МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУИО «Бодайбинский горный техникум»
УТВЕРЖДАЮ:
Заместительдиректора по УР
______________Дружинина Е.К.
«___» ________________20___ г.
МЕТОДИЧЕСКАЯРАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГОУЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Предметно-цикловаякомиссия: _____________________________
Специальность:___________________________________________
Дисциплина:_____________________________________________
Тема:____________________________________________________
____________________________________________________
Группа:__________________________________________________
Дата проведения:__________________________________________
Время: ___________________________________________________
Рассмотрен на заседании методическогосовета
Протокол № 1 «___» _________________20__г.
Председатель м/с ___________/Е.К.Дружинина/
Бодайбо,2022
Рассмотрен на заседании П(Ц)К ОГСЭ
Протокол № «___» ____________20__
Председатель ПЦК _______ /К.Б.Дустукенова/.
Тема учебного занятия:Официальные религии, разрешённые на территории современной РФ, их положение,представители, духовная основа.
Цель: Формированиеу студентов представления о мировых религиях, их представителях и условияхразвития на территории РФ в разные периоды.
Задачи:
· Образовательные: формированиепредставлений об отечественной религиозно-культурной традиции как духовнойоснове многонационального многоконфессионального народа России;
· Развивающие: развитие умений планировать,контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленнойзадачей и условиями ее реализации; определение общей цели и путей её достижения;совершенствование умений работать в группах и договариваться о распределенииролей в совместной деятельности;
· Воспитательные: Воспитание у обучающихся интересак разнообразию культур, национальностей, религий; развитие доверия и уважения кистории и культуре всех народов; развитие доброжелательности иэмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания к чувствамдругих людей.
Результатыучебного занятия:
· Студенты активно работают в группах, обсуждают изученный материал;
· Формулируют свои доводы, грамотно дискутируют;
· Используют диалогическую речь, умение ориентироваться в тексте;
· Проявляют умения и навыки при решении кейс-фото.
Оборудование: ноутбук,мультимедийная доска, проектор.
Методическое обеспечение занятия: конспекты,планы семинара, презентации к занятию, опорные приложения;
Методы обучения:словесный, видеометод.
Форма учебного занятия:проблемный семинар с использованием активных методов обучения.
Педагогические технологии: работа вгруппах, иформационно-коммуникационные, КЕЙС-технология.
Структурныйплан учебного занятия
№ |
Этапы семинарского занятия |
Время |
Вид деятельности педагога |
Вид деятельности студента |
1 |
Организационная часть |
5 мин |
Приветствие, контроль Посещаемости. |
Самоорганизация. |
2 |
Мотивация учебной деятельности. |
5 мин |
Объявление темы и этапов занятия. Демонстрация фото для постановки целей занятия. |
Определение целей занятия, объединение в группы по интересам согласно выбранной теме. |
3 |
Актуализация опорных знаний. |
5 мин |
Фронтальная беседа по ранее изученным темам. Приём «Да-нетка». |
Устные ответы, работа в конспектах. |
3 |
Беседа с элементами лекции «Причины межэтнических конфликтов на территории СССР и постсоветского пространства»
|
5 мин |
Подача лекционного материала. |
Конспектирование, подведение итогов прослушанной информации. |
4 |
Работа с раздаточным материалом. Изучение статьи «Религиозные конфликты, причины» |
10 мин |
Формирование умений систематизировать информацию. |
Работа в конспектах. |
5 |
Практический блок |
35 мин |
Взаимодействие с группами студентов, презентующими свой материал. |
Демонстрация и сопровождение презентаций. Работа с технологией «Круги Эйлера-Венна». Представленная информация была полезной? ДА 59.46% НЕТ 40.54% Проголосовало: 1157 |
6 |
Коллективная работа с мультимедийной доской. Метод КЕЙС-фото |
7 мин |
Демонстрация фотографий, проведение инструктажа пред решением кейса. |
Решение кейса, подведение итогов. Применение приёма «Пресс». |
7 |
Рефлексия |
5 мин |
Актуализация знаний студентов при составлении синквейна |
Составление синквейна к слову «Религия». Подведение итогов. Оценивание собственной активности. |
8 |
Заключительное слово педагога. Выдача домашнего задания. |
3 мин |
Словесное поощрение активных студентов, комментарий к оцениванию. |
Запись домашнего задания. |
Ходсеминара
1.Организационныкомпонент.
Приветствие,перекличка, организация рабочего места.
2.Мотивация учебной деятельности.
Используянаглядны метод, сформулировать совместно со студентами тему, цели и задачизанятия
3.Актуализацияопорных знаний.
3.1.Историческая игра «Да-нетка» на основе собственного опыта иприобретённых ранее знаний.
· Правда ли, что во все времена религии натерритории России были признаны и поддерживались государством? (Нет)
· Правда ли, что существует 5 узаконенныхконфессий? (Нет)
· Правда ли, что христианство является самойраспространённой религией в мире? (Нет)
· Правда ли, что буддизм самая древняярелигия? (Да)
· Правда ли, что Библию запрещено переводитьна отдельные языки? (нет)
· Правда ли, что в буддизме нет поклоненияБогу? (Да)
· Правда ли, что католики и христианеразличаются только тем, что проживают на разных территориях? (Нет)
· Правда ли, что в Чечне одинаковоеколичество и православных, и христиан? (Нет)
· Правда ли, что в Иркутской области активноисповедуют Буддизм и есть даже буддистские храмы? (Да)
· Правда ли, что между представителямиразных конфессий возникают конфликты? (Да)
3.2.Вступительное слово педагога с лекционным материалом по теме:
«Роль религии в жизни человека и общества»
Материаллекции.
1. Религия, представляясьмировоззрением, т. е. концепцией принципов, взглядов, идеалов и убеждений,показывает человеку устройство мира, конкретизирует его место в этом мире,указывает ему, в чем состоит смысл жизни.
2. Религия является людям утешением,надеждой, духовным утолением, опорой. Не случайно люди, как правило, обращаютсяк религии в трудные моменты своей жизни.
3. Человек, обладая каким-торелигиозным идеалом, внутренне перерождается и становится способен нести идеисвоей религии, устанавливать добро и справедливость (так, как диктует их данноеучение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает илиоскорбляет его.
4. Религия контролирует поступкичеловека через свою систему ценностей, духовных установок и запретов. Она можеточень сильно действовать на большие сообщества и целые государства, которыеживут по правилам данной религии
5. Религии содействуют объединениюлюдей, оказывают помощь в складывании наций, образовании и укреплении
В среде последователей различных религийподчас появляются крайние течения, участники которых признают только своибожеские законы и правильность исповедания веры. Нередко эти люди доказываютправоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическимиактами. Религиозный экстремизм (от лат. extremus– «крайний»), к сожалению, остается довольно распространенным и опаснымявлением и в XX в. – источником общественной напряженности.
6. Религия оказывается вдохновляющейи сохраняющей причиной духовной жизни общества. Она берет под защитуобщественное культурное наследие, иногда в прямом смысле преграждая дорогуразного рода вандалам. Правда, церковь крайне неправильно воспринимать вкачестве музея, выставки или концертного зала; оказываясь в любом городе или вчужой стране, вы скорее всего первым делом посетите храм, с гордостьюпоказанный вам местными жителями. Заметьте, что самослово «культура» берет начало от понятия «культ». Мы не будемзаниматься давним спором о том, является ли культура частью религии или,наоборот, религия – часть культуры (среди философов существует и та и другаяточка зрения), но вполне понятно, что религиозные положения со времен глубокойдревности имелись в основе многих сторон творческих занятий людей, вдохновлялихудожников. Естественно, в мире есть и светское (внецерковное,мирское) искусство.
Философы четко различают двапонятия: культура и цивилизация. К последней они причисляютвсе достижения науки, техники, увеличивающие возможности человека,предоставляющие ему жизненный комфорт и определяющие современный образ жизни.Цивилизация сродни мощному оружию, которое можно применить во благо, а можнопревратить в средство убийства: это зависит от того, в чьих руках ононаходится. Культура, подобно медленной, но могучей реке, берущей начало издревнего истока, довольно консервативна и часто конфликтует с цивилизацией. Религияже, являясь основой и стержнем культуры, – один из решающих факторов,который предохраняет человека и человечество от расщепления, деградации и даже,возможно, от нравственной и физической гибели, т. е. всех бед, которыеможет нести с собой цивилизация.
Следовательно, религия осуществляет вистории созидательную культурную функцию. Это можно показать на примере Русипосле принятия христианства в конце IX в. Христианская культура с древнимитрадициями укрепилась и расцвела тогда в нашем Отечестве, буквально преобразивего.
И все же не надо идеализировать картину: ведьвсе люди разные, и из человеческой истории можно почерпнуть и совершеннопротивоположные примеры. Вы, возможно, помните, что после становленияхристианства как государственной религии Римской империи, в Византии и в ееокрестностях христианами было снесено немало величайших памятников культурыантичной эпохи.
7. Религия помогает упрочению изакреплению конкретных общественных порядков, традиций и законов жизни.Поскольку религия консервативнее любого другого общественного института, она восновном всегда стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою. преобразованиям,переворотам и революциям очень важно. Покой и стабильность необходимы сейчас инашему Отечеству.
Дискуссионный вопрос: «Всегда литоржествует понимание между верующими людьми разных конфессий?»
3.3.Решение КЕЙС-фото согласно проведённому инструктажу:
1. Рассмотрите внимательно сюжет,отображённый на данном фото. Кратко опишите, что вы видите, где происходятсобытия, что наиболее привлекает на этом фото? Что акцентирует ваше внимание?
2. Что можно сказать о событиях, которыепривели людей в это место? Что повлияло на их психо – эмоциональный фон?Составьте краткое описание.
3. Спрогнозируйте, что будет происходить сэтими людьми в течение следующего часа? Как бы вы разрешили эту ситуацию?
Вывод:религиозные конфликты всё-таки случаются, причины нужно выяснить.
4.Практическийблок.
4.1.Работа с раздаточным материалом, составление конспекта
Религиозныеконфликты
Спецификарелигиозных конфликтов заключается в том, что они затрагивают внутренний мир верующихлюдей, глубинные основы человеческой психики. Не случайно вРешении Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РоссийскойФедерации от 12 февраля 1998 года указывается: «… любые публикации, касающиесядеятельности религиозных организаций, должны быть основаны на проверенной,достоверной информации, выдержаны в деликатной форме, осторожны в выражениях ихарактеристиках верующих людей».
Такое многообразиеконфессионального пространства страны не является чем-то уникальным в мировойпрактике. Оно складывалось в результате исторически длительного и сложногопроцесса, под воздействием различных факторов. Это и продолжавшееся векамигеографическое расширение нашей страны, включение в ее состав новых территорийс населявшими их народами, исповедовавшими свои религии и культуры, и развитиеэкономических связей России с зарубежными странами создали сложную изапутанную религиозную ситуацию в нашей стране. В целом, современнаярелигиозная ситуация в стране характеризуется двумя тенденциями: с однойстороны, возрождением и возрастающим влиянием традиционных конфессий, с другойстороны, развитием новых религиозных движений.
Самая крупная ивлиятельная конфессия – Русская православная церковь (Московский патриархат) –имеет 11747 зарегистрированных приходов, монастырей, миссий, образовательных ииных учреждений. Согласно социологическим опросам, до 70% россиян считают себяправославными, при этом приблизительно 7% регулярно посещают храмы и соблюдаютосновные православные обряды и предписания. Другим крупнейшим направлениемхристианства в нашей стране является протестантизм, представляющий собоймножество самостоятельных церквей, связанных происхождением с Реформацией. Сюдаотносятся лютеране, евангельские христиане, баптисты, пятидесятники, адвентисты,просвитериане и другие направления, имеющие около 4750 зарегистрированныхобщин. Общее количество протестантских конфессий, по данным независимыхэкспертов и Аналитического управления Аппарата Совета Федерации ФедеральногоСобрания РФ, составляет около полутора миллионов человек. Реформация –религиозное течение, возникшее в Германии в 1517 году с выступлением МартинаЛютера. Реформация фактически отрицала необходимость католической церкви с ееиерархией, а также духовенства как такового. Отвергалось католическое Священноеписание, отрицались права собственности церкви на землю и др.Третье место поколичеству зарегистрированных в России общин занимает Ислам (второе послеправославия по числу верующих). Мусульманское сообщество имеет 3650зарегистрированных организаций, однако еще большее количество исламских общинсуществует без регистрации. Ислам – мировая религия, объединяющая более 1миллиарда приверженцев. Суть Ислама составляет учение о единобожии, загробномвоздаянии, Страшном суде. Ислам возник в седьмом веке, основатель религии –пророк Мухаммед – начал проповедовать Ислам в Мекке в 614 году. Два основныхтечения Ислама – суннизм и шиизм. Одно из направлений суннизма – ваххабизм –возникло как идеология антитурецкого национально-освободительного движенияарабского народа под предводительством Ибн Абд ал-Ваххаба (1703–1792).
Старообрядческие,иудейские, католические, буддистские объединения насчитывают соответственно257, 248, 228, 190 зарегистрированных организаций. Есть и религиозныеорганизации, имеющие незначительное количество последователей и исчисляемыевсего несколькими религиозными приходами. Это молокане, духоборы, толстовцы,копты, квакеры, сикхи, караимы и другие.
Поликонфессиональныйхарактер Российской Федерации, безусловно, накладывает свой отпечаток насодержание государственно-конфессиональных отношений и практику реализациизаконодательства о свободе совести и о религиозных объединениях.
Духовныепротиворечия, связанные с религиозными убеждениями, осложняются еще и тем, чтов современной России существуют деструктивные религиозные объединения.Специалисты для обозначения движений, контролирующих сознание, используют дватермина: «деструктивный культ» и «тоталитарная секта». По мнениючлена-корреспондента РАН профессора МГУ и главного редактора журнала«Филологические науки» А. А. Николаева, изначально само слово «секта» имелоотрицательную коннотацию, в том числе и по отношению к религиозным движениям ирелигиозным меньшинствам. В связи с этим понятия «секта», «сектант» могутвосприниматься как оскорбительные членами религиозных организаций. Культ –группа людей, убеждения которых основаны на представлении о превосходствеопределенного лидера, трактующего доктрину культа так, что она отрицаетцентральную доктрину христианства или другой традиционной религии.
А. И. Осипов вкниге «Тоталитарные секты: технология обмана» дает следующее определение: «Тоталитарнаясекта – это организация, построенная по иерархическому принципу с железнойдисциплиной подчинения лидеру (лидерам). Лидер этой организации, используяметоды скрытого и явного психологического воздействия, добивается измененияпсихики членов своей организации, устанавливает тотальный… контроль над ихсознанием, поведением и образом жизни, что позволяет держать членов организациив состоянии зависимости и использовать их в своих корыстных целях». Для адептадеструктивного культа характерно ограниченное мировоззрение, отсутствие здравойлогики и критического мышления, возбужденное эмоциональное состояние. Членыкультовых групп могут не походить друг на друга, однако все они следуютопределенным моделям поведения, которые выделяют их на фоне других людей.Основное отличие деструктивных культов состоит в том, что они прибегают кобману и методам контроля сознания, чтобы подорвать свободную волю человека ипоставить его в зависимое от лидера положение. Как правило, выделяются общиепризнаки, характерные для культов:
1. экзотическоепроисхождение;
2. новыйкультурный стиль жизни;
3. степеньвовлеченности в культовое движение значительно выше вовлеченности в жизньтрадиционной церкви;
4. наличиехаризматического лидера;
5. наличиепоследователей (как правило, это молодые люди из обеспеченных и образованныхслоев общества);
6. необычность(внешняя, поведенческая и др.), привлекающая общественное внимание;
7. деятельность намеждународном уровне;
8. использованиеметодов контроля над сознанием. Группа становится деструктивной, когдалидер активно пользуется неограниченной властью с целью обмана членов группы,лишения их индивидуальности и свободы воли. Под сектой многиеподразумевают группу агрессивных зомби во главе с фанатичным психопатом. Какправило, этот образ формируется благодаря усилиям средств массовой информации,гоняющихся за сенсационными сообщениями, и очень часто не соответствует действительности.В жизни люди сталкиваются с вежливыми, любвеобильными, улыбающимися адептами,предлагающими изучать Библию, пройти психологическое тестирование или изучениеиностранных языков за границей. Представители культов используют массу тонкихуловок с целью скрыть от глаз посторонних или новичков истинное лицоорганизации. При этом учеными отмечается, что российская психологическая,педагогическая и юридическая наука и практика, законодательная, исполнительнаяи судебная системы почти не имеют опыта противодействия деструктивным культам.
Посягательствадеструктивных культов на интересы личности проявляются чаще всего в видеследующих действий или признаков:
-навязывание религиозной тематики;
-настойчивое повторение явно чужих мыслей и цитат, апелляция к неким непонятнымавторитетам;
— утратаинтереса к привычному кругу общения, семье, друзьям, профессии, форме отдыха;
-выражение неуважения к патриотизму, родной культуре, традициям, памяти предков,авторитету старших;
-изменение образа жизни и поведения человека под воздействием представителейдеструктивных культов: частое и необъяснимое отсутствие дома, чрезмерноеколичество телефонных звонков и писем, резкое изменение состава домашнейбиблиотеки, замкнутость в себе или, наоборот, экзальтация каких-либо дел исостояний, значительные денежные потребности (займы в банках, поборы уродственников и друзей, долги), проявление интереса к праву на собственность вчасти недвижимости, драгоценностей и иного имущества.
4.2.Работа в группах. Защита презентаций. Подведениеитогов.
Ключевойвопрос: «Как развиваются и сосуществуют представители разных конфессий натерритории РФ?
Приём «Пресс»:
· Я считаю, что…
· Потому что…
· Например….
· Итак….
4.3.Подведение итогов (использование активных методов: Круги Элера-Венна)
4.4.Рефлексия. Составление синквейна «Мировыерелигии»