МБОУ «СОШ №8 г. Сергиев Посад Московской области
Методическаяразработка проекта — «Урок в музее»
Номинация- «Музейное пространство»
Автор:
Калинина Мария Леонидовна
учительистории, обществознания и ДКП
Тема урока:
«Битва за Москву. Загорск прифронтовой».
г. Сергиев Посад
2021
Разработка бинарного урока истории России и краеведения для 10класса к теме: «Битваза Москву», 11 класса к теме: «Начальный период Великой Отечественной войны» всвязи с празднованием 80 годовщины Победы Советской народа над фашистскойГерманией в эпохальной битве под Москвой.
Темаурока:«Битва за Москву. Загорск прифронтовой».
Цельурока:
Образовательная:
· Усвоение иосмысление материала на уроке через неразрывную связь 2-х дисциплин(краеведения и истории России)
Развивающая:
· Развивать умения строить самостоятельные высказывания в устнойречи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления.
· Развивать умение работать в группе, с предоставленным текстом,сравнивать, оценивать, использовать знания полученные ранее.
· Продолжить учить детей давать характеристику событиям и ихучастникам
· Развивать умение выражать свою точку зрения, обосновывать ответ.
Воспитательная:
· Способствовать воспитанию патриотизма, чувства любви к прошломусвоего народа, сохранение и поддержание национальных и семейных традиций.
· Создать условия для положительной мотивации при изучении истории,используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения;
· Углубить знания учащихся об особенностях национальных качестврусского народа, о роли духовного единства в истории России;
· воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальнойкультуры общения.
Вид урока: нетрадиционный, интегрированный.
Тип урока: формирование новых знаний (познавательный урок) с помощьюиспользования компьютерных технологий, электронных ресурсов, презентации урока,включены элементы беседы, сообщения экскурсоводов.
Задачиурока:
· сформироватьзнания об основных событиях и итогах битвы за Москву;
· подвестиучащихся к пониманию причин победы Красной армии;
· показатьзначение победы в битве за Москву в ходе Великой
Отечественной войны 1941-1945 гг.
Оборудование:
· ПК, проектор
· Презентация к уроку
Формыучебной работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Планируемыерезультаты:
ЛичностныеУУД:
•умение формировать ответственное отношение к учению, готовности к саморазвитиюи самообразованию;
•умение формировать коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве сосверстниками.
РегулятивныеУУД:
•умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля,самооценки в процессе урока;
•умение формировать, самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
КоммуникативныеУУД:
•организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
•использование адекватных языковых средств, для отображения своих чувств,мыслей; мотивов и потребностей;
•построение устных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативнойзадачей.
ПознавательныеУУД:
•построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственныхсвязей.
Урок проходит в одном из залов музея.
План урока:
1. Знакомство сэкспонатами школьного народногомузея боевой славы 16(249) Гвардейской Карачевской стрелковой дивизии.
2. Выступлениеэкскурсоводов музея с рассказами о представленных экспонатах
-книга «Всегда на главном направлении»;
— копия приказа Верховного главнокомандования оформировании 249 стрелковой дивизии;
— личные вещи председателясовета ветеранов полковника Белова Н.И.;
— альбом сфотографиями лейтенанта-разведчика Георгия Мотрика-Лютрика;
— портретыкомандиров 249 стрелковой дивизии;
— фотографииветеранов 249 стрелковой дивизии.
3. Положение КраснойАрмии в июле-августе на линии обороны Москвы.
4. Загорск -прифронтовой.
5. Формированиедивизии в стенах нашей школы.
6. Воспоминанияфронтовиков о военных буднях на дорогах войны.
7. Путь дивизииот Загорска к Кенигсбергу.
8. Заключение.Выводы.
9. Источники.
— Дорогие ребятаи уважаемые гости. Сегодняшний урок у нас не обычный. Тема, которая заявленамной, возникла не просто в канун 80 годовщины победы Красной Армии под Москвой,она навеяна экспонатами нашего школьного Народного музея Боевой Славы 16(249) Гвардейской Карачаевскойстрелковой дивизии.
Звучит фонограмма песни «Песнязащитников Москвы» (музыка Б.Мокроусова,слова А.Суркова)
Мне будут помогатьэкскурсоводы музея, которые и поведают вам историю каждого из этих экспонатов.Вы все неоднократно бывали в музее, начиная с 1-го класса. Но думаю,что не все вы помните экспонаты, которые я подобрала для нашего урока.
(учитель демонстрирует стеллажс экспонатами, музейщики коротко рассказывают о них)
Слайд 2
Учитель озвучивает проблемное задание.
( задание записано на листе ватмана)
На Нюрнбергском процессе немецкому фельдмаршалу ВильгельмуКейтелю задали вопрос, когда он начал понимать, что план «Барбаросса» терпиткрах. В ответ Кейтель произнес лишь одно слово: «Москва!»
Что этим хотел сказать немецкий фельдмаршал?
Какова роль Московской битвы в ходе ВОВ? Каков вклад Загорска воборону столицы?
Далее учитель читает эпиграф к уроку–
Москва! Ты всолдатской шинели
Прошла, несклонив головы!
И сколько б мы песен ни пели
Их мало для нашей Москвы.
Михаил Светлов
(эпиграф записан на листеватмана)
Некоторое затишье, наступившее на Центральном фронтепосле Смоленского сражения, было затишьем перед бурей. Гитлеровский генеральныйштаб разработал план решающего наступления на Москву, который получил кодовое название«Тайфун». Предполагалось, что фашистская армия стремительным ударом прорветсоветскую оборону и захватит столицу СССР. Для решения этой задачи врагсосредоточил огромные силы.
Слайд 3
На экране появляется диаграмма «Соотношение сил противников» Проанализируйте данныедиаграммы. Какой вывод о соотношении сил можно сделать на основании этихданных?
Учитель, обобщая ответы учеников, делает вывод:
Советские войска в 1,5-2 раза уступали противнику, как в личномсоставе, так и в военной технике.
Немецкие войска возглавляли опытные генералы: Бок, Гудериан,Клюге, Гот и другие.
Слайд 4 Фрагмент фильма «Битва за Москву»
Битвапод Москвой продолжалось 203 суток, и включала в себя два периода:
I.30сентября – 5декабря 1941года – оборонительный период.
— 30сентября – конец октября 1941 год – первое наступление группы армий «Центр»
-15-18 ноября – 4 декабря 1941 года – второе наступление группы армий «Центр»
II.5декабря 1941г.-20 апреля 1942года – наступательный период.
Операция «Тайфун» началась 30 сентября 1941г.
Немцамудалось прорвать оборону и к 7 октября окружить четыре армии западнее Вязьмы идве – южнее Брянска. Бои шли в 80–100км от Москвы.
С начала октября 1941г. главным рубежом обороны становится Можайскоенаправление.
10 октября из Ленинграда был отозван генерал Г. К. Жуков, и назначенкомандующим Западным фронтом. 20 октября в Москве ввели осадное положение: запрещалосьходить и ездить по улицам с 12 часов ночи до 5 часов утра. Москвичи, неподлежавшие первоочередному призыву по мобилизации, вступали в дивизиинародного ополчения. В 1941 году в Москве было сформировано 16 дивизийнародного ополчения. Они насчитывали 160 тысяч человек.
7 ноябряна Красной площади состоялся военный парад. Его готовили вусловиях такой строгой секретности, что он стал полной неожиданностью для всех,в том числе и для немецкого командования. Советские солдаты маршировали позаснеженной брусчатке сквозь пургу, вдоль Кремлёвской стены, мимо Мавзолея истоящего на его трибуне Сталина и с Красной площади отправлялись прямо нафронт.
Второе наступление группы армий «Центр» на Москву началось 15 ноября.
У железнодорожногоразъезда Дубосеково на пути противника встала 316 стрелковая дивизия подкомандованием Ивана Васильевича Панфилова. 28 бойцов вышли на высоту 251 междудеревней Нелидово и разъездом Дубосеково и заняли круговую оборону. 16 ноябрярота фашистских автоматчиков в сопровождении 20 танков двинулась в наступление.Началась жестокая схватка. Показывая пример бесстрашия, политрук ВасилийКлочков бросился с гранатами под фашистский танк.
Слова,которые произнёс политрук, вошли в историю: «Велика Россия, а отступатьнекуда: позади Москва».
Всем28 панфиловцам было присвоено звание Героя Советского Союза. На месте сражения,был воздвигнут монумент, посвященный бессмертному подвигу 28героев-панфиловцев.
К этому уроку ребята выполнили опережающее задание. Подготовили краткоесообщение о подвиге Зои Космодемьянской.
(учащиеся выступают с сообщением)
5-го декабря 1941 г. от стен столицы Советского Союза началось контрнаступлениевойск Западного и Калининского фронтов под командованием Г.К. Жукова и И.С.Конева, Юго-Западного Фронта под командованием С.К. Тимошенко. В первые же днибыли освобождены города Калинин (Тверь), Солнечногорск, Клин, Истра. Этотмощный боевой натиск, захватив и другие участки советско-германского фронта,продолжался до апреля 1942г
В годы войны Загорск, как вся страна, жил под лозунгом: «Вседля фронта, все для победы». Он тоже готовился к обороне, т.к.противник наступал и с Севера на Москву через Дмитров.
Слайд 5
ПромышленныйЗагорск быстро становился прифронтовым. Срочно эвакуировались оборонныепредприятия за Урал, учебные заведения превращались в госпитали, где шласамоотверженная борьба за каждую человеческую жизнь. Здесь спешно начинаютсоздаваться штабы дивизий и других военных структур.
Слайд 6
Прифронтовой Загорск воктябрьские дни сорок первого выглядел очень оживлённо. День и ночь к столицечерез город двигалась техника, солдаты. Из Москвы на машинах, тележках, санкахтянули свой скарб эвакуированные. На станцию прибывали эшелоны с ранеными. Ихдоставляли в госпитали, расположенные в Лавре[7],на улице Кирова[5], в Птицеграде, Абрамцеве.
Слайд 7
Тревожная обстановка частодополнялась неутешительными сводками Совинформбюро. Однако паники ненаблюдалось, жизнь шла своим чередом. Работали школы, рынок, буфеты, столовые,больницы, детские сады и даже городской кинотеатр. У магазинов выстраивалисьочереди за хлебом. Рабочие по карточкам получали 800 граммов, служащие – 600 ииждивенцы – 400 граммов.
Не отправленные вэвакуацию предприятия выпускали военную продукцию. «Звёздочка» – гранаты идымовые шашки, трикотажная фабрика – тёплые вещи для солдат, артель «Красныйшвейник» – солдатское бельё, маскировочные костюмы, телогрейки.
Слайд 8
Нашгород по праву гордится подвигом 1 Ударной Армии созданной для защиты столицы вкратчайшие сроки генералом Кузнецовым. Она была срочно сформирована 25 ноября 1941 года в основном из сибиряков наканунеприбивших в Загорск. И в связи с создавшейся угрожающей обстановкой— реальнойбыла угроза захвата Москвы с севера — армия срочно была брошена пешим ходом налинию защиты и сразу вступила в бой. Благодаря самоотверженному героизмувойскам Красной Армии удалось остановить противника под Дмитровом на Перемиловскихвысотах. Находясь в 40 км от Загорска, враг не сумел ступить на святую землюПреподобного Сергия.
Слайд 9
5.Есть чем гордится и нашей школе, в ее стенах в июле 1941 года была сформирована16(249) стрелковая дивизия, прошедшая от Загорска до Кенигсберга.
Слайд 10
Обэтом нам расскажут экскурсоводы музея, который активно работает в нашей школе.
(выступления музейщиков)
1. По указанию Ставки на НКВД было возложеноформирование 15 дивизий, в числе которых была 249 стрелковая дивизия. Приказ (слайд11)
Онаформировалась с 5 июля 1941 г. По 15 июля 1941. Командиром дивизии был назначенполковник пограничных войск Г.Ф. Тарасов. Дивизии было присвоено условноенаименование в/ч15313. Комплектование дивизии осуществлялось в основном за счеткадрового состава пограничных войск Забайкальского, Алтайского и Казахстанскогопограничных отрядов.
2. 15 июля стрелковая дивизия имела 10800человек, из них командного состава – 482 человека, младшего командного состава1540 человек и рядового состава 8778 человек. Вооружение дивизии составляло:винтовок и карабинов старого образца – 6273, автоматических винтовок – 1970,станковых пулеметов – 122, ручных пулеметов 323, автоматов 19 и чуть большесотни пушек разного назначения.
3. Ветеран-красноармеец Поляков вспоминает: «Виюле 1941 года в городе Оренбург был призван в армию. С большой группойземляков прибыли в г. Загорск. Формирование дивизии происходило в Птичьемгородке. Комсостав был в основном из пограничников. Недалеко от Птичьегогородка была поляна окруженная лесом. На эту поляну вывели всех призывников ииз них создавали подразделения саперов, связистов и прочих.
4. Ветеран 26 батальона связи Шаронов Ф.В.вспоминает: в первый же день по прибытии в Загорск я был назначен телефонистом,т.к. это была моя специальность, мне дали в помощники красноармейца Киреева имы, получив средства связи, тут же начали работать. Мы передавали в Москвудоклады о готовности командиров. Комдив Тарасов тоже вел переговоры с Москвой,но реже других.
5. О первых днях формирования дивизии в Загорскевспоминает бывший радист Колосов Иван Архипович: «Мы были около Загорска вкаком то гусином совхозе. Ночевали в постройках для птиц. Меня, как участникаФинской войны назначили начальником радиоузла дивизии… Из станции Старица мышли ускоренным маршем по проселочным дорогам в полном вооружении. На спинах отжары проступала соль, силы были истощены, но проходя через деревушки, поприказу командиров, обязательно пели, что бы поддержать дух женщин которые выносилинам воду и лепешки.
15 июля 1941 года дивизия ж/д транспортом была передислоцирована до ст.Старица, Калининской обл., откуда 23 июля походным порядком пришла в районОсташков – Селижарово и вошла в состав 31 армии и заняла оборонительный рубеж.
Сооружалисьфортификационные противотанковые препятствия (рвы, завалы, надолбы, ежи),орудийные и пулеметные огневые точки, стрелковые и орудийные окопы, командныепункты.
Сформировали 417 отдельный саперный батальон. Большинство саперов были сопытом, но были и молодые. Днем учились и отдыхали, ночью минировали.
Шагая по военным дорогам, дивизия участвовала в различных операциях, защищалаи освобождала города и села, внося ощутимый вклад в общую Победу.
Невозможно в рамках одного урока рассказать обо всем героическом пути нашейдивизии, для этого и создан Народный музей в школе ветеранами и учителями более40 лет назад. Он продолжает собирать материал о боевых подвигах дивизии ирассказывать о них нам и будущим поколениям школьников.
А мы остановимся на некоторых из них, пользуясь экспонатами нашего музея.
Слайд 11
(выступления музейщиков с рассказом оразведчиках)
Историческоезначение битвы под Москвой
—битвапод Москвой показала несостоятельность стратегии молниеносной войны и развеяламиф о непобедимости германской армии, это было первое крупное поражениенемецких войск в ходе всей Второй мировой войны;
-союзники Германии – Турция и Япония – воздержались от вступления в войну противСССР;
-начался подъем антифашистского движения Сопротивления в странах ЗападнойЕвропы;
— былускорен процесс создания единой антигитлеровской коалиции государств.
(записьв тетрадях)
Подводя итог нашему уроку, я хочу обратить внимание на то, что он не получилсябы таким убедительным без помощи нашего музея. Как здорово, что на протяжениидесятилетий он работает, сохраняя память о доблести нашего народа, воспитываетпатриотизм у молодежи.
Хочупоблагодарить музейщиков за их помощь и руководителя музея Журенкову Елену Даниловну учителя истории, Отличника Народного образования РФ,Победителя национального проекта «Образование»2008г.
Наш музей непросто помещение, где хранятся ценные экспонаты. Это живой организм, которыйникогда не прекращает своей работы.
Музей с радостью принимает гостей, особенно рады музейщикипоисковикам, которые вот уже 75 лет занимаются раскопками мест ожесточенныхбоев, где ищут не захороненных солдат, той страшной войны. Они находят останкии отдают им последние почести. А предметы, которые оказываются вместе состанками — передают в музеи.
16 (249) стрелковая дивизия прошла с боями через горнилоиспытаний. За это время ей было присвоено звание Гвардейской Карачевской.
Когда в прошедшие годы были живы многие ветераны, музей и школапринимали их с большим трепетом и вниманием. Ветераны обязательно посещалиобитель Преподобного Сергия, где молились за погибших фронтовых товарищах. Мероприятияв их честь продолжались несколько дней.
И так пришло время ответить на проблемный вопрос, который вы получиливначале урока.
(учащиесяотвечают)
А какуюлепту внес наш город в копилку Победы над фашистами в годы ВеликойОтечественной войны?
(учащиесяотвечают)
Литература
1. К.Воробьев«Убиты под Москвой», издательство АСТ, 2011 г.
2. Военныефотографии 1941 год:http://photoshare.ru/photo3811145.html
3. 1941 год вчерно-белых фотографиях:http://www.pravmir.ru/1941-god-v-cherno-belyx-fotografiyax/
4. ЗояКосмодемьянская:http://www.moscvichka.ru/2011/12/13/zoya-kosmodemyanskaya-3500.html
5. Всегда на главном направлении 16 (249) Гвардейская Карачевская,Ордена Ленина, Краснознаменная, Ордена Суворова 2-й степени стрелковая дивизия
6. Экспонаты музея школы.