения связан с развитием педагогики напрямую. Однако необходимоотметить, что наряду с принципами, составляющими непреходящую основу иотносящимися исключительно к процессу обучения, привносились и такие, что былиобусловлены текущими идеологическими соображениями.

Совсем недавно во всей учебно-воспитательнойработе, и в трудовом обучении в том числе, главенствующая роль отводиласькоммунистически воспитывающему принципу, когда огромное внимание уделялосьидейной направленности учебного материала.

Такой же отпечаток накладывался на всеостальные принципы. Вот цитата, выхваченная прямо из учебника: «Связь теории ипрактики — одно из важнейших положений марксистско-ленинской теории познания».Самое интересное в этой идеологической зашоренности то, что умение пользоватьсязнаниями на практике всегда было важным постулатом дидактики и никогда неоспаривалось.

Поэтому правомерен вопрос: является ли числопринципов обучения постоянным, замкнутым? Вот как на него отвечает видныйпольский педагог В.Оконь:

«На этот вопрос осторожный исследователь,предвидящий последующие, все возрастающие возможности, связанные с развитиемпроцесса обучения, дает отрицательный ответ. Ведь известно, что наше познаниенеограниченно и, следовательно, можно предположить, что не все ужеисследованные законы и закономерности, касающиеся процесса обучения, получилисвое отражение в следующих из этих законов и закономерностей нормах… и что современем мы можем узнать новые законы, управляющие обучением и требующиевведения новых принципов».

Действительно, мы являемся свидетелями того,как инновационные, интенсивные, компьютерные технологии врываются вобразовательный процесс, не только ускоряя и обогащая процесс профессиональногоформирования людей, но и высвечивая пока не изученные его стороны. Повсеместнаяразработка и внедрение интеллектуальных, наукоемких технологий неизбежноприведет в недалеком будущем к созданию невиданного доселе мира — итехнического, и социального.

Вероятно, поэтому можно ожидать расширенияперечня принципов за счет введения положений праксеологического[1], социологического,общепедагогического и организационного характера.

В настоящее время в трудовом обучении число дидактическихпринципов относительно стабилизировалось. Мы уже говорили, что есть нормыорганизации учебного процесса, не подверженные конъюнктурным факторам, которыеиспользовались и будут использоваться в трудовом обучении. Перечислимих:

     принцип наглядности;

     принцип систематичности и последовательностизнаний;

     принцип доступности и посильности;

     принцип сознательного и активного участия учащихсяв процессе обучения;

     принцип прочности знаний учащихся; принцип связитеории с практикой, обучения с жизнью.

Специфика преподавания технологии в школепотребует от учителя интерпретации общих норм в обучении, потому добавим ещедва важных, на наш взгляд, принципа:

     принцип научности обучения; принципоперативности знаний учащихся.

Все эти руководящие положения, на основекоторых необходимо будет строить учебный процесс, тесно взаимосвязаны. Проводякаждое конкретное занятие, следует одновременно учитывать требования рядадидактических принципов и создавать условия для комплексного осуществления.

                           КЛАССИФИКАЦИЯПРИНЦИПОВ

 

Рассмотрим кратко особенностикаждого принципа в трудовом обучении.

                        Принцип наглядности

Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике»сформулировал «золотое правило» наглядного обучения, согласно которому вчувственном восприятии преподносится все, что только можно предоставить длявосприятия чувствами, а именно: «видимое — Для восприятия зрением, слышимое —слухом, запах — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путемосязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькимичувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами…»

Правда, тот же Я. А. Коменский предупреждал,что чувственное восприятие представляет собой лишь начальную ступень познания иследующий этап познания — абстрактное мышление.

Учителю технологии приходится использоватьразличные виды наглядности:

естественную и картинную,объемную и звуковую, символическую и графическую. О методике их применения мыподробно поговорим позже, но интересно, что споры об использовании этогопринципа шли еще со времен Эразма Роттердамского (1467— 1536). В педагогикеизвестен термин «вербальное обучение», т.е. замена предметов обозначающими ихсловами. Так учили, в частности, в иезуитских школах, когда ученики узнаваливначале слова и только после этого вещи. Фрэнсис Бэкон (1561 — 1620)сформулировал принцип наглядности так: вначале вещь, познанная сама по себе, итолько потом уже говорение об этой вещи. 

С тех пор дидактика заметно обогатилась, и мысейчас используем как преподносящий, так и поисковый характер обучения,учитывая психофизическое развитие учеников.

Известно, что младший школьный возраст (7—12лет) характеризуется конкретнообразным мышлением. Дети получают возможностьболее глубоко овладеть материалом при осуществлении практической деятельности сприменением наглядности, чем при обучении с помощью исключительно слова.

Наоборот, при обучении старших школьников напервый план выступает словеснологическое мышление.

Эти обстоятельства должны обязательноучитываться при преподавании технологии с соблюдением двух важнейшихдидактических правил, связанных с принципом наглядности (по Ч.Куписевичу).

1.     Прямое изучение действительности, т. е.изучение, основанное на наблюдении, измерении и различных практических видахдеятельности, должно быть исходным пунктом учебной работы с учащимися в техслучаях, когда они еще не располагают таким запасом наблюдений и представлений,которые необходимы для понимания изучаемой на уроке темы.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

2.     Чтобы ученик смог приобрести верные, прочныеи оперативные знания путем непосредственного изучения определенных предметов,явлений и процессов, его познавательной деятельностью следует умело руководить,т. е. обеспечить его системой соответствующих указаний и сконцентрировать еговнимание на важнейших сторонах изучаемого предмета.

С психологической точки зрения различаютпредметную, изобразительную и словесную наглядности.

Предметнаянаглядность в технологии предполагает непосредственное восприятиепроизводственных объектов (машин, деталей машин,образцов изделий, сырья и т.д.), приемов работы и т.п.

Изобразительная наглядность осуществляетсяс помощью учебнонаглядных пособий и средств наглядности:моделей и макетов, учебных таблиц, технологических карт, диапозитивов идиафильмов, телевидения, видео- и кинофильмов.

Подсловесной наглядностью понимают яркую, образную, живую речь педагога,вызывающую у учащихся конкретные представления.

Таким образом, необходимо учесть, что дажерациональное использование принципа наглядности не приводит к исключению изпроцесса обучения слова (устного или письменного). В правильном сочетаниислова, видов и средств наглядности заложен успех многих уроков технологии.

 

 

           Принцип систематичности и последовательности

 

Успех любой деятельности решающим образомзависит от систематичности в работе по достижению поставленной цели. Особенноэто важно при трудовом обучении.

Принцип систематичности предполагаетсоблюдение строгой логики в обучении, с тем чтобы учащиеся последовательноовладевали знаниями, умениями и навыками. Он требует, чтобы переход к изучениюнового материала осуществлялся лишь после того, как будет усвоен предшествующийматериал. Характерно, что это дидактическое правило охватывает как классныезанятия, так и внеклассную работу со школьниками. И хотя данный принцип находитотражение в построении программ, учебной и методической литературы, учителютехнологии целесообразно придерживаться следующих дидактических правил.

1.     При изучении конкретного раздела (например,технологии обработки древесины) необходимо расчленить материал по урокам,стараясь сделать эти «порции» равномерными.

2.     Важным условием успешности в ознакомленииучащихся с новым материалом является предварительное определение достигнутогоими уровня знаний и систематическое использование этих знаний.

3.     Очень важно на каждом уроке установить его,так сказать, содержательный центр и на его фоне и в связи с ним представитьсистему практических действий, производных знаний и умений.

4.     С первых занятий технологией нужно приобщатьучащихся к самостоятельной работе, стремясь создать ситуацию, когда они самивыясняют пробелы в своих знаниях и сами восполняют их.

И наконец, не правило, а совет, которогоавтор в своей педагогической деятельности придерживался как самого строгогоправила. Часто бывает, что при объяснении нового материала какой- то ученик неуяснил этот материал сразу. Все поняли, а он — нет. А время урока спрессовано,нужно идти дальше по плану. И все- таки делать этого нельзя! Если вы видите вшкольнике личность, отнеситесь к нему с уважением, объясните еще раз,по-другому. Будет польза и для всех остальных, а главное, не будет пробела впоследовательном фундаменте знаний у вашего ученика, не говоря уже о том, чтотакой проявленный между делом гуманизм не остается незамеченным детьми.

Следует отметить еще одну обязанность учителятехнологии, связанную с правильным осуществлением принципа систематичности ипоследовательности. Этот принцип требует и от самого Учителя систематичнойподготовки к занятиям, тщательного анализа темы каждого урока, осуществленияпостоянного контроля и объективной оценки результатов обучения. При такомподходе больше вероятности того, что работа будет действительно успешной.

 

                 Принцип доступности и посильности

 

Я.А. Коменский, который считал доступностьматериала таким же важным условием успешного учебного процесса, как инаглядность, сформулировал следующие дидактические правила.

1.     В обучении следует переходить от того, чтоученику близко, к тому, что до сих пор было ему чуждо.

В свете этого правилапереход от понятной каждому мягкой проволоки к необходимости ее промежуточногоотжига при протягивании через фильеры становится логическим мостиком и клучшему уяснению свойств пластичности, и к термической обработке металлов.

2.     В обучении следует переходить от легкого к болеетрудному.

Строгое соблюдение этогодидактического правила является залогом успеха любой учебно-воспитательнойработы независимо от уровня, на котором она ведется.

Предъявление к учащимсянепосильных для них требований подрывает веру в собственные силы, снижаетжелание учиться, воздвигает серьезные психологические барьеры на путидостижения учебных целей. Слишком низкий уровень требований отбивает интерес кучебе, не мобилизует усилия учащихся. Вот почему учитель должен хорошо знатьсвоих учеников, должен интересоваться их работой, чтобы, объяснив причинывозникающих трудностей, помочь их преодолеть.

3.     В обучении следует переходить от уже известногок новому, неизвестному.

Здесь следует сделатьоговорку. Переходя от легкого к трудному, от простого к сложному, от известногок неизвестному, мы ни в коем случае не подразумеваем, что обучение нужносделать легким. Оно становится таковым для детей само, если учтены уровень развитияучащихся, их возрастные и индивидуальные особенности. Учитель технологии может,умело дозируя учебный материал, планомерно наращивать трудности в работе,последовательно приучая учащихся к их преодолению.

4.     В процессе обучения нужно учитывать различия в скоростииндивидуальной работы и в продвинутости в учебе отдельных учащихся.

Заметим, что, к огромному сожалению, в школахза последние годы вырос процент школьников, нуждающихся в индивидуализациисодержания и темпа обучения. Учителю технологии придется сталкиваться с детьми,у которых нарушена координация движений, ослаблено зрение или слух, затрудненовосприятие. Где выход? В гуманистическом подходе к каждому ученику. Тот успех,который для способного ученика таковым может и не считаться, для ребенка с замедленнымразвитием — ступень в развитии. В изучении технологии не должно быть «планов» —должна быть цель: достижение возможных оптимальных результатов при обученииреального школьника, наиболее полное раскрытие его способностей.

 

Принцип сознательного и активного участия учащихся в процессеобучения

 

Это один из самых «молодых» принципов вдидактике. В те времена, когда учитель в традиционной школе рассматривался вкачестве «центральной фигуры», а от учеников нужно было лишь, чтобы «сиделитихо» и заучивали материал, такой принцип не исповедовался.

Справедливости ради надо сказать, что былипериоды, когда выдвигались идеи максимального ограничения активности учителя науроке в пользу инициативы и самостоятельности учеников при выполнении имиразличных заданий. Хотя такой постулат и назывался «прогрессивистским», на делеон мог свести к нулю руководящую и направляющую роль учителя, что вряд липрогрессивно.

Современные дидактические системы вводятпринцип активного и сознательного участия школьников в учебном процессе с цельювыработки их активной жизненной позиции. В то же время делается акцент навектор этой активности: как использовать ее для достижения поставленных целей изадач обучения, учитывающих как потребности общества, так и индивидуальные потребностикаждого ученика.

Разработка принципа сознательного и активногоучастия учащихся в процессе обучения технологии выработала ряд дидактическихправил. Мы приводим лишь заслуживающие особого внимания.

1.     Учитель должен знать индивидуальные интересы учащихсяи развивать их таким образом, чтобы во все большей мере учитывались объективныепотребности общества.

Следование этому правилупозволяет добиться осознания — прежде всего самим учеником — как общих, так ичастных целей и задач обучения. Когда занятие по технологии строится интереснодля школьника, а тема проекта выбирается им самостоятельно, то формируютсяценностные мотивы в учебе, выступающие необходимым условием ее успешности. Врезультате программные цели становятся для учащихся как бы своими собственными.

2.     Учитель должен ставить учеников в ситуации,требующие от них умения анализировать.

В мире техническихтворческих задач, окружающих человека на каждом шагу, нет и не может бытьполного перечня всех вариантов решений. Следовательно, поиск ответа в каждойотдельной ситуации сводится к сопоставлению, анализу, привлечению аналогий изуже имеющегося учебно-практического или бытового опыта, использованию различныхтеоретических знаний. Научить чему-нибудь можно тогда, когда создаютсяситуации, заставляющие учеников мыслить. Кроме всего прочего, опыт показывает,что удовлетворение от успеха, достигнутого за счет собственных усилий,способствует приобретению богатых, прочных и оперативных знаний.

3.     Учитель должен создать условия, содействующиеприобщению учеников к коллективным формам работы.

Когда мы далее будем знакомиться с формамиорганизации труда на занятиях технологии, обязательно пойдет разговор огрупповой организации. Она формирует ряд важных для будущей жизни человеческихкачеств. Во-первых, есть возможность объединения учащихся по принципу«генератор + аналитик». Учащиеся с раскрепощенной фантазией, «быстрые нарешение», способные к поиску скоропалительных вариантов, будут сдерживатьсяболее основательными «тугодумами», способными критически, придирчиво и трезвооценить, а затем принять или отвергнуть предложенную идею.

При преподавании технологии очень важноразвивать творческое групповое мышление. Оно предполагает выработкунеожиданного взгляда на сложившуюся природу вещей, стремление к пониманиюдругих и заинтересованности в их идеях. Коллективные формы работы воспитываютуважение к чужим мнениям и настойчивость в реализации своих. Сотрудничество вобласти решения задач представляет очень ценное завоевание современной школьнойдидактики. Человеку всегда приходится участвовать в распределении обязанностей,координации индивидуальных усилий, руководить самому и подчинятьсяраспоряжениям других. То же, ставшее привычным в школе, в том числе на урокахтехнологии, формирует определенные социально-нравственные нормы, готовитбудущих членов общества.

 

Принциппрочности знаний учащихся

 

В нашем понимании, применительно кобразовательной области «Технология», этот принцип важен не в прямом восприятиислова «прочен» как «вечен». Память человека избирательна: мы не запоминаемвсего, а помним лишь то, что для нас особенно важно и интересно, да еще и частоповторяется. Видный психолог и педагог С.А.Рубинштейн утверждал, чтозапоминание и воспроизведение во многом зависит от отношения личности к материалу.Кстати, психологи, уподобляющие нашу память кошельку, в который можно поместитьтолько семь монет, оценивают объем информации, воспринимаемой человеком за одинраз, в семь «кусков». Причем есть два основных вида памяти: кратковременная идолговременная. Именно последняя, оценивая информационную ценность,интересуется смыслом и отбирает все необходимое для будущего изкратковременной.

Есть старая притча про Эйнштейна и Эдисона.Приходит раз Эйнштейн к Эдисону, а тот жалуется: никак не может найти себе помощника.Эйнштейн спрашивает, а что должен уметь помощник? Эдисон говорит: не уметь, я исам все умею, а помнить он должен — все формулы по физике, все свойстваметаллов и тысячу еще всяких мелочей. К старости, говорит, память слабетьстала, вот и нужен такой помощник, чтобы, чуть что, мог сразу сказать. «Жаль, —говорит Эйнштейн, — не гожусь я к вам в помощники, ничего такого не помню. Нозачем, скажите на милость, все это помнить, когда есть справочники?» Самоесмешное, что у Эдисона в самом деле была феноменальная память, а о забывчивостиЭйнштейна было сложено немало анекдотов…

Этот пример автор «припомнил» из своей книги«Технология творчества», чтобы высказать «крамольную» мысль. Можно привести ряддидактических правил для реализации принципа прочности знаний: это иупражнения, нацеленные на закрепление проработанного ранее материала, и частотаего повторения, и систематизация, и опытная проверка — и все это так! Но вусловиях нарастающих информационных потоков, информационной насыщенности, если исходитьиз главной задачи «Технологии» — подготовить к будущей трудовой деятельности —то, представляется, подходы к прочности знаний могут изменяться. Актуальнацеленаправленная деятельность учителя технологии по выработке умения поиска инахождения нужной информации. Когда школьник с первых же занятий отсылается ксправочной таблице и это становится привычкой, нормой, у него вырабатываетсяценный профессиональный навык. Тем более что в школе трудно предугадать, какиеиз знаний могут быть востребованы жизнью.

 

           Принцип связи теории с практикой, обучения сжизнью

 

Введение в школьные программы образовательнойобласти «Технология» дало новую интерпретацию такому принципу. Ведь притрудовом обучении по технологии нет четкого деления уроков на чистотеоретические и чисто практические. Теоретический материал распределяют междуотдельными занятиями так, чтобы обеспечить непосредственный переход от изучениятеоретических сведений к практической деятельности. Таким образом, органическоеединство вытекает из самого содержания разделов программы.

Что же касается связи обучения с жизнью, тоздесь следует принимать во внимание следующее обстоятельство. Школа не должнаобязательно готовить учащегося к определенной профессии — в изменившихсясоциально-экономических условиях эта профессия может быть не востребована.Гораздо важнее сформировать у школьников качества мобильности, умения гибкоприспосабливаться к требованиям трудовой деятельности на различных рабочихместах. Необходимо учесть, что отставание материально-технической базытрудового обучения отечественной школы от уровня современного производстваставит на передний план проблему правильного использования теоретических знанийв разнообразных практических ситуациях, а не использования конкретных умений. 

Разрабатываются новые технологическиенаправления (биотехнология, нанотехнология, инженерная генетика и др.). Школанеизбежно будет в этом плане позади. Но она должна соответствовать времени,честно подготавливая своих выпускников к реалиям жизни и вырабатывая у нихтакие качества, которые позволят им уверенно занять в ней свое достойное место.

 

Принципнаучности обучения

 

Предметная дисциплина «Технология»представляет собой многостороннее сочетание самых различных технологическихнаправлений. Но все они связаны с конкретными производственными процессами, сострого определенными техническими представлениями, отраженными в стандартахстраны (и мира). Черчение для школьника и для инженера безраздельноруководствуется одними и теми же ГОСТами. Допуски, технические измерения,электрорадиотехнологии, языки программирования, экономические термины — все этовписано в рамки, установленные тем или иным научным направлением, соответствуетустановкам Международной организации по стандартам (ИСО), отечественным нормативам.

Учитель технологии поставлен в ситуацию,когда, с одной стороны, он не может не учитывать возрастные особенностиаудитории, а с другой — не должен отходить от принятых научных и техническихопределений. Это непросто, особенно если учесть, что сложные для восприятиядетьми аспекты нужно научиться излагать, не выхолащивая научную ценностьматериала. Кроме того, школьники, подготавливаемые к жизни, должны владетьобщепринятой технической терминологией и общетехническими категориями.

Грамотно использовать принцип научности всвоей работе сможет только высококомпетентный профессионал. Именно такойспециалист просто, понятно и доступно объяснит школьнику сложнуютехнологическую ситуацию, найдя предельно доходчивые примеры. При этом нельзядопускать употребления изживших себя терминов или производственно-бытовойлексики.

Вот почему специфика профессиональнойдеятельности учителя технологии и предпринимательства требует политехническойподготовки, которая бы позволяла передать свои знания и умения учащимся приобучении основам наук в трудовом обучении и во внеклассной работе.

 

Принципоперативности знаний учащихся

 

Оперативные знания играют в образованиисовременного человека настолько важную роль, что необходима целенаправленнаядеятельность по обучению детей умениям пользоваться имеющимися знаниями. Этодостигается полнее всего в проектной деятельности. Учащиеся должны планомерно исознательно использовать приобретенные знания, а это требует от них как можноболее полной самостоятельности мышления и деятельности. Школьники должныпостигнуть новую для них ответственность перед самим собой, ответственность засобственное будущее.

Когда учащийся самостоятельно решает задачу,отличную от тех, что уже решал, он — в поиске. В результате приобретаются новыезнания и умения — тогда учатся не «для школы, а для жизни». Такие оперативныезнания существенно отличаются от пассивного, книжного обучения. Появляютсяумения четко сформулировать задачу, проанализировать возможные варианты,самостоятельно обосновать, а затем и выбрать оптимальное решение. Есть разныеметодики поиска решений творческих задач: от мозгового штурма (брейнсторминга)до теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). В итоге приобретаются уменияделать выводы, проводить доказательства и проверки, объединять эти рассужденияс практическими действиями. Это представляет собой необходимые условияоперативности знаний.

Завершая рассказ о дидактических принципах,следует подчеркнуть, что это — инструменты учителя технологии, позволяющиеграмотно организовать современный учебный процесс для достижения поставленныхцелей.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет