X-PDF

Методическая разработка по эколого-патриотическому воспитанию в старшей группе Наша Донецкая степь

Поделиться статьей

Методическаяразработка  по эколого-патриотическому воспитанию в старшей группе

 «НашаДонецкая степь»

Воспитатель:Полежаева К.В.

 Цель: обобщить и систематизировать знания детейо флоре и фауне степной зоны Донецкого края, привлечь к проблеме защиты роднойприроды.

 Задачи:

 Образовательные:

¾   Развивать познавательный интерес кприроде;

¾    Расширятьпредставление детей о представителях животного и  растительного мира степнойзоны Донбасса;

¾    Устанавливатьпричины исчезновения многих видов живых организмов;

¾    Совершенствоватьречь как средство общения, обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

¾   Развиватьнаглядно-образное мышление, эстетическое восприятие окружающего мира;

¾   Приучатьдетей к самостоятельности в суждениях, делать выводы;

¾   Формироватьи развивать гражданскую позицию и чувство патриотизма.

Воспитательные:

¾    Воспитыватьинтерес к познанию тайн окружающего мира, любовь и бережное отношение кприроде;

¾   Формироватьосновы экологической культуры.

Предварительнаяработа: наблюдениев природе,  чтение художественной литературы по теме; рассматривание картин ииллюстраций степи; просмотр видеопрезентации «Природа Донбасса»; дидактическиеигры, экскурсия по экологической тропе детского сада; аппликация «Ковыль»,рисование «Донецкая степь».

Материал:  экологические знаки,  заготовки природныхобъектов; фотографии лекарственных растений степи; образец ковыля, презентация«Заповедная природа Донбасса»

Ход занятия

Воспитатель. 
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться! Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам!
Доброе утро! Приветливым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Ребята, давайте гостям скажем доброе утро
Дети. Доброе утро!
-Каквы думаете, край родной это какой край?(Ответы детей)

Воспитатель: Мы все с вами – жители планеты Земля и у каждого из нас есть свояРодина — это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (детиназывают страну – Россия, ДНР, город – Донецк, точный адрес детского сада)

  Живёммы с вами на Донецкой земле,  а  называется наш край – Донбасс и окружают нас степи.А что такое степь? (ответы детей) .Океан трав – так величаво называют степь.Это огромное открытое пространство, где почти нет деревьев, а только травы.Налетит ветер, всколыхнутся травы, и точно волны пойдут гулять по степи, как побезбрежному океану. А движение волн создает символ степи – ковыль и его вечныйспутник  типчак.(Демонстрация растений). Хотите узнать, почему так назвали этирастения?

 

ЛЕГЕНДА О  НИЗКОМ ТЫПЧАКЕ И ВЫСОКОМКОВЫЛЕ

    Еще раньше, когда шла нещадная война половцев с рус­скими князьями,супротивники послали, те — со своей сторо­ны, а те — со своей, в разведкупронырливую Тыпчак, дочь половецкого хана, и храброго воина-русича по имениКовыль. Ночью они чуть не столкнулись среди Каменных Могил. Оза­рила луна ихярким светом в тот миг. Девушку поразила ска­зочная красота молодого русича. Ион тоже был пленен ее не­сказанным видом. Не смогли они убить друг друга. Какне мог­ли и предать своих. Когда на землю пали первые лучи, их уви­дели вместестоящими в горах.

— Измена! —закричали противоборствующие стороны.

С обоихстанов полетели в них стрелы. Да высоко — не дос­тать. Но и казнить их неуспели.

Влюбленныебросились вниз с высокого камня и разбились насмерть.

Там, где упали капли их крови,выросли травы — низкий типчак и высокий ковыль. Природа же увековечилавлюбленных в виде двух каменных тел, лежащих друг к другу го­ловами.

Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели побывать в нашей степи? Тогда совершимпутешествие на воздушном шаре. Но прежде, чем отправиться в путешествие,вспомним о правилах поведения в степи. Ведь природой мы должны не тольколюбоваться, но и беречь ее.
(Детирассматривают знаки и формулируют правила):
1) Не собирай в степи цветы, а только любуйся ими.
2) Если хочешь наблюдать за птицами, веди себяспокойно. Громко не разговаривай, не делай резких движений, не подходи близко.
3) Не лови насекомых, не разоряй муравейники.

4)Не мусори в природе!

5)Не разжигай костры!

  В нашей степи мало рек, очень жарко и сухолетом, редкие дожди, сильные ветра, малоснежные зимы. Как вы думаете: могут лиздесь произрастать леса?(Ответы детей)

Опытно-экспериментальнаядеятельность

Дети переходят к столу для экспериментирования(горшочки с сухой землей и стаканчики с водой, лопатки).

Постановка задачи дляопыта : Доказать,почему в степи не растут деревья.

Опыт: В горшочки с пересохшей почвой дети наливаютнемного воды. Одновременно рассказывают, как и чем  растения впитываютвлагу(корнями). Далее лопатками аккуратно откапывают землю и устанавливают, чтопочва недостаточно пропитана влагой.

Вывод: в условиях жаркого и сухого климата и малогоколичества влаги в почве , деревья не могут произрастать .

Воспитатель: А у трав,растущих в степи,  какие корни?(ответы детей) Как вы думаете, им хватает воды?Травы, растущие в степи, приспособились переносить засуху и быстровосстанавливаются.(У них крепкие разветвленные корни, жесткие стебли)

Дидактическая игра«Степные цветы»

Замечательный цветок,
Словно яркий огонёк.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный бархатный … (Тюльпан)

 

Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

В степи есть петушок —
Лиловый гребешок,
А хвостик — боевой,
Сабелькой кривой.(Ирис)

Длинный тонкий стебелек,
Сверху — алый огонек.
Не растенье, а маяк —
Это ярко-красный …(Мак)

 

Пышныйкуст в степи расцвел,
Привлекая много пчел.
Весь в больших цветах бордовых ,
Ароматных и медовых!(Воронец или Пион узколистный)

 

 — Ребята, многие растения , произрастающие в степи , являютсяредкими или исчезающими. Это тюльпаны, воронец, ирисы и многие другие . Онизанесены в Красную книгу.

   Степь является домом для многих живых организмов , одни из них–насекомые.

Физкультминутка
«Насекомые »

Жу — жу — жу, — жужжит пчела:

Я лечу издалека. (Дети поднимают руки в стороны иритмично ими машут, как «крылышками»)

Зу — зу — зу, — комар пищит. (Ритмично «выбрасывают»указательные пальцы вперед)

Укусить скорей спешит

Уф — уф — уф, — как паровоз

Шмель пыхтит, пыльцу повез. (Ритмично притоптываютногами)

Жук гудит: «Гу — жу, гу — жу,

Я любого разбужу» (Ритмично хлопают в ладоши)

 -Ребята, какие животные живут в этих степных местах?  Чемони питаются?(Ответы детей).

Презентация «Заповедная природа Донбасса.» Раньше в донецких степях было  много диких лошадей тарпанов, антилоп-сайгаков,европейских косуль. Люди все больше местав степях занимали под поля, сады, пастбища. Негде стало жить крупным травояднымживотным. Дикие лошади вымерли. Сайгаков осталось очень мало, и их тоже занеслив Красную книгу.  Вдонецкой степи обитают лисицы, зайцы, енотовидная собака, ласка, хорек, еж,слепыш. Редко встречаются волк, барсук, выхухоль. Здесьживут в большом количестве различные грызуны:  суслики, хомячки, тушканчики,заяц-русак. Почти все они приспособлены к жизни в открытых пространствах и внорах.

  В этих местах проводитсябольшая работа по охране растительного и животного мира.

На территории ДНР находятся 2 Государственных природных заповедника «Хомутовская степь» и«Каменные могилы»

   Из занесенныхв Красную книгу, здесь гнездятся пеликан кудрявый, колпица, ходулочник,шилоклювка, журавль-красавка, дрофа, стрепет.

 

Заповедник  участок земли,где находятся под охраной  редкие и исчезающие растения и животные.

В заповедниках неразрешается пасти скот и охотиться на животных. Долг каждого человека – бережноотноситься к степи. нельзя рвать цветущие растения, ломать ветки деревьев икустарников.

 

Рефлексия

-Ребята, почемумного растений и животных исчезает на нашей родной земле?

-Что нужноделать, чтобы этого не происходило?

-А что бы высделали для этого?

 

Я хотела бызакончить наше путешествие словами советского поэта Е.Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды

Даже малую былиночку любя!

Берегите всех зверей природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Литература

 1.История(история Донбасса: от древности до современности) : учебное пособие / подобщей редакцией Л. Г. Шепко, В. Н. Никольского. -Донецк: ДонНУ, 2018.

2.Легенда о низком тыпчаке и высокомковыле // Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Каштан,2004. – С. 56-57.

              

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет