Муниципальная казённая общеобразовательная организацияМатвеевская средняя школа имени Виктора Ивановича Кочеткова
433465, Ульяновскаяобласть, Старомайнский район,С. Шмелёвка , пер Школьный,5
тел.8-84-230-47-2-28
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №__ от «__»_____________2019 г. Руководитель ШМО ______ _________________
|
Согласовано: Зам. директора школы по УВР МКОО Матвеевская СШ им. В.И. Кочеткова ______________________ «__» ___________2019 г. |
Утверждено: Директор МКОО Матвеевская СШ им. В.И. Кочеткова ____________/Ловчева О.Б./ Приказ №_______ от«__» ___________2019 г.
|
Рабочая программа
на2019-2020 учебный год.
по биологии
класс 5
учитель Черкасова Г.Н.
высшаяквалификационная категория
Программа Биология. Примерные рабочие программы.Предметная линия учебников В. И. Сивоглазова. 5—9 классы : учеб. пособие дляобщеобразоват. организаций / В. И. Сивоглазов. — М. : Просвещение, 2020
Учебник В. И. Сивоглазов, А. А. Плешаков «Биология. 5 класс» Учебник / М.: Просвещение, 2019.
Общееколичество часов по учебному плану 35 часов.
с. Шмелёвка
2019-2020учебный год
Рабочая программа по биологии 5 классасоставлена на основе следующих нормативных документов:
§ Федерального государственного образовательногостандарта основного общего образования, утвержденного приказом министерстваобразования и науки РФ от 17декабря 2010 года № 1897.
§ Федерального перечня учебников, ежегодно утверждаемыхМО РФ, рекомендуемых (допущенных) к использованию в образовательном процессе вобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
§ Биология. Примерные рабочие программы. Предметнаялиния учебников В. И. Сивоглазова. 5—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват.организаций / В. И. Сивоглазов. — М. : Просвещение, 2020
§ основной образовательной программы основногообщего образования МКОО Матвеевская СШ им.В.И.Кочеткова;
§ учебного плана МКООМатвеевская СШ им.В.И.Кочеткова;
§ календарного учебного графика МКОО Матвеевская СШ им.В.И.Кочеткова.
Данная рабочаяпрограмма ориентирована на использование учебников по биологии иучебно-методических пособий УМК, созданных коллективом авторов подруководством В.И.Сивоглазова.
Учебно-методическийкомплект :
1. В. И. Сивоглазов, А. А. Плешаков «Биология. 5класс» Учебник / М.: Просвещение, 2019.
2. Биология. Примерные рабочие программы. Предметнаялиния учебников В. И. Сивоглазова. 5—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват.организаций / В. И. Сивоглазов. — М. : Просвещение, 2020.
3. Комплектцифровых образовательных ресурсов: Изучаем биологию http://learnbiology.narod.ru
В соответствии сучебным планом на изучение биологии в 5 классе отводится 1 час в неделю,35часов в год, при нормативной продолжительности учебного года 35 учебныхнедель.
Срок реализациипрограммы – один учебный год.
Планируемые результаты изучения учебногопредмета
Обучение биологии в5 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующих личностныхрезультатов:
· знание основных принципов и правил отношения кживой природе, основ здорового образа жизни;
· реализация установок здорового образа жизни;
· сформированность познавательных интересов имотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать,делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:
· овладение составляющими исследовательской ипроектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, даватьопределения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.
· умение работать с разными источниками биологическойинформации(в тексте учебника, биологический словарях и справочниках),анализировать и оценивать информацию.
· способность выбирать целевые и смысловые установкив своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.
· умение использовать речевые средства для дискуссии,сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоенияучениками 5 класса программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
· выделение существенных признаков биологическихобъектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмоврастений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем;биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост,развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).
· приведение доказательств взаимосвязи человека иокружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
· объяснение роли биологии практической деятельностилюдей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологическогоразнообразия для сохранения биосферы;
· различие на таблицах частей и органоидов клетки; наживых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органовживотных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения иживотных;
· сравнение биологических объектов и процессов,умение делать выводы на основе сравнения;
· выявление взаимосвязей между особенностями строенияклеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;
· овладение методами биологической науки: наблюденияи описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов иобъяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
· знание основных правил поведения в природе и основздорового образа жизни.
3. В сфере трудовой деятельности:
· знание и соблюдение правил работы в кабинетебиологии;
· соблюдение правил работы с биологическими приборамии инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4.В сфере физической деятельности:
· освоение приёмов выращивания и размножениякультурных растений, ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
· выявление эстетических достоинств объектов живойприроды.
Содержание учебного курса
Введение (7 ч.)
Биология —наука о живой природе. Из истории биологии. Развитие биологичес- ких знаний.Система биологических наук. Значение биологии в жизни человека.
Методыисследования: наблюдение, эксперимент, измерение. Приборы и ин- струменты.Биологические приборы и инструменты, их использование. Этапы научногоисследования. Правила работы в лаборатории . Классификация живых организмов.Роль К. Линнея в создании систематики живых организмов. Систематика — разделбиологии. Вид — единица классификации. Царства живой природы. Вирусы —неклеточная форма жизни.
Среды обитания: водная, наземно-воздушная,почвенная, организменная. Экологические факторы. Факторы неживой природы.Факторы живой природы. Деятельность человека как экологический фактор. Среда обитания. Места обитания. Особенности водной и наземно-воздушной сред обитания . Особенности почвенной и организменной сред обитания
Лабораторныеи практические работы:
Знакомствос оборудованием для научных исследований.
Определениенаиболее распространённых растений и животных
Раздел1.Строение организма ( 12 ч.)
Многообразиеживых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение,сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание,выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Клетка —элементарная единица живого.Строение клетки. Основные органоиды клетки, ихзначение. Одноклеточные, колониальные и многоклеточные организмы. Содержаниехимических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их рольв жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы,нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Процессы жизнедеятельности клетки. Обменвеществ (питание, дыхание), транспорт веществ, раздражимость, размножение.Клетка — живая система.
Чтотакое ткань. Особенности строения растительных тканей (образовательной,покровной, основной, механической, проводящей, выделительной). Особенностистроения и выполняемые функции.
Особенностистроения животных тканей (эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной).Особенности строения и выполняемые функции.
Чтотакое орган. Органы цветкового растения. Вегетативные органы (корень, побег).Генеративные органы (цветок, плод, семя). Основные функции органов цветкового растения.
Системыорганов животных: покровная, пищеварительная, кровеносная, дыхательная,выделительная, регуляторная, опорно-двигательная, система органов размножения.
Чтотакое система. Биологические системы (клетка, организм).
Лабораторныеи практические работы:
Строениеи правила работы с микроскопом
Строениеклетки
Животные ткани
Органыцветкового растения
Раздел 2. Многообразиеживых организмов (16 ч.)
Развитиепредставлений о возникновении Солнечной системы, Земли и жизни на Земле. ГипотезаА. И. Опарина о возникновении жизни на Земле.
Бактерии,общая характеристика. Строение бактерий. Многообразие форм бактерий.Распространение бактерий. Особенности жизнедеятельности бактерий. Размножениебактерий. Образование спор. Роль бактерий в природе. Роль бактерий в жизничеловека. Болезнетворные бактерии.
Грибы,общая характеристика. Особенности строения грибов (грибница, гифы). Особенностижизнедеятельности грибов: питание, размножение, расселение. Шляпочные грибы.Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы-паразиты. Значение грибов в природе и жизничеловека.
Основныепризнаки растений. Фотосинтез. Особенности строения растительной клетки. Средаобитания растений. Ботаника — наука о растениях. Теофраст — основательботаники. Классификация растений. Низшие и высшие растения. Водоросли, общаяхарактеристика. Среда обитания. Строение водорослей. Одноклеточные,колониальные и многоклеточные водоросли. Особенности жизнедеятельностиводорослей: питание, дыхание, размножение. Одноклеточные имногоклеточные зелёные водоросли. Бурые водоросли. Красные водоросли, илибагрянки. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Лишайники,общая характеристика. Среда обитания лишайников. Многообразие лишайников.Особенности жизнедеятельности лишайников: внутреннее строение, питание,размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека.
Мхи,общая характеристика. Среда обитания. Особенности строения печёночных илистостебельных мхов. Размножение мхов. Значение мхов в природе и жизничеловека.
Общаяхарактеристика группы. Особенности строения и жизнедеятельности плаунов, хвощейи папоротников.
Голосеменные растения, общая характеристика. Многообразие голосеменных растений. Хвойные |
ГолосеменныеРастения, особенности строения и жизнедеятельности. Значение голосеменныхрастений в природе и жизни человека.
Покрытосеменные(Цветковые) растения, общая характеристика. Многообразие покрытосеменныхрастений, разнообразие жизненных форм. Значение покрытосеменных растений вприроде и жизни человека.
Понятиеоб эволюции живых организмов. Чарлз Дарвин — основатель эволюционного учения.Палеонтология. Появление первых растительных организмов. Выход растений насушу. История развития растительного мира. Значений растений в природе и жизничеловека. Охрана растений.
Лабораторныеи практические работы:
Плесневыегрибы
Внешнеестроение водорослей
Внешнеестроение мхов
Изучение внешнего строения папоротниковидных
Изучение внешнего строения шишек, хвои и семениголосеменных растений
Изучениевнешнего строения покрытосеменных растений
Тематическоепланирование по биологии 5 класс
№ п/ п. |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
Введение (7 часов) |
|||
1.
|
Биология — наука о живой природе |
1 |
|
2. |
Методы изучения биологии. Лабораторная работа № 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований». |
1 |
|
3 |
Разнообразие живой природы. Царства живой природы |
1 |
|
4 |
Среда обитания. Экологические факторы. |
1 |
|
5 |
Среда обитания (водная, наземно-воздушная) Лабораторная работа № 2«Определение наиболее распространённых растений и животных» |
1 |
|
6 |
Среда обитания (почвенная, организменная) Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504 |
1 |
|
7 |
Контрольный урок «Разнообразие живой природы» |
1 |
|
Раздел 1. Строение организма (12 часов) |
|||
8 |
Что такое живой организм. Лабораторная работа № 3 «Строение и правила работы с микроскопом»
|
1 |
|
9 |
Строение клетки. Практическая работа № 1 « Строение клетки» |
1 |
|
10 |
Химический состав клетки |
1 |
|
11 |
Химический состав клетки |
1 |
|
12 |
Жизнедеятельность клетки |
1 |
|
13 |
Ткани растений |
1 |
|
14 |
Ткани животных Лабораторная работа № 4 «Животные ткани» |
1 |
|
15 |
Органы растений |
1 |
|
16 |
Органы растений Практическая работа № 2 «Органы цветкового растения» |
1 |
|
17 |
Системы органов животных |
1 |
|
18 |
Системы органов животных |
1 |
|
19 |
Контрольный урок № 2 « Организм — биологическая система» |
1 |
|
Раздел 2. Многообразие живых организмов ( 16 часов) |
|||
20 |
Как развивалась жизнь на Земле |
1 |
|
21 |
Строение и жизнедеятельность бактерий |
1 |
|
22 |
Бактерии в природе и жизни человека |
1 |
|
23 |
Грибы. Общая характеристика |
1 |
|
24 |
Многообразие и значение грибов. Лабораторная работа № 5 «Плесневые грибы» |
1 |
|
25 |
Царство растений |
1 |
|
26 |
Водоросли. Общая характеристика. Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение водорослей»
|
1 |
|
27 |
Многообразие водорослей |
1 |
|
28 |
Лишайники |
1 |
|
29 |
Мхи. Лабораторная работа № 7 «Внешнее строение мхов» |
1 |
|
30 |
Папоротникообразные. Плауны. Хвощи. Папоротники Лабораторная работа № 8 «Изучение внешнего строения папоротниковидных» |
1 |
|
31 |
Голосеменные растения Практическая работа № 3 «Изучение внешнего строения шишек, хвои и семени голосеменных растений» |
1 |
|
32 |
Покрытосеменные(Цветковые) растения. Практическая работа № 4 «Изучение внешнего строения покрытосеменных растений»
|
1 |
|
33 |
Основные этапы развития растений на Земле |
1 |
|
34 |
Значение и охрана растений |
1 |
|
35 |
Контрольный урок № 3 « Значение растений в природе и жизни человека» |
1 |
Лист корректировки тематическогопланирования
Предмет БИОЛОГИЯ
Класс 5
Учитель Черкасова Г.Н.
2019-2020учебный год
№ урока |
Тема |
Количество часов |
Причина корректировки |
Способ корректировки |
|
по плану |
дано |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
