X-PDF

Методическая разработка образовательной деятельности в рамках декады по охране и привлечению птиц в сады, парки и скверы города для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Птицы в легендах»

Поделиться статьей

Муниципальное автономное учреждениедополнительного образования

г. Владимира «Станция юныхнатуралистов «Патриарший сад»

 

 

 

 

 

 

Методическаяразработка образовательной деятельности в рамках декады по охране и привлечениюптиц в сады, парки и скверы города для детей дошкольного и младшего школьноговозраста

«Птицыв легендах»

 

 

 

 

 

 

 

Разработала:

педагогорганизатор,

педагогдополнительного образования

ВасильеваДарья Александровна

 

 

 

 

 

 

 

г.Владимир, 2021 г.

Пояснительнаязаписка: данная разработкапредставляет собой методический материал для проведения внеурочнойобразовательной деятельности по экологическому воспитанию. Экологическаядекада, предназначена для изучения птиц, обитающих в нашем крае. В процесседекады дети должны познакомиться с птицами: их внешним видом, повадками,питанием, а также приобщиться к миру прекрасного, учиться наблюдательности вживой природе. Эта декада способствует формированию у учащихся экологическойкультуры, а также развитию у школьников понимания ценности биологическогоразнообразия.

Цель: содействовать формированию у детей познавательного интереса кптицам родного края, посредством легенды и воспитанию бережного отношения кприроде через знакомство с птицами

Задачи:

Образовательные:

— познакомить сосновными характеристиками птиц Владимирского края, особенностями их внешнегооблика, поведения и питания.

Развивающие:

— сформировать удетей понятие легенды как не сказочного жанра фольклора;

— формироватьпотребность у детей чувства восхищения от общения с природой;

— способствоватьразвитию внимания, мышления, памяти и творческого восприятия полученнойинформации в ходе проведения декады.

Воспитательные:

— привлечь вниманиек проблеме уменьшения численности отдельных видов птиц;

— содействоватьвоспитанию чувства ответственности за свои действия в природе.

 

 

 

Ходзанятия

Леге́нда (отср.-лат. legenda «чтение», «читаемое») — одна из разновидностей несказочногопрозаического фольклора. Письменное предание о каких-нибудь историческихсобытиях или личностях.

Легенда —приблизительный синоним понятия миф; то есть главные герои рассказа — обычногерои в полном смысле слова, часто в событиях непосредственно участвуют боги идругие сверхъестественные силы. События в легенде нередко преувеличиваются,добавляется много вымысла. Поэтому учёные не считают легенды полностьюдостоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинствесвоём легенды основаны на реальных событиях.

На экранепоказывается презентация с фотографиями птиц.

1) КЛЁСТ – это маленькаяптица размером чуть больше воробья. Клёст характеризуется необычной внешностью.У клёста крестообразный клюв, который выделяет его из общей массы птиц. Основнойрацион клеста – это семена еловых или сосновых шишек. Дополнительно он можетпитаться почками ели и сосны, сгрызать выступившую смолу на ветках вместе скорой, семенами лиственницы, клена, ясеня, насекомыми и тлёй.

Почему уклёста такой клюв рассказывает легенда: именно эти птицы прилетели на Голгофу истали пытаться, из любви ко Господу, выдрать клювами гвозди, которыми ИисусХристос был прибит к кресту. Но это оказалось им не под силу, и кончики клювову птиц изогнулись, а перья, испачканные кровью, стали красными. За это, какговорят, в некоторых странах клёстов стали называть «христовыми птицами». АБогом клёсту дана награда — он не подвержен тлению. Действительно, погибшиеклёсты долго не разлагаются и сохраняют красоту оперения. Этому явлению наукадает объяснение. Клюв у клёстов крестообразный, приспособленный для вылущиваниясемян из шишек хвойных. Сосновые и дубовые семена содержат большое количествосмолистого вещества. Оно накапливается в организме клеста, он как быпропитывается смолой. Птицам это совершенно не вредит, а после смерти онисохраняются в неизменном виде еще довольно долго—иногда 15-20 лет.

2) ВОРОН и ВОРОНА – это два отдельных вида родственных птиц,относящихся к семейству врановых. Другими близкими родственниками являютсяграчи, сороки, галки и еще 120 видов пернатых животных. Обе птицы чрезвычайноумны, способны к коммуникации, обладают хорошей памятью на лица и умеютподражать человеческой речи. Также у них схожий рацион: они питаютсярастительной и животной пищу и даже падалью.

Теперь поговорим о легендах,связанных с воронами. Украинская легенда рассказывает, что вороны в Раю имеличетырехцветные перья, но после грехопадения начали есть падаль и почернели.Лишь в конце времен в Царстве Божьем будет восстановлена их прежняя красота, акарканье станет благозвучной музыкой, которая прославляет Творца.

3) СОРОКА. Белобокая птица известна каждому и для многихассоциируется с воровкой и хулиганкой. Но, что еще мы знаем о сороке? Сороки иправда крадут понравившиеся им вещи, украшают ими свои гнезда и дарят сородичамв подарок. Это показатель высокого интеллекта — им птица не обделена, как,впрочем, и все представители врановых. Умное пернатое узнает себя в зеркале,различает людей по лицу, а в социальном поведении способнооплакивать своих погибших сородичей и выполнять другие ритуалы. Интереснымфактом является то, что хвост птицы длиннее ее тела. А их гнезда похожи на шарс одним отверстием для входа и выхода, которое всегда направлено на юг. Такиедома они строят в большом изобилии, а выбирают лишь одно, другие служатотвлечением для хищников.

Существует красивая восточная легендао том, как богиня полюбила обычного смертного пастуха и, покинув небо, сталаего женой. Но небесный император разгневался и приказал слугам похититьбеглянку и вернуть обратно. Пастух погнался за ними следом, но не смог перейтинебесную реку (млечный путь). Тогда сороки слетелись со всего мира и собралисьв мост, через который жена вернулась к супругу. Такая любовь растрогаланебесного владыку, и он благословил влюбленных.

4) УДОД — небольшая ярко окрашеннаяптица с длинным узким клювом и хохолком, иногда раскрываемым в виде веера.Русские чаще всего воспринимали крик удода «хуп-хуп-хуп» как фразу «Худо тут!»Заметный признак удода – запах. Ещё одной причиной того, что удод был объявленнекошерным, возможно, стала тяга птицы к навозу. Согласно легенде, бытовавшейна Волыни, удод когда-то был царём птиц (даже орел ему подчинялся). Но затемудод захотел стать птичьим богом. Бог в наказание за такую дерзость наказалудода, сказав: «Быть тебе смердячим удодом. Лети и кричи: худо тут!» В знакдерзости и вонючести Бог наградил его чубком на голове. С тех пор у него сталопрозвище смердючий удод.

5) СОЛОВЕЙ —  Самая известная певчаяптица в странах СНГ – это соловей из семейства мухоловковые отрядаворобьинообразные. Несмотря на чудный голос, внешней красотой соловьи неотличаются. Распространенный представитель вида – обыкновенный соловей весит 25г, длина тела у самцов и самок – 16-17,5 см, размах крыльев 24-27 см. Окрасоперения обыкновенного соловья оливково-коричневый, хвост и крылья темнее, абрюшко – светлее, бока – серые, клюв – маленький, желтого цвета. Выглядитсоловей достаточно обычно, больше походит на воробья, нежели на птицу свыдающимся голосом. Соловьи питаются червями, земляными насекомыми, пауками,яйцами муравьев. Летом и осенью в рацион соловьи добавляют ягоды. В неволе вкачестве заменителей природных кормов для соловьев используют костяную муку,ракушки, кормовые дрожжи, гамарус, творог, куриные яйца, и семена подсолнечника.Еще соловьи едят грецкие орехи, вареное мясо и пшено, фрукты, ягоды и овощи.

 

 

На свете есть много легенд, небылиц,

Но хочется вспомнить порою

Одну — о стране, где не видели птиц

Ни летом, ни ранней весною.

Никто из живущих людей никогда

Не слышал пернатых поющих…

И думали все, что так было всегда

И будет в далёком грядущем.

Но как-то один человек налегке

Отправился в дальние страны,

Он шёл по горам, плыл по бурной реке,

Бежал по полям за туманом…

Однажды, присев отдохнуть у ручья,

Под сенью деревьев зелёных,

Услышал вдруг звонкую трель соловья

И замер, навек восхищённый!

Весь лес подпевал шелестящей листвой

Той песне любви соловьиной,

А воды ручья набегавшей волной

Звучали мелодией дивной.

Забыв обо всём, человек у ручья

Остался на долгое время,

Учился он музыке у соловья

И стал понимать птичьи трели.

Крылатых, поющих узнал много птиц,

Летающих в даль поднебесья

И открывающих мир без границ

В своих удивительных песнях.

Настала пора, и собрался домой

Обученный и обновлённый,

Пришедший однажды лесною тропой

И в музыку сердцем влюблённый.

Прощаясь, сказал человек соловью:

— Спасибо, учитель крылатый!

Я всем расскажу в том далёком краю

Про чудные трели пернатых,

Про то, как вся жизнь изменяется вдруг,

Когда в ней есть место для песни,

Для музыки чудной, звучащей вокруг…

И жить станет всем интересней!

— Запомни, — ответил ему соловей,

— Что каждый, секрет постигая

О музыке сердца, живя для людей,

От их недоверья страдает.

… Закончен про музыку странный рассказ, которому много веков.

КЛЁСТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОРОН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОРОНА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОРОКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УДОД

 

 

 

 

СОЛОВЕЙ

соловей красношейка

 

 

 

 

 

 

 


соловей синий


Поделиться статьей

Памятка по технике безопасности для родителей 3 класс

Поделиться статьей

Поделиться статьей                                                                   Памяткадля родителей                       «Техника  безопасности учащихся  в  период  зимних  каникул»         Зимой  детей подстерегает повышенная опасность на дорогах,  у


Поделиться статьей

Методические указания по внеаудиторной работе Правовое обеспечение

Поделиться статьей

Поделиться статьей ГОСУДАРСТВЕННОЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СЫКТЫВКАРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКЙТЕХНИКУМ»                 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для студентов по


Поделиться статьей

Первое родительское собрание 1 класс

Поделиться статьей

Поделиться статьей Первое родительское собрание в1-м классе. Тема: «Ребенок идет в первыйкласс» Калимбетова Юлия Александровна , учительначальных классов Цели: познакомить родителей


Поделиться статьей

НОД по развитию речи «Путешествие в Звукоград»

Поделиться статьей

Поделиться статьей Тема:«Путешествие в Звукоград»Возраст: старший дошкольный возрастЦель: анализ звукового  ислогового состава слова, составление предложений посредством выполненияупражнений и игровых заданий Задачи. Развивающие:


Поделиться статьей

Презентация Дидактическая игра Колейдоскоп

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Дидактическая игра «Колейдоскоп» Автор: Преснякова М. С. воспитатель высшей квалификационной категории


Поделиться статьей

Работа с родителями. Тема Своя игра

Поделиться статьей

Поделиться статьей Викторина : «Своя игра!»   Ходмероприятия. -Уважаемыегости и участники игры, мы приветствуем вас. Сегодня мы проводим интеллектуальнуюигру « Cвоя


Поделиться статьей