X-PDF

Методическая разработка Развитие речи на уроках у младших школьников с ОВЗ

Поделиться статьей

ГБОУ ЛО« Всеволожская школа- интернат»

Методическоеобьединение учителей начальных классов,тьюторов, логопедов и психологов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

 «Развитие речи на уроках у младших школьников с ОВЗ вусловиях ФГОС»

 

 

 

 

 

В настоящее время увеличиваетсяколичество детей со сложной структурой дефекта. Речевые нарушениянегативно влияют на развитие умственных способностей,у детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченныевозможности его распределения, снижена память, страдает запоминания. Детис речевым недоразвитием отличаются от сверстников менеесформированной мотивацией, низкой познавательной активностью. Патология речиснижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьнойдезадаптации.

В сложной структуренарушения письма у младших школьников преобладает дисграфия на почве нарушенияязыкового анализа и синтеза. Проблема отклонений в развитии речи удетей имеет много граней, относящихся к разным научным дисциплинам:медицине, психологии, логопедии. Актуальность проблемы стимулирует постоянныйпоиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную работукоторые бы отвечали требованиям ФГОС и учитывали особенностипсихического развития современного  школьника в целом и детейс ОВЗ  и интеллектуальными нарушениями в частности.

Одним из важныхнаправлений в коррекционной педагогике на современном этапе развития школьногообразования является применение инновационных образовательных технологий.Сегодня существует множество методов, направленных на своевременную диагностикуи максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

 

 Дляребенка очень важно овладеть логически связной речью и богатым словарнымзапасом. Для этого существует множество способов: беседы, составление рассказапо картинкам, восстановление деформированного текста, обучение младшихшкольников рассуждению и доказательству посредством загадок. Особенности содержания и структуры загадки как литературного жанра позволяютразвивать логическое мышление детей и формировать у них навыки восприятия ииспользования речи-доказательства и речи-описания.

    Такимобразом, загадка — это не просто развлечение и игра, но  и упражнение врассуждении и доказательстве, то есть важное средство обучения и развития.Уметь доказывать — это умение правильно выражать свою мысль, облекая ее вточную словесную форму.

    Речь – доказательство требует особых, отличных от описания иповествования, речевых оборотов, грамматических структур, своей композиции. Таккак смысл создания рассуждения состоит в умении подобрать доводы, то дляречи-доказательства имеется своя структура, определяющая порядок аргументов: во-первых, во- вторых… В рассуждении часто приходитсяпользоваться сложными предложениями, с помощью которых выражаются логическиесвязи загадки: потому что.., так как.., так что.., поэтому. Рассуждение заканчивается выводом, который строится с использованием принятых дляэтого случая лексических средств: следовательно, значит, таким образом.

    Обычно школьники с нарушениями речи этими конструкциями не пользуются, нотем не менее необходимо создавать условия для тренировки.

    Поэтому, чтобы вызвать у детей потребность в рассуждении идоказательстве, надо при отгадывании ставить перед ребенком конкретную цель: непросто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна. У детейформируется интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов.

Загадки  повторяются  понесколько раз, чтобы дети их лучше понимали, запоминали и полнее выделялипризнаки. При анализе загадки подбираются вопросы, помогающие обратить вниманиешкольников на признаки и связи между ними.

Целесообразнее давать образец и план доказательства. Это лучше всего делать с помощьюпоследовательной постановки вопросов в соответствии со структурой загадки.

Чтобы менялисьсодержание и способы доказательства, даются  разные загадки об одном и томже предмете, явлении, например:

     Прилетели галки в полеи уселись на снегу…

     Стану я учиться вшколе — разобраться  в них смогу!

 (Буквы, бумага).

              Тридцать три сестрички, ростом невелички.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.18%
НЕТ
38.82%
Проголосовало: 1435

              Если знаешь их секрет, то   на все найдешь ответ. (Буквы).

    Разные загадки об одном предмете активизируют словарь, показывают, какдети понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способамидоказывают, подтверждают отгадку.

    Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательства приобъяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интереснымидоводами для лучшего обоснования отгадки, способствует развитию навыкапостроения  предложений.

     Взависимости от цели, которая ставится перед ребенком, он пользуется различнымиречевыми средствами, отбирает нужные слова, постепенно овладевая образнойсистемой языка. Но  не надо забывать, что загадки и стихи, предлагаемые в качествеобразцов, должны каждый раз не только соответствовать поставленной речевойзадаче, но и быть интересными по содержанию, богатыми выразительными средствамиязыка, простыми по композиции.

Очень частоиспользуемым приемом для развития речи является  составление рассказапо картинкам, что формирует правильную связную речь и способствует развитию интереса к сочинительству. Например, тот, у кого рассказполучится длиннее и интереснее, победил.

 

Использование на урокахразнообразных и интересных методов и приемов  предполагает повышениеэффективности и качества обучения учащихся.

Одним из таких приемовявляется восстановление деформированного текста. Например:

 Найдите предложения, которые не относятсяк данному времени года, описанию животного, описанию фрукта.

На каждом уроке,прежде чем приступить к чтению, ученики должны выполнить упражнения дляразминки:

1.    Артикуляция основных гласных: а, о, у, ы, и, э. сначала учащиесяхором тренируются в произношении этих гласных по порядку, а затем в сочетаниях:ау, АО, оие, эа, ауо,  уоиэ ( можно напевать в различных темпах)

2.    Сочетание гласных и согласных: ба, бо, бу, бы, би; ва, во, ву,вы, ви.

3.    «Наращивание» согласных:  рба, рбо, рбу, рбы… срба, србо,србу, србы…

4.    Дыхательные упражнения: «33 Егорки»

5.    Скороговорки.

    Чтобы дети правильно читали, с меньшей затратой сил и быстрее овладевалиразными приемами чтения, им даются определенные ориентиры, составляются памятки, правила, которые оформляются  их в виде плаката или газеты.Например: памятка «Учись читать правильно»

Учим стихи кразличным праздникам, тренируем память,  учитываем индивидуальные возможностикаждого ребенка ( одному 1 столбик, другому 2 столбика и т. д.)

Одним из путейповышения активности и пробуждения интереса у обучающихся с ограниченнымивозможностями здоровья на уроках письма и развития речи  во внеурочноевремя к учебному предмету является игра, которая способствует созданию ушкольников положительно эмоционального настроя, улучшает общую работоспособность,даёт возможность многократно повторить один и тот же материал.

 У обучающихся сОВЗ в развитии нарушается формирование всех сторон речи: её фонетическаясторона, лексика, грамматический строй, что позволяет говорить о системномнарушении речи. Игры на уроках  письма и развития речи дают возможностьисправлять недостатки речевого развития учащихся, обогащать словарь, но иактивизировать познавательную деятельность.

Каждую неделю мы узнаемзначение какого то нового слова и затем в течении недели возвращаемся к нему,тренируя память и расширяя словарный запас.

 Учебная игра –педагогически направленная деятельность, нацеленная на эффективное усвоениематериала. Игра возможна на всех этапах урока: при проверке и закреплениизнаний учащихся, при изучении нового материала. Игры могут быть коллективные(принимает участие весь класс), групповые, индивидуальные. На уроках письма иразвития речи  в  виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда можетбыть дана тема урока. Например: «Отгадав загадку (кроссворд и т.п.), выузнаете, что мы будем изучать на уроке», «Здесь зашифрована тема нашего урока»или «Решив занимательный пример, вы узнаете тему нашего урока». Использованиеигры в процессе объяснения нового материала. Например: игра «Собери слово» приизучении темы «Соединительные гласные О и Е». Использование дидактических игрпри проверке пройденного материала. Например: игра «Орфографическое лото», «Ктобольше напишет слов», «Не перепутай», «Третий лишний».

   Настольныеигры могут использоваться для групповой и индивидуальной работы. Например: игра«Четвертый лишний», «Парные картинки», «Почта», «Узнай силуэт», «Соберикартинку», «Где ошибся художник», «Домино», «Лото».

Словесные (вербальные)игры. Например: самостоятельное составление загадок, игра «Узнай по описанию»,«Назови одним словом», «Найди ошибку», различные загадки, ребусы, кроссворды,головоломки. Часто использую игру « Я положил в мешок…»

   Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в результате игр тренируютработу анализаторов, развивают инициативность, сообразительность, воображение,мышление, речь, воспитывают чувство товарищества.

    Таким образом, можно сделать вывод, что в организации работы по речевому развитию младших школьников с ОВЗ учителю необходимоиспользовать самые разнообразные способы (и именно в игровой форме). Это даетположительный результат. Практические результаты следующие:

1. У обучающихся сограниченными возможностями здоровья повысится интерес, мотивация к урокамразвития речи.

2. Научатся рассуждать,используя информацию.

3. Улучшитсявоображение, мышление.

4. Повысится качестваречи, такие, как: содержательность, логичность, богатство речи, умение отвечатьна вопросы, стиль речи.

5. Научатся действоватьсообща, наблюдать за ответами товарища, стремиться к совместной цели.

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.18%
НЕТ
38.82%
Проголосовало: 1435

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет