Методическая разработка по предмету историяискусства на тему: «Архитектура Древнего Рима»
Цели: Познакомить ребят с отличительнымиособенностями древнеримской архитектуры. Ознакомление их с достижениями зодчихдревнего Рима, с такими как арка, аркада и купол. Ознакомление ребят с такимишедеврами зодчества, как – Арка Тита, Акведук в Сеговии, Колизей и храм Пантеон.
Задачи: Развитие пространственноговоображения. Научить ребят узнавать особенности древнеримской архитектуры,узнавать шедевры зодчества, а так же выявлять их конструктивные особенности.
Планурока:
1) Введение,значение архитектуры Римской империи.
2)Особенности древнеримской архитектуры и достижения зодчих той эпохи.
3) ТриумфальнаяАрка Тита.
4)Акведук в Сеговии.
5)Колизей- «Амфитеатр Флавиев»
6)Пантеон- «Храм всех богов»
7)Заключение.
Ходурока:
1) Наибольший вклад вразвитие мировой культуры из древнеримских деятелей искусств несомненно внеслиархитекторы. Именно в этой сфере римляне проявили себя смелыми новаторами идобились невероятных успехов и результатов, пополнив мировое искусствопотрясающими шедеврами и памятниками архитектуры. Значение Римской архитектурыоказало огромное влияние на развитие искусства в последующие эпохи, т.к. онаявлялась источником вдохновения для многих мастеров, творцов и деятелейискусств. Архитекторы черпали много идей и применяли в своём творчестве.
2) В своих сооружениях римляне стремилисьподчеркнуть силу, мощь, величие. Для сооружений характернымонументальность, пышная отделка зданий, стремление к строгой симметрии,интерес к утилитарным сторонам архитектуры. Создавались здания дляпрактических нужд. Древние римляне изобрели бетон. Смешивая известьс вулканическим пеплом, камнями и песком, римляне создали прочный, дешёвый материалдля строительства. Римляне отстраивали прекрасно спланированные, удобные города– с площадями (форумами), мощёными дорогами, мостами, зданиями библиотек,дворцов, храмов – всё то, что характерно для цивилизованного общества. Благоустройствогородов стало важным для римлян. В строительстве сооружений римские зодчие применялине только конструкции, характерные для античности ( например колонны,древнегреческие ордера) но и сами придумывали необычные инженерные решения.Например, они придумали применять в строительстве арку — тип архитектурнойконструкции, дугообразное перекрытие проёма — пространства между двумя опорами— колоннами, пилонами. Так же, римляне применяли арка́ду — часть архитектурной композиции,имеющую ряд одинаковых по форме и размеру арок.
3) Древние римляне любили возводить триумфальные арки в честьпобед императоров в различных сражениях и войнах. Всего в Римской империи быловоздвигнуто около 70-ти триумфальных арок. К сожалению, многие из них былиразрушены в средние века. Самая известная арка – Арка Тита, построенная в честьпобеды императора Тита над иудеями в 71 году. Архитектурный памятник запечатлел триумфимператора, который правил всего два года, но вошёл в историю благодаря своемупроисхождению из знаменитого рода Флавиев и военному походу, закончившемусяразрушением Иерусалима. Построена эта арка в 81 году нашей эры и выполнена измрамора, мощного монолита, прорезанного в центре арочным пролётом.
Внутри арки выпонен барельеф. Высота арки 15,4м., ширина 13,5 м.
Глубинапролёта — 4,75м., ширина пролёта – 5,33 м. Фасад арки чётко делится наоснование, переднюю часть, состоящую из коринфских полуколонн и антаблемента(горизонтального перекрытия) и верхнюю- ввиде массивного аттика, куда былапомещена урна с прахом императора после его смерти.
4) Арочные и аркадныеконструкции применялись так же в сооружениях утилитарного характера. Например,в мостах и акведуках. Вот, например, акведук в Сеговии. Акведук представляетсобой изящные, шагающие по ландшафту арки, которые поставляли воду из Рима виспанский город Сеговию. Это водопровод, который проносил миллиард тоннпитьевой воды ежедневно! Представляете, ребята, длина его составляет целых 18км.! Это самый длинный акведук, сохранившийся в Западной Европе! Высота его самойвысокой части 28 м. Имеет 2 ряда арок. Всего акведук насчитывает 167 арок.Построен он ок.50 года до н.э. изкаменных блоков, не скреплённых между собой раствором. И акведук до сих порсохранился, вот как строили древнеримские зодчие! Он внесён в список всемирногонаследия ЮНЕСКО.
5) Ещё один пример примененияарок и аркады в Древнем Риме- это Колизей. По- другому его ещё называютамфитеатр Флавиев- памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооруженийДревнего мира, сохранившихся до нашего времени. В нём проводилисьтеатрализованные представления, гладиаторские бои, и др. зрелища.
Его строительство началось в 72 г. нашей эры при императореВеспасиане, а закончилось в 80-м. Этот амфитеатр мог вместить в себя свыше50-ти тыс. человек. Подобно и другим, римский амфитеатр Колизей в планепредставляет собой замкнуты эллипс, середина которого занята ареной, иконцентрическими кольцами мест для зрителей. Длина его наружного эллипсасоставляет 524 м., длина арены 85,75 м. Высота стен составляет от 48 до 50 м.Конструктивную основу составляют 80 стен и столбов, несущих своды перекрытия.Места для зрителей образуют 7 кольцевых уровней.
Амфитеатр Флавиев построен из кирпича на фундаменте толщинойв 13 метров, наружные кольца сложены из блоков травертина с анкерами (креплениями металлическими скобами).Облицовка была мраморной, её сняли в Средневековье для строительства новыхзданий. Архитектурное решение, применённое в Колизее, применяется пристроительстве стадионов до сих пор: множество входов располагается равномернопо всему периметру здания. Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за15 минут и покинуть — за 5. Колизей имел 80 входов, из которых 4 былипредназначены для высшей знати и вели в нижний ряд. Зрители попроще входили вамфитеатр из-под арок нижнего этажа, помеченных цифрами от I до LXXVI, иподнимались к своим местам по лестницам, которых было также 76. Эти места былирасположены вокруг всей арены в виде рядов каменных скамей, поднимающихся однанад другой. Нижний ряд, или подий (лат. podium), был предназначенисключительно для императора, его семейства, а так же сенаторов, причёмимператор имел особое, возвышенное седалище. Подий отделялся от ареныпарапетом, достаточно высоким для того, чтобы обезопасить зрителей от нападениявыпущенных на неё животных. Далее следовали места вообще для публики,образующие три яруса, соответственно ярусам фасада здания. В первом ярусе,заключавшем в себе 20 рядов скамей (теперь совершенно разрушенных), сиделигородские власти и лица, принадлежащие к сословию всадников; второй ярус,состоявший из 16 рядов скамей, предназначался для людей, имеющих права римскогогражданства. Стена, отделявшая второй ярус от третьего, была довольно высокой,скамьи же третьего яруса были расположены на более крутой наклоннойповерхности; это устройство имело целью дать посетителям третьего ярусавозможность лучше видеть арену и всё, что происходит на ней. Зрители третьегояруса принадлежали к низшим сословиям. Над этим ярусом находился портик,опоясывавший всю окружность здания и примыкавший одной своей стороной к еговнешней стене.
В 1349 году мощное землетрясение в Риме явилось причиной обрушенияКолизея, в особенности, его южной части.
6) Древнеримскиеархитекторы так же придумали купол (свод).
Купол– это поверхность потолка здания, которая образована выпуклой вверхповерхностью. Чаще всего форма купола ассоциируется с полусферой.
Например, такой сводримляне установили в храме Пантеоне в Риме- одном из самых совершенных образовхрама с куполом. Построен он ок.125 г. н.э.
Создан архитекторомАпполодором Дамасским. Название этого храма переводится как «Храм всех богов».Диаметр круглого здания – 43,5 метра – равен его высоте. Чтобы поддержать такуюгромадину, потребовались массивные стены, толщина которых достигает 6 метров!При входе храм имеет 8-ми колонный портик коринфского ордера. Каждая такаяколонна весит почти 60 тонн. Эти колонны привезли из Египта: сначала надеревянных санках, а потом на баржах по рекам и морю.
Внутри храма отделкастен и пола выполнена из мрамора. Ну, и, конечно же, самая монументальная детальв Пантеоне – это купол. Он до сих пор считается самым большим неармированным (безподдержки металлических деталей) куполом в Европе. Несмотря на свой невероятныйразмер, купол не разрушает здание Пантеона, поскольку бетон у основаниятяжёлый, а чем он выше, тем становится легче. Облегчает конструкцию и окноПантеона – единственное окно в здании, которое расположено на вершине купола.
Пантеон является местомзахоронения некоторых известных людей, выдающихся деятелей Италии – художникаРафаэля, Караччи, архитектора Джакомо да Виньола, композитора Карелли и др.
7) Как мы видим,архитектура Древнего мира очень интересна, невероятна и потрясающа! Теперьпонятно, почему она вызывала и до сих пор вызывает восхищение не только улюдей, не имеющих отношение к искусству, но и у творцов – архитекторов, которыеприменяют в своих проектах инженерные находки древних римлян.