X-PDF

Методическая разработка на тему Формирование положительной мотивации на самоподготовке

Поделиться статьей

Слайд 1.

Тема: «Формированиеположительной мотивации на самоподготовке »

Воспитатель группы 5 класса

Расулова Г.А.

Только  при  условии, если  высокое качество  урочных  занятий  будет  подкрепляться  хорошо организованной домашней  работой  обучающихся,   можетбыть успешно  решена  проблема  повышения эффективности обучения

Для  воспитания  обучающихся,  данная проблематакже важна, поскольку   способствует формированию  у  них прилежания,  самостоятельности,  служит  средством разумнойи содержательной организации внешкольного времени.

Домашняя  учебная  работа школьников является важной составной частью процесса  обучения  и выступает одной  из  существенных  форм  его  организации.  Материал, хорошо разработанный и усвоенный во внеурочной обстановке,служит основой для дальнейшего продвижения обучающихся в овладении знаниями,умениями и навыками. От успешного выполнения домашнего задания зависитуспешность проведения почти каждого очередного урока. 

Выполняя  домашнее задание, обучающийся  учится самостоятельно мыслить, находить ирешать проблемы, у него развивается способность прогнозировать результаты,возможные последствия разных вариантов решения, формируются уменияустанавливать причинно – следственные связи.

Слайд 2.

Самоподготовка – важный этап процессаобучения, призванный формировать у обучающихся навыки самостоятельности,активности, развивать познавательные способности, прививать культуруумственного труда.

Слайд 3.

Воспитатель  должен стремиться,наряду с помощью и контролем, повысить уровень учебной мотивации, сгладитьстрах перед неудачей. Страх перед неудачей сковывает активность учеников,учебный процесс связывается у них в основном с негативными эмоциями.Следовательно, чтобы развивать мотивацию ученика процессом учения, воспитателюнеобходимо сначала повысить его социальный статус – поощрять успехи, пусть даженезначительные, а ошибки и неудачи обсуждать наедине.

Слайд 4.

Следует различать понятия мотив ицель.

 Цель — это предвидимый результат,представляемый и осознаваемый человеком.

Мотив — побуждение к достижению цели.

Слайд 5

Формировать мотивацию – это не значитзаложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такиеусловия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и целискладывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта,индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося.

 

Слайд 6

Формированиемотивации проходи в несколько этапов:

1 этап. Возникновение мотивации.

На этом этапе необходимо зафиксировать мотивыпредыдущих достижений — “Ты выучил таблицу умножения на 2-5, но не знаешь ещена 6-9, а это понадобится на последующих уроках математики”.

2 этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации.

На этом этапе активизируется поиск самих обучающихся,подключаем их к самоконтролю, самооценке. Подготовка материала различнойтрудности, привлечение дополнительных материалов при подготовке того или иногопредмета, обучение различным приемам запоминания, развитие памяти, внимания,мышления, получение затем положительных оценок, рациональная похвала – все этоспособствует усилению возникшей мотивации.

 

3 этап. Мотивация завершения.

Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности сположительным личным опытом, чтобы в конце самоподготовки формировалась  положительнаяустановка на дальнейшее учение, т.е. положительная мотивация перспективы. Дляэтого важно, чтобы оценочная деятельность самих обучающихся совпадала сдифференцированной отметкой учителя.

Каждый этап самоподготовки – это специфическаяпсихологическая ситуация.

Слайд 7

Для успешного формированияположительной мотивации к учению необходимо формирование трех компонентов –интеллектуального, эмоционального, волевого – на протяжении всего периодапребывания воспитанника.

Слайд 8

 При этом через совершенствованиеодного из компонентов развиваются два другие. Особенно ярко это проявляется впроцессе эмоционального и волевого компонентов. Например, для того, чтобыполучить удовлетворение от хорошей оценки, воспитаннику надо формироватьопределенный уровень понятий, правил, расширять знания, хорошо выучить урок,т.е. проявить волевые усилия.

Слайд 9

Для развития волевого компонента воспитатель учитвоспитанников осознанно принимать те или иные решения. Варьирует меру и формупомощи со стороны; осуществляет дифференцированный подход к ученикам сразличным когнитивным стилем. Для импульсивных воспитанников я используюзамедление темпа подготовки домашних заданий, проговаривание учебных действий иопераций. Для рефлексивных – дозирование учебной информации, ее характера.

Слайд 10

В нашем образовательном учрежденииоправдал себя следующий алгоритм проведения самоподготовки:

1.     Проведениесамоподготовки в одно и то же время.

            Поскольку обучающиеся ведут подготовку курокам в определенное время, то у них складывается привычка вначале заниматьсяделом, а затем планировать занятия по интересам.

Несомненно, контролировать процесс самоподготовкилегче в том случае, когда ученики готовят задания в определеннойпоследовательности, но здесь в обязательном порядке учитываются исследованияпсихологов об уровне работоспособности воспитанников. У некоторых обучающихсяуровень работоспособности более высок на начальном этапе самоподготовки, унекоторых работоспособность выше во второй половине, а на начальном этапе онинуждаются в так называемой “раскачке”. Одни обучающиеся хорошо справляются сзаданиями от простого к более трудному, а другие – наоборот.

2. Воспитателю нужно хорошоориентироваться в учебных программах, знать требования, предъявляемые к ученикуучителями-предметниками, знать индивидуальные особенности каждого воспитанника.

3. Воспитатель координирует объемдомашнего задания по предметам, т.к. на самоподготовке время, отведенное наподготовку каждого предмета, дозировано.

Слайд 11

Перед воспитателями, которые ведутсамоподготовку, стоят те же задачи, что и перед учителями — предметниками:

Ø  обеспечить глубокие прочные знанияпрограммного материала,

Ø  развивать познавательные способности,

Ø  формирование положительной мотивациик учению,

Ø  обучать приемам самостоятельнойработы по овладению теми или иными знаниями,

Ø   умению адекватно оценивать своивозможности,

Ø  работать с книгой, справочной идругой литературой,

Ø  формирование культуры учебного труда.

 Но методы, при помощи которых эти задачи решаются,разные.

Слайд 12.

Это могут быть как групповые, так и индивидуальныеметоды:

Ø контроль,

Ø самоконтроль,

Ø взаимопроверка,

Ø доверие,

Ø помощь воспитателя,

Ø моделирование ситуаций успеха.

Вотличие от урока воспитатель должен стремиться создать во время этого режимногомомента творческую, но близкую к домашней, психологическую обстановку.

Слайды13,14,15,16,17    Проведение самоподготовки

Длятого, чтобы самоподготовка способствовала формированию учебной мотивацииобучающихся составляю план самоподготовки, который включает следующие моменты:

I.                   Организационныйэтап.

 Его задача – обеспечить необходимыеусловия и гигиенические требования самоподготовки, психологические настроитьученика на работу.

Перед началом самоподготовки течение2-3 минут делаю  анализ прошедшего учебного дня: что удалось, что нет, какиеполучены оценки, почему, какие получены замечания от учителей, какие случилисьнарушения дисциплины.

Обучающиеся, знания которых оцененыхорошими оценками, получают похвалу и тут же отмечается недостаточная работа насамоподготовке тех ребят, которые получили неудовлетворительные оценки, ноакцентируется внимание на том, что они могут получить положительные оценки, нодля этого необходимо проявить больше настойчивости, усидчивости, внимания.Полезно отметить, что не стоит отчаиваться, т.к. он уже знает часть изучаемогоматериала, но этого недостаточно, чтобы его знания по изучаемой теме учительоценил положительно. Анализ провожу без нотаций и нравоучений. Дети нуждаются впохвале даже по малейшему поводу. Детям нужно дать возможность почувствоватьуверенность, веру в свои силы.

II.                Выполнениедомашнего задании по предметам.

 Дляменя наиболее удобный вариант выполнения домашних заданий таков:

1. Литература или устный предмет. Чтение помогаетподростку включиться в работу, подготовиться к письменному заданию.

2. Русский язык.

3. Математика

4. Устные предметы, более легкие.

Но если ученик предпочитает учить уроки в другомпорядке, то иду ему навстречу.

            Порядок подготовки уроков устанавливаю всоответствии с индивидуальными особенностями воспитанников в соответствии срекомендациями психолога и личными наблюдениями.

Время на подготовку каждого предмета дозировано и длянаглядности записываю его на доске. Ребята следят за течением времени по часамв классной комнате.

На доске записываю предметы и задания по ним, которыенеобходимо подготовить на следующий день. Домашние задания ученикамификсируются в дневниках, но запись на доске нужна для того, чтобы обучающиесяошибочно, по своей невнимательности не ошиблись в выборе домашнего задания.

В процессе проведения самоподготовки по-разномуконтролирую подготовку каждого ученика, используя работу в парах: ребятапроверяют друг друга.

Хороший результат для привития навыков самостоятельнойработы дает наличие группы доверия. Делаю акцент в началесамоподготовки, что сегодня доверяю самостоятельно подготовить уроки наследующий день ряду учеников, я им доверяю, надеюсь на получение ими хорошихоценок. Ученик старается оправдать доверие. Но торопиться с оказанием доверияне следует. Прежде, чем объявить воспитаннику, что он входит в состав группыдоверия, необходимо убедиться, что он умеет работать самостоятельно, умеет самостоятельноработать с учебником, заучивать правила, формулы, сумеет разобраться в теореме,передать содержание прочитанного, подготовиться к сочинению и написать его.Только после того, как я убедилась, что ученик соответствует этим требованиям,можно доверить ему работать самостоятельно, но контроль за результатами егоучебной деятельности осуществляется во время посещения уроков, смоделированныхситуаций, когда ученик должен показать свои умения и знания, не догадываясь отом, что я проверяю, можно ли его включать в “группу доверия”.

Более слабых учеников, которые еще не умеют работатьсамостоятельно, контролирую сама. Для этого предлагаю пересказать нужныйматериал, обучаю приемам передачи содержания текста, проверяю заучиваниеправил, теорем, формул, обучаю приемам работы с книгой.

            Художественные произведения из-занедостаточного времени, отводимого на самоподготовку, приходится читать послесамоподготовки коллективно. Дети читают поочередно. Решается задачасовершенствования техники чтения, развития внимания, развивается слуховаяпамять.

Помощьвоспитателя не должна сводиться только к подсказкам правильного решения, анужно добиваться осмысления изученного.

III.             Контрольза качеством подготовленных уроков, выявление пробелов в знаниях учеников,несформированности умений и навыков, их коррекция.

Проверка овладения знаниямиобучающихся на самоподготовке не должна быть фронтальной. Результаты контроля,свои наблюдения фиксирую в отдельной тетради индивидуальной работы.

 Подсказка ученику готовых решенийведет к умственной лени, неспособности самостоятельно добывать знания, боязнисделать что-то неправильно, порождает иждивенчество, пассивность в овладениизнаниями. Недостаточная организация самостоятельной активной работы мышления впроцессе обучения обнаруживается, когда полученные знания нужно применять напрактике на уроке.

IV. Итог самоподготовки.

Важным итогом самоподготовкиявляется сформированное у ребёнка чувство удовлетворения от качественновыполненной работы, которое снимает страх перед неудачей на уроке. Послепроверки выполненного задания и устранения возникших трудностей, воспитанникуверенно идёт на урок, а положительная оценка учителя мотивирует повышатькачество подготовки домашнего задания. Но крайне важно при подведении итогов,обратить внимание детей, что те, кто формально подошёл к подготовке, могутполучить оценку ниже, но это не повод расстраиваться, а стимул длясовершенствования.

Слайд 18,19,20,21

Важным приемом в работе воспитателяна самоподготовке является применение элементов проблемности, когда обучающийся,выполняя домашнее задание, сам проверяет на практике орфографическую илиматематическую закономерность.

 Проблемная ситуация –первый шаг обучения приемам самостоятельной работы, который вынуждает ученикаобратиться к анализу, синтезу, сопоставлению, обобщению, но воспитатель “ведет”ученика по этой тернистой тропе, подсказывая ему последовательность добываниянеобходимых знаний.

Действенный метод помощи насамоподготовке —  обучение умению работать в парах, привитию навыковсамостоятельной работы является помощь консультантов. В числоконсультантов выбираются ребята, которые любят предмет, имеют хорошие знания иоценки по предмету, расширяют свой кругозор. Все вопросы, которые непонятныучащимся по тому или иному предмету они могут адресовать консультанту, однако,воспитатель, так или иначе контролирует правильность их ответа на интересующийучащихся вопрос.

Не сбрасывается со счетов и такойприем работы на самоподготовке, как взаимопомощь. Но она должна быть доопределенных пределов. Нельзя допускать просто списывания.

Главным фактором продуктивностипознавательной сферы является эмоциональная связь воспитателя и учеников.Воспитатель стимулирует умственную деятельность, используя речевые свойства.

Немаловажным звеном в успешномовладении учащимися приемам самостоятельной работы и развития познавательныхспособностей, интересов является формирование адекватной самооценки. Неадекватнозавышенная самооценка может привести к новым проблемам для самого ученика и дляпедагогов, тогда возможно возникновение конфликтных ситуаций, когда учениксчитает себя лучше знающим материал и требует более высокой оценки своих знанийна уроке. Поэтому важным компонентом деятельности воспитателя является обучениеприемам самоконтроля и взаимоконтроля.

На определенном этапе формированиянавыков учебного труда можно использовать и шефскую помощь. Но опасностьзаключается в том, что слабый ученик у более сильного, не разобравшись визучаемом материале, просто переписывает письменные работы, здесь нужен особыйконтроль со стороны воспитателя.

 “Прямая помощь” со сторонывоспитателя может оказываться только на начальном этапе поступлениявоспитанника в ОУ, как новичку, а затем идет активное обучение навыкамсамостоятельной работы

Слайд 22

И главное, в процессе проведениясамоподготовки задача воспитателя научить обучающихся учиться. Поэтому для нихразработаны памятки: “Правила выполнения письменных заданий”, “Правила работы сучебником”, “Правила запоминания”, “Правила подготовки устных предметов”.

Слайд 23

Например, так выглядит памятка “ Правила выполненияписьменных заданий”

  • Повтори теоретический материал предыдущего параграфа, повтори правила;
  • Выучи теоретический материал урока, который необходимо подготовить;
  • Убедись, что разобрался в нем, а не просто механически заучил;
  • Прочитай внимательно условие письменного задания, если не понял условие, обратись за разъяснениями к воспитателю, консультанту;
  • Вспомни рекомендации учителя по выполнению письменного задания;
  • Приступи к выполнению письменного задания;
  • Внимательно проверь, правильно ли ты его выполнил, следовал ли необходимым требованиям, правилам.

Слайд 24

Рекомендации по работе на самоподготовке с тревожными,неуверенными детьми

  • Хвалите ученика даже за незначительный успех.
  • Избегайте заданий на время.
  • Сравнивайте результаты ученика только с его собственными.
  • Снижайте количество замечаний.
  • Обращайтесь к воспитаннику по имени.
  • Не допускайте нотаций.
  • Старайтесь соизмерять основные требования с требованиями учителей-предметников.
  • Обговаривайте с детьми, как будет выглядеть контрольная, самостоятельная работа на уроке.
  • Выберите подходящий способ проверки качества подготовки ученика к уроку в соответствии с его индивидуальными особенностями, знаниями, уровнем сформированности мотивации, познавательных способностей, навыков самостоятельной работы, самооценки.
  • При общении с учителями-предметниками выработайте требования к ученику, адекватные его знаниям и возможностям.
  • Чтобы задание представлялось ученику осуществимым, надо разбить его на более мелкие.

Самоподготовку ни в коем случаенельзя превращать в урок, нельзя, чтобы она была шаблоном. Каждый воспитательдолжен творчески подходить к вопросу организации и проведения самоподготовки,т.к. ничто так детей не утомляет, как однообразие. И какой бы разумный порядокне был заведен в процессе проведения самоподготовки, если воспитатель не будетсовершенствоваться сам, применять современные  педагогические  технологии, онне достигнет желаемого результата

Слайд 25, 26.


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей