X-PDF

Методическая разработка рабочей программы по биологии 5 класс

Поделиться статьей

Муниципальная казённая общеобразовательная организацияМатвеевская средняя школа имени Виктора Ивановича Кочеткова

433465, Ульяновскаяобласть, Старомайнский район,С. Шмелёвка , пер Школьный,5

тел.8-84-230-47-2-28

 

             

Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №__

  от «__»_____________2019  г.                          Руководитель ШМО

______ _________________                                                                          

 

Согласовано:

Зам. директора школы по УВР

МКОО Матвеевская СШ

им. В.И. Кочеткова

______________________

«__» ___________2019 г.

Утверждено:

Директор

МКОО Матвеевская СШ

им. В.И. Кочеткова

____________/Ловчева О.Б./

Приказ №_______

от«__» ___________2019 г.

 

            

 

 

 

         Рабочая     программа

             на2019-2020 учебный год.

 

по   биологии

класс             5

учитель Черкасова Г.Н.

высшаяквалификационная категория

Программа Биология. Примерные рабочие программы.Предметная линия учебников В. И. Сивоглазова. 5—9 классы : учеб. пособие дляобщеобразоват. организаций / В. И. Сивоглазов. — М. : Просвещение, 2020

 

Учебник     В. И.  Сивоглазов, А. А.  Плешаков «Биология. 5 класс» Учебник / М.: Просвещение, 2019.

 

 

Общееколичество часов по учебному плану 35 часов.

       

                  

                                   

                                                               

 

 

 

 

                                                        с. Шмелёвка

                                                 2019-2020учебный год

                                          

 

 

Рабочая программа по биологии 5 классасоставлена на основе следующих нормативных документов:

§ Федерального государственного образовательногостандарта основного общего образования, утвержденного приказом министерстваобразования и науки РФ от 17декабря  2010 года № 1897.

§ Федерального перечня учебников, ежегодно утверждаемыхМО РФ, рекомендуемых  (допущенных) к использованию в образовательном процессе вобразовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;

§ Биология. Примерные рабочие программы. Предметнаялиния учебников В. И. Сивоглазова. 5—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват.организаций / В. И. Сивоглазов. — М. : Просвещение, 2020

§ основной  образовательной  программы основногообщего образования МКОО Матвеевская СШ им.В.И.Кочеткова;

§   учебного   плана МКООМатвеевская СШ им.В.И.Кочеткова;

§   календарного  учебного  графика МКОО Матвеевская СШ им.В.И.Кочеткова.

Данная рабочаяпрограмма ориентирована  на использование  учебников по биологии иучебно-методических пособий УМК, созданных  коллективом авторов подруководством В.И.Сивоглазова.

Учебно-методическийкомплект :

1. В. И.  Сивоглазов, А. А.  Плешаков «Биология. 5класс» Учебник / М.: Просвещение, 2019.

2. Биология. Примерные рабочие программы. Предметнаялиния учебников В. И. Сивоглазова. 5—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват.организаций / В. И. Сивоглазов. — М. : Просвещение, 2020.

3. Комплектцифровых образовательных ресурсов: Изучаем биологию http://learnbiology.narod.ru

 

В соответствии сучебным планом  на изучение биологии в 5 классе отводится 1 час в неделю,35часов в год, при нормативной продолжительности учебного года 35 учебныхнедель.

Срок реализациипрограммы – один учебный год.

 

Планируемые результаты изучения учебногопредмета

 

Обучение биологии в5 классе должно быть направлено на достижение    обучающимися следующих личностныхрезультатов:

·     знание основных принципов и правил отношения кживой природе, основ здорового образа жизни;

·     реализация установок здорового образа жизни;

·     сформированность познавательных интересов имотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать,делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:

·     овладение составляющими исследовательской ипроектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, даватьопределения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.

·     умение работать с разными источниками биологическойинформации(в тексте учебника, биологический словарях и справочниках),анализировать и оценивать информацию.

·     способность выбирать целевые и смысловые установкив своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.

·     умение использовать речевые средства для дискуссии,сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоенияучениками 5 класса программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

·        выделение существенных признаков биологическихобъектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмоврастений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем;биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост,развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).

·        приведение доказательств взаимосвязи человека иокружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

·        объяснение роли биологии практической деятельностилюдей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологическогоразнообразия для сохранения биосферы;

·        различие на таблицах частей и органоидов клетки; наживых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органовживотных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения иживотных;

·        сравнение биологических объектов и процессов,умение делать выводы на основе сравнения;

·        выявление взаимосвязей между особенностями строенияклеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;

·        овладение методами биологической науки: наблюденияи описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов иобъяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

·        знание основных правил поведения в природе и основздорового образа жизни.

3.                     В сфере трудовой деятельности:

·        знание и соблюдение правил работы в кабинетебиологии;

·          соблюдение правил работы с биологическими приборамии инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4.В сфере физической деятельности:

·        освоение приёмов выращивания и размножениякультурных растений, ухода за ними.

5. В эстетической сфере:

·        выявление эстетических достоинств объектов живойприроды.

 

                                   Содержание  учебного курса

Введение (7 ч.)

Биология —наука о живой природе. Из истории биологии. Развитие биологичес- ких знаний.Система биологических наук. Значение биологии в жизни человека.

Методыисследования: наблюдение, эксперимент, измерение. Приборы и ин- струменты.Биологические приборы и инструменты, их использование. Этапы научногоисследования. Правила работы в лаборатории          . Классификация живых организмов.Роль К. Линнея в создании систематики живых организмов. Систематика — разделбиологии. Вид — единица классификации. Царства живой природы. Вирусы —неклеточная форма жизни.

Среды обитания: водная, наземно-воздушная,почвенная, организменная. Экологические факторы. Факторы неживой природы.Факторы живой природы. Деятельность человека как экологический фактор. Среда обитания. Места обитания. Особенности водной и наземно-воздушной сред обитания . Особенности почвенной и организменной сред обитания

Лабораторныеи практические работы:

Знакомствос оборудованием для научных исследований.

Определениенаиболее распространённых растений и животных

 

 

Раздел1.Строение организма ( 12 ч.)

Многообразиеживых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение,сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание,выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Клетка —элементарная единица живого.Строение клетки. Основные органоиды клетки, ихзначение. Одноклеточные, колониальные и многоклеточные организмы. Содержаниехимических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их рольв жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы,нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Процессы жизнедеятельности клетки. Обменвеществ (питание, дыхание), транспорт веществ, раздражимость, размножение.Клетка — живая система.

Чтотакое ткань. Особенности строения растительных тканей (образовательной,покровной, основной, механической, проводящей, выделительной). Особенностистроения и выполняемые функции.

Особенностистроения животных тканей (эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной).Особенности строения и выполняемые функции.

Чтотакое орган. Органы цветкового растения. Вегетативные органы (корень, побег).Генеративные органы (цветок, плод, семя). Основные функции органов цветкового растения.

Системыорганов животных: покровная, пищеварительная, кровеносная, дыхательная,выделительная, регуляторная, опорно-двигательная, система органов размножения.

Чтотакое система. Биологические системы (клетка, организм).

 

Лабораторныеи практические работы:

Строениеи правила работы с микроскопом

Строениеклетки

Животные ткани

Органыцветкового растения

 

Раздел 2. Многообразиеживых организмов (16 ч.)

Развитиепредставлений о возникновении Солнечной системы, Земли и жизни на Земле. ГипотезаА. И. Опарина о возникновении жизни на Земле.

Бактерии,общая характеристика. Строение бактерий. Многообразие форм бактерий.Распространение бактерий. Особенности жизнедеятельности бактерий. Размножениебактерий. Образование спор. Роль бактерий в природе. Роль бактерий в жизничеловека. Болезнетворные бактерии.

Грибы,общая характеристика. Особенности строения грибов (грибница, гифы). Особенностижизнедеятельности грибов: питание, размножение, расселение. Шляпочные грибы.Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы-паразиты. Значение грибов в природе и жизничеловека.

Основныепризнаки растений. Фотосинтез. Особенности строения растительной клетки. Средаобитания растений. Ботаника — наука о растениях. Теофраст — основательботаники. Классификация растений. Низшие и высшие растения. Водоросли, общаяхарактеристика. Среда обитания. Строение водорослей. Одноклеточные,колониальные и многоклеточные водоросли. Особенности жизнедеятельностиводорослей: питание, дыхание, размножение. Одноклеточные имногоклеточные зелёные водоросли. Бурые водоросли. Красные водоросли, илибагрянки.  Значение водорослей в природе и жизни человека.

Лишайники,общая характеристика. Среда обитания лишайников. Многообразие лишайников.Особенности жизнедеятельности лишайников: внутреннее строение, питание,размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека.

Мхи,общая характеристика. Среда обитания. Особенности строения печёночных илистостебельных мхов. Размножение мхов. Значение мхов в природе и жизничеловека.

Общаяхарактеристика группы. Особенности строения и жизнедеятельности плаунов, хвощейи папоротников.         

Голосеменные растения, общая характеристика.

Многообразие голосеменных растений. Хвойные

ГолосеменныеРастения, особенности строения и жизнедеятельности. Значение голосеменныхрастений в природе и жизни человека.

Покрытосеменные(Цветковые) растения, общая характеристика. Многообразие покрытосеменныхрастений, разнообразие жизненных форм. Значение покрытосеменных растений вприроде и жизни человека.

Понятиеоб эволюции живых организмов. Чарлз Дарвин — основатель эволюционного учения.Палеонтология.  Появление первых растительных организмов. Выход растений насушу. История развития растительного мира. Значений растений в природе и жизничеловека. Охрана растений.

Лабораторныеи практические работы:

Плесневыегрибы

Внешнеестроение водорослей

Внешнеестроение мхов

Изучение внешнего строения папоротниковидных

Изучение внешнего строения шишек, хвои и семениголосеменных растений

Изучениевнешнего строения покрытосеменных растений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическоепланирование по биологии 5 класс

№ п/ п.

                   Тема  урока

Кол-во часов

Введение (7 часов)

1.

 

Биология — наука о живой природе

1

2.

Методы изучения биологии.

Лабораторная работа № 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований».

1

3

Разнообразие живой природы. Царства живой природы

1

4

Среда обитания. Экологические факторы.

1

5

Среда обитания (водная, наземно-воздушная) Лабораторная работа № 2«Определение наиболее распространённых растений и животных»

1

6

Среда обитания (почвенная, организменная)

Представленная информация была полезной?
ДА
61.24%
НЕТ
38.76%
Проголосовало: 1504

1

7

Контрольный урок «Разнообразие живой природы»

1

Раздел 1. Строение организма (12 часов)

8

Что такое живой организм. Лабораторная работа № 3 «Строение и правила работы с микроскопом»

 

1

9

Строение клетки. Практическая работа № 1 « Строение клетки»

1

10

Химический состав клетки

1

11

Химический состав клетки

1

12

Жизнедеятельность клетки

1

13

Ткани растений

1

14

Ткани животных    Лабораторная работа № 4 «Животные ткани»

1

15

Органы растений  

1

16

Органы растений   Практическая работа № 2 «Органы цветкового растения»

1

17

  Системы органов животных

1

18

Системы органов животных

1

19

Контрольный урок № 2 « Организм — биологическая система»

1

Раздел 2. Многообразие живых организмов ( 16 часов)

20

Как развивалась жизнь на Земле

1

21

Строение и жизнедеятельность бактерий

1

22

Бактерии в природе и жизни человека

1

23

Грибы. Общая характеристика

1

24

Многообразие и значение грибов.   Лабораторная работа № 5 «Плесневые грибы»

1

25

Царство растений

1

26

Водоросли. Общая  характеристика. Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение водорослей»

 

1

27

Многообразие водорослей

1

28

Лишайники

1

29

Мхи.  Лабораторная работа № 7 «Внешнее строение мхов»

1

30

Папоротникообразные. Плауны. Хвощи. Папоротники   Лабораторная работа № 8 «Изучение внешнего строения папоротниковидных»

1

31

Голосеменные  растения  Практическая работа  № 3 «Изучение внешнего строения шишек, хвои и семени голосеменных растений»

1

32

Покрытосеменные(Цветковые) растения. Практическая  работа № 4 «Изучение внешнего строения покрытосеменных растений»

 

1

33

Основные этапы развития растений на Земле

1

34

Значение и охрана растений

1

35

Контрольный урок № 3 « Значение растений в природе и жизни человека»

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист корректировки  тематическогопланирования

 

Предмет БИОЛОГИЯ

Класс    5

Учитель    Черкасова Г.Н.

 

2019-2020учебный год

 

№ урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.24%
НЕТ
38.76%
Проголосовало: 1504

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет