Министерствообщего и профессионального образования Ростовской области
Государственное бюджетноепрофессиональное общеобразовательное учреждение
Ростовской области«Зерноградский техникум агротехнологий»
Методическаяразработка на тему:
«Мастерствовоспитателя есть не что иное, как мастерствоорганизатора жизни учащихся»
Выполнил: воспитатель
первой категории
Гавриш Светлана Анатольевна
Зерноград
Мастерствовоспитателя есть не что иное, как мастерство организаторажизни учащихся.
Сущностьмастерства воспитателя
Становление мастерствавоспитателя является для многих учителей более трудным процессом, чеммастерство обучения. Причины этого кроются, прежде всего, в том, что воспитание– процесс более широкий, чем обучение, так как оно предполагает не толькоинтеллектуальное, но и нравственное и эстетическое развитие личности, сообщениеучащимся экологических и валеологических знаний (знания о здоровье человека, опричинах формировании, сохранении и укреплении здоровья, междисциплинарнойнауки ), совершенствование трудовых навыков и навыков социальноговзаимодействия и др. Другой не менее важной причиной являются субъективныеустановки педагогов на понимание сущности и технологических основ процессавоспитания.
Как отмечает И.Ф.Кривонос, «…Мастерство воспитателя есть не что иное, как мастерствоорганизатора жизни детей. Мастерство – это умение создавать педагогические ситуации,стимулирующие эффективное развитие учащихся» (Основы педагогическогомастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / Под ред. И.А.Зязюна, М.: Просвещение. –1989).
Профессиональный идеалвоспитателя может быть сформирован при условии развитой положительнойЯ-концепции, которая определяется тремя ведущими факторами:
- твердой уверенностью в импонировании другим людям;
- уверенностью в способности к педагогической воспитательной деятельности;
- чувством собственной значимости.
В качестве критериев,позволяющих оценить мастерство воспитателя, целесообразно выделить следующие:
- личность самого воспитателя (личностные характеристики, определяющие демократический стиль отношений с воспитанниками; систему педагогических методов и приемов его взаимодействия с учащимися, позитивно влияющих на характер его общения с учащимися группы; уровень педагогической культуры учителя),
- знание и понимание педагогом основных социально-психологических феноменов группы (адекватность представлений классного руководителя о группе; уровень восприятия педагогом личности каждого учащегося; знание учителем неформальной структуры классного коллектива и специфики внутри коллективных отношений);
- степень включенности классного руководителя в жизнь группы (участие в разнообразных делах классного коллектива; близость и частота эмоциональных и духовных контактов с учащимися; проектирование и организация жизнедеятельности ученического коллектива, требующие проявления соответствующих профессиональных умений).
В отношении личностныххарактеристик, проявляемых воспитателем, необходимо сделать акцент наследующих качествах:
– любовь к людям,умение общаться с ними; доверие, понимание, терпение, отзывчивость,доброжелательность, искренность во взаимоотношениях;
– высокий уровень культуры,широкий кругозор, личное обаяние, чувство юмора, находчивость;
– твердость ирешительность характера, уверенность в себе, сила воли, самоотдача;
– разнообразиеэмоциональной жизни (положительные эмоции, создающие оптимистический настрой испособствующие развитию его волевой активности);
– высокий уровеньразвития всех психических свойств: восприятия, воображения, памяти и т.д.
Знаниявоспитателя должны представлять определенную систему, состоящую из трехкомпонентов:
- знания особенностей развития личности и детского коллектива;
- психолого-педагогические знания, позволяющие осуществлять в ходе взаимодействия личностно-ориентированный подход;
- общие знания (знания из разных областей жизнедеятельности человека).
Воспитатель, как правило,демонстрирует в процессе работы высокий уровень развития педагогическихспособностей, среди которых на первое место выходят:
– перцептивныеспособности (способность проникать во внутренний мир ученика, психологическаянаблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и еговременных психических состояний), эмпатия, (профессиональная зоркость,педагогическая интуиция); суггестивные способности (способности к внушению,волевому влиянию на воспитанника);
В педагогике мастерствовоспитателя:
- эмоциональная устойчивость, умение владеть собой;
- коммуникативные способности, оптимистическое прогнозирование;
- креативные способности.
Структурамастерства воспитателя. Профессиональные умения воспитателя в структуре егомастерства
как целостная структураподразделяется на три взаимосвязанные системы: социально-психологическую(специфика коммуникативной атмосферы в ходе взаимодействия с группой),
информационно-проектировочную (профессиональныеи методические знания педагога, планирование и прогнозирование воспитательноговзаимодействия)
итехнологическую (формы, методы, приемы и средства взаимодействия).
Отсюдапедагог-воспитатель призван реализовывать в процессе взаимодействия с учащимисяследующие функции:
- диагностирующую,
- проектирующую,
- организационно-деятельностную,
- коммуникативную,
- ориентационную, развивающую,
- стимулирующую,
- охранно-защитную,
- корректирующую,
- информационную,
- координирующую,
- аналитико-оценочную.
