Бюджетноедошкольное образовательное учреждение Кичменгско-Городецкого муниципальногоокруга Детский сад комбинированного вида «Берёзка»
Конкурсметодических разработок по ФЭМП с использованием нестандартных методов иподходов с детьми старшего дошкольного возраста
«Педагогическаямастерская»
Методическаяразработка по ФЭМП «Путешествие в Фиолетовый лес»
Старшийдошкольный возраст 5-6 лет.
Авторразработки:
ТруфановаВалентина Васильевна (воспитатель)
2023г.
Информационнаясправка.
Методическаяразработка по ФЭМП «Путешествие в Фиолетовый лес»
старшийдошкольный возраст 5-6 лет с использованием развивающейпредметно-пространственной среды «Фиолетовый лес», которая является частьютехнологии интеллектуально — творческого развития «Сказочные лабиринты игры»В.В.Воскобовича.
Отличительнойособенностью технологииВ.В.Воскобовича является возможность развития интереса к математике,логического мышления, познавательной активности и математических способностейдетей через систему увлекательных игр и упражнений, игровых проблемных ситуацийс использованием сказочных персонажей.
Данная методическаяразработка может быть использована воспитателями, педагогами-психологами,учителем-логопедом для работы с детьми старшего дошкольного возраста, в томчисле с детьми с ОВЗ.
КонспектООД «Путешествие в Фиолетовый лес» старшая группа.
Цель:формирование элементарных математических представлений, развитие познавательныхспособностей.
Задачи:
Образовательные:
-продолжатьучить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8, понимать отношения междуними, правильно отвечать на вопросы «Сколько? Какое число больше? На сколько?»
-совершенствоватьколичественный и порядковый счёт
-совершенствовать умение составлять из геометрических фигур различныеизображения человечка, используя разные варианты.
-продолжать учить измерять длину с помощью условной мерки, устанавливатьзависимость результатов измерения от величины условной мерки.
Развивающие:
-развиватьу детей внимание, память, речь, воображение, логическое и пространственноемышление, способность анализировать, сравнивать, обобщать;
-развиватьинициативу, самостоятельность, умение рассуждать, познавательные способности.
Воспитательные:
-воспитывать потребность в свободном речевом общении с детьми и взрослыми; умения слушатьречь педагога и детей, не перебивая;
— воспитыватькоммуникативные качества, доброжелательное отношение друг к другу.
Материалы иоборудование:коврограф (игровое поле на ковролиновой основе) с креплениями на стене,съёмные элементы, составляющие Фиолетовый лес на липучках (деревья, листочки,озеро, цветы, облака, следы, обитатели леса), сказочные персонажи (девочкаДолька, мальчик Гео, гномики Охле и Кохле); раздаточный материал, поле из двухполосок для выкладывания фигур.
Ход.
Вводная часть.
Воспитатель:
Ребята,сегодня я вновь приглашаю вас в путешествие по Фиолетовому лесу, егообитатели нас очень ждут. Ну что, отправимся в путь.
Мы зайдёмв «Фиолетовый лес»,
Ожидаетнас много чудес,
Потропинкам мы будем гулять,
Тайну лесахотим разгадать.
К гномамрадужным в гости зайдём,
Вместе сДолькой цветы соберём,
Малыш Геонаучит играть,
Лес любитьи друзьям помогать.
Основнаячасть.
Вотидем мы по тропинке и видим 2 дерева с красивыми разноцветными листочками.Ребята, нас встречает девочка Долька и кажется она чем-то озабочена. Долькезахотелось пересчитать и сравнить на каком дереве листьев больше, на красномили фиолетовом , но она все время сбивается со счета. Мы можем ей помочь? Чтодля этого нужно сделать? (нужно сосчитать листочки)
Детипересчитывают листочки на обоих деревьях. (на красном дереве 7, на фиолетовом8)
Детиработают с раздаточным материалом за столами.
Воспитатель:для того, чтобы сравнить количество листочков выложите на верхнюю полоску 7фигур, а на нижнюю 8. Что вы можете сказать про количество фигурок на верхней инижней полосках? (на верхней полоске фигурок меньше, чем на нижней на 1).
Сравнитечисло 7 и 8. На каком дереве листочков больше и на сколько?
(нафиолетовом дереве листочков больше, чем на красном на 1)
Воспитатель:Продолжаем наше путешествие. Посмотрите, нас встречает мальчик Гео, только онгрустит. Оказывается злой волшебник Незримка Всюсь здесь напакостил. Онзабрал у Гео схему, по которой мальчик собирал фигуру человека и теперь Гео неможет её правильно собрать.
Ребята,мы можем помочь нашему другу? Как можно из геометрических фигур выложитьчеловечка?
Детивыкладывают фигуру человека из геометрических фигур, используя разныеварианты.
Воспитатель:Продолжаем наше путешествие и отправляемся на полянку.
Посмотрите–ка, какой теремок появился в нашем лесу. А в нём мышка- норушка живёт. Ктоещё из обитателей нашего леса может поселиться в нём?
Проводитсяигра «Теремок».
-Тук-тук.Кто в теремочке живёт?
-Ямышка-норушка, а ты кто?
-Я–ёжик. Пусти меня к себе жить.
-Пущу, если скажешь, чем мы похожи.
-У тебя 4 лапки и у меня 4.
Детипо очереди берут на себя роль того или иного обитателя фиолетового леса (ежик,бабочка, змейка, стрекоза, птичка, улитка и др.) и обращаются к мышке, пуститьих в теремок. Мышка пустит к себе жить только того, кто объяснит, чем онипохожи с ней.
Воспитатель:продолжаем наше путешествие.
Посмотрите,на нашем озере на зеленых листьях появились большие белые цветы. Это расцвеликувшинки. Долька долго любовалась ими и решила рассказать другим обитателямлеса об этом чуде. Отгадайте, кому Долька первому рассказала о кувшинках.
Пронеё говорят «…улети на небо, там твои детки кушают конфетки»
(божьякоровка, ребенок рядом с озером помещает божью коровку)
Акто же оказался второй?
«Зеленая,прыгает, живёт на болоте, любит мух и комаров»
(лягушка,ребенок помещает лягушку за божьей коровкой)
Третьимпо счету оказался маленький и колючий лесной житель.
(ёжикапомещают следом за лягушкой)
ЧетвертымДолька встретила маленького серого зверька с длинным хвостом.
(мышку помещают в ряд за ежиком)
Пятой,кому Долька рассказала о цветке, была ящерка.
(ящеркурасполагают за мышкой).
Вопросы:Кому первому рассказала Долька о кувшинке, а кто узнал четвертым?
Которымпо счету узнал о кувшинке ежик?
Скольковсего жителей узнало о цветке на озере? (5)
Посмотрите,как мы составили число 5. Взяли одну божью коровку, одну лягушку, одного ежика,одну мышку, одну ящерку и получили число 5.
Воспитатель:
Составьтечисло пять из геометрических фигур так, чтобы фигуры не повторялись.
(самостоятельнаядеятельность детей с раздаточным материалом)
Каквы составили число пять?
(детипредлагают разные варианты составления числа из фигур)
Физминутка
Собираем детвору
Поиграть в одну игру.
Покажите – ка ребята,
Как в лесу живутзверята.
Как лисёнокпросыпается,
как бельчонокумывается.
Как зайчонок поскакал
Как волчонок побежал
Воспитатель:
Продолжаемнаше путешествие по Фиолетовому лесу. Посмотрите, на полянке появились следы.Как вы думаете, чьи они?
(Следыоранжевого цвета принадлежат гномику Охле, а красного –гномику Кохле)
Воспитатель:Ребята, давайте измерим расстояние, которое прошли эти гномики. (детипроизводят измерения на коврографе)
Сколькошагов они сделали? (Кохле -4 шага, а Охле 5).
Почемурасстояние они прошли одинаковое, а Охле сделал больше шагов, чем Кохле?
(шагиразной длины)
Воспитатель:
Ребята,Долька предлагает нам ещё одну игру с обитателями фиолетового леса. Игра называется«Кто лишний?»
Наковрографе выкладываются:
-бабочка, стрекоза, божья коровка, мышка;
-мышка,змейка, ежик, птица;
Лягушка,ежик, ящерка, бабочка.
Детямпредлагается найти лишнего обитателя и объяснить своё решение.
Заключительнаячасть.
Воспитатель:
Воти подошло к концу наше путешествие по Фиолетовому лесу. Что ребята вампонравилось делать? Что показалось трудным?
Акакое настроение у вас было во время путешествия, что вы испытывали?
Ребята,Дольке очень понравилось путешествовать с вами и она решила порадовать васподарком. Она дарит вам игру «Волшебный квадрат». С помощью этого волшебногоквадрата можно сконструировать всех обитателей фиолетового леса. Хотитепопробовать?
(детизнакомятся с новой игрой).
Списокиспользованной литературы
1. Методическоепособие «Фиолетовый лес»- Развивающая предметно-пространственная среда» подредакцией В.В.Воскобовича.- Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игрыВоскобовича», 2020.