Государственное автономное профессиональноеобразовательное учреждение Владимирской области
«Вязниковский технико-экономический колледж»
Методическаяразработка открытого урока
поПМ 02 «Поддержание рабочего состояния силовых и слаботочных систем зданий исооружений, освещения и осветительных сетей объектов жилищно-коммунальногохозяйства»
МДК02.01 «Техническая эксплуатация, ремонт и монтаж отдельных узлов силовых системзданий и сооружений, системы освещения и осветительных сетей объектов ЖКХ всоответствии с заданием/нарядом»
Тема: «Испытание люминесцентных ламп после ремонта»
Профессия 08.01.26.«Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунальногохозяйства»
Автор:Лодыгин Виктор Анатольевич
Преподаватель, мастер производственного обучения
ГАПОУВО «ВТЭК»
Вязники, 2022
![]() |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Методические рекомендации по проведениюурока 6
Конспект урока 9
План урока 11
Технологическая карта занятия 15
Приложения 18
Введение
В настоящее время работодатель хочетполучить такого специалиста, который с первого рабочего дня готов решатьпрофессиональные задачи, работать в коллективе и команде, эффективно общаться сколлегами, руководством, потребителями и др. Поэтому профессиональноеобразование должно дать выпускнику не только и не столько сумму знаний, скольконабор компетенций, обеспечивающих готовность выпускника к работе на современномпредприятии (организации).
В результате освоенияпрофессионального модуля ПМ 02 «Поддержание рабочего состояния силовых ислаботочных систем зданий и сооружений, освещения и осветительных сетейобъектов жилищно-коммунального хозяйства», МДК 02.01 «Техническая эксплуатация,ремонт и монтаж отдельных узлов силовых систем зданий и сооружений, системыосвещения и осветительных сетей объектов ЖКХ в соответствии сзаданием/нарядом» по профессии 08.01.26.«Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунальногохозяйства» обучающийся должен уметь:
— оценивать состояние рабочего места на соответствие требованиямохраны труда и полученному заданию/наряду;
— определять исправность средств индивидуальной защиты;
— подбиратьматериалы, инструменты и оборудование согласно технологическому процессу исменному заданию/наряду;
— определять признаки неисправности при эксплуатации
осветительных сетей объектовжилищно-коммунального хозяйства;
— проводитьплановый осмотр осветительных сетей объектов жилищно-коммунального хозяйства;
— заполнятьтехническую документацию по результатам осмотра;
— выполнятьпрофилактические работы, способствующие эффективной работе осветительных сетей;
— определятьпричины и устранять неисправности осветительных сетей жилищно-коммунальногохозяйства;
— определятьпризнаки и причины неисправности при поддержании рабочего состоянияэлектросиловых, слаботочных и осветительных систем объектовжилищно-коммунального хозяйства;
— проводитьреи монтажные работы отдельных узлов системы освещения, силового и слаботочногооборудования объектов жилищнокоммунального хозяйства;
— производить монтаж отдельных узлов электротехнического
оборудования и электропроводок на объекте;
— производитьмонтаж отдельных узлов щитового оборудования;
— оценивать степень поддержания и ремонтопригодность
электротехнического оборудования иэлектрических проводок;
— осуществлятьсдачу после ремонта и испытаний контрольноизмерительных приборов и автоматики;
— использоватьнеобходимые инструменты, приспособления и материалы при выполнении ремонтныхработ;
В результате освоения профессиональногомодуля обучающийся должен знать:
— требованияпо охране труда при проведении работ по техническому обслуживанию, ремонту имонтажу силовых, слаботочных и осветительных систем, объектовжилищно-коммунального хозяйства;
— сущностьи содержание технической эксплуатации электросиловых, слаботочных иосветительных систем объектов жилищно-коммунального
хозяйства;
— правилачтения технической и конструкторско-технологической документации;
— правилазаполнения технической документации;
— приемыи методы минимизации издержек на объектах жилищнокоммунального хозяйства;
— основыбережливого производства, повышающие качество и производительностьтруда на объектах жилищно-коммунального хозяйства;
— понятияо государственной системе приборов;
— назначение и принципы действия контрольно-измерительных
приборов;
— классификациюи назначение чувствительных элементов;
— правилаприменения универсальных и специальных приспособлений иконтрольно-измерительного инструмента;
— виды,основные правила построения простых электрических и монтажных чертежей и схем;
— виды,назначение, устройства, принципы работы электротехнических устройств;
— технологиюи технику обслуживания осветительных приборов, электропроводок, щитового идругого электротехнического оборудования объектов жилищно-коммунальногохозяйства;
— системыконтроля технического состояния силовых, слаботочных и осветительных системобъектов жилищно-коммунального хозяйства;
— сущностьи содержание ремонта и монтажа отдельных узлов силовых, слаботочных иосветительных систем объектов жилищно-
коммунального хозяйства;
— техническиедокументы на испытание и готовность к работе силовых, слаботочных иосветительных систем объектов жилищно-
коммунального хозяйства;
— методыи средства испытаний электротехнического оборудования и электропроводок.
Качество формирования знаний, умений ипрактического опыта зависит от уровня планирования, организации и проведенияучебных занятий.
Даная методическая разработкапредназначена для проведения практического занятия по разделу: «Техническаяэксплуатация, ремонт и монтаж отдельных узлов силовых систем зданий исооружений, системы освещения и осветительных сетей объектов ЖКХ в соответствиис заданием/нарядом». Урок состоит из восьмиэтапов:
1. Самоопределение к учебной деятельности (орг. момент).
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения впробном действии.
3. Постановка учебной задачи.
4. Открытие нового знания (построение проекта выхода иззатруднения).
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
7. Включение в систему знаний и повторение.
8. Рефлексия учебной деятельности (итог урока).
Во время урока обучающиесярешают ситуационные задачи, отвечают на вопросы, показывают свои проекты,участвуют в обсуждении проектов, оценивают свою работу и работу другихстудентов группы.
Урок ориентирован на студентов — 2 курсасо средним уровнем развития подготовленности.
Методические рекомендации по проведению урока
Методическаяразработка открытого урока является актуальной для преподавателей, работающих с активными инновационными формами проведения занятиядля систематизации и закрепления изученного материала с использованием проблемно-диалогового обучения, информационнокоммуникативных технологий.
Данный урок представляет собой выполнениепрактического задания.
Технология урока представлена в видесистемно-деятельностного подхода.
Деятельностный подход вобучении – это такая организация учебного процесса, при которой центральноеместо занимает максимально самостоятельная, активная и разносторонняяпознавательная деятельность учащихся. Формирование личности обучающегося ипродвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимаетзнания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленнойна «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, явижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Деятельностные способностиобучающихся формируются в тот момент, когда они не пассивно воспринимаютзадания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Ключеваяидея состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. обучающиеся«добывают» и «открывают» их сами в процессе исследований; они «превращаются» вмаленьких ученых с собственными открытиями. Поэтому работа преподавателя не втом, чтобы объяснить, рассказать, показать, а в том, чтобы организоватьисследовательскую деятельность обучающихся с целью доведения их до решенияпроблемы урока и составления алгоритмов действий при возникновении новых задач.
Деятельностный подход – этоподход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходитпроблема самоопределения студента в учебном процессе. Целью деятельностногоподхода является воспитание личности обучающегося как субъектажизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяиномсвоей деятельности, своей жизни. Он (обучающийся): ставит цели,
• решает задачи,
• отвечает за результаты.
Системно-деятельностныйподход является методологической основой Федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО),который нацелен на развитие личности и формирование гражданской идентичности.Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 году вследствиеобъединения системного и деятельностного подходов.
Системно-деятельностныйподход предполагает:
• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиямсовременного информационного общества;
• переход к стратегии социального проектирования и
конструирования;
• ориентацию на федеральные государственные образовательныестандарты;
• признание решающей роли содержания образования и способоворганизации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижениицелей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
• учет индивидуальных возрастных, психологических ифизиологических особенностей обучающихся;- обеспечение преемственностидошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общегообразования;
• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальногоразвития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченнымивозможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала,познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширениезоны ближайшего развития.
При этом главной функцией педагогаявляется создание условий для того, чтобы образовательный процесс сталтворчеством личности, самой осуществляющей свое образование. Это достигаетсячерез использование инновационных технологий.
Ход занятия разработан всоответствии со структурой урока.
Этапы урока предусматриваютвовлечение обучающихся в повторение теоретического материала по теме занятия и умениеприменять полученных знаний на практике.
Основная методическаяподготовка преподавателя к такому уроку сводится к выбору форм и методовпроведения урока, разработке практических заданий, подготовке ситуационныхзадач и структуры занятия. На уроке применяются следующие методы и формыорганизации: фронтальный, поточный, индивидуальный, групповой.
Для того чтобы провестизанятие по предложенной разработке необходимо заранее подготовить раздаточныйматериал, инструменты и приспособления.
В начале урока, ворганизационной части, обозначить тему урока, обозначить цели занятия,сформулировать правила работы на уроке.
При проведении уроканеобходимо руководствоваться технологической картой и конспектом урока.
На заключительном этапезанятия организовать самостоятельную оценку обучающихся результатов освоенияматериала, а также основываясь на полученных результатах по оценке собственнойдеятельности, в совместной оценке с обучающимися определить достижение целейурока.
Эффективность использованиязаявленной технологии на уроке подтверждается достижением высокой мотивации,вовлечением в учебный процесс абсолютно всех обучающихся и позволяетформировать профессиональные и общие компетенции.
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Испытание люминесцентных ламп послеремонта Дата проведения– 28.11.2022г.
Профессия 08.01.26. «Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных системжилищно-коммунального хозяйства»
Группа: 2 РЖКХ
Место проведения: учебно–производственная мастерская по профессии 08.01.26.«Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищнокоммунальногохозяйства» (корпус № 3) Дидактическая цель урока:
Закрепление и совершенствование знаний иумений по испытанию люминесцентных ламп после ремонта.
Задачи урока:
Образовательная
-совершенствоватьтехнических умения по испытаниюлюминесцентных ламп после ремонта. Развивающая
-совершенствовать у обучающихся навык самостоятельногопоэтапного планирования выполнения рабочих операций и приемов;
-формировать уменияанализировать свою работу производственную на основе самоконтроля ивзаимоконтроля.
Воспитывающая
Содействовать воспитанию уобучающихся интереса к профессии, умению работать в команде, эффективноработать с коллегами, самостоятельности, внимательности всоблюдении правил т/б; ответственности иаккуратности, бережливости по отношению к инструменту иоборудованию. Методы обучения:
— наглядные (показ трудовых приёмов);
— словесные (беседа, устное объяснение);
— практические (самостоятельные работы, упражнения по выполнениюприёмов, операций, комплексных работ).
Тип урока:
Урок решенияучебной задачи
Вид урока:
Урок-практикум Межпредметные связи:
— ДисциплинаОП.03. «Электротехника», тема 2.1.4. «Электрические цепи: понятие,классификация. Условное обозначение элементов цепи. Электрические измерения.Классификация электроизмерительных приборов»;
— ДисциплинаОП. 09 «Охрана труда», тема 5.2. «Защита человека от поражения электрическоготока. Средства индивидуальной защиты при обслуживании электроустановок»;
— ДисциплинаОП. 11. «Материаловедение», тема 2.6. «Электротехнические материалы».
Материально-техническоеи методическое оснащение урока:
1. Оборудование:
— мультиметр.– 4 шт.;
— электрическийпаяльник. – 4 шт.; — мультимедийная установка.
2. Инструменты:
— плоскогубцы– 4 шт.;
— бокорезы– 4 шт;
— клещидля снятия изоляции (скрипер); 3. Материалы:
— проводэлектрический 1*0,75 – 6 м;
— флюс;
— припой;
— зажимытипа «крокодил» — 8 шт;
— люминесцентнаялампа – 4 шт;
— стартер для люминесцентных ламп – 4 шт;
— электронныйбаласт – 4 шт;- лампа накаливания с патроном – 4 шт.
5. Дидактический материал:
— технологическаякарта «Технология выполнения проверки люминесцентных ламп» — Приложение 1;
— критерииоценки выполнения практического задания — Приложение 2; — видеоролик«Выполнение проверки люминесцентных ламп».
Источники:
Основные источники: Учебники:
1. ПолиженковА.М., Ткачева Г.В., Шабанова Т.Н, Шагеева О.А. Электромонтер.Учебно-практическое пособие.-Москва:КНОРУС, 2022-
278 с.
2. АпполонскийС.М. Электротехника. Учебник. .-Москва:КНОРУС, 2022-
292 с.
3. АпполонскийС.М. Электротехника. Практикум. .-Москва:КНОРУС, 2022-
318 с.
Дополнительные источники:
4. Прошин В.М. Лабораторно-практические работы по электротехнике:Учебное пособие для СПО.-М.: ИЦ « Академия»,2021.
5. Морозова Н.Ю. Электротехника и электроника. Учебник для СПО..М.: ИЦ «Академия»;2022
6. ПолещукВ.И. Задачник по электротехнике и электронике. Учебное пособие. М.: ИЦ«Академия»;2021
Планурока
№ п/п |
Технологические этапы |
Действия педагога |
Действия обучающегося |
Время |
1 |
Самоопределение к учебной деятельности (орг. момент)» — включение обучающихся в деятельность на личностнозначимом уровне |
Высказывает добрые и стимулирующие пожелания обучающимся, предлагает пожелать друг другу удачи; предлагает обучающимся подумать, что пригодится для успешной работы и слушает варианты; использует девизы или крылатые выражения |
Осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности на уроке. Самостоятельно анализируют полученную информацию, задают проблемные вопросы.
|
2 мин |
2 |
«Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии» — повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
Организует подготовку и мотивацию обучающихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Озвучивает проблемную ситуацию. Использует методы постановки учебной проблемы: побуждающий, подводящий диалоги; мотивирующий приём «яркое пятно» |
Созданное затруднение в индивидуальной деятельности обучающихся фиксируется ими самими.
|
5 мин |
3 |
«Постановка учебной задачи» — получение ответов на вопросы «почему возникли затруднения?», «чего мы ещё не знаем?» |
Организует выявление причин затруднения |
Восстанавливает выполненные операции фиксирует место затруднения; соотносит свои действия с используемым |
5 мин |
|
|
|
способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.); выявляет и фиксирует во внешней речи причину затруднения каких знаний, умений или способностей недостаточно для решения поставленной задачи в частности и задач такого типа |
|
4 |
«Открытие нового знания» — построение проекта выхода из затруднения |
Руководит процессом сначала с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. Организует решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные обучающимся, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется вербально и знаково) |
В коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства |
8мин |
5 |
«Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи» — проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала). |
Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов. Фиксирует преодоление затруднения; уточняет характер нового знания |
Представляют результаты работы групп. Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий Обучающиеся самостоятельно |
25 мин |
|
|
|
рационализируют, модернизируют, предлагают и реализуют на практике оригинальные решения |
|
6 |
«Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону» — индивидуальная форма работы |
Следит за выполнением работы обучающимися. Организует исполнительскую рефлексию хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Организует, по возможности, для каждого обучающегося ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность |
Самостоятельно выполняют задания нового типа (2-3 типовые задания) и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.
|
20 мин |
7 |
«Включение в систему знаний и повторение» — выявление границ применимости нового знания |
Предлагает задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие, далее решаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
|
Выполняют задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг, повторяется содержание учебного материала, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности |
20 мин. |
8 |
8. «Рефлексия учебной |
Организовывает оценивание |
Оценивают собственную |
5 мин. |
|
деятельности» — самостоятельное «открытие» учащимися нового знания в процессе исследовательской деятельности |
обучающимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовывается обсуждение и запись домашнего задания |
деятельность, фиксируют неразрешённые затруднения. Обсуждают направление будущей учебной деятельности. Записывают домашнее задание |
|
Технологическая карта занятия
Структура |
Элементы технологии обучения |
||||
Дидактически е задачи урока |
Методическое обеспечение |
Методы обучения |
Средства обучения |
Форма организации деятельности учащихся |
|
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащихся |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. «Самоопредел ение к учебной деятельности (орг. момент)» — включение обучающихся в деятельность на личностнозначимом уровне |
Высказывает добрые и стимулирующие пожелания обучающимся, предлагает пожелать друг другу удачи; предлагает обучающимся подумать, что пригодится для успешной работы и слушает варианты; использует девизы или крылатые выражения |
Осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности на уроке. Самостоятельно анализируют полученную информацию, задают проблемные вопросы.
|
Объясните льноиллюстрат ивный |
Слово преподават еля |
Фронтальная |
2. «Актуализаци я и фиксирование индивидуальн ого затруднения в пробном действии» — повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальн ой деятельности каждого учащегося |
Организует подготовку и мотивацию обучающихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Озвучивает проблемную ситуацию. Использует методы постановки учебной проблемы: побуждающий, подводящий диалоги; мотивирующий приём «яркое пятно» |
Созданное затруднение в индивидуально й деятельности обучающихся фиксируется ими самими.
|
Беседа |
Слово преподават еля |
Фронтальная |
3. «Постановка учебной задачи» — получение ответов на вопросы «почему возникли |
Организует выявление причин затруднения |
Восстанавливае т выполненные операции фиксирует место затруднения; соотносит свои действия с используемым |
Частичнопоисковый |
Слово преподават еля и учащихся |
Фронтальная, индивидуальна я |
затруднения? », «чего мы ещё не знаем?» |
|
способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.); выявляет и фиксирует во внешней речи причину затруднения каких знаний, умений или способностей недостаточно для решения поставленной задачи в частности и задач такого типа |
|
|
|
4. «Открытие нового знания» — построение проекта выхода из затруднения
|
Руководит процессом сначала с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. Организует решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные обучающимся, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется вербально и знаково) |
В коммуникативн ой форме обдумывют проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства |
Частичнопоисковый, репродукти вный |
Слово учащихся |
Индивидуальн ая |
5. «Первичное закрепление с проговаривани ем во внешней речи» — проговаривани е нового знания, (запись в виде опорного сигнала). |
Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов. Фиксирует преодоление затруднения; уточняет характер нового знания
|
Представляют результаты работы групп. Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий Обучающиеся самостоятельно рационализирую т, модернизируют, предлагают и реализуют на практике оригинальные |
Беседа |
Слово преподават еля и учащихся |
Фронтальная, индивидуальна я |
|
|
решения |
|
|
|
6. «Самостоятел ьная работа с самопроверко й по эталону» — индивидуальн ая форма работы |
Следит за выполнением работы обучающимися. Организует исполнительскую рефлексию хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Организует, по возможности, для каждого обучающегося ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность |
Самостоятельно выполняют задания нового типа (2-3 типовые задания) и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.
|
Частичнопоисковый |
Инструмен ты, приспособл ения |
Индивидуальн ая |
7. «Включение в систему знаний и повторение» — выявление границ применимост и нового знания
|
Предлагает задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие, далее решаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
|
Выполняют задания, в которых новый способ действий предусматривае тся как промежуточный шаг, повторяется содержание учебного материала, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности |
Частичнопоисковый |
Инструмен ты, приспособл ения |
Индивидуальн ая |
8.«Рефлексия учебной деятельности» — самостоятельно е «открытие» учащимися нового знания в процессе исследовательс кой деятельности
|
Организовывает оценивание обучающимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовывается обсуждение и запись домашнего задания |
Оценивают собственную деятельность, фиксируют неразрешённые затруднения. Обсуждают направление будущей учебной деятельности. Записывают домашнее задание |
Беседа |
Слово учащихся, слово преподават еля. |
Фронтальная |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение1
Практическая работа № 23
Тема: Испытание люминесцентных ламп послеремонта
Цель работы –научиться производить испытание люминесцентных ламп, дросселей, стартеров.
Краткиетеоретические сведения.
Люминесцентные лампыпредставляют собой газоразрядные источники света низкого давления, в которыхультрафиолетовое излучение ртутного разряда преобразуется люминофором в болеедлинноволновое видимое излучение.
Люминесцентные лампыполучили широчайшее распространение благодаря следующим характеристикам:
• высокая световая отдача – до 90 лм / Вт;
• большой срок службы – 18 – 20 тыс / ч;
• благоприятный спектр излучения, обеспечивающий высокое
качество цветопередачи;
• низкая яркость;
• низкая температура колбы.
По характеру разряда сгорячими катодами и лампы тлеющего разряда с холодными электродами. Лампыдугового разряда, зажигаемые с предварительным подогревом катодов, наиболеепросты и экономичны в эксплуатации, поэтому наиболее широко применяются.
В зависимости отмногочисленных световых оттенков, которые можно получить у люминесцентных ламп,в помещениях промышленных предприятий применяют следующие типы ламп:
ЛБ – лампа белого света;
ЛТБ – лампа тепло-белого света;
ЛХБ –лампа холодно-белого света;
ЛД — лампа дневного света;
ЛЕ — лампа естественно-белого света;
ЛБЦ, ЛТБЦ, ЛДЦ, ЛЕЦ – теже лампы с улучшенной цветностью. Достигается добавками различных люминифоров,излучающих главным образом в красной области спектра.
На сегодняшний деньнаилучшими экономическими характеристиками (наибольшая световая отдача) инаименьшей степенью пульсации светового потока обладают лампы ЛБ, поэтому вбольшинстве случаев им отдают предпочтение в осветительных установках.
Для стабилизацииразряда и ограничения тока люминесцентных ламп применяются балластныесопротивления, чаще всего дроссели (катушки с железным сердечником), к которымпредъявляются следующие требования:
• потери мощности в дросселе должны бытьминимальными;
• во время работы дроссель не долженнагреваться выше 600
• по габаритам и массе он должен быть какможно меньше;
• магнитопровод дросселя должен бытьсобран так, чтобы во время работы не было гудения.
В качестве зажигающегоустройства, входящего в состав ПРА люминесцентных ламп, применяются стартерытлеющего разряда.
Стартервыполняет следующие функции:
· замыкает цепьпускового тока лампы, в результате чего электроды лампы должны нагреватьсяпусковым током, а напряжение сети падать на балластном сопротивлении иэлектродах лампы;
· по возможности быстроразмыкать контакты, шунтирующие лампу после разогрева электродов и при этом засчет энергии, запасенной в индуктивном балласте, на разомкнутых контактахстартера возникает импульс высокого напряжения (около 1000 В), которыйприкладывается к лампе и зажигает ее.
· поддерживать контактыразомкнутыми в течение всего времени горения лампы, в противном случае контактыстартера вновь зашунтируют лампу и она погаснет.
Стартер состоит(рис. 1, а) из стеклянного баллона 3, наполненного инертным газом. В баллонвпаяны металлический неподвижный электрод 2 и биметаллический электрод 4,имеющие выводы 1, проходящие через цоколь 5. Баллон заключен в металлическийили пластмассовый корпус с отверстием в верхней части.
Стартеры выпускаютсядля включения люминесцентных ламп в сеть на напряжение 127 и 220 В. При подаченапряжения на схему (рис.1,а) на электроды стартера и одновременно на лампуподается напряжение сети UC.
Это напряжениезначительно ниже напряжения сети зажигания лампы с холодными электродами, нодостаточно для образования тлеющего разряда между разомкнутыми электродамистартера. По цепи дроссель – электрод лампы – стартер – второй электрод лампытечет ток тлеющего разряда стартера (0,01-0,04 А). Этот ток не может обеспечитьнеобходимый нагрев электродов лампы, но теплоты, образуемой в баллоне стартера,достаточно для разогрева биметаллической пластины 4. В результате этого онаизгибается в направлении неподвижного электрода 2 и через 0,2-0,4 с контакты стартеразамыкаются и в цепи начинает протекать ток нагрева электродов. Значение этоготока определяются значениями напряжения сети, сопротивления балластногодросселя и электродов лампы. Пусковой ток, проходя по замкнутым контактамстартера, нагревает электроды лампы. Одновременно в стартере прекращаетсятлеющий разряд и происходит остывание биметаллического электрода. Через время tЗАМэлектроды стартера размыкаются, на лампе возникает импульс напряжения(момент времени t2 ), который и зажигает лампу. Время подогреваэлектродов определяется временем замыкания электродов стартера и составляет0,2-0,8 с. Иногда этого времени не достаточно для разогрева электродов лампы исущественного снижения напряжения зажигания. Поэтому лампа при первом импульсеможет не зажечься, тогда процесс зажигания повторяется. Общая длительностьпускового режима зависит от параметров зажигания лампы и стартера, напряжениясети, и находится в пределах 3-15 с. Длительность пускового импульса составляет1-2 мкс и недостаточна для надежного зажигания лампы, так как за это времямежэлектродное пространство в лампе не успевает достигнуть необходимой степениионизации. Поэтому параллельно контактам стартера включают конденсатор емкостью510 нФ, что увеличивает длительность импульса в 50-100 раз.
Дроссель,представляющий собой обмотку, намотанную на сердечник из листовойэлектротехнической стали, облегчает зажигание лампы, а также ограничивает ток иобеспечивает ее устойчивую работу.
При эксплуатации лампвстречаются различные неисправности, которые необходимо уметь обнаруживать иустранять.
Чаще всеговстречаются следующие неисправности:
• новая лампа не загорается (причинойэтого может быть плохой контакт в патроне, разрыв проводов и электродах,наличие воздуха в лампе);
• новая лампа при включении мигает и незагорается. В этом случае ее рекомендуется несколько раз включить и выключить –это может устранить мигание. Если лампа продолжает мигать, то причиной можетбыть неисправность стартера – рекомендуется его заменить.
• у лампы наблюдается потемнение концовтрубки с одной или с обеих сторон на 50-70 мм от основания. Это означает, чтосрок службы лампы подходит к концу.
• концы лампы при включении светятся, алампа не зажигается. Причина – либо неисправность стартера, либо короткоезамыкание в конденсаторе;
• изменение цвета свечения лампы. Причина– изменение состава люминофора при большом сроке службы. Заменить лампу.
• гудение светильника. Причина – колебаниепластин магнитопровода дросселя. Заменить дроссель;
• дроссель сильно гудит. В этом случае егонеобходимо укрепить на резиновых или других звукоизолирующих прокладках;
• сильный нагрев дросселя может бытьследствием плохой изоляции пластин. Дроссель необходимо заменить;
• срабатывание защиты при включениисветильника. Причина – 1. пробой компенсирующего конденсатора в светильнике,включенного на его входе параллельно питающей сети (заменить конденсатор); 2.замыкание в цепях осветительной установки (проверить цепи питания светильникапосле защитного аппарата;
• сгорание электродов. Причина – поломкапатронов, короткое замыкание проводов на корпус осветительной арматуры;
• нагрев сгораемых поверхностей, накоторых укрепляется светильник. Причина – нагрев дросселя. Устранение — устанавливатьасбестовые прокладки под светильник или оставлять воздушный промежуток подсветильником.
Практические задания
• Изучитьметодику проверки ЛЛ и ПРА.
• Выполнитьсхемы проверки исправности ПРА. Оформитьписьменный отчет о проделанной работе.
Содержаниеотчета:
1. Отчетвыполняется в стандартной ученической тетради, каждая работа начинается снового листа.
2. Отчетдолжен содержать название темы и цель занятия.
3. Отчетдолжен содержать схемы проверки исправности ПРА.