Муниципальная казённая общеобразовательная организацияМатвеевская средняя школа имени Виктора Ивановича Кочеткова
433465, Ульяновскаяобласть, Старомайнский район,С. Шмелёвка , пер Школьный,5
тел.8-84-230-47-2-28
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №__ от «__»_____________2019 г. Руководитель ШМО ______ _________________
|
Согласовано: Зам. директора школы по УВР МКОО Матвеевская СШ им. В.И. Кочеткова ______________________ «__» ___________2019 г. |
Утверждено: Директор МКОО Матвеевская СШ им. В.И. Кочеткова ____________/Ловчева О.Б./ Приказ №_______ от«__» ___________2019 г.
|
Рабочая программа
на 2019-2020 учебный год.
по биологии
класс 10
учитель Черкасова Г.Н.
высшая квалификационная категория
Программа Биология.10-11 классы: Рабочиепрограммы/сост.И.Б.Морзунова, Г.М.Пальдяева,-3-е изд.,пересмотр.- М.:Дрофа,2015
Учебник В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т.Захарова«Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10 класс» М.: Дрофа,2018
Общее количествочасов по учебному плану 70 часов.
с. Шмелёвка
2019-2020 учебный год
Рабочая программа по биологии 10 классасоставлена на основе следующих нормативных документов:
§ Федеральный государственный образовательныйстандарт среднего общего образования, утвержденного приказом министерства образованияи науки РФ от 17 мая 2012 года № 413.
§ Федеральный переченьучебников, ежегодно утверждаемый МО РФ, рекомендуемых (допущенных) киспользованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,реализующих программы общего образования;
§ Биология.10-11 классы: Рабочиепрограммы/сост.И.Б.Морзунова, Г.М.Пальдяева,-3-е изд.,пересмотр.-М.:Дрофа,2015-215[9]с.
§ основная образовательная программа среднего общего образования МКОО Матвеевская СШим. В.И. Кочеткова
§ учебный план МКООМатвеевская СШ им. В.И. Кочеткова
§ учебный график МКООМатвеевская СШ им. В.И. Кочеткова.
Данная рабочаяпрограмма ориентирована на использование учебников по биологии иучебно-методических пособий УМК, созданных коллективом авторов подруководством В.И. Сивоглазова.
Учебно-методическийкомплект В.И Сивоглазова:
1. В. И. Сивоглазов,И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10класс» М.: Дрофа,2018
2.Биология.10-11 классы: Рабочие программы/сост.И.Б.Морзунова,Г.М.Пальдяева,-3-е изд.,пересмотр.- М.:Дрофа,2015-215[9]с.
3.Комплект цифровых образовательных ресурсов: Изучаем биологию http://learnbiology.narod.ru
Программарассчитана на 70 часов , по 2 часа в неделю, принормативной продолжительности учебного года 35 учебных недели.
Срокреализации программы – один учебный год.
Планируемыерезультаты изучения учебного предмета
Личностныерезультаты освоения образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность,патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонациональногонарода России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного иответственного члена российского общества, осознающего свои конституционныеправа и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувствомсобственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные иобщечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, егозащите;
4) сформированность мировоззрения,соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознаниесвоего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития исамовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеаламигражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой иответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение вполикультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми,достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для ихдостижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками,детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основеусвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, втом числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение кнепрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественнойдеятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включаяэстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественныхотношений;
11) принятие и реализацию ценностей здоровогои безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании,занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентноеотношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так идругих людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии ивозможностей реализации собственных жизненных планов;
отношение к профессиональной деятельности как возможностиучастия в решении личных, общественных, государственных, общенациональныхпроблем;
14) сформированность экологического мышления,понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной исоциальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьина основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметныерезультаты освоения образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять целидеятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять,контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсыдля достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбиратьуспешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться ивзаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другихучастников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной,учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практическихзадач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельнойинформационно-познавательной деятельности, владение навыками получениянеобходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различныхисточниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационныхи коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных,коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техникибезопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норминформационной безопасности;
6) умение определять назначение и функцииразличных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и приниматьрешения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственныхценностей;
8) владение языковыми средствами — умениеясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватныеязыковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексиикак осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов иоснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средствих достижения.
Предметные результаты освоения предметнойобласти «БИОЛОГИЯ»
1) сформированность основ целостной научнойкартины мира;
2) формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимостиестественных наук;
3) сформированность понимания влияния естественныхнаук на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную иэтическую сферы деятельности человека;
4) создание условий для развития навыков учебной,проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся ксаморазвитию;
5) сформированность умений анализировать, оценивать,проверять на достоверность и обобщать научную информацию;
6) сформированность навыков безопасной работы во времяпроектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использованиилабораторного оборудования;
Содержаниепрограммы
Тема 1.1. Краткая история развитиябиологии. Система биологических наук.
(2 часа)
Объект изучения биологии – живая природа.Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез вформировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологическихнаук.
Тема 1.2. Сущность и свойства живого.Уровни организации и методы познания живой природы. (3 часа)
Сущность жизни. Основные свойства живойматерии. Живая природа как сложноорганизованная иерархическая система,существующая в пространстве и во времени. Биологические системы. Основныеуровни организации живой материи. Методы познания живой природы.
РАЗДЕЛ 2.КЛЕТКА (20 ЧАСОВ)
Тема 2.1.История изучения клетки. Клеточнаятеория. (2 часа)
Развитие знаний о клетке. Работы Р.Гука,А.ван Левенгука, К.Э.Бэра, Р.Броуна, Р.Вирхва. Клеточная теория М.Шлейдена иТ.Шванн.основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теориив формировании современной естественнонаучной картины мира.
Тема 2.2.Химический состав клетки(8 часов)
Единство элементного химического состава живыхорганизмов, как доказательство единства происхождения живой природы. Общностьживой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены,макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельностьклетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого,особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганическихвеществ в жизни клетки и организма.
Органические вещества – сложныеуглеродосодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органическиевещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновыекислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение ироль органических веществ в клетке и в организме человека.
Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотическойклеток (6 часов).
Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро.Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы,митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки.Основные отличия в строении животной и растительной клеток.
Хромосомы, их строение и функции.Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.
Прокариотическая клетка: форма, размеры.Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.
Лабораторные работы
1)Строение эукариотических и прокариотическихклеток.
Тема 2.4. Реализация наследственнойинформации в клетке (2 часа).
ДНК – носитель наследственной информации.Генетический кол, его свойства. Ген. Биосинтез белка.
Тема 2.5. Вирусы. (2 часа).
Вирусы – неклеточная форма жизни. Особенностистроения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактикии распространение вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.
РАЗДЕЛ 3.ОРГАНИЗМ. (38 часов)
Тема 3.1. Организм – единое целое.Многообразие живых организмов. (1 час)
Многообразие организмов. Одноклеточные имногоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.
Тема 3.2. Обмен веществ и превращениеэнергии. (4 часа)
Энергетический обмен – совокупностьреакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетическогообмена у грибов и бактерий.
Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы.Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен.Фотосинтез.
Тема 3.3. Размножение (9 часов)
Деление клетки. Митоз – основа роста,регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое.Типы бесполого размножения.
Половое размножение. Образование половыхклеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значениеоплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Тема 3.4. Индивидуальное развитиеорганизмов ( онтогенез) (4 часа)
Прямое и непрямое развитие. Эмбриональныйи постэмбриональный период развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причинынарушений развития организма.
Онтогенез человека. Репродуктивноездоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствие влиянияалкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.Периоды постэмбрионального развития.
Тема 3.5. Наследственность иизменчивость. (15 часов)
Наследственность и изменчивость –свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности иизменчивости.
Г.Мендель – основоположник генетики.Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Моногибридноескрещивание. Первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон Менделя –закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий законМенделя – закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.
Хромосомная теория наследственности.Сцепленное наследование признаков.
Современные представление о гене и геноме.Взаимодействие генов.
Генетика пола. Половые хромосомы.Сцепленное с полом наследование.
Закономерности изменчивости.Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость.Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенныефакторы.
Значение генетики для медицины. Влияниемутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины ипрофилактика.
Лабораторные работы
2)Составление простейших схем скрещивания.
3)Дигибридное скрещивание.
Практические работы
1) Выявление источников мутагенов в окружающейсреде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организмы.
Тема 3.6. Основы селекции.Биотехнология. (6 часов)
Основы селекции: методы и достижения.Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова оцентрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методыселекции: гибридизация; искусственный отбор. Основные достижения и направленияразвития современной селекции.
Биотехнология: достижения и перспективыразвития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированныеорганизмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии(клонирование человека)
Экскурсия Многообразие сортов растений и породживотных, методы их выведение (заочная интернет-экскурсия населекционную станцию)
Практические работы
2) Анализ и оценка развития некоторыхисследований в биотехнологии
Тематическое планирование по биологии 10 класс
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
|||
Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (5 часов) |
|||||
Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Система биологических наук (1 час) |
|||||
1 |
Краткая история развития биологии. Система биологических наук |
1 |
|||
Тема 1.2. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы (2 часа) |
|||||
2 |
Современная естественнонаучная картина мира |
1 |
|||
3 |
Уровни организации живой природы. |
1 |
|||
4 |
Биологические системы.Общие признаки биологических систем. |
1 |
|||
5 |
Методы научного познания |
1 |
|||
Раздел 2. Клетка (20 часов) |
|||||
Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория (2 часа) |
|||||
6 |
История изучения клетки. |
1 |
|||
7 |
Клеточная теория. |
1 |
|||
|
Тема 2.2. Химический состав клетки (8 часов) |
|
|||
8 |
Элементный химический состав клетки. |
1 |
|||
9 |
Неорганические вещества в клетке |
1 |
|||
10 |
Органические вещества. Общая характеристика |
1 |
|||
11 |
Липиды. |
1 |
|||
12 |
Органические вещества. Углеводы. |
1 |
|||
13 |
Органические вещества. Белки. |
1 |
|||
14 |
Органические вещества. Нуклеиновые кислоты. |
1 |
|||
15 |
Обобщающий урок по теме «Химический состав клетки» |
1 |
|||
Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотической клеток (6 часов) |
|||||
16 |
Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов |
1 |
|||
17 |
Эукариотическая клетка. Цитоплазма. |
1 |
|||
18 |
Эукариотическая клетка. Органоиды. |
1 |
|||
19 |
Клеточное ядро. Хромосомы. |
1 |
|||
20 |
Прокариотическая клетка |
1 |
|||
21 |
Лабораторная работа № 1 «Строение эукариотических и прокариотических клеток.»
|
1 |
|||
Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке (2 часа) |
|||||
22 |
Реализация наследственной информации в клетке. ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. |
1
|
|||
23 |
Биосинтез белка. |
1 |
|||
Тема 2.5 Вирусы (2 часа) Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504 |
|||||
24 |
Вирусы – неклеточная форма жизни. |
1 |
|||
25 |
Меры профилактики и распространение вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа |
1 |
|||
Раздел 3. Организм (18 часов)
|
|||||
Тема 3.1. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов (1 час)
|
|||||
26 |
Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. |
1 |
|||
Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии (4 часа) |
|||||
27 |
Энергетический обмен . |
1 |
|||
28 |
Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. |
1 |
|||
29 |
Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. |
1 |
|||
30 |
Пластический обмен. Фотосинтез. |
1 |
|||
Тема 3.3. Размножение (9 часов) |
|||||
31 |
Деление клетки. Митоз. |
1 |
|||
32 |
Размножение: бесполое и половое. |
1 |
|||
33 |
Типы бесполого размножения |
1 |
|||
34 |
Половое размножение. Образование половых клеток. |
1 |
|||
35 |
Мейоз. |
1 |
|||
36 |
Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. |
1 |
|||
37 |
Биологическое значение оплодотворения. |
1 |
|||
38 |
Обобщающий урок по теме «Размножение» |
1 |
|||
39 |
Зачёт по теме «Обмен веществ и энергии», «Размножение организмов» |
1 |
|||
Тема 3.4. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (4 часа) |
|
||||
40 |
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). |
1 |
|
||
41 |
Прямое и непрямое развитие. |
1 |
|
||
42 |
Эмбриональный и постэмбриональный период развития. |
1 |
|
||
43 |
Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье |
1 |
|
||
Тема 3.5. Наследственность и изменчивость (15 часов) |
|||||
44 |
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. |
1 |
|
||
45 |
1 |
|
|||
46 |
Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя. Лабораторная работа № 2 «Составление простейших схем скрещивания» |
1 |
|
||
47 |
Второй закон Менделя – закон расщепления. Закон чистоты гамет. |
1 |
|
||
48 |
Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Лабораторная работа № 3 «Решение задач на дигибридное скрещивание» |
1 |
|
||
49 |
Хромосомная теория наследственности. |
1 |
|
||
50 |
Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов. |
1 |
|
||
51 |
Генетика пола. |
1 |
|
||
52 |
Закономерности изменчивости. |
1 |
|
||
53 |
Изменчивость наследственная |
1 |
|
||
54 |
Изменчивость ненаследственная |
1 |
|
||
55 |
Практическая работа № 1 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организмы.» |
1 |
|
||
56 |
Генетика и здоровье человека. |
1 |
|
||
57 |
Обобщение и повторение темы «Наследственность и изменчивость» |
1 |
|
||
58 |
Зачёт по теме «Наследственность и изменчивость» |
1 |
|
||
Тема 3.6. Основы селекции. Биотехнология (6 часов) |
|
||||
59 |
Основы селекции: методы и достижения. |
1 |
|
||
60 |
Биотехнология: достижения и перспективы развития. |
1 |
|
||
61 |
Генная инженерия. Клонирование. |
1 |
|
||
62 |
Практическая работа № 2 «Анализ и оценка развития некоторых исследований в биотехнологии» |
1 |
|
||
63 |
Многообразие пород животных, методы их выведения |
1 |
|
||
64 |
Итоговый тест за курс биологии 10 класса |
1 |
|
||
Раздел 4.Повторение изученного курса биологии ( 6 часов) |
|||||
65 |
Повторение курса биологии 10 класса |
1 |
|||
66 |
Повторение курса биологии 10 класса |
1 |
|||
67 |
Повторение курса биологии 10 класса |
1 |
|||
68 |
Повторение курса биологии 10 класса |
1 |
|||
69 |
Повторение курса биологии 10 класса |
1 |
|||
70 |
Повторение курса биологии 10 класса |
1 |
|||
Лист корректировки тематическогопланирования
Предмет БИОЛОГИЯ
Класс 10
Учитель Черкасова Г.Н.
2019-2020учебный год
№ урока |
Тема |
Количество часов |
Причина корректировки |
Способ корректировки |
|
по плану |
дано |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
