Методическаяразработка по эколого-патриотическому воспитанию в старшей группе
«НашаДонецкая степь»
Воспитатель:Полежаева К.В.
Цель: обобщить и систематизировать знания детейо флоре и фауне степной зоны Донецкого края, привлечь к проблеме защиты роднойприроды.
Задачи:
Образовательные:
¾ Развивать познавательный интерес кприроде;
¾ Расширятьпредставление детей о представителях животного и растительного мира степнойзоны Донбасса;
¾ Устанавливатьпричины исчезновения многих видов живых организмов;
¾ Совершенствоватьречь как средство общения, обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
¾ Развиватьнаглядно-образное мышление, эстетическое восприятие окружающего мира;
¾ Приучатьдетей к самостоятельности в суждениях, делать выводы;
¾ Формироватьи развивать гражданскую позицию и чувство патриотизма.
Воспитательные:
¾ Воспитыватьинтерес к познанию тайн окружающего мира, любовь и бережное отношение кприроде;
¾ Формироватьосновы экологической культуры.
Предварительнаяработа: наблюдениев природе, чтение художественной литературы по теме; рассматривание картин ииллюстраций степи; просмотр видеопрезентации «Природа Донбасса»; дидактическиеигры, экскурсия по экологической тропе детского сада; аппликация «Ковыль»,рисование «Донецкая степь».
Материал: экологические знаки, заготовки природныхобъектов; фотографии лекарственных растений степи; образец ковыля, презентация«Заповедная природа Донбасса»
Ход занятия
Воспитатель.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться! Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам!
Доброе утро! Приветливым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Ребята, давайте гостям скажем доброе утро
Дети. Доброе утро!
-Каквы думаете, край родной это какой край?(Ответы детей)
Воспитатель: Мы все с вами – жители планеты Земля и у каждого из нас есть свояРодина — это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (детиназывают страну – Россия, ДНР, город – Донецк, точный адрес детского сада)
Живёммы с вами на Донецкой земле, а называется наш край – Донбасс и окружают нас степи.А что такое степь? (ответы детей) .Океан трав – так величаво называют степь.Это огромное открытое пространство, где почти нет деревьев, а только травы.Налетит ветер, всколыхнутся травы, и точно волны пойдут гулять по степи, как побезбрежному океану. А движение волн создает символ степи – ковыль и его вечныйспутник типчак.(Демонстрация растений). Хотите узнать, почему так назвали этирастения?
ЛЕГЕНДА О НИЗКОМ ТЫПЧАКЕ И ВЫСОКОМКОВЫЛЕ
Еще раньше, когда шла нещадная война половцев с русскими князьями,супротивники послали, те — со своей стороны, а те — со своей, в разведкупронырливую Тыпчак, дочь половецкого хана, и храброго воина-русича по имениКовыль. Ночью они чуть не столкнулись среди Каменных Могил. Озарила луна ихярким светом в тот миг. Девушку поразила сказочная красота молодого русича. Ион тоже был пленен ее несказанным видом. Не смогли они убить друг друга. Какне могли и предать своих. Когда на землю пали первые лучи, их увидели вместестоящими в горах.
— Измена! —закричали противоборствующие стороны.
С обоихстанов полетели в них стрелы. Да высоко — не достать. Но и казнить их неуспели.
Влюбленныебросились вниз с высокого камня и разбились насмерть.
Там, где упали капли их крови,выросли травы — низкий типчак и высокий ковыль. Природа же увековечилавлюбленных в виде двух каменных тел, лежащих друг к другу головами.
Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели побывать в нашей степи? Тогда совершимпутешествие на воздушном шаре. Но прежде, чем отправиться в путешествие,вспомним о правилах поведения в степи. Ведь природой мы должны не тольколюбоваться, но и беречь ее.
(Детирассматривают знаки и формулируют правила):
1) Не собирай в степи цветы, а только любуйся ими.
2) Если хочешь наблюдать за птицами, веди себяспокойно. Громко не разговаривай, не делай резких движений, не подходи близко.
3) Не лови насекомых, не разоряй муравейники.
4)Не мусори в природе!
5)Не разжигай костры!
В нашей степи мало рек, очень жарко и сухолетом, редкие дожди, сильные ветра, малоснежные зимы. Как вы думаете: могут лиздесь произрастать леса?(Ответы детей)
Опытно-экспериментальнаядеятельность
Дети переходят к столу для экспериментирования(горшочки с сухой землей и стаканчики с водой, лопатки).
Постановка задачи дляопыта : Доказать,почему в степи не растут деревья.
Опыт: В горшочки с пересохшей почвой дети наливаютнемного воды. Одновременно рассказывают, как и чем растения впитываютвлагу(корнями). Далее лопатками аккуратно откапывают землю и устанавливают, чтопочва недостаточно пропитана влагой.
Вывод: в условиях жаркого и сухого климата и малогоколичества влаги в почве , деревья не могут произрастать .
Воспитатель: А у трав,растущих в степи, какие корни?(ответы детей) Как вы думаете, им хватает воды?Травы, растущие в степи, приспособились переносить засуху и быстровосстанавливаются.(У них крепкие разветвленные корни, жесткие стебли)
Дидактическая игра«Степные цветы»
Замечательный цветок,
Словно яркий огонёк.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный бархатный … (Тюльпан)
В степи есть петушок —
Лиловый гребешок,
А хвостик — боевой,
Сабелькой кривой.(Ирис)
Длинный тонкий стебелек,
Сверху — алый огонек.
Не растенье, а маяк —
Это ярко-красный …(Мак)
Пышныйкуст в степи расцвел,
Привлекая много пчел.
Весь в больших цветах бордовых ,
Ароматных и медовых!(Воронец или Пион узколистный)
— Ребята, многие растения , произрастающие в степи , являютсяредкими или исчезающими. Это тюльпаны, воронец, ирисы и многие другие . Онизанесены в Красную книгу.
Степь является домом для многих живых организмов , одни из них–насекомые.
Физкультминутка
«Насекомые »
Жу — жу — жу, — жужжит пчела:
Я лечу издалека. (Дети поднимают руки в стороны иритмично ими машут, как «крылышками»)
Зу — зу — зу, — комар пищит. (Ритмично «выбрасывают»указательные пальцы вперед)
Укусить скорей спешит
Уф — уф — уф, — как паровоз
Шмель пыхтит, пыльцу повез. (Ритмично притоптываютногами)
Жук гудит: «Гу — жу, гу — жу,
Я любого разбужу» (Ритмично хлопают в ладоши)
-Ребята, какие животные живут в этих степных местах? Чемони питаются?(Ответы детей).
Презентация «Заповедная природа Донбасса.» Раньше в донецких степях было много диких лошадей— тарпанов, антилоп-сайгаков,европейских косуль. Люди все больше местав степях занимали под поля, сады, пастбища. Негде стало жить крупным травояднымживотным. Дикие лошади вымерли. Сайгаков осталось очень мало, и их тоже занеслив Красную книгу. Вдонецкой степи обитают лисицы, зайцы, енотовидная собака, ласка, хорек, еж,слепыш. Редко встречаются волк, барсук, выхухоль. Здесьживут в большом количестве различные грызуны: суслики, хомячки, тушканчики,заяц-русак. Почти все они приспособлены к жизни в открытых пространствах и внорах.
В этих местах проводитсябольшая работа по охране растительного и животного мира.
На территории ДНР находятся 2 Государственных природных заповедника «Хомутовская степь» и«Каменные могилы»
Из занесенныхв Красную книгу, здесь гнездятся пеликан кудрявый, колпица, ходулочник,шилоклювка, журавль-красавка, дрофа, стрепет.
Заповедник – участок земли,где находятся под охраной редкие и исчезающие растения и животные.
В заповедниках неразрешается пасти скот и охотиться на животных. Долг каждого человека – бережноотноситься к степи. нельзя рвать цветущие растения, ломать ветки деревьев икустарников.
Рефлексия
-Ребята, почемумного растений и животных исчезает на нашей родной земле?
-Что нужноделать, чтобы этого не происходило?
-А что бы высделали для этого?
Я хотела бызакончить наше путешествие словами советского поэта Е.Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Литература
1.История(история Донбасса: от древности до современности) : учебное пособие / подобщей редакцией Л. Г. Шепко, В. Н. Никольского. -Донецк: ДонНУ, 2018.
2.Легенда о низком тыпчаке и высокомковыле // Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Каштан,2004. – С. 56-57.
