X-PDF

Методическая разработка Развитие критического мышления

Поделиться статьей

Т.А. Кислицына

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/1612451476_135-p-serie-treugolniki-fon-186.png

 

 

 

Методическая разработка

 

«РАЗВИТИЕКРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

 

 

Ижевск, 2022

 

Автор — КислицынаТатьяна Андреевна

 

Авторомпредставлена методическая разработка, описывающая приёмы и технологии развитиякритического мышления в процессе обучения. В работе рассмотрена авторскаятехнология, её основные положения, педагогические условия, методы и приёмы. Таккак технология развития критического мышления относится к метапредметным,общепедагогическим современным образовательным технологиям, то предназначенадля всех педагогов без конкретного профиля обучения.

 

 

 

Удмуртскийгосударственный университет

Ижевск,2022г.

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….4

1.     Понятие«Критическое мышление»………………………………5

2.     Технологияразвития критического мышления…………………..7

3.     Педагогическиеусловия развития критического мышления..…10

4.     Приемытехнологии развития критического мышления……….14

5.     Разработкиуроков…………………………………………………27

Заключение………………………………………………………..………41

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изменениесоциально-экономических ориентиров в развитии общества, динамизм прогрессивныхизменений обусловили появление ситуации неопределенности, необходимости оценкии принятия решений, в значительной степени повысили роль личности как субъектасоциальной эволюции, его способности к адекватной оценке существующей ситуациина основе ее критического анализа и построения на его основе проекта успешногорешения заданной проблемы.

Концепция модернизации российскогообразования указывает на необходимость подготовки выпускника школы, обладающегоновым критическим мышлением, толерантностью, готового к постоянному обучению иросту. Изучение Федеральных государственных образовательных стандартов, учебныхпланов и программ учебных заведений позволяет выявить растущую значимостьразвития критического мышления школьников. Анализ практической деятельностишкол свидетельствует о растущей потребности в воспитании критически мыслящегочеловека. Общеобразовательная школа должна развивать целостную системууниверсальных знаний, умений, навыков, а также самостоятельной деятельности иличной ответственности обучающихся.

Формированиекритического мышления учащихся в процессе обучения приобретает особенно большоезначение не только в связи с новыми задачами, поставленными перед школой всовременных условиях. В личностно ориентированной педагогике способыформирования критического мышления должны соответствовать развитию современногообщества и усилению внимания к внутреннему миру личности.

 

1.      Понятие «Критическое мышление»

Критическоемышление – неотъемлемый компонент логического и творческого мышления, оно неможет существовать без связи с ними.

Понятие«критическое мышление» возникло, прежде всего, дедуктивно, как результатинтеграции понятии смежных с педагогикой наук, таких как философия, психологияи логистика. Оно родилось на стыке диалектической противоречивости развитияобъектов действительности и критикой как формой отражения противоречивостипроцесса познания действительности. Встречаются различные определения критики,слово «критика» пришло к нам из греческого языка «kpiiio» — обособляю, отделяю,различаю. В процессе своего вживания в русский язык оно получилоопределенную смысловую интерпретацию, расширило диапазон своего значения исегодня трактуется в широком смысле.

Основателитехнологии критического мышления Ч. Темпл, К. Мередикт и Д. Стил убежденычтонаучитьсямыслить критически можно, но нужно проявлять пытливость к знаниям, уметьзадавать себе вопросы и находить на них ответ. «Критическое мышление работает намногих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этихфактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение вобщепринятых истинах, выработку точки зрения по определенному вопросу,способность отстоять ее логическими доводами. Критическое мышление- это неотведенный навык, а сочетание многих умений».

Существуетнесколько уровней развития критического мышления: низкий, средний, высокий.Низкий уровень характеризуется низкой степенью проявления саморегулятивности поведенияи самостоятельности в процессе выполнения заданий. Творческие способностипроявляются редко. Рефлексивные умения развиты слабо (неадекватная самооценкаили неспособность посмотреть на себя, оценить свои действия, в том числе имыслительные, со стороны, обнаружить ошибку в собственной мыслительнойдеятельности). Деятельность ученика на данном уровне носит осмысленныйхарактер, но лишь в операционально-деятельностном аспекте. В содержательномаспекте – может быть недопонимание структуры и меры проявления критичностимышления. Средний уровень характеризуется проявлением достаточно высокойсаморегулятивности поведения и самостоятельности в процессе выполнения заданий.В большинстве случаев обучающийся способен мыслить творчески. Рефлексивныеумения развиты. Деятельность носит осмысленный характер воперационально-деятельностном аспекте. В содержательном – может бытьнедопонимание меры проявления критичности мышления. Обучающийся может находитьнедостающую информацию в том случае, если у него есть интерес, может делать иоценивать логические умозаключения, но не всегда оценивает ихпоследовательность. У обучающегося не всегда (иногда) получается рефлексивнооценивать содержание текста, находить главную информацию на фоне избыточной.Высокий уровень характеризуется проявлением высокой саморегулятивности исамостоятельности в процессе выполнения заданий. Обучающийся отличается высокойтворческой активностью. В дискуссии способен склонить оппонента к своей точкезрения. Рефлексивные умения развиты на достаточном уровне, чтобы адекватноанализировать себя, объективно оценивать свои мыслительные процессы и поведениево время индивидуальной или групповой работы над проблемным заданием.

Интегрировавразличные точки зрения, основываясь на авторах Г.К. Селевко [38], А.С. Воронин[14], Ю. Ф. Гущин, можно дать более точное определение понятия «критическоемышление». «Критическое мышление» – это один из видов интеллектуальнойдеятельности человека, который характеризуется способностью к осмыслению,оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения,опыта, размышления или рассуждения.

2. Технологияразвития критического мышления

Данная технология появилась вроссийском образовании в 1997 году, ее авторы – американские ученые Ч. Темпл,К. Мередит, Д. Стилл. Она развивалась при поддержке Консорциума демократическойпедагогики и Международной читательской ассоциации. Проект, предложенныйроссийским педагогам американскими коллегами, первоначально назывался «Чтение иписьмо для развития критического мышления», он подробно знакомил участниковсеминаров с приемами технологии, давал общие представления о теоретическихосновах технологии. Совместная работа идеологов технологии ипедагогов-практиков и российских ученых позволила адаптировать предложенную модельдля российской педагогики, подробно рассмотреть дидактические, психологическиеи философские основы предложенного подхода, дополнить практическую частьпроекта, обогатив ее новыми приемами, и создать модель, которая впедагогической литературе получила название «Технология развития критическогомышления» (ТРКМ).

В методическом пособии представленаавторская технология развития критического мышления. Важным в данной технологииявляется следование трем фазам: мотивация, осознание, анализ, и соблюдениеопределенных условий: активность участников процесса, разрешение высказыватьразнообразные «рискованные» идеи и т. д. Урок, занятие, серия уроков (занятий),тема, курс могут быть построены в соответствии с заявленным алгоритмом. Перваястадия (фаза) – мотивация, когда ставится задача не только активизировать,заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать»уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само посебе станет серьезным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшейработы.

Вторая стадия (фаза) – осознание. Наэтой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методыпозволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушаниеосмысленным.

Третья стадия (фаза) – анализ. Наэтой стадии информация анализируется, интерпретируется, творческиперерабатывается.

Современная образовательная системадолжна не только давать умение адекватно воспринимать информацию, но и научитьполучать ее, оперировать ею, применять ее к конкретным жизненным ситуациям,интерпретировать эту информацию. Так рождается новое знание на основе ужеимеющегося. Необходимым является также развитие у учащегося определенногообъема умений и навыков работы с различными источниками знаний, воспитаниеспособности не репродуцировать знания, а расширять их, применять в различныхжизненных ситуациях. Важно уметь сформировать собственное отношение к фактам,проблемам, уметь выслушать других, найти совместные пути решения проблем.

Цель данной образовательной технологи– развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, нои в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией,анализировать различные стороны явлений и др.). Далеко не все вышеизложенныезадачи можно реализовать в традиционной системе ведения урока. К тому жетрадиционная система построения образовательного процесса зачастую формируетлишь репродуктивное знание.

 

3.      Педагогические условия развития критическогомышления

Насовременном этапе, в школах для развития критического мышления старшихшкольников, необходимо создание условий для освоения ими социальных знаний,обретения ими опыта обработки информации, осуществление личного выбора.Педагогические условия являются одним из ключевых факторов успешного развитиякритического мышления.

Для выявлениякомплекса благоприятных условий испытания педагогической технологии быливыявлены и проанализированы основные компоненты, причастные к достижению цели,выбраны мероприятия, усиливающие эффективность каждого компонента. Быливыделены следующие педагогические условия развития критического мышления:учебный процесс построен на технологии «Перевернутый класс»; сочетаниеиндивидуальной и групповой форм работы; внедрение специальных техникактивизации умений школьников; содержательный контент, представляемый в учебномматериале должен содержать дуальность.

Для развития критического мышленияшкольников учебный процесс должен быть построен на технологии«Перевернутый класс». «Перевёрнутый класс» – это технология обучения,которая представляет собой обучающую стратегию и тип смешанного обучения;изменяет традиционную среду обучения, часто предоставляя обучающий контент внекласса, и напротив, перемещает деятельность, которая традиционно считаетсядомашней работой – в класс. В «Перевёрнутом» классе учащиеся учатся смотретьонлайн-лекции, самостоятельно изучать материалы учебника. Таким образом,«Перевёрнутое» обучение – это педагогический подход, при котором обучениенепосредственно переходит от пространства обучения группы к отдельному,индивидуальному пространству обучения, а конечное пространство группыпреобразуется в динамичную интерактивную среду обучения, что актуально науроках гуманитарной направленности и в том числе для развития критическогомышления старших школьников. «Перевёрнутое» обучение создает возможности длярешения сложных педагогических проблем в образовании. С одной стороны, учительможет работать индивидуально с ребятами, имеющими различный уровень усвоения требуемыхумений, с другой стороны, позволяет учителю организовать совместную работуучащихся над проектами в аудитории группами, искусственно созданных им, принеобходимости. По нашему мнению, в рамках традиционных уроков, развитиекритического мышления у старших школьников вызывает сложности, так каккритическое мышление развивается не систематично, формируется репродуктивноезнание предмета. В рамках развития критического мышления одну из главныхпозиций занимает самообразование, самостоятельный поиск и анализ информации, тотехнология «Перевернутый класс» является необходимым педагогическим условием.

Для развития критического мышлениястарших школьников, важным педагогическим условием будет являться сочетаниеиндивидуальной и групповой форм работы, например, «Книга рассуждений» ииные методы, которые могут быть направленны как на индивидуальное освоениенеобходимых умений, так и на установление межличностного взаимодействия членовгруппы. При реализациипедагогической технологии необходимо учитывать индивидуальный подход, так каккритическое мышление является субъективным процессом. Умение анализироватьинформацию, отличать ложные суждения от истинных, формулировать иаргументировать свои выводы у каждого обучающегося развивается индивидуально. Всвою очередь, благодаря работе в группах развивается критическое мышление,сталкиваются различные точки зрения, формируется совместный опыт деятельности,обеспечивается позиционная динамика участников образовательного процесса,изменяются мотивы и установки их деятельности.

Одним изусловий развития критического мышления учащихся старших классов являетсяиспользование на уроках специальных техник активизации уменийшкольников. Подобранные нами в ходе исследования техники и методы такие как:Перекрестная дискуссия, «Фейковые новости», метод «Проблемный вопрос», метод«Дерево предсказаний» и другие используемые в совокупности на каждом уроке,подобранные с учетом стадии развития критического мышления, в результатепоказывают положительную динамику развития критического мышления учащихсястарших классов. Каждый из методов направлен на развитие определенного уменияшкольников.

Содержательныйконтент, представляемый в учебном материале должен содержать дуальность – необходимое педагогическое условие развития критического мышленияучащихся старших классов.  Под дуальностью традиционно понимается наличие во всём двух противоположных точек зрения,аспектов. В процессе развития критического мышления наличие дуальности взаданиях имеет важную роль, благодаря противоположным утверждениям выдвигаемыхна уроках обществознания учащимися или учителем, у школьников активизируютсяспособности к анализу, рассуждению. В учебном процессе происходит столкновениеразличных мнений, гипотез, утверждений, что способствует развитию критическогомышления и мотивирует познавательный интерес учащихся старших классов.

Можно сделатьвывод, что эффективность развития критического мышления старших школьниковвозможно обеспечить реализацией совокупности педагогических условий: учебныйпроцесс построен на технологии «Перевернутый класс»; сочетание индивидуальной игрупповой форм работы; внедрение специальных техник активизации уменийшкольников; содержательный контент, представляемый в учебном материале долженсодержать дуальность.

 

4.     Приемытехнологии развития критического мышления

Технологияпредставляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы повидам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания.Базовая модель («вызов– осмысление – рефлексия») задает не только определеннуюлогику построения урока, но также последовательность и способы сочетанияконкретных технологических приемов. Это позволяет говорить об универсальном,надпредметном характере предлагаемой технологии.

Табл.1. Стадии развития критического мышления

Стадии

Методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Iстадия  

Мотивация

(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации) 

1.Парная/групповая мозговая атака.

2.Проблемный вопрос.

3.Плюс-минус-вопрос.

4. «Фейковые новости»

5.Корзина идей.

6.Кластер.

1.Выступает в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять.

2.Внимательно выслушивает их ответы.

1.Актуализирует и обобщает имеющиеся знания по данной теме или проблеме;

2.Задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

II стадия

Осознание

содержания

(получение новой информации)

1.Инсерт-система маркировки текста.

2. «Дерево предсказаний».

3. «Шесть шляп мышления».

4. Приём «Кубик».

5. «Двухчастный и трехчастный дневник»

1.Поддерживает у обучающихся активность.

2.Выступает в роли консультанта.

1.Получает новую информацию.

2.Осмысливает ее.

3Соотносит с уже имеющимися знаниями.

III стадия

Анализ

(осмысление, рождение нового знания)

1.Синквейн.

2.Эссе.

3.Перекрестная дискуссия.

4.Круглый стол.

1.Возвращает учащихся к первоначальным записям – предположениям.

2.Вносит изменения, дополнения.

3.Даёт творческие, исследовательские или практические задания

1.Соотносит «новую» информацию со «старой»; используя задания, полученные на стадии осмысления

2.Обобщает полученную информацию;

На первом этапе урокау обучающихся старших классов происходит развитие умений распознавать ианализировать проблему, схематизировать и конкретизировать ее содержание,выдвигать гипотезы. На первом этапе – стадии мотивации в сознании учащихсяпроисходит «процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предметеизучения». Участие школьников в учебном процессе активизируется, т.к. на даннойстадии сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, и в результатеформируется познавательный интерес. Во время работы на этойстадии принимаются все версии. Дети включены в активный поиск, онивоспроизводят информацию. Ребенок ставит перед собой вопрос «что я знаю? поданной проблеме, формируется представление, чего же он не знает и хочет узнать.При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются. Напервом этапе развития критического мышления используются приемы и технологии:

Представленная информация была полезной?
ДА
58.49%
НЕТ
41.51%
Проголосовало: 954

Мозговая атака. Как методический прием мозговаяатака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихсязнаний на стадии «мотивации». На первом этапе учащимся предлагается подумать изаписать все, что они знают или думают по данной теме; на втором – учащеесяобмениваются информацией. Педагогический опыт показывает, что парная мозговаяатака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение передбольшой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходитна контакт со всей группой. Кроме того, работа в парах позволяет высказатьсягораздо большему числу учащихся.

«Плюс– минус — вопрос». Данный приём нацелен на актуализацию эмоциональныхотношений в связи с текстом. При чтении текста предлагается фиксировать всоответствующих главах таблицы информацию, отражающую: В графу «П» заноситсяинформация, которая, с точки зрения ученика, носит позитивный характер, в графу«М» — негативный, наиболее интересные и спорные факты заносятся в графу «И».Возможна модификация этой таблицы, когда графа «И» заменяется графой «?» («Естьвопросы»). При использовании данного приёма информация не только более активновоспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но иоценивается. Подобная форма организации материала позволяет провестиобсуждение, дискуссию по спорным вопросам.

«Фейковыеновости». Учащиесявыбирают «верные утверждения» из предложенных учителем «Фейковых новостей»,обосновывая свой ответ, описывают заданную тему, анализируя ситуацию исправляютошибки в предложенной информации.

 «Корзина»идей. Это приеморганизации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадииурока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяетвыяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доскеможно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что всеученики вместе знают об изучаемой теме.

Кластер. Это способ графическойорганизации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы,которые происходят при погружении в ту или иную тему Последовательностьдействий проста и логична:

1.Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово илипредложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать»слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для даннойтемы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи,появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из«спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новыелогические связи.

В итогеполучается структура, которая графически отображает наши размышления,определяет информационное поле данной теме. Система кластеров позволяет охватитьизбыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийсякластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

На втором этапеу обучающихся старших классов происходит развитие умения анализировать инаходить ошибки в ложно построенных рассуждениях. На стадии осознания школьникполучает возможность задуматься о природе исследуемого (изучаемого) объекта,учится грамотно формулировать суждения по мере соотнесения уже известной иновой информации, и, как результат осмысления, вырабатывает собственныеумозаключения. Очень важно, что уже на этом этапе преподаватель помогаетучащимся отслеживать процесс понимания новых идей. Дляразвития критического мышления школьников была применена индивидуальная игрупповая работа. На втором этапе развития критическогомышления используются приемы и технологии:

Таблица «тонких»и «толстых» вопросов. На стадии осознания прием служит для активной фиксации вопросов походу чтения, слушания; при анализе  – для демонстрации понимания пройденного.Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левойчасти — простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие болеесложного развёрнутого ответа. Целесообразно на урокеиспользовать таблицу.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

  • кто…
  • что…
  • когда…
  • может…
  • будет…
  • как звали…
  • было ли…
  • согласны ли вы…
  • верно…
  • дайте объяснение, почему…
  • почему вы думаете…
  • почему вы считаете…
  • в чем разница…
  • предположите, что будет, если…
  • что, если…

Работапо вопросам ведется в несколько этапов. 1 этап – учащиеся учатся по таблицезадавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначаларебята сами придумывают тонкие вопросы, потом толстые.2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту:сначала –тонкие, а потом толстые. 3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждуюколонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам.

 «Деревопредсказаний». Этотприем помогает строить предположения и гипотезы по изучаемой теме. Правилаработы с данным приемом таковы: ствол дерева — тема, ветви — предположения,которые ведутся по двум основным направлениям — возможно ивероятно (количество ветвей не ограничено), и, наконец,листья — обоснование этих предположений, аргументы в пользу того илииного мнения.

Прииспользовании этого приёма необходимо помнить следующее: не стоит использоватьприём на уроке больше одного раза; все версии должны быть аргументированы;после чтения дети обязательно должны вернуться к своим предположениям ипосмотреть, какие предположения были верны , а какие нет и почему.

         «Шестьшляп мышления»– это шесть способов мышления. Белая шляпа: В данной ситуации принимается и обсуждается подробная инеобходимая информация. Только факты. Уточняются, при необходимостиконкретизируются, подбираются новые данные. Желтая шляпа: Исследованиевозможных выгод и положительных сторон. Не просто позитивная оценка данногособытия, явления, факта, а поиск доказательств, аргументов. Черная шляпа: Критическое отношение к событию, явлению.Необходимо высказать сомнение в целесообразности, найти аргументы против.Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. Тоесть эмоциональное восприятие увиденного, услышанного, без обоснования причинсомнений. Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве,альтернативах, новых возможностях и идеях. Синяя шляпа: Управлениемыслительными процессами.

Прием «Общее –уникальное». Это прием,который способствует развитию важного метапредметного умения – способностивыделять и кратко представлять общие и особенные черты при сравнении двух иболее предметов, явлений, фактов и т. д. По таксономии Б. Блума, используяданный прием, мы способствуем развитию аналитических способностей, работаем науровне и синтеза, и сравнительной оценки. Работа с этим приемом на стадиирефлексии может быть индивидуальной, парной, групповой.

Прием «Кубик». Данный прием используется на этапеосознания и позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотренияпроблемы, темы, задания; создает на уроке целостное(многогранное) представление об изучаемом материале; создаетусловия для конструктивной интерпретации полученной информации. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно изследующих заданий:

1.Опишите это…

2.Сравни это…

3.Проассоциируй это…

4.Проанализируй это…

5.Примени это…

6.Приведи за и против

Ученикиделятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образомопределяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия.Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповымсообщением.

«Двухчастный дневник». Этот прием дает возможность читателюувязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могутиспользоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа сэтим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объемадома. В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которыепроизвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания,ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протестили, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых ониспоткнулись. Справа они должны дать комментарий: что заставилозаписать именно эту цитату. На стадии анализа, учащиеся возвращаются к работе сдвойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиесяделятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомитучащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся ктем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения.

Цитата
Комментарии

«Трехчастный дневник»

Здесь учащиеся самиотвечают на свои вопросы по прошествии некоторого времени. Содержание графдневников может быть изменено.

Цитата

Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?(вопросы)

Комментарии по прошествии некоторого времени (ответы)

 

На третьем этапеу обучающихся старших классов происходит развитие умениякритически оценивать допустимость и осмысленность выводов, полученныхформальным путем

«Синквейн» происходит отфранцузского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк:короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), котороепишется по определённым правилам. Синквейн используется для фиксацииэмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений иассоциаций. Правила написания синквейна: 1 строчка – одно слово – названиестихотворения, тема (обычно существительное); 2 строчка – два слова(прилагательные или причастия) —  описание темы (слова можно соединятьсоюзами и предлогами); 3 строчка – три слова (глаголы):  действия,относящиеся к теме; 4 строчка – четыре слова – фраза, которая показываетотношение автора к теме в 1-ой строчке; 5 строчка – одно слово –ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычносуществительное.

«Эссе». Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишудля того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, вкотором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности,дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссепишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более10 минут.

«РАФТ» (в переводе raft – «плот»), где Р(оль) А(удитория) Ф(орма)Т(ема). (описание, повествование или рассуждение от имени выбранногоперсонажа). Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е.пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся этоспасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельнымвысказыванием. Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, которыйпредстоит написать (для родителей, учеников и т.д.). Вышеперечисленныепараметры во многом продиктуют и формат создаваемого текста (письмо, сочинениеи т.д.). И, наконец, выбирается тема. На самом деле все это может происходить вобратном порядке или одновременно.  Выбор может происходить индивидуально,так и в парах, а затем вынести предложенные варианты на обсуждение всегокласса.

Перекрестнаядискуссия. Форма групповойдискуссии способствует развитию общения, становлению самостоятельностимышления. Дискуссия может использоваться как на этапе вызова, так и на этаперефлексии. Класс делиться на две группы, даётся задание для обсуждения вгруппах. В итоге каждая группа должна создать памятку и защитить её.

Прием«Двухрядный круглый стол». Он имеет своей целью обмен мнениями по наиболее актуальной дляучастников проблеме. В процессе проведения «Двухрядного круглого стола»преподаватель делит участников на две группы. Первая образует «внутреннийкруг». Участники этой группы имеют возможность свободно высказываться пообсуждаемой проблеме. При этом важно, чтобы участники не критиковали точкузрения других, а коротко и четко высказывали собственное мнение. Участникивторой группы («внешний круг») фиксируют высказывания участников внутреннегокруга, готовя свои комментарии и вопросы. Комментарии могут касаться сутиобсуждаемого вопроса, процесса обсуждения во внутреннем круге, закономерностейв высказываемых позициях, возможных причин подобных высказываний. Участникивнутреннего круга должны кратко выразить свое мнение по обсуждаемой теме(проблеме), связывая его с предыдущими.

Каждый прием,используемый в технологии развития критического мышления, многофункционален,работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные влогике «вызов – осмысление – рефлексия», они способствуют развитию рефлексивныхспособностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.

5.     Разработки уроков

 

УРОК 1.

Тема: Правоотношения исубъекты права

Приемы: «Проблемный вопрос», «Общее –уникальное», эссе.

Урокпроводится по технологии «Перевёрнутый класс». К уроку обучающимся необходимосамостоятельно изучить материал параграфа 9 учебника, также, ознакомиться ввидео лекцией.

Задачи урока:

1. Раскрыть смысл понятий «правоотношение», «субъектыправоотношений», «юридическое лицо», «физическое лицо», «дееспособность»,«правоспособность».

2. Научить учащихся раскрывать особенности возникновенияправоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц, называтьоснования возникновения правоотношений, отличать правоотношения от других видовсоциальных отношений.

3. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальныхучебных действий: умение ориентироваться в характере социальных взаимоотношений;планирование, прогнозирование и самоконтроль деятельности; поиск и выделениенеобходимой информации, её переработка и структурирование; самоанализ.

Понятие«правоотношение» относится к ключевым юридическим понятиям, и его осознаниеучащимися, понимание ими особенностей данного вида социальных отношений имеютбольшое значение для социализации современных подростков. Опорой для усвоенияновых знаний могут стать такие понятия, как «социальные отношения», «социальныенормы», «правовые нормы» и т. д.

На первомэтапе урока – стадии мотивации предполагается использование техники«Проблемный вопрос». Для активизации интеллектуальной деятельности учащихсяможно задать вопрос, который будет содержать множество вариантов ответа,например, «Какова роль правоотношений в современном обществе?», «Необходимы липравоотношения для функционирования общественной системы?». Варианты,предлагаемые учениками, записываются на доске. Далее происходит деление классына группы. В каждой группе находятся обучающиеся с различными точками мнения напоставленный в начале урока вопрос.

Также, можнопредложить школьникам выполнить задание, которое создаст смысловую опору длядальнейшей работы с: определите, в каких из представленных случаев речь идёт осоциальных отношениях. Приведите аргументы, доказывающие правильность вашеговыбора.

1) Михаилрегулярно смотрит новости по Интернету.

2) Зинаидарешила не идти на день рождения к подруге, поскольку накануне та не дала ейвоспользоваться своим мобильным телефоном.

3) Поссорившисьс соседом, Леонид стал ежедневно вынимать из его почтового ящикакорреспонденцию.

4)Разозлившись на лаявшую дворнягу, Владимир пригрозил ей палкой.

5) ВалентинаМатвеевна, не согласившись с мнением экспертов магазина о причинах поломкикупленной ею стиральной машины, обратилась к независимым экспертам.

Данную работужелательно провести в режиме блиц обсуждения, в ходе которого учащиеся должныотметить, что ситуации 2, 3, 5 — это ситуации, связанные с социальнымиотношениями. Для обоснования сделанного выбора должны быть приведены аргументы,которые учитель вместе с классом редактирует и записывает на доске как признакисоциальных отношений. Далее желательно предложить школьникам ещё разпроанализировать приведённые ситуации: а) найти среди них те, которые, по ихмнению, иллюстрируют правоотношение; б) объяснить, почему названные имиситуации они отнесли к правоотношениям.

Навторой стадии урока – осознание актуализируютсязнания урока по теме, обсуждаются понятия «правоотношение», «субъектыправоотношений», «юридическое лицо», «физическое лицо», «дееспособность»,«правоспособность».

На стадииосознания подразумевается использование приема «Общее – уникальное». Это прием,который способствует развитию важного метапредметного умения – способностивыделять и кратко представлять общие и особенные черты при сравнении двух иболее предметов, явлений, фактов и т. д. По таксономии Б. Блума, используяданный прием, мы способствуем развитию аналитических способностей, работаем науровне и синтеза, и сравнительной оценки.

Просимучащихся, используя прием «Общее – уникальное», в графической форме представитьих взгляды. Для работы с данным приемом можно рассмотреть такие понятия, какфизическое лицо/юридическое лицо; правоспособность/дееспособность и др. Группамможно выдать как одинаковые понятия для сравнения, так и разные. Послепроведения роботы группы учащихся по очереди представляют результаты своейдеятельности.

Натретьей стадии – стадии анализа учащимсяпредлагается написать «Эссе». Суть этого метода не только в том, чтобы выразитьсвои мысли в письменной форме, но и поделиться своим мнением с другими,выслушать чужую точку зрения. Их нужно воспринимать как способ развитиямышления и формирование культуры чтения. Учащиеся пишут 5-минутное эссе: этотвид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочьобучающимся закрепить свои знания по изученной теме. Для учителя – этовозможность получить обратную связь. Поэтому обучающимся можно предложить двапункта, содержащих текст и один вопрос, на который они так и не получилиответа.

Домашнеезадание: ознакомиться с материаламипараграфа 10, видео лекцией по теме урока; составить 2-3 вопроса по теме;

УРОК 2.

Тема: Конституция РФ. ОсновыКонституционного строя.

Приемы: «Корзина идей», «Кубик», «Двухрядный круглый стол».

Урокпроводится по технологии «Перевёрнутый класс». К уроку обучающимся необходимосамостоятельно изучить материал параграфа 12 учебника, также, ознакомиться ввидео лекцией. Вопросы, связанные с принятием основных законов (конституций),рассматривались в курсах «Всеобщая история» и «История России». Для привлеченияопорных знаний и актуализации межпредметных связей рекомендуется напредшествующем уроке предложить повторить курс предмета «История».

Задачи урока:

  1. Раскрыть сущность Конституции РФ как основного закона страны, имеющего высшую юридическую силу.
  2. Продолжить формирование у школьников умений извлекать информацию из нормативных документов, раскрывать теоретические положения на конкретных примерах.
  3. Создать условия для понимания ценностей демократии, воспитания уважения к закону.
  4. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: жизненное и личностное самоопределение; планирование и организация деятельности; поиск и выделение необходимой информации, её переработка и структурирование; участие в коллективном обсуждении проблем.

Стадия мотивации. На данной стадии, учащиеся работают в группах попринципу формировании их на предыдущем уроке. Используется приём «Корзина идей», происходит актуализацияимеющегося опыта и знаний учащихся по теме «Конституция». Он позволяет выяснитьвсе, что знают или думают обучающиеся по обсуждаемой теме урока. На доске можнонарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что всеученики вместе знают об изучаемой теме. На уроке изученияКонституции РФ можно предложить обучающимся высказать, что такое Конституция,какие есть виды, функции, роль и т.д. Исходя из предложенных суждения учащихся,выявляется основная проблематика урока.

Также напервой стадии можно предложить учащимся найти и исправить ошибки в тексте: «Первые конституции появились в ходе ликвидации абсолютныхмонархий. Они утверждали юридическое равенство людей, подчиняли власть закону,преобразовывали гражданство в подданство. Единственным источником властипризнавалось государство. Первой кодифицированной конституцией была конституцияАнглии. Новейшие конституции принимаются в конце XIX в. Они утверждают принципыверховенства власти и правового 99 государства». (Ответ: ошибочные положениявыделены курсивом.)

Стадия осознания. Учащимся выдаются последние печатные изданияКонституции РФ, групповая работа продолжается. Также, используется прием«Кубик». Данный прием используется на этапе осмысления ипозволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы,задания; создает на уроке целостное (многогранное)представление об изучаемом материале; создает условия дляконструктивной интерпретации полученной информации. Изплотной бумаги склеивается кубик. Учитель бросает кубик над каждым столом итаким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или инуютему занятия.

Накаждой стороне пишется одно из следующих заданий:

1.Опишите это… (структуруКонституции РФ).

2.Сравни это… (виды существующих Конституций)

3.Докажи это… (в основеКонституции лежит система ценностей)

4.Проанализируй это… (ст. 2Конституции РФ определите высшую ценность нашего общества)

5.Примени это… (роль Конституции в РФ)

6.Приведи «за» и «против» (возможно ли изменение Конституции)

Настадии анализа используется прием «Двухрядный круглый стол». Он имеет своей целью обменмнениями по наиболее актуальной для участников проблеме (проблема выявленаучащимися на стадии мотивации). В процессе проведения «Двухрядного круглогостола» преподаватель делит участников на две группы. Первая образует«внутренний круг». Участники этой группы имеют возможность свободновысказываться по обсуждаемой проблеме. При этом важно, чтобы участники некритиковали точку зрения других, а коротко и четко высказывали собственное мнение.Участники второй группы («внешний круг») фиксируют высказывания участниковвнутреннего круга, готовя свои комментарии и вопросы. Комментарии могуткасаться сути обсуждаемого вопроса, процесса обсуждения во внутреннем круге,закономерностей в высказываемых позициях, возможных причин подобныхвысказываний. Участники внутреннего круга должны кратко выразить свое мнение пообсуждаемой теме (проблеме), связывая его с предыдущими.

Домашнеезадание: ознакомиться с материаламипараграфа 13, видео лекцией по теме урока;

 

 

 

 

 

 

 

 

УРОК 3.

Тема: Семейные правоотношения

Приемы:Кластер, «Дерево предсказаний»,перекрестная дискуссия.

Урокпроводится по технологии «Перевёрнутый класс». К уроку обучающимся необходимосамостоятельно изучить материал параграфа 18 учебника, также, ознакомиться ввидео лекцией.

В курсах«История России» и «Всеобщая история» учащиеся знакомились с некоторымиосновами семейных правоотношений в различные исторические эпохи. На урокахобществознания в 6—8 классах заложены представления о семье как малой группе,первичной социальной ячейке общества, о правах и обязанностях членов семьи,правах ребёнка. Урок по теме «Семейные правоотношения» раскрывает основысемейного права Российской Федерации. В качестве опорных выступают изученные науроках права понятия «правоотношения», «права ребёнка».

Задачи урока:

1.     Сформировать у учащихсябазовые знания в области семейных правоотношений.

2.     Развивать умения работать систочниками права, проводить правовой анализ социальной информации.

3.     Создать условия для осознанияценности семьи, воспитания ответственности по отношению к семейнымобязанностям.

4.     Способствовать развитиюследующих универсальных учебных действий: развитие морального и правовогосознания; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе;переработка и структурирование информации, анализ объектов с целью выделениясущественных признаков; выбор оснований и критериев для сравнения, построениелогической цепи рассуждений; учёт разных мнений, владение средствами решениякоммуникативных задач.

Стадия мотивации.Начальный этап урока рекомендуется провести в форме дискуссии на основаниитекста введения и рубрики «Подумаем». При обсуждении вопроса, может ли семьясуществовать без брака, а брак без семьи, рекомендуется использовать таблицу«Понятия «семья» и «брак». Учащиеся высказывают различные точки зрения. В своёмкомментарии учитель помогает раскрыть понятия с позиции юридическихправоотношений.

Приемзаключается в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их вопределенном порядке в виде «грозди». «Грозди» (кластеры) могут стать какведущим приемом на стадиях вызова и рефлексии, так и стратегией урока в целом.Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяемих особым образом, компонуем по категориям. «Грозди» – графический приемсистематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», то естьрасполагаются в определенном порядке.

Закрепитьусвоение материала поможет кластер, нарисованный учителем на доске илипродемонстрированная с помощью мультимедиапроектора. Учащимся даётся заданиезавершить схему, определив недостающие термины, а также самостоятельнопродолжить его (Ответ: А — брак, Б — семья.)


На стадии осознания используется прием «Дерево предсказаний». Этот прием помогает строить предположения и гипотезы по изучаемойтеме. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема – семейныеправоотношения, ветви — предположения, которые ведутся по двум основнымнаправлениям — возможно и вероятно (количество ветвейне ограничено), и, наконец, листья — обоснование этихпредположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Первоначально, настадии осознания работа проводится индивидуально, затем учащиеся объединяются впары и обсуждают получившиеся работы друг друга, затем желающие могутподелиться выводами по работе. сложностях выполнения работы на электроннойдоске можно транслировать таблицу.

Стадияанализ. Ученики продолжают работать в парах, в работу вводится прием«Перекрестная дискуссия», которая предполагает столкновениепротивоположных точек зрения. Такая дискуссия уместна, если по обсуждаемомувопросу возможно возникновение противоположных суждений.  Вопрос,предлагаемый для перекрёстной дискуссии, должен быть стержневым для изучаемойтемы. Перекрёстная дискуссия помогает учащимся, с одной стороны, избежатьоднозначного толкования событий, поступков и характеров героев, а с другой —научиться уважать чужое мнение. Форма групповой дискуссии способствует развитиюдиалогичности общения, становлению самостоятельности мышления, учит вести себяцивилизованно в момент дискуссии, внимательно выслушивать оппонента, выдвигатьи формулировать аргументы в защиту своей позиции, отбирать наиболее сильныедоводы, предвосхищать аргументы оппонентов. Вопрос или спорное утверждениемогут быть предложены организатором дискуссии или самими ее участниками. Обязательным условием припроведении дискуссии является уважение к различным точкам зрения ее участникови совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий. Возможныетемы для обсуждения: права и обязанности супругов, права и обязанности детей,гражданский брак и сожительство и др.

Домашнеезадание: ознакомиться с материаламипараграфа 19, видео лекцией по теме урока;

 

 

Заключение

Таким образом, изменившиеся условия общественной жизни требуютинтенсивного развития пути образования. Технология развития критическогомышления школьников является актуальной, в связи с ежедневным информационнымпотоком. Представленные педагогические условия развития критического мышленияшкольников, методы и приемы могут быть использованы в рамках преподаванияразличных предметов.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.49%
НЕТ
41.51%
Проголосовало: 954

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет