Методическая разработка на тему
Формирование финансовой грамотности у обучающихся:технологии и инструменты
В настоящеевремя финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельностичеловека, он затрагивает практически все сферы общественной и частной жизни.Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовыевопросы, принимать решения в области формирования личных доходов иосуществления личных расходов. Финансовая грамотность в XXI веке представляет собойважнейшую компетенцию, она так же жизненно важна для каждого современногочеловека, как и умение писать и считать.
Финансовуюграмотность принято определять как совокупностьзнаний о финансовом секторе, особенностях его функционирования и регулирования,профессиональных участниках и предлагаемых ими финансовых инструментах,продуктах и услугах и умения их применять с полным осознанием итогов своихдействий и готовностью нести ответственность за осуществляемые решения.
Финансово грамотноенаселение характеризуется тем, что ежемесячно ведет учет расходов и доходовсемьи, живет по средствам – без излишних долгов, осуществляет финансовоепланирование на перспективу (готовность к непредвиденным обстоятельствам иподготовка к пенсии), приобретает финансовые продукты и услуги на основевыбора, ориентируется в вопросах финансовой сферы. В целом суть финансовойграмотности можно определить как способность максимально осознанно иответственно подходить к решению любых финансовых вопросов на протяжении всегожизненного цикла человека.
Финансовая грамотность(компетентность) — сочетание знаний, навыков и личных установок, необходимыхдля принятия взвешенных решений в сфере личных финансов. Система финансовыхкомпетенций для обучаемых 15–18 лет включает в себя девять предметных областей:доходы и расходы, финансовое планирование и бюджет, личные сбережения,кредитование, инвестирование, страхование, риски и финансовая безопасность,защита прав потребителей, общие знания экономики и азы финансовой арифметики.Для каждой из областей определяются знания, навыки и личные установки набазовом и продвинутом уровнях.
Цель образованиязаключается в формировании финансовой культуры у обучающихся, под которойподразумевается освоение обучающимися:
• знаний устройствабазовых финансовых институтов, принципов взаимодействия финансовых организацийс гражданами, правил безопасного взаимодействия с ними;
• круга важнейшихценностей и поведенческих установок ответственного обдуманного поведения;
• умений находитьактуальную финансовую информацию из различных источников, осуществлятьнесложные финансовые расчёты;
• компетенции,предполагающей развитию способность решать практические финансовые задачи, скоторыми сталкивается каждый член современного общества.
Применениесистемно-деятельностного подхода в обучениифинансовой грамотности обусловливает переход от: — усвоения набора базовыхфинансовых знаний, понятий к формированию компетентностей; — изолированного отжизни изучения системы научных понятий к включению содержания обучения вконтекст решения обучающимися жизненных задач; — индивидуальной формы усвоениязнаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целейобучения. Деятельностный подход к организации образовательного процессаповышения квалификации педагогов предполагает выбор соответствующих методик ипедагогических приемов. Проблемные лекции, дискуссии, обсуждения, групповая работаи др.
Системно- деятельностныйподход:
• Основой психическогоразвития человека выступают качественные изменения в социальной ситуации.
• Социальныеновообразования (ценности, знания, умения) формируются в ходе осуществленияопределенной деятельности.
• Деятельность – этосистема, включающая мотивы, цели, способы деятельности; исходный материал иконечный продукт.
• Формирование и развитиеумственного действия предполагает осуществление рефлексии его способа.
• Всеобщими моментамипсихического развития человека служат обучение и воспитание.
Деятельностнымкомпонентом содержания образования финансовой грамотности
Принципыобучения финансовой грамотности:
• Обучающиеся выступаютв качестве субъекта деятельности (учебной, практической)
• Обучающиеся вводятся впроблемные финансовые ситуации
• Обучающиеся включаютсяв решение практических финансовых задач
• Учитель выступает вроли организатора учебной деятельности, в роли финансового консультанта,эксперта
• Преимущественноиспользуются интерактивные формы занятий
• Коллективная игрупповая учебная и практическая деятельность должна быть подкрепленаиндивидуальной самостоятельной учебной и практической деятельностью.
Основныеобразовательные технологии, методы обучения и педагогические приемы,используемые при обучении финансовой грамотности
Отличия преподавания финансовойграмотности от других предметов заключаются в следующих положениях:
1. Отсутствие большогоопыта обучения финансовой грамотности в нашей стране, следовательно большаясвобода в выборе методики обучения;
2. Имеет возможностьиспользования наиболее интересных способов обучения, что обусловлено жизненнымсодержанием курсов / модулей / тем;
3. Имеет межпредмтеныйхарактер, что позволяет использовать потенциал разных наук;
4. Широта возможностейобучения финансовой грамотности:
А) как самостоятельногокурса
Б) как модуль или тема всоставе общеобязательных предметов (обществознание, математика, ОБЖ)
В) в программе воспитанияи социализации как образовательное событие
Базовая схема занятий пофинансовой
ШАГ 1: Предъявлениепрактической финансовой задачи.
ШАГ 2: Анализпрактической финансовой задачи и выявление проблемы, заложенной в практическойзадаче.
ШАГ 3: Постановка учебнойзадачи.
ШАГ 4:Освоение учебногоматериала финансовой грамотности (решение учебной задачи). ШАГ 5: Решениепрактической финансовой задачи.
ШАГ 6: Рефлексия,перенесение способа решения практической задачи на подобные задачи и повозможности другой класс задач.
Педагогическиетехнологии, используемые при обучении финансовой грамотности:
1) Интерактивныеформы (методы) обучения.
Интерактивное обучение(от англ. interaction — взаимодействие) — обучение, основанное навзаимодействии учителя и обучающихся, при котором обучающиеся осуществляютсобственную активную деятельность, в отличие от репродуктивного обучения, прикотором обучаемые лишь пассивно воспринимают информацию от учителя. Винтерактивно организованном обучении обучающиеся выступают субъектамисобственной деятельности (учебной, исследовательской, проектной и др.),вступают в коммуникацию и взаимодействие с учителем, друг с другом, с другимисубъектами (в том числе за пределами школы) для решения различного рода задач(проектных, исследовательских, практических). Результатом интерактивногообучения должно являться не только освоение предметных знаний и умений, но иформирование метапредметных компетенций (универсальных учебных действий порешению задач разного рода), а также личностных установок и характеристик.Педагог (ведущий) не дает готовых знаний, но побуждает участников ксамостоятельному поиску». Погружение в проблемную ситуацию — один из видовпрактического применения интерактивных форм обучения, метод интенсификацииобучения, реализуемый как развернутый поиск постановки и решения проблемы,включающий в себя все этапы, сочетающий в себе ряд более компактныхинтерактивных форм, коллективно-распределенную и индивидуальную деятельность,занимающий от одного до нескольких дней.
Проектное обучение —организация проектной деятельности обучающихся (выполнение учебных проектов).Проектная деятельность — тип деятельности, нацеленный на создание будущей новойсистемы (вещи, инструмента или организации работ) для решения какой-либопрактически значимой задачи (проблемы), оканчивающийся созданием продукта(вещи, инструмента или организации работ). Предъявляемым результатом проектнойдеятельности является подробное описание решения какой-либо задачи илипроблемы. В организации проектной деятельности важны два аспекта:продуктноцелевой и процессуальный. Первый аспект — образ нового продукта (вещи,инструмента, организации работ), необходимого для решения проблемы. Второй аспект— планирование, организация и осуществление деятельности от идеи доматериального воплощения. Создание учебных проектов формирует важнейшиекомпетенции: постановка общественно-значимой проблемы, сбор и анализинформации, планирование, организация командной работы и коммуникации,реализация планов согласно срокам и ресурсам, анализ результатов, предъявлениерезультатов, оценка проделанной работы и вклада участников. Кроме того, в ходепроектной деятельности обучающиеся учатся на практике применять знания из однойили нескольких предметных областей.
Подводя итог анализуинтерактивных форм обучения, следует подчеркнуть ту их особенность, котораячасто не замечается или оценивается совершенно превратно. Интерактивные формыбезразличны к реальной практической значимости проблемы и практическойэффективности (результативности) действия в том смысле, что практическаярезультативность для них совершенно необязательна. Учебные проблемные ситуациичаще всего являются лишь имитацией реальных ситуаций. Иногда для конструированиязадач используют лишь оболочку жизненного сюжета. По сути же исходные проблемные ситуации или задачи нужны для развертывания пробного или игровогодействия, которое очень часто является ошибочным или незавершенным. Не случайнонекоторые из интерактивных форм прямо называются или характеризуются как«имитационные», «игровые» и т.д. Поэтому данная особенность интерактивных формне является их негативной стороной, она является оборотной стороной инициациисамостоятельного пробного и игрового действия участников. И в этом состоит силаи педагогическая осмысленность интерактивных и игровых форм. Интерактивныеформы обучения на практике часто реализуются как учебно-игровые формы обучения.
2)Игровые технологии. Игра — это вид деятельности вусловиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта,в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Похарактеру педагогической деятельности и ее целям: 1) Обучающие (оформлениедоговора вклада) 2) Тренинговые (выбор страховой компании) 3) Обобщающие(разработка долгосрочного финансового плана) 4) Контролирующие (презентацияпроектов собственного бизнеса)
По игровой технологии: 1)Настольные (игра «Не в деньгах счастье») 2) Интеллектуальные (Что? Где? Когда?)3) Деловые (разработка идеальной модели пенсионной системы) 4)Имитационно-ролевые (взаимодействие с различными финансовыми организациями вменяющихся условиях): кейс-игра для профильной смены
2) Кейс-технология
Кейс-технология – это интерактивнаятехнология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленнаяне столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств(способов деятельности) и умений.
Например: 1) Представьте,что вы уже окончили институт, начали работать и хотели бы купить свое жилье. Ноу вас в наличии только 200 тыс. р. Квартира, которую вы присмотрели, стоит 2млн р. Что будете делать, чтобы решить данную проблему без обращения кродителям и друзьям, самостоятельно?
Особенности кейсов назанятиях по финансовой грамотности:
• Направлены наисследование и разработку решений относительно будущих возможных событий, а неуже свершившихся.
• Имеют ярко выраженныйличностно-значимых характер.
• Вариант решения зависитот личных предпочтений и финансовых установок обучающегося. • Имеют большойвоспитательный потенциал (формирование ценностей грамотного финансовогоповедения).
3) Технологиятворческой мастерской.
Мастерская– это технология, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесспознания через создание эмоциональной атмосферы, включение учащихся впродуктивную деятельность, в которой ученик может проявить себя как творец.
Особенности:
-знания не даются (не предъявляются в готовом виде), а выстраиваются самимиучениками в паре или группе с опорой на свой личный опыт, или новые знания имидобываются самостоятельно;
-учитель – мастер направляет, предоставляет ученикам необходимый материал в видезаданий и возможных способов их выполнения;
-Должен быть материализованный конечный продукт учебной деятельности (плакат,фильм, сказка, рассказ, манифест, театральная постановка и др.)
Например: Представим, чтовчера вечером ваша бабушка пришла к родителям за советом. Она рассказала, чтоее подруга Виолетта Владимировна вложила в компанию «Процветай» свою пенсию 10тыс. р. и ей пообещали через месяц вернуть 15 тыс. р. Причем их общая знакомаяуже носила туда деньги и получила их обратно с хорошей прибавкой. К тому же этакомпания предлагала не забирать деньги через месяц, а оставить на год, обещаявернуть через год 80 тыс. р. Бабушка сняла 30 тыс. р. своих сбережений иуговаривала маму тоже вложить свои деньги. О какой проблеме идет речь? Как выпосоветуете поступить бабушке и маме? В такой ситуации могут оказаться и другиепенсионеры. Давайте им поможем разобраться в ситуации и не стать жертвамимошенников. Подготовьте свое предостережение для людей, находящихся в подобнойситуации. • Группа №1: в форме сказки или рассказа (художественная форма) – неболее 1 стр. • Группа №2: в форме (социальной рекламы на радио) – 1-2 минуты. •Группа №3: в форме заметки в газете или журнале – не более 1 стр. • Группа №4:выступления на заседании клуба пенсионеров – 1-2 мин. • Группа №5:просветительского плаката: формат А3.
4) Модульная технологияобучения:
— учебный материал разбитна модули;
— каждый модульобъединен общим содержание и практической задачей или группой практическихзадач;
— изучение учебногоматериала имеет логическое начала –проблему в области личных финансов илогическое завершение – решение проблемы (или группы проблем, освоение способарешения подобного рода проблем);
— завершение изучениемодуля может проходит в различных формах презентации учебных достижений.
Примеры модулей для СПО •Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни • Страхование • Фондовый рынок •Собственный бизнес • Пенсионное обеспечение • Налоги • Риски в мире денег
При обучении финансовойграмотности используются такие приемы и методы обучения как
— использованиеактуальной для обучающегося тематики (например, для подростков тему вкладов);
— использованиеинфографики (схемы, таблицы, мультфильмы);
— использование сайтовдля поиска информации, ее интерпретации;
— привлечение знаний издругих областей знания (например, из истории, географии, литература);
— включение духасоревнования в учебную деятельность (кто больше заработает, кто большесэкономит и др.);
— моделированиесодержания темы (позволяет удерживать общий смысл);
— анализ материалов СМИ
-Исправление ошибок втексте финансового характера;
— Создание какого-тотворческого продукта своими руками (деньги, плакаты и др.)
— Подбор иллюстраций кфинансовой проблеме;
— Подбор афоризмов,цитат, пословиц и поговорок;
— Разработка алгоритмовфинансового поведения;
— Придумывания проблемныхситуаций (как положительных, так и отрицательных);
— Анализ (и или поиск)финансовых вопросов (тем, моделей поведения) в фильмах, мультфильмах,литературе;
— Трансформацияфинансового текста в таблицу, график, диаграмму;
— Написание эссе;
— разработка вопросов,заданий для других команд.
На выбор формы занятия втом числе влияет этап овладения культурной нормой.
1. Знакомство скультурной нормой – лекция, лекция-беседа, экскурсия.
2. Освоение культуройнормы – семинары, практикумы, учебные игры.
3. Владение культурнойнормой – занятие-презентация учебных достижений.
Виды лекций •Классическая лекция • Интерактивная лекция • Лекция-беседа • Экскурсия •Просмотр фильмов или фрагментов
Когда используются
• При объясненииустройства финансовых отношений, систем, принципов деятельности.
• При необходимостииллюстрации финансовых явлений.
• При необходимостимотивировать на изучение финансовой грамотности или отдельных вопросов курса
• Для введения в проблемувзаимодействия с финансовыми организациями, защиты прав потребителя финансовыхуслуг.
Требования к лекциям пофинансовой грамотности: Должны быть «живыми», нести актуальную финансовуюинформацию, иметь системный логичный характер, Объем «чистой» финансовой теорииминимален, всегда должен прослеживаться лично значимый контекст управленияличными финансами.
Виды семинаров • Проблемныйсеминар • Коммуникативный семинар • Проектный семинар Когда используются
• При обсуждениифинансовых семейных (личных) проблем и поиске способов их решения (например,нужно ли делать вложения в человеческий капитал?)
• При обсуждении способоввзаимодействия с финансовыми организациями (как поступать в том или иномслучае: как оформить страховку? Как выбрать вклад? И др.)
• При разработкесобственного практического решения финансовой задачи (бизнес-плана своегопредприятия, долгосрочного финансового плана семьи и др.)
Требования к семинарампо финансовой грамотности: Должны быть интерактивными, позволять обучающимсябыть субъектами деятельности, иметь дидактический материал и возможность быстроее добывать.
Практикумы используются,когда необходимо отработать осваиваемые предметные финансовые (чаще всегоматематические) умения и компетенции финансовой грамотности:
— поиск информации попредлагаемым вкладам, кредитам, страховым услугам и др.
— решение задач нарасчеты семейного бюджета, расчеты размера налогов, которые нужно уплатитьфизическому лицу, расчеты процентов по вкладам, кредитам, займам и др.
— выполнение алгоритмовдействия (заполнение финансовых и правовых документов) Требования к практикумампо финансовой грамотности: Должны четко отрабатывать те умения, которыеизучались в рамках данной темы/модуля, должны быть нескучными (возможно сиспользованием онлайн ресурсов – финансовых калькуляторов и др.), все заданиядолжны иметь четкие критерии правильности ответа.
Учебные игрыиспользуются:
• При выработке/отработке практических умений и компетенций обучающихся.
• При необходимостимотивировать на изучение Финансовой грамотности, вовлечь обучающихся в изучениеэтой темы, показать ее практический характер.
• При необходимостисмоделировать реальные финансовые взаимоотношения, погрузить обучающихся вреальные финансовые проблемы.
• При внесенииразнообразия в образовательную практику.
Требования к лекциям пофинансовой грамотности: Должны быть интерактивными, позволять обучающимся бытьсубъектами деятельности, иметь весь спектр необходимого оборудования, дидактическихматериалов, педагог должен владеть профессиональными компетенциями
игровой техники.
Занятие презентацияучебных достижений (конкурс; игра; интеллектуальное соревнование; презентацияпроектов; научно-практическая конференция; контрольный тест используются, в завершенииизучения модуля/ раздела, иллюстрируются учебные достижения, то есть уровеньвладения культурной нормой (освоенными финансовыми умениями, компетенциями).
Конкурс Преимущества:Эмоциональная вовлеченность, дух соревнования
Хорошо используется врамках технологии «Творческая мастерская»
Фильмы, рассказы, стихи,эссе, плакаты, песни, заметки в газеты, сюжеты для видеороликов по разнымтемам: «Зачем ребенку изучать финансовую грамотность», «Главные правилафинансовой безопасности», «Куда обращаться за защитой прав потребителяфинансовых услуг», «Что нужно знать при выборе страхования», «Как грамотноплатить налоги» и др.
Презентация проектов инаучно-практическая конференция хорошо подходит для завершения изучения модуля«Собственный бизнес» — презентация проектов.
НПК подходит для всехтем, особенно по вопросам исследования уровня финансовой грамотности населения,состояния защиты прав потребителей финансовых услуг, может носить публичныйхарактер с приглашением педагогов, родителей. Презентуемые проекты должнысоответствовать заранее установленным критериям оценки и общепринятымстандартам оформления презентаций (установление метапредметных связей с курсоминформатики).
Предмет диагностики пофинансовой грамотности: Уровень сформированности:
А) финансовых понятий изнаний
Б) ценностных установокграмотного финансового поведения
В) умения осуществлятьпростые финансовые расчеты
Г) умения добывать,анализировать и использовать информацию из разных источников по теме личных исемейных финансов
Д) оценивать вариантывыбора финансовых продуктов в конкретных жизненных обстоятельствах.
Такимобразом можно сделать вывод, что применение современных педагогическихтехнологий, их методов и приемов на урока по предмету Финансовая грамотностьделает процесс образования более эффективным, активируя познавательнуюдеятельность учащихся, продуктивно сказывается на развитии их способностей.Обучающиеся становятся более компетентными в различных сферах, увереннее,универсальнее. У них развиваются творческие способности, мышление, достигаютсяцели изучения предмета в соответствии с программой, повышается уровеньфинансово-экономической грамотности. И как следствие, общая финансоваяграмотность населения России начнет расти.
Использованнаялитература:
1)УксусоваМ.С. Повышение финансовой грамотности молодежи как условие модернизацииэкономики России // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12[Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/43071 (датаобращения: 19.01.2017).
2)Концепция формирования финансовой грамотности у обучающихся средствамиорганизации проектной деятельности и других форм интерактивного обучения
3)Национальная стратегия повышения финансовой грамотности на 2016–2020 гг. Проектструктуры и основного содержания. Версия от 30.11. 2015 г. [Электронныйресурс]. URL: https://duma.tomsk.ru/upload/site/2016/02/29/56d3c998be927
4)Национальная_стратегия_Фин_грамотности_Пр оект_от_30.11.2015.pdf (датаобращения: 19.01.2017). 4 С чего нужно начинать обучение финансовойграмотности? [Электронный ресурс]. URL:http://capitalgains.ru/obrazovanie/lichnostnyj-rost-i-samorazvitie/finansovaya-gramotnost-s-chego-nachat.html.(дата обращения: 19.01.2017).
https://fingram-history.oc3.ru)
https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/materialy/predmetfinansovaya-gramotnost/
