«МОЯПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА»
учитель-логопед
первойквалификационной категории
СмиркинаЕлена Александровна
Слайд2.
Лексическоебогатство языка является показателем высокого развития речи детей и необходимымусловием для развития коммуникативных навыков. Так как темамоего самообразования: «Риторика для детей старшего дошкольного возраста снарушениями речи», в своейпрактике для развития связной речи, расширения и активизации словарного запасаприменяю методы обучения дошкольников риторике (Баландина Людмила Александровна«Риторика для малышей: методическое пособие по обучению риторике дошкольников» -Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. — 409, [1] с. : ил.; 21 см. — (От детского садак школе)
Слайд3.
Особенноменя привлекают методы теоретико-практического обучения: составление памяток,таблиц, схем, выделение алгоритмов. Из-за проблем с произношением слов ивниманием, дети с нарушением речи зачастую плохо воспринимают речь на слух,если она не подкреплена возможностью зрительного восприятия. Из-за этогострадает и вербальная память, которая отвечает за запоминание словеснойинформации.Долгое время увлекалась мнемотехникой, которая позволяет подкрепить словазрительным образом.
Слайд4.
Однойиз задач по реализации моей темы самообразования является — Внедрениесовременных образовательных технологий по риторике в коррекционный процесс.Поэтому я всегда в поиске чего-то нового, интересного и ! многофункционального.
Слайд5.
Такя открыла для себя Кроссенс-таблицы! Первоначально они заинтересовали именноналичием зрительного образа, как и в мнемотехнике.
Приболее подробном изучении обнаружила, что методы и приёмы Кроссенс можно назватьнаглядными только лишь по внешним признакам. Но, на самом деле, их сложноотнести к какому-то конкретному методу. По содержанию это и словесный(рассказывание), и игровой (дидактическая игра, отгадывание загадок), ипрактический (составление загадок) метод. Как раз то, что мне надо: всё исразу!
Слайд6.
Такчто же такое Кроссенс? Это головоломка нового поколения, объединяющая всебе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений:крестики-нолики, мнемотаблицы, кроссворды, ребусы, загадки.
Слово«КРОССЕНС» означает «пересечение смыслов».
Слайд7.Итак,моя педагогическая находка – это Кроссенс – таблица.
Кроссенспредставляет собой ассоциативную цепочку из серии картинок, символов, которыесвязаны по смыслу. Символыразмещены в таблице из 9 ячеек, в центре таблицы пустой квадратпрямоугольник. Основная целькроссенса – это придумывание или решение загадки, головоломки. Тоесть решить кроссенс – значит разгадать символ, который находится в центре.
Слайд8.
Задача детей: объяснить кроссенс посредством видения взаимосвязиизображений, составить рассказ. Такой прием позволяет организовать работу срисунками, символами и текстом (для читающих детей). Играть можно как содним ребенком, так и с группой детей. Применяется в работе с детьми старшегодошкольного возраста.
Слайд9.
ОсилитьКроссенс, состоящий из девяти смысловых картинок без подготовки сложно.Рекомендуется предложить детям для разгадывания кроссенс с полем из двух-трёхкартинок, научить их устанавливать связи между этими двумя картинками, а затем предложить– из четырех квадратов и т.д. Сути метода и его педагогического значения это неменяет.
-Все в мире взаимосвязано. Знаете, например, как связаны между собой Баба Яга икурица? (на экране кроссенс из 2х картинок) как вы думаете? Баба Яга живет визбушке на курьих ножках – а курьи ножки есть и у курицы.
Слайд10.
Короткоассоциативную цепочку можно выразить так: БАБА ЯГА –ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ – КУРИЦА
Слайд11.
Выделяют 3 способа разгадывания Кроссенс-таблиц:
—солнышко (каждая картинка связана по смыслу с центральной). Вовремя занятия сегодня были представлены 2 таблицы Кроссенс «Голова» и «Телочеловека». Способ разгадывания – солнышко. Это простой вариант, более доступныйдетям, не знакомым с приёмами прочтения Кроссенса. А также, его можно применитьпри формировании умения подбирать ассоциации. Предлагаемдетям картинку с ключевым словом темы на центральном квадрате, дети подбираютвокруг него все возможные ассоциации (расставляют картинки)
Слайд12.
—улитка (Восемькартинок (изображений) расставлены таким образом, что каждая имеет связьс предыдущей и последующей, а центральная, девятая, объединяет их все посмыслу),
ПонЯв смысл и суть, дети могут, как разгадывать кроссенсысами, так и составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки.
Слайд13.
—крест – это самый сложный способ (нужноустановить связи по периметру между двумя рядом стоящими изображениями, а такжепо центральному кресту, между картинками 2-9, 6-9)
Слайд14.
Применение «Кроссенс-таблиц» позволяет:
— упражнять детей в умении выделять иназывать предметы, их признаки,
состояния, действия;
— формировать умение у детей классифицировать иобобщать предметы, явления;
— развивать зрительное восприятие;
— формировать умение определять пространственныеотношения символов, размещенных в таблице;
— формировать умение детей анализировать, вычленятьчасти, объединять в пары, в группы;
— выделять существенные признаки извторостепенных
— развивать связную речь
— развивать логику;
— развивать образное мышление;
— формировать умение связно мыслить, составлятьрассказы, перекодировать информацию;
— объяснить наглядно значение слов;
— развивать смекалку, тренировать внимание.
Слайд15.
Видео
Слайд16.
Применение: (фото на каждый этап)
Применение Кроссенс- таблиц имеетмножество вариантов. Подобранные определённым образом таблицы могут бытьиспользованы на любом этапе работы с детьми
üна стадии определения темы и цели образовательнойдеятельности;
üприизучении нового материала;
üдля закрепления и обобщения изученного материала;
üкак способ организации групповой работы;
ü во времяиндивидуальных занятий на любом этапе коррекционной работы;
ü в качестветворческого домашнего задания (Разгадай Кроссенс и нарисуй ответ).
Слайд17.
Дляменя Кроссенс-таблицы являются настоящей находкой: во-первых, это что-то новое,интересное; во-вторых, применение Кроссенса разнообразно; и, в-третьих, детираскрывают новые грани понимания привычных вещей, быстрее запоминают материал,обмениваются идеями, взглядами, представлениями. Применение методов и приемовКроссенс позволяет решать проблемы развивающего, разноуровневого,личностно-ориентированного обучения. Дети учатся думать, творить, высказыватьсвою точку зрения и защищать ее. Всё это помогает им самоутвердиться, бытьболее коммуникабельными, общительными, а значит подготовленными к будущейжизни.
Спасибоза внимание!