1. Заданиядля формирования функциональной грамотности на уроках русского языка.Читательская грамотность
2. 6класс
3. Текст
Весьмир знает имя Алексея Архиповича Леонова, который первым вышел в открытыйкосмос. Леонов с детства увлекался техникой, спортом и живописью. В началешестидесятых Алексей Леонов был принят в первый, гагаринский, отрядкосмонавтов. Сергей Павлович Королев остановил выбор на Алексее Архиповиче какна человеке, который сможет наиболее точно описать впечатление от космическогопространства. В 1965 году корабль «Восход-2» с экипажем в составе ПавлаБеляева и Алексея Леонова совершили полет вокруг Земли. Выход в космос Леоновадлился более 12 минут. Космонавт был соединен с кораблем фалом длиной 5,35метра. Главная задача, которую выполнил Леонов в космосе,- это фотосъемка. Егоцель- в космосе можно жить и работать
Квыходу в открытый космос Леонов был подготовлен отлично, однако всепредусмотреть оказалось невозможным. Космонавты подвергались огромному риску. Вполете произошло семь аварий. Во-первых, с большим трудом удалось смотать фал ивернуться к кораблю, во-вторых, скафандр Алексея раздулся, и космонавт с трудомпроник на корабль. Кроме того, из-за температурных деформаций началасьразгерметизация. Самое опасное произошло, как отказала система управления«Восход-2» садился в режиме ручного управления.
Благодаряталанту космонавта человечество узнало, как выглядит мир из космоса.Уникальность художника Леонова в том, что он с инженерной точностью воспроизвелособенности космической техники и костюма космонавта. А острый взгляд живописцазапечатлел оттенки спектра космических пейзажей. Леонов навсегда вписан висторию как человек, внесший огромный вклад в освоение космоса и в науку, икак художник, показавший людям мир за пределами земной атмосферы.
4. Заданияна формирование читательской грамотности
1.Определите изапишите основную мысль текста.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Почему руководитель космической программы СергейПавлович Королев для выхода в открытый космос выбрал именно Леонова.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3.Из приведенного ниже предложения определите и запишите лексическое значениеслова «острый». Подберите и запишите предложение, в котором данноемногозначное слово употреблялось бы в другом значении.
А острый взгляд живописца запечатлелоттенки спектра космических пейзажей.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Из приведенного ниже предложения определите стилистическую принадлежностьслова «фал» , запишите. Подберите и запишите синоним (ы) к этому слову.
Космонавт был соединен с кораблем фаломдлиной 5,35 метра.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Укажите количество микротем в тексте.
______________________________________________________________________________________________________________________
6.. Скольковремени длился выход в космос Леонова? Отметьте один верный вариант ответа.
более12 минут
более18 минут
более13 минут
более40 минут
7. Автор указывает на то, что к выходу в открытый космос Леонов былподготовлен отлично, однако все предусмотреть оказалось невозможным. Опираясьна текст, запишите четыре непредвиденных обстоятельства.
_1обстоятельство____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2обстоятельство___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3обстоятельство___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4обстоятельство_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.. Представьте, что вам предстоит выход в открытый космос. Опираясь на прочитанноеи на собственный опыт, запишите три требования к кандидату в космонавты.
1_____________________________________________________________________________________________________________________
2____________________________________________________________________________________________________________________
3_____________________________________________________________________________________________________________________
5. Критерииоценки
Задание 1.
Характеристики задания
—Содержательная область оценки : чтение для личныхцелей; человек и космос
-Компетентностнаяобласть оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
-Контекст: личный
-Типтекста: сплошной
-Уровень сложности задания: средний
-Формат ответа: задание с развернутым ответом
-Объект оценки: понимать смысловую структуру текста
Системаоценивания
Код |
Содержание критерия |
|
Основная мысль- освоение космоса требует мужества и героизма. |
2 |
Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нем употреблены слова в свойственном ему значении |
1 |
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, , в нем употреблены слова в свойственном ему значении. |
0 |
ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущено два и более речевых недочета. ИЛИ Основная мысль не определена/ определена неверно независимо от наличия/отсутствия речевых недочетов в построении предложения и словоупотреблении. |
Задание 2.
Характеристики задания
—Содержательная область оценки : чтение для личныхцелей; человек и космос
-Компетентностнаяобласть оценки: осмысление содержания и формы текста
-Контекст: личный
-Типтекста: сплошной
-Уровень сложности задания: средний
-Формат ответа: задание с развернутым ответом
-Объект оценки: оценивать форму текста, целесообразность использованных авторомприемов
Системаоценивания
Код |
Содержание критерия |
|
Примерная формулировка ответа. Алексей Леонов был отлично подготовлен к полету. Кроме того, благодаря своему художественному дару он мог наиболее точно описать впечатление от космического пространства. |
2 |
Дан верный ответ |
1 |
Дан верный ответ; в предложении могут быть допущены один-два недочета . |
0 |
Дан верный ответ, в предложении допущено более трех недочетов. ИЛИ Ответ неверный |
Задание 3.
Характеристики задания
—Содержательная область оценки : чтение для личныхцелей; человек и космос
-Компетентностнаяобласть оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
-Контекст: личный
-Типтекста: сплошной
-Уровень сложности задания: средний
-Формат ответа: задание с развернутым ответом
-Объект оценки: понимать значение слова или выражение на основе контекста
Системаоценивания
Код |
Содержание критерия |
|
Примерный ответ. Распознавание слова в данном контексте. Острый- тонкий, изощренный, хорошо развитой, точный. Составление предложения. На фоне заката острые крыши старинных домов выделялись особенно четко. |
|
Распознавание слова в данном контексте |
1 |
Верно объяснено значение слова |
0 |
Неверно объяснено значение слова. ИЛИ Объяснение значения слова не дано |
|
Составление предложения |
2 |
Дан верный ответ, в предложении допущен один недочет. |
1 |
Дан верный ответ, в предложении допущено более двух недочетов |
0 |
Дан верный ответ, в предложении допущено более трех недочетов. ИЛИ Ответ неверный |
Задание 4.
Характеристики задания
—Содержательная область оценки : чтение для личныхцелей; человек и космос
-Компетентностнаяобласть оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
-Контекст: личный
-Типтекста: сплошной
-Уровень сложности задания: средний
-Формат ответа: задание с развернутым ответом
-Объект оценки: понимать значение слова или выражение на основе контекста
Системаоценивания
Код |
Содержание критерия |
|
Примерный ответ. Распознавание стилистической окраски слова. Фал –слово, относящееся к научному стилю, профессионализм. Подбор синонима к слову. Фал – трос, канат, веревка. |
|
Распознавание стилистической окраски слова |
1 |
Верно определена стилистическая окраска слова |
0 |
Неверно определена / не определена стилистическая окраска слова |
|
Подбор синонима к слову |
1 |
Верно подобран синоним к слову |
0 |
Неверно подобран/ не подобран синоним к данному слову |
Задание 5.
Характеристики задания
—Содержательная область оценки : чтение для личныхцелей; человек и космос
-Компетентностнаяобласть оценки: осмысливать и оценивать
содержаниеи форму текста
-Контекст: личный
-Тип текста: сплошной
-Уровень сложности задания: низкий
-Формат ответа: задание с кратким ответом
-Объект оценки: оценивать форму текста (структуру)
Системаоценивания
Код |
Содержание критерия |
|
Верный ответ. Три |
1 |
Дан верный ответ |
0 |
Ответ неверный |
Задание 6.
Характеристики задания
—Содержательная область оценки : чтение для личныхцелей; человек и космос
-Компетентностнаяобласть оценки: находить и извлекать информацию
-Контекст: личный
-Типтекста: сплошной
-Уровень сложности задания: низкий
-Формат ответа: задание с выбором ответа
-Объект оценки: находить и извлекать одну единицу информации
Системаоценивания
Код |
Содержание критерия |
|
Верный ответ. Более 12 минут |
1 |
Дан верный ответ |
0 |
Выбран любой другой вариант ответа |
Задание 7.
Характеристики задания
—Содержательная область оценки : чтение для личныхцелей; человек и космос
-Компетентностнаяобласть оценки: находить и извлекать информацию
-Контекст: личный
-Типтекста: сплошной
-Уровень сложности задания: средний
-Формат ответа: задание с нахождение нескольких верных ответов
-Объект оценки: находить и извлекать несколько единиц информации Системаоценивания
Код |
Содержание критерия |
|
Верный ответ. 1. Трудности с фалом. 2. Вздутие скафандра.3. Температурные деформации. 4. Отказ системы управления |
2 |
Дан верный ответ. Приведены четыре обстоятельства. |
1 |
Приведены 2 обстоятельства. |
0 |
Приведено 1 обстоятельство. ИЛИ Задание не выполнено |
Задание 8.
Характеристики задания
—Содержательная область оценки : чтение для личныхцелей; человек и космос
-Компетентностнаяобласть оценки: использовать информацию из текста
-Контекст: личный
-Типтекста: сплошной
-Уровень сложности задания: средний
-Формат ответа: задание с развернутым ответом
-Объект оценки: использовать информацию из текста для решения практическойзадачи без привлечения фоновых знаний
Системаоценивания
Код |
Содержание критерия |
2 |
Дан верный ответ. Сформулированы три требования к кандидатам в космонавты |
1 |
Сформулировано 1 требование к кандидатам в космонавты |
0 |
Требования не сформулированы |
