Методическаяразработка к дидактической игре «Дикие и домашние животные»
Автор: Трухтанова Юлия Александровна
Организация: МБДОУ детский сад №3
Населенный пункт: Тверская область г.Кувшиново
Пояснительная записка
В данной работе представлены методическиеразработки к дидактической игре «Дикие и домашние животные». Данное дидактическоепособие, адаптирована мною для проведения индивидуальных упражнений по развитиюречи для детей с нарушением речи второй младшей группы детского сада . Тематикаигры позволяет детям повторить, закрепить и систематизировать знания о диких идомашних животных, их детенышах. Учить выделять один объект из множества ираспределять их по группам. В процессе игры ребенок учиться легче усваиватьвизуальный и речевой материал. Обогащается активный и пассивный словарь детей.
Актуальность.
При работе с детьми с нарушением речиособую актуальность приобретают дидактические игры с наглядным наполнением.Речевой материал, используемый детьми конкретен по своему значению. В связи сэтим ознакомление детей с необходимым или речевым материалом, так же, как изакрепление его, обеспечивается главным образом в игре. В процессе игры всеслова и названия закрепляются под руководством воспитателя путем многократногои правильного повторения. Игровая деятельность является оптимальным иуникальным методом при работе с детьми.
Цель: Закреплениеи систематизация речевого материала по теме «Дикие и домашние животные и ихдетеныши». Обогащение активного и пассивного словаря.
Задачи:
1. Закрепить знания детей одиких и домашних животных и их детенышах.
2. Расширить и активизировать речевойматериал по теме.
3. Развивать наглядно-образное исловесно-логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать и выделятьсвязи между объектами.
4. Прививать любовь к животным, учитьбережному отношению к природе.
Речевой словарь
Названия: всеназвания картинок, рога, копыта, туловище, клыки, шерсть, грива, мех, шкура,пасть, лапы, брюхо, когти, конюшня, свинарник, конура, хлев, коровник, нора,дупло.
Признаки: сторожевой,злой, рогатый, сильный, слабый, быстрый, ловкий, зубастый, домашний, красивый,ласковый, большой, маленький.
Действия: ухаживать,доить, кормить, мыть, пасти, жевать, бодать, лаять, выть, рычать, мяукать,мычать, блеять, хрюкать, ржать, сторожить, бегать, прыгать, скакать.
Варианты работы с игрой.
1игра «Дикие и домашние животные»
Цель:формировать умение детей соотносить изображение животных с его местом обитания,правильно называя животное, развивать слуховое восприятие, воображение приузнавании животного.
Материал:картинки с изображением места обитания, картинки животных
Ходигры:
Объяснитьдетям, что изображено на картинках: если дом, значит, здесь живут домашниеживотные и будем заселять эту картинку домашними животными, а если лес, торазмещаем диких животных.
.Дидактическая игра «Чей малыш?»
[/b]
Цель:учить детей соотносить животных и их детенышей, развивать зрительное внимание, навыкисамоконтроля.
Материал:пазлы с изображением взрослых животных и детенышей .
Ходигры:
Рассказатьдетям, что маленькие животные заблудились, потеряли мам, надо найти маму ипоместить каждого детеныша к своей маме.
Размещаемдетенышей диких животных, затем домашних.
«Чьяшубка»
Цель: Обобщить представления детейо животных.
Задачи:
Образовательные:
1. Датьдетям представление об «одежде» зверей, которая помогает им приспособиться кусловиям их обитания: переносить жару или холод, защищаться и маскироваться отврагов.Пополнить и активизировать словарь детей
Развивающие:
1. Развитьречь, память и мышление.
2.Развивать умение внимательно слушать.
3.Развивать зрительно-поисковую деятельность
Воспитательные:
1.Формировать интерес и доброжелательное отношение к животным, воспитыватьстремление помогать им и оберегать их.
2.Воспитывать отзывчивость, любознательность, вызывать положительные эмоции.
Правилаигры.
Игрокамраздаются карточки с изображением силуэта животного. Отдельно раскладываются карточкитакого же размера, имитирующие окраску животных Вначале каждый игрок называетживотное, силуэт которого изображён на его карточке. Затем по команде ведущегокаждый игрок должен подобрать для своего животного соответствующую по окраскекарточку большого размера, и одеть животное в «шубку».
«Соберикартинку»
Цель: Учить восприятию целостного образа; развивать внимание,усидчивость.
Материал: наборы разрезных картинок с разным количеством деталей.
Ход занятия.
Перед началом занятия воспитательпоказывает детям, как необходимо собирать картинки. На начальном этапе детям предлагается образец однойкартинки, которую необходимо собрать. Вторая аналогичная картинка разрезана пополам.Затем детям можно предложить несколько картинок с аналогичными образцами.Как только дети освоили принцип соединения картинок можно предлагать собирать картинки без образца,увеличить количество соединяемых деталей. Картинки можно разрезать по — разному :вертикально, горизонтально или по диагонали. Детям можно предлагать собиратьигры- пазлы. Начинать обучение стоит сначала с предметных картинок, затемможно предлагать– сюжетные. Картинки должны быть простыми и четкими.
Дидактическая игра Чей хвост?
Игра способствует активизации словаря ребенка поданным темам, закрепляет умение образовывать притяжательные прилагательные иразвивает способность анализировать, закреплять умение различать и называтьживотных, развитие мелкой моторики рук.
Материал: Вырезанные из картона изображенияживотных (силуэты) и хвостов,
Ход игры:
Воспитатель раздаёт детям картинки животных, азатем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё»животное и подобрать для него подходящий хвост. Попросить детей назвать, чейхвостик потерялся. Найти хозяина легко, а вот сказать правильно, ой как сложно.Так происходит знакомство со словами, отвечающими на вопросы чей? чья? чье?чьи? — лисий, волчий, медвежий и т. д.
Описание: Данная игра развивает зрительноевосприятие, внимание, мышление, также способствует развитию речи.
Цель: Расширение и закрепление знаний по теме:Домашние животные,
Задачи
-совершенствуем мелкую моторику;
-развиваем восприятие;
-развиваем концентрацию внимания;
— учимся правильно называть животных
Игровой комплект:
Я сделала 2 комплекта карточек:Домашние животныеи Дикие животные.
Каждый комплект содержит по 6 карточек сизображением животный +по 6 карточек с изображением тени данных животных.
Также, можно сделать и комплекты надругие темы, например, Дикие животные, Домашние птицы,Транспорт и т. д.
Ход игры:
Раскладываем на столе палочки сизображением животных икарточки с изображением теней животных, ребенок берет кпалочку животного, называетего и ищет теньданного животного. Если тень и животное совпало, убираем данные карточки всторону и приступаем к следующему животному.
дидактическая игра
«Что едят дикие и домашние животные»
Игра обогащает словарный запас, активизируетразвитие познавательной деятельности, внимания и логических способностей.
Цель:
Закрепить знания детей о том, чемпитаются дикиеи домашние животные. Развивать внимание, умениесосредотачиваться на определенном предмете.
Задачи:
OO «Познавательное развитие»
Закреплять знания детей онекоторых дикихи домашних животных, их внешние признаки и характер их питания.
ОО «Речевое развитие»
Активизировать словарный запас: называть животных (заяц, медведь, мышь, собака, кошка) и подходящуюеду для животных
(морковь, капуста, малина, зерна, сыр, мясо и т. д.)
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Формирование умения соблюдать в игре правила поведения,продуктивно участвовать в совместной деятельности. Воспитывать чувствовзаимопомощи, дружеские взаимоотношения.
Ход игры:
На столе выложены карточки сизображением еды для животных. Воспитатель показывает одну из карточек и спрашивает: «Что это?», детиотвечают. Так происходит со всеми карточками. После того, как дети ознакомилисьсо всеми карточками, воспитатель достает баночку с крышкой с изображениемодного из животныхи спрашивает : «Кто это?», дети отвечают. После ответа детейвоспитатель предлагает детям найти подходящую еду для данного животного и покормить его.Далее игра продолжаетсяпока все баночки с животными не соединятся с карточками, сизображением еды.
«Чей домик»
Цель: расширить представления детей младшего дошкольноговозраста о видах животных . Закрепит представления об ихжилищах.
Задачи:формировать умение соотносить изображение живого существа с его
жилищем.Развивать познавательный интерес, мышление, речь.
Игровойматериал: картинки (животное + домик).
Ходигры:
Карточкис изображением животных перемешивают и кладут в центре стола
лицевойстороной вниз. Карточки с изображением жилищ животных, игроки
делятмежду собой. Ведущий поднимает карточку с изображением
животного.Игрок, у которого есть карточка с жилищем этого животного,
забираетэту карточку себе. Выигрывает тот, кто первым соберет все
половинки.
