Методическаяразработка образовательного проекта
«Культурноенаследие родного края»
Развитиеинформационно-коммуникативных компетенций с помощью метода проектов.
Преподавательхудожественного отделения Муниципального бюджетного учреждения дополнительногообразования «Детской школы искусств Ленского района», с. Яренск
ЗаболотнаяДарья Андреевна.
Целевая направленность данного проекта – введение обучающихся вмир истории и культуры родного края, формирование первоначальных знаний о наследиии материальных ценностях.
Культурное наследие – это многовековой опыт народа,материализованный в предметах искусства, труда и опыта: это традиции, обряды,обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности.
Знание истории культуры и искусства родного края дает ребенкувозможность приобщиться к духовному опыту прошлых поколений, усвоить и понятьобщечеловеческие идеалы, выработать навыки самостоятельного постиженияценностей культуры.
Объединение полученных знаний в творческой работе помогаетрасширить духовное пространство ребенка, поможет познать культурный смыслтворчества, способствуя выявлению творческого потенциала самого обучающегося.
Тема:Развитиеинформационно-коммуникативных компетенций с помощью метода проектов.
Аннотацияпроекта: Метод образовательных проектов позволяет решитьзадачу поставленную перед современным обществом – сформировать творческуюличность ребенка. Каждый обучающийся имеет определенные таланты и способности,которые он может проявлять в исследовательской деятельности. Основной задачейпедагога является умелое руководство деятельностью школьников. Образовательныйпроект «Развитие информационно-коммуникативных компетенций с помощью методапроектов» осуществлялся в форме включения детей в разнообразные видыхудожественно-творческой деятельности. В результате реализации проекта у детейвозрос интерес к экспериментированию с различными материалами,совершенствовались поисковые навыки, произошло накапливание впечатлений,личного опыта, обогатилась духовная и эмоциональная сфера. В ходе совместной исамостоятельной художественно-творческой деятельности дети приобрели навыкидиалогического общения, опыт в решении специально моделируемых творческихпроблемных ситуаций, научились применять практические навыки и знания впроцессе самостоятельного поиска новых способов решения, манипулируя сразличными художественными материалами при создании выразительныххудожественных образов посредством различных видов продуктивной деятельности.
В процессе работы над проектом родители стали непосредственнымиучастниками уникального творческого процесса, который перерос в тесное содружествошколы и семьи, что позволило родителям реализовать свои способности и таланты,актуализировало в жизни семьи художественно-эстетическое направления в развитиидетей, а с другой стороны – обогатило воспитательно-образовательный процессценным положительным опытом семейного воспитания.
Актуальность: В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развитиятворческой личности. Следуя концепции личностно-ориентированного образования,результатом последнего должна быть не столь обученность (информированность),сколько становление личности – творческой, самобытной, уникальной, способнойсамостоятельно пополнять знания, реализовывать собственные цели и ценности вжизни.
Актуальность возникновения работы над проектной деятельностью,определяется необходимостью реализации метода проекта в методику преподавания предметов изобразительного искусства, для достижения новогорезультата образования.
Проект ориентирован на развитие художественно-творческих способностейдетей в процессе различных видов продуктивной деятельности, которая обладаетдостаточно широким спектром возможностей для развития каждого ребенка. Проектнаправлен на реализацию таких развивающих функций продуктивной деятельностикак: развитие «чувства инициативы», формирование способности к длительнымволевым усилиям, развитие воображения, образного мышления, творческойактивности, формирование специфических навыков и умений, связанных с техникойпреобразования материала.
Цель:знакомство подрастающего поколения с основными этапами проведения исследования,а также самостоятельная практическая деятельность.
Задачи:
-посетить местный музей и просмотреть материалы по истории развития родногокрая, ознакомиться с народными промыслами и праздниками, отобрать необходимыеэкспонаты и материалы из фондов музея.
-провести в несколько этапов урок-проект «Культурное наследие родного края» сучениками и их родителями, что стимулирует развитие исследовательской,поисковой деятельности у детей и активно вовлечёт родителей в образовательныйпроцесс.
— развитие художественно-творческих способностей детей 4-5 классовчерез обогащение выразительности детских работ по изобразительной деятельности,основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве исотворчестве детей и взрослых;
— развитие исследовательских умений и художественно-творческих способностей способствующихвоспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.
Тип проекта: исследовательский, творческий.
По содержанию – детское творчество.
По составу участников – детско-взрослый.
Сроки проекта:
Проект рассчитан на один месяц в конце учебного года. Проходит на базе МБУ ДО «ДШИ Ленского района» на группе учащихся 4 и 5 классах.
Критерии:
— умение детей планировать этапы своих действий, аргументироватьсвой выбор;
— умение детей осуществлять самостоятельный выбор художественныхизобразительных материалов и способов действия для создания образа,пользоваться различными инструментами и оборудованием;
— умение детей использовать возможности и свойства различныхизобразительных материалов для создания образа;
— умение детей поддерживать целеустремленность, творческуюинициативу, самостоятельность;
Методы:
Диагностика: «Развитиетворческих способностей детей»; «Уровень овладения детьми изобразительнойдеятельностью»;
наблюдения за самостоятельной художественно-творческойдеятельностью детей; сравнение; анализ.
Участники проекта: учитель, ученики и их родители. Автор проекта разрабатывает иреализует перспективный тематический план; циклы занятий, создает условия дляразвития художественно-творческой деятельности; обобщает опыт работы.
Содержание проекта
Содержание и форма проекта |
|
I этап – информационно-аналитическое обеспечение проекта Задачи: Сбор и анализ информации Анализ, совершенствование материально-технической базы |
Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности. Изучение передового педагогического опыта работы по развитию художественно-творческих способностей обучающихся. Консультирование с заместителем директора школы по вопросам проектной деятельности. Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей. Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524 Работа с сотрудниками музея. Анализ результатов педагогической диагностики. Организация в группе творческой мастерской (оснащение различными художественными материалами). Показ примеров художественных работ. |
II этап – методическое обеспечение проекта Задача: Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса |
Составить перспективный тематический план по развитию у детей художественно-творческих умений. Согласно задачам и содержанию определить формы организации: традиционные и нетрадиционные. |
III этап – работа с детьми Задачи: Развитие художественно-творческих и речевых способностей детей через продуктивные виды деятельности. Совершенствование у детей технических навыков в изобразительной деятельности. Развитие у детей таких качеств, как самостоятельность, инициативность, творческая активность; снижение напряженности, скованности, закомплексованности. |
Формы организации детской деятельности: Методические приемы: организация творческих выставок, совместных экспозиций; |
IV этап – работа с родителями Задачи: Поиск путей развития и сотрудничества. Повышение уровня самообразования: взаимообогащение и нахождение общих интересов; повышение творческого потенциала. |
Подготовка консультативного материала для родителей. Участие родителей в сборе информации. Участие родителей в оформлении проекта. |
V этап – подготовка к презентации, демонстрация проекта, выставка работ. Задача: демонстрация опыта работы |
Обобщить опыт работы и оформить на листе формата А2. Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта. Выставка творческой части проекта |
Ожидаемый результат проектнойдеятельности:
для педагога:
повышение уровня педагогическойкомпетентности; профессиональный рост;
для детей:
— развитие детского творчества визобразительной деятельности; воспитание эстетического восприятия детей;повышение уровня речевой культуры;
— приобщение к миру искусства и культурыродного края;
-совершенствование ручной моторики; воспитаниеинтереса и совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании;
— развитие «чувства инициативы»;
— умение работать в группе активно,сообща;
— умение самостоятельно искать нужноерешение;
— умение выбирать из имеющихся способовнаиболее адекватный и продуктивно его использовать;
— умение самостоятельно анализироватьполученные результаты и делать выводы;
— способность к эстетической оценке своихработ и работ других детей;
— навыки коммуникативного общения;
— обогащение эмоциональной сферы;формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческоговзаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.
для родителей:
— осознанное отношение кхудожественно-творческому процессу детей;
— бережное отношение к продуктам детскоготворчества;
— партнерские отношения родителей ипедагогов в совместной организации жизни группы.
Методические рекомендации по критериям оценивания работ обучающихся
Подготовкатворческого проекта – форма проверки знаний и умений в виде выполнениятворческого задания, например, подготовка презентации, сочинения, выполнениетворческой композиции и рисунка.
«5»(отлично) – обучающийся демонстрирует высокий уровень владения материалом, темапроекта полностью раскрыта, оригинальна форма подачи проекта;
«4»- обучающийся ориентируется в пройденном материале, но недостаточно полнораскрыта тема проекта;
«3»– тема проекта не раскрыта, форма подачи не отличается оригинальностью.
