X-PDF

Методическая разработка на тему: «Нетрадиционные методы здоровьесберегающих мероприятий в дошкольных учреждениях »

Поделиться статьей

 

 

 

 

 Методическая разработка

 на тему: «Нетрадиционные методы здоровьесберегающих мероприятий вдошкольных учреждениях »

 


                                                                 

 

 

 

 

                                                         

 

 

                               

                           

                                                                   

 

                                                        

 

 

 

 

 

Тема: «Нетрадиционные методыоздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Цель: Повысить знания педагогов означении здоровьесберегающих технологий в жизни детей. Ознакомить с новыминетрадиционными методами (формами) оздоровления детей

Задачи: Освоение на практике новыхздоровьесберегающих технологий.

Условия реализации: Обязательное использование ИКТ.

Выразительные средства: ИКТ (презентация), музыкальноесопровождение.

Ожидаемые результаты: Снятие физического ипсихического напряжения, получение информации, которая поможет в дальнейшейработе.

Вступительное слово:

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкоеухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является однойиз первоочередных задач, стоящих перед обществом.

Актуальность проблемы предупреждения различных заболеванийопределяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательнымвлиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированиемрецидивирующей и хронической патологии.

На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровыедети составляют 3-4%, с нарушением осанки 50-60%, с плоскостопием — 30%. Запоследние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Рождениездорового ребёнка стало редкостью, растёт число недоношенных детей, числоврождённых аномалий, число детей с речевыми расстройствами.

Причин роста патологии множество. Это плохая экология инесбалансированное питание, снижение двигательной активности, информационные инейропсихические перегрузки.

Современное общество предъявляет высокие требования к работедошкольных учреждений, и всестороннего развития личности ребёнка. Бесспорно,чем меньше ребёнок, тем больше он нуждается в охране здоровья со сторонывзрослых. Тем не менее, с самого раннего возраста надо приучать дошкольниказаботится о своём здоровье. Вот почему и в детском учреждении, и дома следуетвоспитывать у ребёнка привычку к чистоте, аккуратности, порядку, способствоватьовладению основными культурно — гигиеническими навыками, знакомить с элементамисамоконтроля  во время разнообразной двигательной деятельности, научитьпонимать, как влияют физические упражнения на организм человека, на егосамочувствие. Здоровье детей – это будущее страны. А здоровье можнопредопределить только движением. «Движение – это жизнь, — как говорил великийфилософ Аристотель, — Ничто так не истощает и не ослабляет человека, какпродолжительное физическое бездействие». И это действительно так. Все это можетдать ребенку физическое воспитание. Физическое воспитание – это не толькозанятия физкультурой, а целая система организации двигательной деятельностидетей дома и в детском саду. Физические упражнения способствуют не толькооптимальному физическому развитию, но и совершенствованию памяти. Ведь совсемне зря А.Шварценеггер говорит: «Основное внимание в детской физической культуреследует сосредоточить на развитии двигательных навыков. Бег, прыжки, метание,хватание руками, пинки ногами – это азбука движений.

Здоровый ребенок – как правило, жизнерадостный, активный,любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического иинтеллектуального развития.

 С этой позиции в центре работы по полноценному физическомуразвитию и укреплению здоровья должны находиться, во-первых, семья, включаявсех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательноеучреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е.социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

Представлениетехнологии.

 Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришликомпьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитиеребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребенка остается всеменьше времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушениебаланса между игрой и другими видами детской деятельности негативно сказываетсякак на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностейдошкольников.

Недостаточная физическая активность детей, особенно в периодактивного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной  массы неподкрепляется соответствующей тренировкой системы кровообращения и дыхания,являются одной из причин ухудшения их здоровья, снижение жизненного тонуса.

Кнетрадиционным формам (методам) оздоровления относятся:

Существует множество нетрадиционных методов, позволяющих решитькомплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.

Это использование нетрадиционных методов закаливания дошкольников:«Хождение босиком», «Дыхательная гимнастика» и «Массаж биологически активныхточек тела». Перечисленные методики являются одними из наиболее современныхэффективных способов снижения уровня заболеваемости детей при посещениидошкольного учреждения.

Закаливание способствует укреплению здоровья. «Хождение босиком» -хороший метод закаливания, как для детского учреждения, так и для дома.

При хождении босиком укрепляются своды и связки стопы, увеличиваетсяинтенсивность деятельности почти всех мышц, идет профилактика плоскостопия,стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственнаядеятельность.

Закаливание лучше начинать с бодрящей гимнастики. Она помогаетребенку быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительныеэмоции, укрепляет мышечный тонус, здоровье детей, создает бодрое, радостноенастроение.

Дыхательная гимнастика повышает обменные процессы, играющиеглавную роль в кровообращении, в том числе и органах дыхания, укрепляется мышца– диафрагма.

Массаж – это механическое воздействие специальными приемами:(поглаживание, постукивание, пощипывание и точечный массаж).

Еще одним из наиболее часто используемых методов массажа являетсясамо-массаж. В сочетании с художественным словом, данное упражнение является непросто физическим воздействием на тело ребенка, но и средством снятияпсихологического напряжения в течение дня.

Также к нетрадиционным методам оздоровления относится:

Гимнастика для глаз, музыкотерапия (сон под музыку, пение),аутотренинг и психогимнастика,- это лечение искусством (лепка, рисованиепальцами, рисование сухими листьями и т.д.), снимает у любого ребенка, самыеразные проявления нестабильности настроения, тревоги, сказкотерапия -этовоспитание и лечение сказкой, русские народные иавторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, имногие другие.; игротерапии (на укрепление круговой мышцы рта, тренировканавыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах, укреплениемышц можно  применять  такие игры, как: «Пастушок дудит в рожок»,«Король ветров» (дуем на вертушку, мыльные пузыри, подвешенный шарик, сдуваемватку с ладошки), песочная терапия – игротерапия (игры с песком), игропластикавключает в себя пальчиковую гимнастику, релаксация и т.д.

Пальчиковая гимнастика, благотворно влияет на координациюдвижений, способствует развитию мелкой моторики рук, их силы. Игровая формапроведения не только развлечет детей, но и будет способствовать формированиюпредставлений об окружающем мире.

 Уважаемые коллеги, давайте совместно дадим определениездоровью. (участники высказывают свое мнение.)

 Таким образом, можно сделать вывод: здоровье — это не толькоотсутствие каких-либо болезней, но и физическое, духовное благополучиечеловека.

Главной задачей ДОУ является сохранение и укрепление физическогоздоровья детей, а так же повышение его потенциала.

Для эффективного решения данной проблемы вдошкольном учреждении используются здоровьесберегающие технологии. Что же этотакое? Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействия всех факторовобразовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всехэтапах его обучения и развития. Другими словами, это все формы, средства иметоды, используемые в дошкольном учреждении, для укрепления и сохраненияздоровья. В своей работе мы используем как традиционные, так и нетрадиционныеметоды: коррекционную гимнастику для глаз, массаж и самомассаж, дыхательнуюгимнастику, релаксацию. Несомненно, что перечисленные выше методы являютсясоставляющими здоровъесберегающих технологий. И мне бы сегодня хотелось,уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с некоторыми методами. Буду рада,если данные методы вы будете использовать в своей работе.

 

 

 

Здоровьесберегающаятехнология — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействиевсех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенкана всех этапах его обучения и развития.

 

Задачиздоровьесбережения

·                    сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности иумственной работоспособности

·                    создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровлениядетей

·                    создание положительного эмоционального настроя и снятиепсихоэмоционального напряжения

 

Здоровьесберегающиеобразовательные технологии делятся на три группы:

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Представленная информация была полезной?
ДА
61.14%
НЕТ
38.86%
Проголосовало: 1423

2.Технологии обучения здоровому образу жизни

3.Коррекционные технологии.

 

Технологиисохранения и стимулирования

·                    Динамические паузы

·                    Подвижные и спортивные игры

·                    Релаксация

·                    Гимнастика пальчиковая

·                    Гимнастика для глаз

·                    Гимнастика дыхательная

·                    Бодрящая гимнастика

 

Технологииобучения здоровому образу жизни

·                    Утренняя гимнастика

·                    Физкультурные занятия

·                    Точечный массаж

·                    Проблемно – игровые и коммуникативные игры

 

.

Коррекционныетехнологии

·                    Артикуляционная гимнастика

·                    Сказкотерапия

·                    Цветотерапия

·                    Арт –терапия

·                    Музыкотерапия

 

.

Гимнастикапальчиковая

1.                  Способствует овладению навыкам мелкой моторики

2.                  Помогает развивать речь

3.                  Повышает работоспособность коры головного мозга

4.                  Развивает психические способности: мышление, память, воображение

5.                  Снимает тревожность

 

Дыхательнаягимнастика

1.                  Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль вкровоснабжении, в том числе и легочной ткани

2.                  Улучшает дренажную функцию бронхов; — восстанавливает нарушенноеносовое дыхание

3.                  Способствует восстановлению нормального крово и лимфоснабжения

4.                  Повышает общую сопротивляемость организма

 

Су-Джоктерапия

1.                  Воздействует на биологически активные точки организма

2.                  Стимулирует речевые зоны коры головного мозга

3.                  Способствует лечению внутренних органов, нормализует работуорганизма в целом

4.                  Развивает мелкую моторику рук

5.                  Развивает память, внимание, связную речь

 

Точечныймассаж и самомассаж

1.                  Учит детей сознательно заботиться о своём здоровье

2.                  Является профилактикой простудных заболеваний

3.                  Повышает жизненный тонуса у детей

4.                  Прививает им чувство ответственности за своё здоровье, уверенностьв том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.

 

Гимнастикадля глаз

·                    Улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз

·                    Укрепляет мышцы глаз

·                    Улучшает аккомодацию (это способность глаза человека к хорошемукачеству зрения на разных расстояниях)

·                     

·                    Учит детей расслабляться

·                    Способствует концентрации внимания

·                    Помогает снять напряжение

·                    Снимает возбуждение

 

Музыкотерапия

·                    Повышает иммунитет детей

·                    Снимает напряжение и раздражительность

·                    Снимает головную боль

·                    Восстанавливает спокойное дыхание

Применение в работе ДОУздоровьесберегающих технологий, повышает результативностьвоспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителейценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровьявоспитанников.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.14%
НЕТ
38.86%
Проголосовало: 1423

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.14% НЕТ 38.86% Проголосовало: 1423


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.14% НЕТ 38.86% Проголосовало: 1423


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.14% НЕТ 38.86% Проголосовало: 1423


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.14% НЕТ 38.86% Проголосовало: 1423


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.14% НЕТ 38.86% Проголосовало: 1423


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет