X-PDF

Методическая разработка музыкального руководителя ДОУ «Здоровьесберегающие технологии в процессе музыкального воспитания дошкольников»

Поделиться статьей

МУНИЦИПАЛЬНОЕКАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БОБРОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

 

 

 

 

 

 

Методическаяразработка

натему: «Здоровьесберегающие технологии в процессе музыкального воспитаниядошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Музыкальный руководитель

МКДОУ Бобровский детский сад №1 ОВ

ДмитриеваВиктория Александровна

 

 

 

 

 

Г. Бобров,2022г.

 

Содержание

1.Введение…………………………………..……………………………………3

2.Актуальность………………………………………………………………..3-5

3. Инновационнаянаправленность……………………………………………5

4.Цель…………………………………………………………………………….5

5.Задачи…………………………………………………………………………5-6

6. Ожидаемыйрезультат………………………………………………………6-7

7. Приёмы оздоровления намузыкальных занятиях. Валеологическиепесенки-распевки………………………………………………………………7-8

8. Дыхательнаягимнастика…………………………………………………8-10

9. Артикуляционнаягимнастика…………………………………………….10

10. Игровоймассаж…………………………………………………………….11

11. Оздоровительные ифонопедические упражнения…………………11-12

12. Пальчиковыеигры………………………………………………………….12

13. Речевыеигры……………………………………………………………12-13

14.Музыкотерапия…………………………………………………………13-17

15. Танцетерапия……………………………………………………………17-19

16.Логоритмика…………………………………………………………….19-21

17.Психогимнастика……………………………………………………….21-22

18.Релаксация…………………………………………………………………..22

19.Игротерапия……………………………………………………………..22-23

20. Алгоритмпроведения музыкального занятия ……….…………….23-24

21.Вывод……………………………………………………………………..24-25

22.Список использованной литературы……………………………………..25

 

 

 

 

 

 

Введение

«Музыкамного дает для здоровья, если

пользоватьсяею надлежащим образом».

Пифагор

Здоровыймалыш — это радость, счастье, благополучие не только семьи, но и всегообщества. С одной стороны-музыка, благоприятна для всего организма в целом, онаявляется одним из средств физического развития ребенка. С другой стороны,здоровьесберегающие технологии, используемые на занятиях музыкой, помогаютразвитию музыкальных способностей дошкольника.

Во всех существующихкомплексных программах воспитания и обучения в дошкольных образовательныхучреждениях ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанныхс охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнемфизического, психического развития и двигательной подготовленности.

Однако, современныетенденции в обществе свидетельствуют об обратном-растет число детей сразличными проблемами в состоянии здоровья с рождения, раннего или дошкольноговозраста.

Дошкольное детство-периодинтенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности квлияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим иоздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду.

Актуальность

Актуальностьтемы состоит в том, что-забота о здоровье детей важнейшая задача всегообщества. Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнююисторию. Музыкальные способности занимают важное место в структуре интеллекта иобщих черт личности в музыкальной деятельности возможно и необходимоиспользовать современные здоровьесберегающие технологии.

Научная основа методики базируется на программах ипособиях по музыкальному воспитаниюА.Бурениной,Н.Ветлугиной, О.Радыновой, Т.Тютюниковой.

Музыка,воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, нои на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные сизменением кровообращения, дыхания.

В.М.Бехтерев доказал, что музыка может вызывать иослаблять возбуждение организма.

В«Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» Н.Ветлугинапишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки,регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенностьдвижений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогаютактивизировать умственную деятельность. Таким образом, музыка — это одно изсредств физического развития детей.

Содержаниемузыкально-оздоровительной работы в нашем детском саду, соединило традиционнуюмузыкальную деятельность с оздоровительными мероприятиями, с применениемздоровьесберегающих технологий.

На занятиях соблюдаются основные педагогическиепринципы-последовательность, постепенноеусложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структураслова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарьдетей.

Организация работы проводится по трем направлениям:

1) Групповая ииндивидуальная работа с детьми.

2) Взаимодействие ипросветительская работа с родителями.

3) Совместная работапедагогов ДОУ.

Взаимодействиеи просветительская работа с родителями производится посредством проведенияконсультаций, собраний на темы здоровьесбережения ребенка в семье, подготовкинаглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с ребенком вне ДОУна информационных стендах, проведение мастер-классов с родителями по применениюздоровьесберегающих технологий. Это способствует повышению компетентностиродителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, установлениютесных эмоциональных контактов между детьми и родителями, а такжепсихологическому комфорту дошкольников.

Совместнаяработа с педагогами ДОУ включает в себя проведение консультаций, совместноепланирование самостоятельной музыкальной деятельности детей, подготовкинаглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с детьми наинформационных стендах, проведение мастер-классов для педагогов по применениюздоровьесберегающих технологий.

Инновационнаянаправленность

Инновационнаянаправленность заключается в том, что в непосредственно образовательнуюдеятельность по музыке включены здоровьесберегающие технологии.

1. Использованиездоровьесберегающих технологий в игровой форме в непосредственнообразовательной области, праздниках и развлечений.

2. Формирование у детейпривычки к здоровому образу жизни.

3. Новые формывзаимодействия с семьей по музыкальному воспитанию и приобщению детей кздоровому образу жизни.

Цель

Организоватьмузыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенкуукрепление психического и физического здоровья, выявление и развитиемузыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образужизни.

Задачи

Образовательные задачи:

-Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видахдеятельности, используя здоровьесберегающие технологии, с учетом возрастных ииндивидуальных возможностей каждого ребенка, звуковую культуру речивоспитанников, связную речь и ее грамматический строй.

-Формировать начала музыкальной культуры.

-Совершенствовать процесс общения детей со сверстниками и взрослыми.

-Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной,духовно богатой, физически здоровой личности.

Оздоровительные задачи:

-Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.

-Создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

-Повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитныесвойства, устойчивость к заболеваниям).

-Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Оздоровлениедетей, создание эмоционального комфорта-важнейшая задача нашего детского сада.Организация музыкальной деятельности с использованием технологийздоровьесбережения помогает обеспечить более бережное отношение к физическому идуховному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности итворческий потенциал каждого малыша. Знания, полученные детьми на занятиях,способствуют формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своейсемьей и окружающим миром.

Ожидаемый результат

Результатамимузыкально-оздоровительной работы являются:

-Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.

-Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.

-Повышение уровня речевого развития.

-Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями).

-Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах годанезависимо от погоды.

Поэтомупедагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должныкомплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального иличностного развития ребёнка, подготовки его к школе, активно внедряя в этотпроцесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

Здоровьеребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, — это нетолько отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное физическое,психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последнеевремя становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги,медицинские работники ищут новые приёмы сохранения и укрепления здоровья детей,создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатахдиагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Приёмы оздоровления намузыкальных занятиях

Валеологическиепесенки-распевки

·       поднимают настроение

·       задают позитивный тон к восприятиюокружающего мира

·       улучшают эмоциональный климат на занятии

·       подготавливают голос к пению

Пример: «Доброе утро!»

Доброе утро! /Поворачиваютсядруг к другу

Улыбнись скорее! /Разводятруки в стороны

И сегодня весь день /Хлопаютв ладоши

Будет веселее.

Мы погладим лобик /Движенияпо тексту

Носик и щечки

Будем мы красивыми /Постепенноподнимают руки вверх,

Как в саду цветочки / Выполняя «фонарики»

Разотрем ладошки /Движенияпо тексту

Сильнее, сильнее

А теперь похлопаем 

Смелее, смелее.

Ушки мы теперь потрем

И здоровье сбережем

Улыбнемся снова 

Будьте все здоровы!

Я использую валеологичесие песенки как вначале занятия, так и вместо привычнойфизминутки.

Проводямониторинг в начале учебного года, нужно отмечать детей, имеющих речевыенарушения и часто болеющих детей. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенкуполностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни-приходитсявдыхать воздух чаще. Поэтому в работе нужно уделять особое внимание дыхательнойгимнастике.

Дыхательная гимнастика

1) положительно влияет наобменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении

2) способствуетвосстановлению центральной нервной системы

3) улучшает дренажнуюфункцию бронхов

4) восстанавливаетнарушенное носовое дыхание

5) исправляет развившиеся впроцессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Периферическиеорганы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуютмежду собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функцииречевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота навдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха;неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Сутьразработанных методик по восстановлению и развитию этой функции-в осознанномуправлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц ирегулировку работы дыхательного центра.

Основными задачами дыхательных упражнений намузыкальных занятиях являются:

-Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).

-Тренировка силы вдоха и выдоха.

-Развитие продолжительности выдоха.

 Работа наддыханием предваряет пение песен, а также может быть и самостоятельным видомдеятельности.

  В работе сдошкольниками я использую несложные упражнения Александры НиколаевныСтрельниковой, разработавшей известную методику дыхательной гимнастикидля оздоровления.Принципы этой методики-короткий и резкий вдох носом в сочетании с движением ипассивный выдох.

Пример:упражнение «Ладошки» 

(по А. Н. Стрельниковой)

Ладушки-ладошки, звонкиехлопошки

Мы ладошки все сжимаем,носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем, тоспокойно выдыхаем.  

(На счет «раз»-хватательныедвижения ладошками (сжимаем их в кулачки, одновременно с движением шумно вдыхаемносом. Сразу после короткого вдоха, ладошки разжимаются-выдох)

Чудак

Там, на холмах, сидит чудак,

Сидит и дует так и сяк.

Он дует вверх,

Он дует вбок,

Он дует вдоль и поперек.

Затем педагог кладетсебе на ладонь вырезанный из бумаги осенний листок (снежинку, тучку, птичку, воздушный шарик) иподносит его ко рту ребенка. Называя имя ребенка, он аккуратно сдувает листок.Ребенок ловит его и, сдувая, называет имя следующего ребенка.

Внаших силах помочь каждому ребенку справиться с трудностями при неправильномразвитии речевого аппарата с помощью специальныхупражнений артикуляционной гимнастики. Она способствует тренировкедвижений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов. Упражнения проводятся совместно с логопедом ДОУ, которыйпомогает отобрать нужные упражнения для артикуляционной гимнастики и разучитьих с детьми. При этом важно соблюдать определенную последовательность, идти отпростых упражнений к более сложным. Регулярноеиспользование артикуляционных упражнений улучшает качество речи детейи, соответственно, качество пения.

Артикуляционнаягимнастика

-способствует тренировке мышц речевого аппарата

-ориентированию в пространстве

Мониторинг,проводимый в конце учебного года, позволяет наблюдать положительнуюдинамику речевого развития детей. Дети стали лучше говорить, с удовольствиемчитают стихи, исполняют роли в детских праздниках.

Пример «Упражнение «Жаба Ква-ка»

Жаба Квака с солнцем встала, —потягиваются, руки в стороны

Сладко-сладко позевала-детизевают

Травку сочную сжевала-имитируютжевательные движения,

Да водички поглотала-глотают

На кувшинку села,

Песенку запела: «Ква-а-а-а!-произносятзвуки отрывисто и громко Квэ-э-э-! Ква-а-а-а! Жизнь у Кваки хороша!

Игровой массаж

-повышает защитные свойства верхних дыхательных путей

-нормализует вегетососудистый тонус

-нормализует деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желёз.

Делая самомассаж определенной частитела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том,что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение ксобственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использованиеигрового массажа А.Уманской, М.Картушиной, А.Галанова повышает защитныесвойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализуетвегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринныхжелез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Пример

1-я точка: «В гости к бровкам мыпришли, пальчиками их нашли»

2-я точка: «Пальчиком нашли мосток,по нему мы скок-поскок»

3-я точка: «Опустились чуть-чутьниже и на пальчики подышим»

4-я точка: «Вот мы к шейкеприкоснулись и пошире улыбнулись»

5-я точка: «Надо ушки растереть,чтобы больше не болеть»

6-я точка: «Руки надо растереть,чтобы больше не болеть»

7-я точка: «И про спинку не забыть,чтобы стройными нам быть»

Оздоровительныеи фонопедические упражнения

РазработкиВ.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового,диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно- глоточного аппаратаи деятельности головного мозга. Используютсяоздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические и голосовыесигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

 

 

Пример«Дождь»

Представленная информация была полезной?
ДА
59.35%
НЕТ
40.65%
Проголосовало: 1198

Дождь, дождь, дождь сутра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)

Веселится детвора! (легкиепрыжки на месте)

Шлёп по лужам,шлеп-шлеп. (притопы)

Хлоп в ладоши,хлоп-хлоп. (хлопки)

Дождик, нас не поливай, (грозятпальцем)

А скорее догоняй! (убегаютот «дождика»)

Важное место на музыкальныхзанятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенкиили произносятся под музыку.

Пальчиковыеигры

-развивают речь ребёнка

-развивают двигательные качества

-повышают координационные способности пальцев рук

-соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевыминтонированием

-формируют образно-ассоциативное мышление

Пример: «Кошка»

Посмотрели мы в окошко /делаютпальцами обеих рук «окошко»

По дорожке ходит кошка / «бегают»указательным и средним пальцами правой руки по левой руке.

С такими усами /показывают«длинные усы»

С такими глазами /показывают«большие глаза»

Кошка песенку поет

Нас гулять скорей зовет /«зовут»правой рукой

Речевые игры

1) эффективно влияют наразвитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности

2) позволяют детямовладеть всеми выразительными средствами музыки

Формированиеречи у человека идет при формировании жестов, которые могут сопровождать, украшатьи даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимическиеи театральные возможности, что эффективно влияет на развитие эмоциональнойвыразительности речи детей. К звучанию добавляются музыкальные инструменты,звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства.

Пример: Игра «Жучок»

Мынемножко пожужжим Ж-Ж-Ж (дети жучки летают по всему залу и жужжат)

Нацветочках посидим: Жим-Жим (стоят слегка приседают «жучок» качается нацветке)

Всюдуяркие цветы, сколько всюду красоты! (разводят руки в стороны)

Атеперь нам есть пора! (поглаживают животики)

Наобед у нас кора: Ням-Ням (активно произносят слоги, словно жуют)

Теплыйдень, он так хорош,

Какхорош, как хорош! (поднимают руки в стороны, покачивают ими)

Поневолезапоёшь

Запоёшь,запоёшь! (улыбаются, обращаясь друг другу)

Мыспоём свою жужжалку:

Жу-жу-жу,Жу-жу-жу (повторяют три звука звукоряда вверх и вниз)

Атеперь нам спать пора-а-а (потягиваются)

Будемспать мы до утра-а-а (зевают и закрывают глаза)

Музыкотерапия

-способствует коррекции психофизического статуса в процессе двигательно-игровойдеятельности

Слушание правильноподобранной музыки:

-повышаетиммунитет,

-снимаетнапряжение и раздражительность,

-уменьшаетголовную и мышечную боль,

-восстанавливаетспокойное дыхание

Гармоничнаямузыка-лучший психотерапевт. В лечебных целях музыку применяют с давних времён.Музыка несёт в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшиевозможности общения.

Музыкаоказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей. Замкнутые,скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыкивзаимодействия с другими детьми. Улучшается речевая и сенсомоторная функция.

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Этоне значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиватьсядетьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даженастроения детей. Для расслабления,снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения вдневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием классической испециальной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы.

Утренний прием вдетском саду рекомендуется проводить под музыку Моцарта. Музыка Моцартаоказывает высвобождающее, лечебное, целительное воздействие.Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком,создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическоеблагополучие.

Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующиепроизведения:

1«Утро» (музыка Грига из сюиты «ПерГюнт»).

2«Скерцо» (современный эстрадный оркестр)

3. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)

4. Обработки для русского народного оркестра («Барыня»«Камаринская»«Калинка»)

5. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфоническийоркестр)

Каждое музыкально-терапевтическое занятие(урок здоровья, пятиминутка здоровья, оздоровительная пауза):состоит из 3-х фаз:

1. Установление контакта.

2. Снятие напряжения.

3. Расслабление и заряд положительными эмоциями.

Соответственно, каждыйиз данных этапов включает в себя характерные музыкальные произведения,игры, этюды и упражнения. Музыкальные произведения нужно подобратьтак, чтобы музыка контактировала с ребенком, соответствовала егоэмоциональному состоянию. То есть, если мы имеем дело с возбужденными детьми,то и акцент следует делать на возбуждающую музыку.

Подбор музыкального материаларекомендуется строить на основе постепенного изменениянастроения, динамики и темпа с учетом их эмоциональной нагрузки.

Первое музыкальное произведение формирует определеннуюатмосферу, налаживает контакты между взрослым и детьми, готовит к дальнейшемупрослушиванию. Как правило, это спокойное произведение, которое оказываетрасслабляющее действие. Например«Аве Мария»,Баха-Гуно, «Голубой Дунай», Штрауса-мл.

Второе произведение-по характеру напряженное, динамичное, которое проявляет общеенастроение детей, несет основную нагрузку, стимулирует интенсивные эмоции, даетэмоциональную разгрузку. В частности«Лето. Престо» изцикла «Времена года» Вивальди, «Маленькая ночнаясеренада» Моцарта, которые способствуют снятию агрессивных импульсов ифизической агрессии.

Третье произведение снимает напряжение, создает атмосферу покоя. Оно обычноспокойное, релаксирующее, либо энергичное, жизнеутверждающее, дающее зарядбодрости, энергии и оптимизма. Например«Менуэт» Баккерини, «Одак радости» Бетховена, «Испанское каприччио» Римского-Корсакова.Конкретные произведения для своей программы я подбираю, опираясь на матрицукодирования эмоциональных состояний через музыку, разработаннуюВ.И.Петрушиным:

• Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сонрассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговыхструктур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечениинервно-психического здоровья детей. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическоевоздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальнымипроизведениями:

1. Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр).

2. П.И. Чайковский «Времена года».

3. Бетховен, соната №14 «Лунная».

4. Бах-Гуно «Аве Мария».

5. Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыкадля детей»).

6. Анугама «Голоса океана».

• Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейсяусталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет,нормализует кровяное давление и работу нервной системы детскогоорганизма. Для этого можно использовать следующие мелодии:

1«Классические мелодии для детей и их родителей» (изсерии «Хорошая музыка для детей»).

2. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».

3. Музыка для здоровья («Легкие»).

4. Бах «Органные произведения».

5. А. Вивальди «Времена года».

6. Голоса природы.

Активнаямузыкотерапия направлена на активную деятельность (воспроизведение,фантазирование, импровизацию с помощью голоса или инструментов). Она являетсяважной составляющей музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. Активные формы(вокалотерапия и игра на музыкальных инструментах) предполагаютцеленаправленное педагогическое воздействие на ребенка и рассматриваются каксредство общего гармоничного развития личности, формирования нравственно-эстетическоговкуса и потребностей, а также коррекции.

Элементарноемузицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику,чувство ритма, метра, темпа, улучшают внимание, память, психические процессы, сопровождающиеисполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов,имеющихся в наличии, можно изготовить и поиграть на самодельныхинструментах-«шумелках» из коробочек, «стучащих» из деревянных палочек икусочках бамбуковой удочки, «шуршащих» из мятой бумаги и целлофана.

Танцетерапия

Цель танцетерапии— посредством танцевальной импровизации выразить своё настроение, состояние.Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способоввыражения чувств и переживаний.

Музыкально-ритмические упражнениявыполняют релаксационную функцию, помогая добиться эмоциональной разрядки,снять умственную нагрузку и переутомление. Музыкально-ритмические упражненияформируют красивую осанку, укрепляют мускулатуру, развивают мелкую моторику,воспитывают выносливость. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимаетнервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Движения и танец, помимотого, что снимает нервно-психическое напряжение, помогают детям быстроустанавливать дружеские связи друг с другом, а это также даёт определённыйпсихотерапевтический эффект.

Выполняя упражнения с пением, детиучатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его сречевой фразой, у них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух.

Удетей раннего возраста еще слабый опорно-двигательный аппарат, и если ребенокмалоподвижен, то с его развитием могут появляться такие неприятные вещи каксколиоз, кефоз, косолапие, плоскостопие. Детская музыкальная ритмика являетсяотличной профилактикой от таких проявлений.

Крометого, в программе много прыжков и вращений, которыеразвивают вестибулярный аппарат и умение ребенка ориентироваться впространстве. Через многократное повторение ритмических движений развиваетсямышечная память.

Можнос полной уверенностью утверждать, что танцетерапия является профилактикойдетских комплексов и неврозов.

Музыкально-ритмическиедвижения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любаяпрограмма, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальныйслух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которыележат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можнопреследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитиичувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д., взависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведетсяданная работа.

Основная направленность элементов ритмопластики намузыкальных занятиях-психологическоераскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного(«музыкального») инструмента.

Многорадости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Не имеетособого значения и возраст детей. Малыши особенно любят ритмичные движения подмузыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей.

Танцы,ритмичные движения-физиологическая потребность детского развивающегосяорганизма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координациюдвижений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активновлияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимыхдетскому организму.

Ритмичныеи плавные движения усиливают приток крови к легким-они полнее насыщаютсякислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам,доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продуктыобмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка.Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное.

Быстротареакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическимидвижениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальныхзанятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствуетразвитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки,внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

Оченьважна на занятиях по ритмопластике музыка. Правильно подобранная музыка-успехурока. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношениимежду временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей,создавая у них определенное настроение, при этом влияет навыразительность детских движений.

Логоритмика

Этометод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы всочетании со словом, движением и музыкой, включает в себя пальчиковые, речевые,музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупнойи мелкой моторики, танцы под ритмодекламацию или пение взрослого, ритмическиеигры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями.

Логоритмическиеупражнения являются одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного дляснятия напряжения.

Логоритмическаядеятельность направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитиекоординации «речь-движение», расширение у детей словаря, способствуютсовершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыковобщения.

Особоеместо в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения подмузыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь наэмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрееусваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.

Логоритмическаядеятельность проводится 1 раз в неделю музыкальным руководителем и воспитателем.Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов.Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитательпродолжает эту работу на речевых занятиях и в игровой деятельности детей. Такаякомплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствуетразвитию личности в целом.

Практикапоказала, что регулярное включение в музыкальное занятие элементов логоритмикиспособствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительныйэмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Необходимымусловием в выработке двигательных, слуховых и речевых навыков являетсямногократное повторение изучаемого материала с целью создания здоровыхдинамических стереотипов.

Логоритмическиеигры способствуют созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферысовместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражатьвзрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодарямузыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен.Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулируетактивность детей к речевой и другим формам деятельности.

Пример «Падает снежок»

Падает снежок,

Поднимают руки вверх и

медленно опускают их

Белый холодок,

И летят снежинки на дорожку.

 

 

делая мягкие взмахи кистями-вытягивают вперед то одну руку, то другую.

Милый мой дружок,

Маленький дружок,

Подставляй скорее ты ладошки.

 

 

Вращают кистями рук.

Пусть летает снег,

Пусть летает снег,

В воздухе кружится и порхает,

 

 

Поворачивают ладони то

вверх, то вниз.

А как на ладошки

Наши упадет,

Сразу тот снежок растает.

Прижимают ладони друг к другу на последнем слове.

Психогимнастика

Основная цель психогимнастики-снятиепсихического напряжения, преодоление барьеров в общении, развитие личностногопонимания себя и других, создание возможностей для самовыражения.

Виды-этюды, игры иупражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психикиребенка, как ее познавательной, так и эмоционально личностной. Кпсихогимнастике можно отнести: мимические упражнения; релаксацию;коммуникативные игры и танцы; этюды на развитие выразительности движений,инсценировки.

Психогимнастическиеупражнения на своих занятиях я использую в начале занятия-чтобы помочь ребятамнастроится на рабочий лад (в зависимости от их настроения); в конце занятия-нарелаксацию, чтобы дети успокоились перед уходом в группу; в процессе игр-драматизаций,чтобы помочь детям войти в тот или иной образ.

Поройнам стоит огромных усилий контролировать свои эмоции, сдерживаться, скрывать ихот посторонних. Чтобы научить малыша сдерживать, контролировать свои эмоции,помогут упражнения на расслабление, снятие напряжения, создание игровойситуации.

Основные задачи психогимнастики:

1) Упражнять детей в уменииизображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения.

2) Коррекция настроения иотдельных черт характера.

3) Обучение ауторелаксации.

Психогимнастика,прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений,на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств ина приобретение навыков в само расслаблении.

Пример «Коммуникативная игра-танец «Здравствуй, мойдружок!»

«Встань-кана дорожке, хлопни-ка в ладошки

Топникаблучками, потанцуй-ка с нами

Насв кружок приглашай, про меня не забывай

Насв кружок приглашай, про меня не забывай»

Релаксация

Этоглубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психическогонапряжения. Умение расслабляться позволяет устранить скованность, беспокойство,возбуждение, а также восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Игротерапия

Игра-естественный спутникжизни ребенка, источник радостных эмоций. И музыка, и игра-образноепредставление действительности, поэтому музыкальный образ легко перевоплощаетсяв игровой. Цель игровой терапии-не менятьребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческимнавыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полномвнимании и сопереживании взрослого.

Используяв педагогическом процессе народные игры, мне не только удается реализоватьобучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательныефункции: одновременно приобщить детей к народной культуре.

Коммуникативныеигры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства,способствующие углублению осознания сферы общения, обучают умениюсосредоточится.

Применяяигротерапию различных направлений, одним из самых популярных считается сказкотерапия.Придумывая сказку, ребенок усваивает принятые в обществе морально-этическиенормы и принципы. Иными словами, такая арт-терапия для детей с малых лет учит,«что такое хорошо, а что такое-плохо».

Сказка-зеркало,отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно все,чего не бывает в жизни. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повыситьсамооценку и измениться в желаемом направлении. Сказкотерапия используется вомногих праздниках и развлечениях.

Алгоритм проведения музыкальногозанятия

с использованиемздоровьесберегающих технологий

Видымузыкальной деятельности могут варьироваться с здоровьесберегающимитехнологиями в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видовмузыкальной деятельности, замещать и взаимозаменять друг друга.  

1. Приветствие.Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад.

2. Вводная ходьба.Музыкально-ритмические движения, логоритмические упражнения.

3. Слушание музыки(активное и пассивное). Физкультминутка-пальчиковая или жестовая игра-1упражнение.

4. Пение, песенное творчество:распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, в качествефизкультминутки-пальчиковая или жестовая игра-1 упражнение.

5. Танцы, танцевальное творчествос элементами ритмопластики.

6. Театральное творчествос элементами логоритмики, ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика).Музыкальные игры, хороводы.

7. Игра на ДМИ.Творческое музицирование.

8. Прощание. Психогимнастическоеупражнение на релаксацию.

Вывод

Особуюроль в оздоровлении детей выполняет музыка. Большое внимание во взаимодействиивсех участников педагогического процесса уделяется современным методамукрепления психологического здоровья и созданию условий для комфортногосамочувствия ребенка. В настоящее время наблюдается интенсивное использованиепедагогами в воспитательно образовательной работе с дошкольниками различныхпсихо-двигательных гимнастик, коммуникативных игр, творческих сюжетных игр,театрализованной деятельности, народных подвижных и хороводных игр. При такомподходе не только обеспечивается возможность для полноценного развития ребенка,но и в значительной мере создаются условия для сбережения и укрепленияпсихологического здоровья, активизируется общение детей и взрослых.

Важнаясоставляющая музыкально-оздоровительной работы в нашем ДОУ — это созданиетакого музыкального сопровождения, которое способствует коррекциипсихофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности.

Музыкальная деятельность сиспользованием технологий здоровьесбережения эффективна при учетеиндивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Всоответствии с этим строится планирование, направленное на усвоение детьмиопределенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ходдеятельности, ее содержание и методы. Успех невозможен без совместнойдеятельности музыкального руководителя и воспитателя,который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей вгруппе.

Список использованнойлитературы

1. Алябьева Е.А.Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическоепособие.-М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Алябьева Е.А.Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам ипедагогам.-М.: ТЦ Сфера, 2003.

3. Арсеневская О. Н.Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду занятия, игры,упражнения-Волгоград: Учитель,2011.

4. Белая А.Е., МирясоваВ.И. Пальчиковые игры. М., 1999.

5. Буренина А.И.Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольногои младшего школьного возраста).-СПб.: ЛОИРО, 2000.

6. Емельянов В. В. Развитиеголоса. Координация и тренаж. С-Петербург, 1997.

7. Картушина М.Ю. «Оздоровительныезанятия с детьми 6-7 лет»

г.Москва, изд. ТЦ Сфера, 2010.

 8.Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду.- М.: Издательство«Скрипторий 2003», 2010.

 9. Кныш В. А., Комар И. И, Лобан Е. Б., Дудак Ю. В. Логоритмическиеминутки: тематические занятия для дошкольников/авт.-сост. В. А. Кныш, И. И.Комар, Е. Б. Лобан, Ю. В. Дудак-Минск: 2009.

10. Светлова И.Е. Развиваеммелкую моторику и координацию движений рук.-Эксмо-пресс, 2007.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.35%
НЕТ
40.65%
Проголосовало: 1198

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1198


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1198


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1198


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1198


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1198


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет