Разработка внеклассного мероприятия порегиональному компоненту
ГБУ АО «Мошинский детский дом» воспитательВельможинаЕ.И.
Мастер –класс «Жемчужина земли Мошинской»
Цель: обеспечить воспитанникам возможностьразвития региональных традиций через овладение навыками свободно — кистевойросписи бассейна реки Моша.
Задачи:
· продолжитьзнакомство со свободно-кистевой росписью бассейна реки Моша,
· развиватьсознание того, что самобытная традиционная культура Севера является достояниемнашего региона, заслуживает уважения и сохранения в веках,
· Способствоватьформированию и развитию познавательного интереса воспитанников к росписи,расширению кругозора.
Оборудование: гуашевые краски, кисть, альбомнаябумага, баночка для воды, бумажные салфетки, мультимедийный проектор, прялка,таблицы по росписи.
Ход занятия.
Слайд№2. Воспитатель. Что такое жемчуг? Когда-нибудьвы видели его? Что он символизирует?
Ответы детей.
Вбольшинстве культур жемчужина считается символом непорочности, возвышенногообраза мыслей и действий, искренности и чистоты. Также нередко жемчугассоциируется с печалью и слезами.
Воспитатель:
Что бы вы назвалижемчугом в нашей деревне?
Ответы детей.
Слайд №3. На листках бумаги у вас написаны слова.Прочитайте. Что означают значат эти слова?
(слова ЖАРОВИНА, ЖЕРЕВИКА журавика жаровика)
Воспитатель. Может ониозначают жемчуг?
Ответы детей.
Воспитатель. откройтелисток по №2 и прочитайте определения.
Дети читают.
ЖАРОВИНА— ЖАРОВИНА, (жеровина, журовина, жаровика,жеровика, журовика, жаровица, жеровица, журовица), растение и ягода клюквакрасница, веснянки, Vaccinium oxycocus. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 18631866 … Толковый словарь Даля
ЖЕРЕВИКА —журавикаили жаровика, растение и ягода клюква. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 18631866.
Воспитатель. Какая ягода имеет такое название?
Ответы детей. Ягода клюква.
Воспитатель. Какова цель нашего занятия?
Ответ. Как можно больше узнать о жемчужине земли Мошинской.
Воспитатель. Мы будем говорить сегодня о ягоде жемчужине –клюкве.
Онаявляется:
· символомнепорочности,
· возвышенногообраза мыслей и действий,
· искренности ичистоты,
· печалью ислезами.
Благодаря клюкве в наших окрестностях появиласьеще одна жемчужина, о которой вы скоро узнаете.
Слайд №4-5 Воспитатель. Многими целебными и полезными свойствами обладаетягода Клюква.
Вы расскажите об этом сами (карточки о клюкве)
1.Клюква– это целый витаминный комплекс, подаренный нам природой.
2.Пользуорганизму принесет, как свежая ягода, так и сушенная.
3.Посодержанию витаминов и минералов является самой полезной из ягод и применяетсядля лечения простудных заболеваний.
4. Вэтих ягодах содержится большое количество органических кислот: лимонная, яблочная,янтарная, щавелевая и так далее.
5. Благодарябензойной кислоте, которая является консервантом, ягоды клюквы можно прекрасносохранить в кипяченой воде.
6. Всевещества, которыми так богата клюква очень хорошо усваиваются организмом.
7.Клюквенный сокпредотвращает кариес, активно убивает бактерии в полости рта.
8.Соком этой «болотной» ягодки наши предки лечилисьот цинги, лихорадки, а так же смазывали язвы и раны.
9.При простудных заболеваниях употребление клюквы иклюквенного морса может привести к выздоровлению без лекарств.
Делаем вывод. Чем является клюква для людей? Почемумы можем ее назвать Жемчужиной?
Ответы детей
Клюква полезная ягода. Можноназвать ее северною жемчужиной.
Слайд№6 Воспитатель. На жемчуг она похожа ранним летом,когда она еще не созрела и не набрала ярко-красный цвет от солнца.
Воспитатель.
Чем жемчуг и клюква похожи?
Чем они отличаются?
Воспитатель.
Рисуем ягоду на заготовках из бумаги. Воспитательпоказывает на доске, как выполнить работу красками.
Гостья. Игровой момент.
Выходит девушка в наряде куклы ивыносит прялку с Мошинской росписью
Воспитатель
-Ты где была, Жемчужина,
когда я ждала тебя?
Гостья
— Я на болоте пряталась,
и там ждала — любя.
Воспитатель
— О чем же ты, Жемчужина,
там думала в тиши?
Гостья
— О радости, о сладости,
о счастии души.
Воспитатель — И в чем же ты, Жемчужина,
то счастие нашла?
Гостья
— В дрожании сознания,
что ввысь взойду — красна.
Воспитатель
— А знала ль ты, Жемчужина, что
вознесли тебя ?
Гостья
— На Мошинскую прялочку наносят не спеша.
Воспитатель
— А знала ль ты, Жемчужина,
что после ждет тебя?
Гостья
—Я отблеск Солнца красного,
мои путь — светить любя.
Гостья угощает ягодами.
Воспитатель. Что изображено на прялке?
Ответыдетей.
Воспитатель. Как ягоды называются?
Ответыдетей.
Слайд №8. Как возник живописный промысел в мошинскихдеревнях — неизвестно, но сторожилы связывают его с пришлыми художниками.Мошинская роспись получила наиболее самостоятельное развитие в начале 20 века.В живописных композициях рисовальщики изображали травы, цветы, плоды. Самымраспространенным предметом быта, который украшали росписью, были прялки. Основукомпозиции росписи составляет вазон, из которого поднимается вертикальныйстебель с разнообразными цветами, ягодами и бутонами.
Слайд №9. Воспитатель. Сравнительный анализ росписи бутонов и ягод наслайде.
Воспитатель. Теперь мы дорисуем жемчужину на вашихзаготовках. Работа с технологической картой.
Дети дорисовывают ягодку.
Воспитатель раздает брелки. Дети вставляют своирисунки в брелок.
Воспитатель. Вот мы и создали еже одну жемчужину землиМошинской —символ непорочности, возвышенного образа мыслей и действий,искренности и чистоты.
Теперь у вас у каждого есть брелок с жемчужиной, которуювы можете прикрепить к своему портфелю.
Рефлексия.
Что вы узнали на занятии?
Что вам больше всего понравилось?
У вас лежат на столах смайлики в виде сердечек.Если вам понравилось занятие, то подарите его мне.
Воспитатель. Всем спасибо за хорошую работу.
