X-PDF

Методическая разработка открытого занятия Теплый натюрморт

Поделиться статьей

Управлениеобразования

Ардатовскогомуниципального округа

Муниципальноебюджетное образовательное

учреждениедополнительного образования

 Центрдополнительного образования детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическаяразработка

конспектаоткрытого занятия

поизобразительному искусству

 Теплый натюрморт

(длядетей 7-9 лет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БуераковаЕлизавета Юрьевна,

педагогдополнительного образования

МБОУДО ЦДОД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ардатов,2023г.

Аннотация

В даннойметодической разработке предлагается конспект занятия для детей младшегошкольного возраста (7-9 лет) по изобразительному искусству. Данная разработкаокажет значительную помощь педагогам дополнительного образования, ведущимзанятия по изобразительному искусству, а также учителям ИЗО.

Методическаяразработка составлена с учетом личного и заимствованного опыта.

Пояснительнаязаписка

Цельметодической разработки – описание методики организации занятия с детьми 7-9лет по изобразительному искусству.

Занятие построенос учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. У детей данного возрастав рисунке можно обнаружить визуальные признаки формы. Характерна небольшаякомпозиционная завершенность. Воплощенный замысел уже предполагает некуюинтеграцию последовательных впечатлений. На смену сверхдинамичному восприятиюдеятельности, адекватно реализующемуся в рисовании-игре, постепенно приходитпреимущественно зрительная установка восприятия окружающего мира. Техникавыполнения рисунков обычно однообразная, преобладает жесткая линейность ихизображения, цвет очень часто используется как обозначение, а не цветовоевыражение формы. Младшие школьники игнорируют реальный цвет изображаемыхобъектов. Отдают предпочтение насыщенным цветовым гаммам, чистым ярким тонам, восновном теплой части спектра. Цвет в представлении ребенка становитсянасыщеннее, чем в восприятии. Именно поэтому тема занятия звучит так, а неиначе. Выполняемое детьми задание: Теплый натюрморт — яркий,насыщенный.

Методическая разработкаТеплый натюрморт является одним из методических материалов пореализации ДООП Юный художник. Знания, умения, навыки, освоенные наданном занятии, являются входящими в раздел Живопись, тема Натюрморт.Знакомство с историей появления натюрморта в живописи. Выполнение задания Теплыйнатюрморт.

Занятие рассчитанона 45 мин. Дети знакомятся с новыми терминами: предмет, форма, античность, поджанры,пластические средства, плоскость, а также с репродукциями картин различныххудожников в жанре Натюрморт. Данное занятие рассчитано на знакомствос темой и выполнение задания Теплый натюрморт с помощью педагога.

 

Тема — Теплыйнатюрморт.

Адресат – Занятиерассчитано на детей 7-9 лет, посещающих объединение Юный художник второйгод.

Формапроведения: учебноезанятие

Цель: познакомитьс натюрмортом как жанром изобразительного искусства

Задачи:

Предметные:

·       Познакомитьдетей с историей появления в живописи такого жанра, как натюрморт;

·       Научитьвыполнять изображение предметов быта, различать теплые, холодные цвета и оттенкикрасок;

·       Обогатитьсловарь детей словами: быт, предмет, форма античность, поджанры, пластические средства,плоскость и др.

Метапредметные:

·       Развивать навыкивосприятия и понимания произведений искусства, учить отражать свои впечатленияна плоскости листа — живописно.

·       Расширять знания учащихсяо натюрморте, как самостоятельном жанре в искусстве;

·       Развивать зрительныепредставления и впечатления от предметов, чувство пропорции, соразмерности;

·       Развивать детскоетворчество и фантазию;

·       Развивать мелкую моторикурук.

Личностные:

·       Воспитыватьинтерес к предмету, аккуратность в работе, эстетический вкус.

Оборудование, оформление: ноутбук,проектор, презентация, жетоны настроения (желтые, оранжевые, красные,зеленые, синие), мольберт, апельсины для натуры, карточки для игрыТеплый-холодный (Приложение 3), карточки для игры Составьнатюрморт (Приложение 4), карточки-подсказки Теплые и холодныецвета (Приложение 2)

Материалы и инструменты: бумагаакварельная, бумага для палитры, баночки для воды, кисти, краски акварельные,простые карандаши, ластики

Время проведения – 45 минут

Методы и приемы: словесные,наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные.

Методическиесоветы на подготовительный период

Необходимаподготовка к занятию. При подготовке к занятиям разрабатывается подробный план-конспект,мультимедийная презентации (об истории появления натюрморта в живописи,творчестве художников, изображавших натюрморты в различное время), оформляетсядидактический и наглядный материал (репродукции картин художников, жетонынастроения).

Необходимо заранееподготовить презентацию. Детям можно предложить заранее почитать литературу проразличные виды и поджанры натюрмортов, посмотреть картины с изображениемразличных натюрмортов того или иного временного периода.

Роль педагогазаключается в том, чтобы увлечь детей идеей, активизировать внимание,познавательную деятельность, пробудить интерес к творчеству и к картинам сизображением натюрмортов.

 

 

Методическиесоветы на период проведения занятия

Занятие проводится в просторном светломпомещении МБОУ ДО ЦДОД.

Теоретический материал преподносится ввиде краткой истории появления натюрморта. Как отдельного жанра в живописи XVII века. Атак же демонстрируется презентация с различными репродукциями картин различныххудожников. Основной упор делается на цветовое решение в изображении натюрморта:теплые и холодные оттенки (Теплые оттенки – предметы кажутсяприближенными к зрителю, приятнее, ярче, эмоциональнее; Холодные оттенки– предметы выглядят отдаленными, более размытыми, сонными,грустными)

Практическая часть проходит в форме совместнойработы педагог-дети- учащиеся поэтапно выполняют за педагогомизображение несложного натюрморта с апельсинами. Упор на данные фрукты ставитсяне спроста —  апельсины имеют яркий оранжевый цвет, что характеризует его как теплый,ассоциируется данный цвет с общительностью, весельем, энергичностью. Холодныхоттенков оранжевого просто не существует. Всё, что с ним связано, становитсясияющим и жарким. Это самый горячий из всех цветов спектра.

Так же дети выполняют игровые задания наданную тематику в группах — Теплый-холодный и Составьнатюрморт.

 

Планзанятия:

1.     Организационныйэтап:

·       организациявнимания (1 мин)

·       психологическийнастрой (2 мин)

2.     Проверочныйэтап: проверка знаний (2 мин)

3.     Подготовительныйэтап: сообщение темы (3 мин)

4.     Основнойэтап:

·       просмотрпрезентации (4 мин)

·       беседао натюрмортах (3 мин)

·       играТеплый-холодный (4 мин)

·       физкультминутка(2 мин)

·       практическаяработа (15 мин)

5.     Контрольныйэтап:

·       ИграСоставь натюрморт (4 мин)

6.     Итоговыйэтап (2 мин)

7.     Рефлексивныйэтап (2 мин)

8.     Информационныйэтап (1 мин)

 

 

 

 

 

 

Ходзанятия:

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.                 Организационный

 

*организация внимания

 

 

 

*психологический настрой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.                 Проверочный

*проверка знаний

 

 

3.                 Подготовительный

*сообщение темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.                 Основной

*ознакомление с новым материалом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра Теплый-холодный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа

 

 

5.                 Контрольный

Игра Составь натюрморт

 

 

 

6.                 Итоговый

 

 

 

 

7.                 Рефлексивный

 

 

 

 

 

 

 

 

8.                 Информационный

 

(Слайд 1)

Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас на нашем занятии. Есть ли у нас отсутствующие?

Посмотрите на свои рабочие места. Все ли у нас готово к работе? Отлично, тогда начнем.

 

(Слайд 2)

Передай тепло другу

Давайте возьмемся за руки и закроем глаза. А теперь подумаем о чем-то очень прекрасном. Получается? А теперь передадим это прекрасное своему соседу справа, аккуратно нажав на его ладошку. Передали? А теперь улыбнитесь своему соседу слева. Молодцы! Хорошим настроением зарядились.  

 

(Слайд 3)

Ребята, давайте вспомним теплые и холодные цвета и оттенки. Назовите теплые цвета? А теперь вспомним холодные цвета.

 

 

(Слайд 4)

Ребята, сегодня мы познакомимся с историей появления в живописи такого жанра, как натюрморт.

Тема нашего занятия — Теплый натюрморт Натюрморт – это изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, изображение различных предметов, еды, только что застывших для кисти художника.

(Слайд 5)

На этом занятии мы начнем рисовать натюрморт в теплых оттенках вместе со мной, а на следующем вы его закончите самостоятельно.  

 

(Слайд 6)

Давайте познакомимся с историей появления натюрморта в живописи.  

Натюрморт сформировался в качестве отдельного жанра живописи лишь в 17 веке, но люди издавна изображали окружающие их предметы на картинах и стенах. На протяжении многих веков художники пытаются с помощью окружающих их вещей выразить свое понимание мира, свои мысли и интересы.

(Слайд 7, 8)

Древние египтяне расписывали гробницы и храмы сюжетами подношений даров богам. Египтян не интересовала точность передачи теней и объема. Они не стремились, чтобы вещи выглядели реалистично, их целью было показать каждый предмет в его наиболее узнаваемой форме, и обозначить, что каждый из этих предметов был.

(Слайд 9, 10)

Греческие и римские художники рисовали предметы более реалистично чем египтяне.

(Слайд 11)

В музеях и архитектурных памятниках можно встретить мозаики и настенную роспись на которых художники стараются передать рисунок более четко и натурально. Такими сюжетами оформляли стены в домах и дворцах.

(Слайд 12)

Становление натюрморта, как самостоятельного жанра начинается в 1500-х годах в Северной Европе.

(Слайд 13)

В средние века искусство служило христианству, иллюстрируя сцены из Библии.

(Слайд 14)

Художники этого времени, такие как Ян Ван Эйк и Караваджо, писали натюрморты как часть христианских сцен.

(Слайд 15)

Расцвет жанра приходится на XVII век в среде Голландских и Фламандских живописцев.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.27%
НЕТ
40.73%
Проголосовало: 1127

(Слайд 16, 17)

В это время популярными стали картины, в которых изображалось то, что люди любят, то, что заставляет их чувствовать себя важными или богатыми.

(Слайд 18, 19)

Например, художники изображали дорогие и причудливые предметы и украшения, музыкальные инструменты и бокалы для вина, дорогие кушанья и посуду.

(Слайд 20)

В сюжеты включались и предметы, напоминающие о времени, такие как свеча или песочные часы.

(Слайд 21)

Однако, все изменилось в 19 веке, когда появились первые фотографии – нужды в прорисовке деталей натюрморта практически не было. Вместо этого начались эксперименты с цветом, формой и способом нанесения краски на холст, чтобы создавать прекрасные произведения сами по себе.

(Слайд 22)

Величайшим из этих художников был Поль Сезанн.

(Слайд 23, 24, 25)

Он в одиночку поднял натюрморт к уважаемой художественной форме. Именно в это время, в 19 веке, натюрморт стал одним из самых популярных жанров в живописи.

 

(Слайд 26)

А мы сегодня с вами рассмотрим, какие же поджанры натюрморта существуют. Внимание на экран.

(Слайд 27)

Итак, цветочный натюрморт. Что является главным предметом в данном натюрморте?

(Слайд 28)

Кухонный. А здесь?

(Слайд 29)

Рыбный. Ну тут все понятно – это изображение рыбы.

(Слайд 30)

Роскошный. Что вы видите на картинах?

(Слайд 31)

Охотничий. Расскажите, что художники изобразили здесь?

Отлично!

(Слайд 32)

А еще натюрморт может быть теплым и холодным. Предлагаю вам сыграть в игру. Перед вами картинки с изображениями теплых и холодных натюрмортов. Пожалуйста, распределите эти картинки на две категории: натюрморты в теплой гамме – в одну сторону, в холодной гамме – в другую. Приступаем!

Закончили. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Отличная работа – натюрморты распределены правильно!

(Слайд 33)

Ребята, сегодня мы с вами начнем рисовать натюрморт в теплой цветовой гамме – мы нарисуем натюрморт с апельсинами. Какой цвет у апельсинов? А как вы думаете, что символизирует оранжевый цвет? Замечательно!

Перед тем, как начать рисовать, давайте вспомним правила ТБ.

 

(ребята вместе с педагогом поэтапно рисуют простым карандашом натюрморт с апельсинами)

Ребята, давайте прервемся и немного расслабимся. Физкультминутка. Повторяйте движения за мной.

Мне вчера купили краски,

Я хотел нарисовать:

Солнце, небо, домик красный,

Но не знал с чего начать?

Долго думал и гадал,

И себя нарисовал!

Получилось симпатично,

Правда, папа не узнал.

А когда вернулась мама

И увидела меня –

Отмывала всю квартиру

И меня – почти два дня!

 

Отлично, отдохнули! Давайте продолжим рисовать наш натюрморт.

 

(Слайд 34)

Отложите свои работы. Предлагаю вам сыграть еще в одну игру. Я подготовила для вас много различных карточек с предметами, которые могли бы стать настоящим натюрмортом. Пожалуйста, выберите те предметы, которые вам больше нравятся и создайте из них теплый натюрморт. Приступаем!

(Слайд 35)

Давайте закрепим сегодняшний материал. Что такое натюрморт? Что чаще всего изображают в натюрморте? Какими бывают натюрморты? Молодцы!

(Слайд 36)

Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Перед вами лежат жетоны разного цвета: красные, желтые, оранжевые и синие, зеленые. Жетоны теплых цветов – это хорошее настроение, холодных — плохое настроение. Поднимите, пожалуйста, тот жетон, который соответствует вашему настроению.

Как вы считаете, хорошо мы подготовились к тому, чтобы на следующем занятии самостоятельно закончить наш теплый натюрморт? Что вам больше всего понравилось сегодня? А в чем у вас возникли трудности?

(Слайд 37)

Хорошо. Ну а на сегодня наше занятие закончилось. Благодарю всех за активную работу. До свидания!

Сообщают об отсутствующих, проверка готовности к занятию.

 

 

 

 

 

Дети выполняют упражнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей:

Теплые цвета: желтый, оранжевый, красный, коричневый;

Холодные: голубой, синий, фиолетовый, зеленый. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают презентацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают презентацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают презентацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют упражнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей:

Оранжевый. Символизирует радость, тепло, яркие эмоции

 

 

Дети повторяют правила ТБ

 

Дети рисуют натюрморт совместно с педагогом

 

 

 

 

 

Дети повторяют движения за педагогом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют задание вместе с педагогом

 

Дети выполняют задание в группе

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

Поднимают жетоны в зависимости от своего настроения

 

 

 

Делятся впечатлениями

 

 

 

 

Делятся впечатлениями и пожеланиями

 

 

 

 

Прощаются с педагогом и друг с другом

 

 

 

 

 

 

Интернет-ресурсы

1.     https://artchive.ru/encyclopedia/3686~Still_life_painting

2.     https://infourok.ru/istoriya-natyurmorta-nachalnye-klassy-6306399.html

3.     https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2016/03/29/istoriya-razvitiya-natyurmorta

4.     https://evgeniidemshin.ru/still_life_evolution

5.     https://www.maria-art.com/istoriya-natyurmorta

6.     https://dzen.ru/a/YnfLkr_zBB6XzCFh

7.     https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/natyurmort-zhanr-zhivopisi

8.     https://dzen.ru/a/YoW-rC6QeX7_zLdr

9.     https://damienmilay.com/basis/oranzhevyj-czvet-v-psihologii-znachenie-chto-simvoliziruet-harakteristika/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

 Натюрмортс апельсинами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение3

 

 

 

   

 

 

 

 

Приложение4

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.27%
НЕТ
40.73%
Проголосовало: 1127

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет