X-PDF

Методическая разработка Использование мнемотехники, таблиц для развития речи дошкольников

Поделиться статьей

 

 

Использованиемнемотехники, таблиц для развития речи дошкольников (старший возраст)

             Подготовила воспитатель Кодзокова А.А.

 

 

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2019/02/17/orig_90e6eb6940a747d0ed19f3b751c8998b.jpg?itok=W_g51ZVB

Методическаяразработка по развитию речи

Одним изнаправлений развития речи детей является разучивание стихотворений.

Классическийспособ заучивания стихотворений.

Он состоитиз нескольких этапов:

Подготовительныйэтап.

Для началанужно создать определенное эмоциональное, поэтическое настроение,соответствующее стихотворению. Например, если стихотворение про осень,прогуляться на улице, рассмотреть картинки в книге, поговорить о том, чторебенку нравится в осени. Попутно объяснить слова, которые могут быть незнакомы ребенку и встретятся в стихе.

Выразительноечтение стиха взрослым.

Далеевзрослый выразительно прочитывает стихотворение и делает небольшую паузу, чтобыребенок мог осмыслить стихотворение. На этом этапе не ставится задача запомнитьстихотворение!

Обсуждение.

Задайтеследующие вопросы?

       – Очем стихотворение?

       –Понравилось ли тебе?

       –Что запомнилось из стихотворения?

       –Далее вопросы о словесных составляющих стиха (Какими словами начинается изаканчивается стихотворение? Как описывается лес в стихотворении? Кто главныйгерой? Какой он? Что делает? и т.д.

Повторноевыразительное чтение с установкой на запоминание.

Вы читаетестихотворение еще раз и просите ребенка максимально его запомнить. Далееребенок воспроизводит стих, а вы немного помогаете (подсказываете первые слогислов, слова). Затем при необходимости еще раз читаете и ребенок повторяет.

Некоторыепедагоги рекомендуют при заучивании не дробить стих на строки, запоминатьцеликом. Но если содержание стихотворения позволяет без потери смысла разбитьего на части, то лучше разделить стих и сначала выучить первую и вторую часть,а потом их соединить.

Воспроизведениестиха ребенком.

Ненадейтесь, что ребенок выучит стих наизусть без запинки с первого раза. Дляполного запоминания необходимо около 8-10 повторений в разные промежуткивремени. Поэтому вы можете ненавязчиво попросить ребенка рассказать стих наследующий день, вечером папе и так далее.

Мнемотехника — этосовокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации иувеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.

 

 

 

 

 

 

 

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2017/08/17/struktura-mnemotehniki.jpg?itok=j5IJ4hW5

 

 

Как любаяработа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа спростейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётсяслово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, чтозначит «зашифровать слово». Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы,так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое,небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно даватьдетям – чёрно-белые мнемотаблицы. Дети постепенно понимают, что значит«зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потомпереходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведениюпредложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек втаблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.

 

Мнемотаблицы– это схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работыс мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решаетзадачи, направленные на:

— развитиеосновных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

-перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

— развитиемелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

 

Мнемотаблицы,служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, дляобогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов,отгадывание загадок, заучивании стихов.

Цельюявляется, развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь поопределённой лексической теме.

Прииспользовании в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

— добыватьинформацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкийвнутренний план умственных действий, речевого высказывания;

-формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

-применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитиенеречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

 

Использованиеопорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей,превращает занятие в игру.

Этот методнаиболее эффективен для дошкольников старшего возраста. Так как, в дошкольномвозрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носитнепроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка послепрослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительнобыстрее запомнить текст.

На первомэтапе следует подбирать опорные картинки к стихотворению на каждую строчку.Картинки должны быть яркими и узнаваемые. При чтении стихотворения картинкивыставляются на магнитную доску. После прочтения дети воспроизводятстихотворение по опорным картинкам.

Особенностьметодики заключается в том, что применяются не изображения предметов, асимволы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так каксимволы максимально приближены к речевому материалу.

 

 

 

 Настоящаяметодика очень актуальна, хорошо себя зарекомендовала и имеет высокуюэффективность в работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человекагораздо проще опирается на образы, когда человек в своём воображении соединяетнесколько образов, мозг

 

 

фиксируетэту взаимосвязь. Затем при припоминании одного мозг воспроизводит все ранеесоединённые образы. Другими словами, если ребёнку сложно запомнить строкистихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками эффективностьзапоминания увеличивается на порядок.

Наначальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на болеепоздних — дети самостоятельно её заполняют, т. е. придумывают

ассоциации.Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания.

 

Описание методики

 

1.    Выразительноечтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут учить его наизусть;

2.   Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа;

3.   Воспитатель читает отдельно каждую строчку или две (или отдельное слово), Ребёнокпридумывает ассоциациативный образ (картинку) и зарисовывает её (либо рисуетпедагог).

4.    Детирассказывают стихотворение, опираясь на придуманные образы

5.   Детирассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.

 

Процессзапоминания разделяется на четыре этапа:

Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

 

-кодирование элементов информации в зрительные образы;

-собственно сам процесс запоминания;

-запоминание последовательности информации;

-закрепление информации в мозге.

Вовладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только заучиваемстихотворение наизусть, но и тем самым развиваем и речь и основные психическиепроцессы — память, внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделатьпроцесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным,творческим.

 

     «Дикиеживотные»

     Улисы                             в лесу глухом                              естьнора – надёжный дом.

      Подкустами                   ёж колючий                                 нагребает 

      листьевкучу.                  Спит                                              вберлоге косолапый,  

    до весны сосёттам лапу. Есть у каждого свой дом.           Всем тепло, уютно в нём.

          

      

 

 

 

 

 

           «Киска»

        Телевизор                                          вместе с нами                 смотрит

    нашакиска.                                      Видит                          мышку

     наэкране.                                          Мышка,                        вроде, близко.

     Мог быславным быть обед.            Только хвать,           а мышки нет!

 

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2017/08/17/49887_html_4a2c8484.png?itok=JZ9YH6ZB

«Белыймишка»

 

Белый                   мишка                              на рыбалку

неспеша                  идёт                                вразвалку.

Чует                         мишка-рыболов,           что богатый ждёт улов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Жура-жура-журавель!                                                                           Осень

          Облеталон сто земель.                                                            Осень,осень

          Облетал,обходил,                                                                     Осень,осень к нам идет,

          Крылья,ноги натрудил.                                                            Чтоже осень нам несет?

          Мыспросили журавля:                                                             Листикицветные,

        – Где желучшая земля?                                                             Ягодылесные,

        –Отвечал он, пролетая:                                                             Овощик обеду

        –Лучше нет родного края!                                                        Многотуч на небе.

 

                         

 

 

Листопад                                                                                            «Моймишка»

Падают, падаютлистья,                                                                            Ярубашку сшила мишке,

В нашем садулистопад.                                                                           Я сошью ему штанишки,

Желтые, красныелистья                                                                            Надок ним карман пришить

По ветру вьются,летят.                                                                               Иконфетку положить

 

 

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет