X-PDF

Методическая разработка Программа Юные туристы

Поделиться статьей

 

Частное общеобразовательноеучреждение

«Школа-интернат № 24 среднего общегообразования

Открытого акционерного общества«Российские железные дороги»

 

 

 

 

 

 

Программа

кружка«Юные туристы» для 5 класса основное общее образование

уровень:базовый

 

на 2021 – 2022 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Брылина Светлана Владимировна, воспитатель, учительгеографии высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тайшет, 2022 год

Туристско-краеведческаядеятельность является одним из эффективных средств комплексного воздействия наформирование личности учащегося и все основные стороны воспитания:духовно-нравственное, умственное, эстетическое, физическое, трудовое. Включениев процесс освоения ближайшего природного и социального окружения в ходетуристскокраеведческой деятельности позволяет обогащать жизненный опытучащихся, формировать представления и понятия, развивать самостоятельность инаблюдательность, накапливать первоначальный багаж навыков, знаний и умений,закаливать организм. Кроме того, занятие краеведением и туризмом позволяетсоздать единый коллектив: педагог, учащийся, родитель, что во многомсодействует усилению воспитывающего воздействия.

Актуальность ипрактическая значимость программы определяется запросом со стороны учащихся иих родителей, требованиями Федерального государственного образовательногостандарта начального общего образования. Она направлена на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, становление их гражданскойидентичности как основы развития гражданского общества, духовно-нравственныхкачеств, чувства патриотизма, готовности стать защитниками своей Родины.

В основупрограммы положены ценностные ориентиры, базовые нравственные ценности, накоторых строится современное образование в Российской Федерации: природа,наука, человечество, труд и творчество, патриотизм, социальная солидарность,гражданственность, семья, личность, духовность и традиционные религии.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Содержание,роль, назначение и условия реализации программы закреплены в следующихнормативно-правовых документах:

1.                  Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации».

2.                  Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесенииизменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» повопросам воспитания обучающихся”.

3.                  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществленияобразовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

4.                  Приказ Министерства Просвещения России от 30.09.2020 № 533 Овнесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательнойдеятельности по ДОО.

5.                  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от23.08.2017 № 816 Об утверждении Порядка применения организациями,осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,дистанционных образовательных технологий при реализации образовательныхпрограмм.

6.                  Постановление Правительства РФ «Об утверждении санитарных правилСП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациивоспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей молодежи» от 28.09.2020 г.№28».

7.                  Постановление Правительства РФ «Об утверждении санитарных правили норм СанПин 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечениюбезопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от28.01.2021 г. №2».

8.                  Письмо Минобрнауки от 18.11.2015 г. №09-3242 «Методическиерекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включаяразноуровневые)».

9.                  Концепция развития дополнительного образования детей,утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г.№ 1726-р.

Рабочаяпрограмма кружка «Юные туристы» составлена с использованием инвариантныхблоков, предусматривающих базовую подготовку туриста, рассчитана на учащихся 5- 6 классов.Данная программа предполагает овладение определенным кругом знанийи умений, необходимых юным туристам-путешественникам. Учащиеся научатсявыбирать место для привала, разводить костер, ставить палатку, готовить накостре пищу, оказывать первую помощь при травмах и внезапных заболеваниях.

Большое внимание уделяетсявоспитанию бережного отношения к природе, стремление охранять и приумножатьприродные богатства.

Цель программы: формированиевсесторонне развитой личности средствами туризма.

 

Задачи программы:

      сформировать у обучающихся сознательное и добросовестноеотношение к своим  обязанностям, организованность и дисциплину;

      развить осознанное отношение детей к состоянию здоровья какосновному фактору успеха;

      воспитывать интерес к активной двигательной деятельности;

      сформировать у школьников понимание сущности здорового образажизни;

      научить учащихся выполнять первичные приемы туристическихнавыков;

      воспитать качества человека, которые составляют основу егокоммуникативной, гражданской и  социальной активности;

      познакомить детей с природой родного края.

Программный материал составляет17 часов. 

Периодичность занятий –1 час внеделю. 

Программа по уровню содержания –ознакомительная;

Вид программы: модифицированная,вариативная;

По форме организации – групповая;

Направленность программы — туристско-краеведческое;Уровень программы – базовый.

Форма обучения – очная свозможностью применения дистанционной.

Возраст учащихся – 11-13 лет. Программапредусматривает одно занятие в неделю по 1 часу в 5 классе.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Личностныерезультаты:

    активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками напринципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

    проявлять положительные качества личности и управлять своимиэмоциями в различных

(нестандартных) ситуациях иусловиях;

    проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство вдостижении поставленных целей; • оказывать бескорыстную помощь своимсверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметные результатывключают освоенные школьниками универсальные учебные действия (познавательные,регулятивные, коммуникативные):

    определять наиболее эффективные способы достижениярезультатов;договариваться и приходить к общему решению в совместнойдеятельности;взаимодействовать со сверстниками в туристической деятельности иадекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра; • находитьошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способыих исправления;

    организовывать     самостоятельную      деятельность с          учетом           требований         еебезопасности, сохранности инвентаря иоборудования, организации местазанятий;

    планировать собственную деятельность, распределять нагрузку иотдыхв процессе ее выполнения;

    анализировать и объективно оценивать результаты собственноготруда,находить возможности и способы их улучшения;

    управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми,сохранятьхладнокровие, сдержанность, рассудительность.

Предметныерезультаты:

    формирование знаний о туризме и его роли в укреплении здоровья;

    оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникампривыполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительнообъяснять ошибки испособы их устранения;

    бережно обращаться с инвентарем и оборудованием,соблюдатьтребования техники безопасности к местам проведения;

    в доступной форме объяснять правила (технику)выполнениядвигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективноихисправлять;

    находить отличительные особенности в выполнениидвигательногодействия разными учениками, выделять отличительные признакииэлементы;

    применять жизненно важные двигательные навыки и умения вразличныхизменяющихся, вариативных условиях.

 

Тематическоепланирование.  

Раздел

Количество часов

Практических работ

Контрольный

срез знаний (тест)

Подготовка туристического похода

7

5

1

Организация походного быта

6

3

1

Школьный турслёт

4

4

Итого:

17

12

2

 

 

Содержание

 

Раздел 1. Подготовкатуристического похода

 

Тема 1. Разработкамаршрута

Знакомство с местностьюпроведения похода. Разведка маршрута. Составление плана похода.

Изучение информации о местепроведения похода.

Тема 2. Личное игрупповое снаряжение.

Перечень личного снаряжения дляпохода, требования к нему. Одежда и обувь для летнего похода. Подготовкаличного снаряжения к походу. Групповое снаряжение, требования к нему. Типыпалаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда. Топоры,пилы. Хозяйственный набор: костровое оборудование, рукавицы, ножи, половник. Самодельноеснаряжение, не причиняющее вреда природе. Правила хранения и эксплуатациитуристского снаряжения. Ремонтный набор, аптечка.(Приложение А) Тема3. Укладка рюкзака.

Типы рюкзаков. Преимущества инедостатки различных рюкзаков. Правила укладки рюкзаков.

(Приложение Б)

Тема 4.Распределение обязанностей в группе.

Постоянные и временные должностив группе, их обязанности. Постоянные должности: командир группы, заведующийпитанием, заведующий снаряжением, проводник, краевед, санитар, ремонтный мастер,фоторгаф, культорг, физорг, ответственный за отчет о походе и др.

Временные должности: дежурные покухне, дежурные по постоянным должностям. Их обязанности.(Приложение«Презентация «Идём на природу») Тема 5. Ориентирование на местности.

Назначение компаса. Типыкомпасов. Устройство компаса. Правила обращения с компасом.  Понятие ориентира.Понятие азимута. Правила определения азимута и движение по известному азимуту.Ориентирование по природным объектам.(Приложение А) Тема 6.  Основытопографии.

Назначение условных знаков.Деление топографических знаков на группы: масштабные и немасштабные знаки,площадные и контурные. Сочетание знаков.Топографическая карта. Обращение скартой в походе. Виды масштаба.Способы измерения расстояний на местности и накарте.Способы изображения рельефа на карте. Обозначение рельефа на карте.Типичные формы рельефа и их изображение на карте. Характеристика местности порельефу.

Изучение на местности изображенияместных предметов. Знакомство на местности с типичными формами рельефа.(ПриложениеА)

Тема 7. Медицинскаяподготовка туриста.

Первая (доврачебная) помощь впоходе: при ожоге, повреждении кожного покрова, кровотечении, растяжениисвязок, вывихе, переломе, отравлении, тепловом и солнечном ударе, укусенасекомых. Наложение повязок, искусственное дыхание, транспортировказаболевшего. Примерный состав медицинской аптечки для похода выходногодня.Назначение медпрепаратов.

 

Практическиеработы

1.     Укладка рюкзака. 

2.     Проведение игры «Что взять с собой в поход».

3.     Отработка действий по работе с компасом. Учебныетренировки в движении по азимуту.

4.     Топографический диктант.

5.     Оказание первой доврачебной помощи: перевязки,накладывание шин, действия при носовом кровотечении.

 

Раздел 2.Организация походного быта.

 

Тема 1. Установкапалатки.

Установка палаток,размещение вещей в них. Предохранение палаток от намокания и проникновениянасекомых. Правила поведения в палатке. (Приложение А) Тема 2. Разведениекостра.

Типы костров и их назначение.Правила разведения костра. Выбор и заготовка топлива. Правила работы с топороми пилой. Правила разведения костра на привале. Как правильно выбрать место

для костра. Костровое оборудование. Как правильнопотушить костёр. (Приложение А) Тема 3. Организация питания.

Значение правильной организациипитания. Калорийность пищи. Примерный набор продуктов питания для похода.Требования к продовольствию. Составление меню и раскладок. Упаковка итранспортировка продуктов. Режим питания в походе. Приготовление пищи впоходных условиях. Санитарные требования. Учет расхода продуктов питания.Водно-солевой режим. Простейшие способы очистки и обеззараживания воды.

Тема 4.Санитарно-гигиенические правила в походе.

Личная гигиена туриста. Питьевойрежим, гигиена и режим питания.Тепловой и солнечный режим. Санитарные правила. Самоконтроль. Наиболее часто встречающиеся заболевания и травмы во времятуристического похода. Основные лекарственные растения, используемые в походе.

Тема 5. Правила поведения вприроде. Правила поведения в лесу, около водоёмов.

Тема 6. Техникабезопасности в походе.

Дисциплина в походе. Мерыбезопасности при проведении занятий в помещении, на улице, на транспорте, впоходе, при преодолении препятствий.Правила поведения в незнакомом населенномпункте.(Приложение В).

 

Практическиеработы

1.     Установка палатки.

2.     Составление меню на поход выходного дня.

3.     Выполнение тестовых заданий.

 

Раздел 3. Школьныйтурслёт

 

Тема 1. Техника итактика движения в походе.

Естественные препятствия натуристических маршрутах. Основные правила движения группы. Обязанностинаправляющего и замыкающего. Режим движения: ходовой час и привалы, нормальнаяскорость движения, количество ходовых часов. Дорожные знаки.

Тема 2. Школьный турслёт.Особенностиорганизации школьного турслёта. Виды соревнований.

(Приложение Г)

Тема 3. Физическаяподготовка туриста.

Физические и моральные качества,необходимые туристу — пешеходу. Воспитание выносливости, ловкости и силы.Закаливание организма. Волевая подготовка туриста. Режим дня. Комплексгимнастики. Режим и содержание беговых тренировок. Медицинский контроль исамоконтроль. Личный план тренировок.

Тема 4. Заочныйтурслёт.

Мероприятие, в ходе которогоосуществляется итоговый контроль реализации программы кружка.(Приложение Д)

Практическиеработы

1.     Знакомство с картой местности

2.     Туристские эстафеты

3.     Коллективное разучивание комплекса физзарядки.

4.     Разучиваниетуристических игр и песен.

 

 

Учебно-тематическийплан 

 

п./п.

 

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

I. Подготовка туристического похода.

 

 

1.1

Разработка маршрута.

1

 

1

1.2

Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

Личное и групповое снаряжение.

1

 

1

1

1.3

Укладка рюкзака.

1

 

1

1

1.4

Распределение обязанностей в группе.

1

 

1

1.5

Ориентирование на местности.

1

 

1

1

1.6

Основы топографии.

1

 

1

1

1.7  Медицинская подготовка туриста                             1        

1           

1

Итого:

7

 

7

5

II. Организация походного быта.

 

 

2.1

Установка палатки.

1

 

1

1

2.2

Разведение костра.

1

 

1

2.3

Организация питания.

1

 

1

1

2.4

Санитарно-гигиенические правила в походе.

1

 

1

2.5

Правила поведения в природе.

1

 

1

2.6

Техника безопасности в походе.

1

 

1

1

Итого:

6

 

6

3

III. Организация и проведение туристического слёта.

 

3.1

Техника и тактика движения в походе.

1

1

1

3.2

Школьный турслёт.

1

1

1

3.3

Физическая подготовка туриста.

1

1

1

3.4

Заочный турслёт.

1

1

1

Итого:

4

4

4

Всего:

17

17

12

 

 

Списоклитературы

 

1.     Туризм в школе. – М.: Физкультура и спорт, 2007г.

2.     Подготовка и проведение туристского похода с учащимися. — Омск:УНООО, 1998г.

3.     Константинов Ю.С. «Туристская игротека». — М.: Владос, 2000г.

4.     Организация и проведение спортивного туристского похода. – М.: Турист,1986г.

5.     Первая медицинская помощь дома и на улице. Под ред. ПрофессораВ.А. Попова. – Ленинград, 1991г.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

ПриложениеА

Презентация«Идём на природу»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПриложениеБ

Буклет «Соберирюкзак в дорогу»

 

 

 

ПриложениеВ

Туристическаявикторина

 

Цель: актуализация знаний о туризме и туристическойдеятельности. 1. Как срюкзаком за спиной легче идти (каково положение тела)? (Слегка наклонившисьвперёд). 

2.              Почему туристы берут с собой не хлеб,а сухари? (Он легче по весу). 

3.              Как следует упаковывать сыпучиепродукты? (В полиэтилен, а затем в тканевый мешочек).

4.              Верно ли, что чем дальше от спиныотодвинут рюкзак, тем тяжелее нести? (Да).  

5.              Какие вещи или что следует класть надно рюкзака? (Мягкие: спальник, полотенце и т.д.).  

6.              Где в рюкзаке должны находиться самыетяжёлые вещи? (В середине рюкзака).   

7.              Почему в пути привалы для отдыха утуристов должны быть непродолжительными? (Если отдыхать достаточно долго, мышцыног твердеют, идти становится труднее).

8.              Почему туристам во время ходьбырекомендуется дышать носом? (Меньше жажда).  

9.              Почему туристы делают канавки вокругпалатки? (Для стока воды на случай дождя).  

10.          Что может служить туристу подушкой впоходе? (Рюкзак, набитый травой).  

11.          Кто в походе самый главный?(Руководитель похода).  

12.          Зачем нужен замыкающий втуристической цепочке? (Следит, чтобы никто не отстал).

13.          При лечении чего используютподорожник? (Применяется как противовоспалительное, ранозаживляющее средство).  

14.          Как уберечь в походе спички от влаги?(Покрыть парафином и упаковать герметично).

15.          Прибор, который помогает определить стороны света? (Компас)

16.          Назовите, из каких растений в походе можно приготовить крепкий,ароматный чай? (Листья земляники, малины, черники, брусники, клюквы, кипрея.) https://xnj1ahfl.xnp1ai/library/sbornik_turistskoe_assorti_132537.html

17.          Какой тип костра более всего подходит для быстрого приготовленияпищи? (колодец)

18.          Какие из перечисленных продуктов лучше взять с собой втуристический поход? (Сало, консервы, макароны)

19.          Как расшифровать туристическую аббревиатуру КЛМН? (Кружка, ложка,миска, нож — вещи первой необходимости)

20.          Что делать с отходами после приготовления еды? (закопать)

21.          Что такое спас-одеяло? (Тонкая фольгированная пленка)

22.          Какого веса рюкзак с походными принадлежностями в пешем туризмесчитается «лёгким»? (10-12 кг — подойдет для активного движения)

23.          Нужно ли мыться в походе? (Обязательно следить за чистотой исухостью нательного белья, а мыться можно в походной бане, водоеме или спомощью обтирания раз в несколько дней)

24.          Что нужно использовать, чтобы уберечь от сырости самые важныевещи — деньги, документы, еду, одежду? (гермомешок)

25.          Что такое раскладка? (Список продуктов и меню для похода)

 

ПриложениеГ

Игра-викторина«Мы – туристы»

 

Цель: популяризация туризма и туристическойдеятельности.

Песня«Между нами дикарями».

Ведущий 1: Путешествие -передвижение по какой-либо территории. А каким другим словом можно заменитьслово “путешествие”? (Поход)

Каждый из вас знает, чтов поход отправляются те, кто не боится дальних дорог. Кто с нетерпением ждётновых встреч с солнцем, ветром, костром, палаткой и интересными людьми. А какназывают таких людей? (Туристы) Сегодня мы побудем туристами.

 Ведущий2:  


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет