Литературасередины 1950-х — 1960-х годов
l Середина 1950-х — 1960-е годы отмечены важнымиисторическими, социальными, общественно-политическими событиями: смерть И. Сталинав 1953 году, приход к власти Н. Хрущёва, руководившего страной до 1964 года. Сименем этого человека связаны, с одной стороны, инициатива и проведение рядареформ, одна из которых аграрная (прежде всего освоение целинных земель), сдругой — преследующие их неудачи. Страна не добилась желаемых результатов и впромышленности. Несколько была снята напряжённость в строительной отрасли, илюди получили отдельные квартиры («хрущёвки») вместо комнаты в коммуналке.Непросто складывалась ситуация во внешней политике: нарастающая угроза ядернойвойны, постоянное соперничество с США в вопросах вооружения… Этот периодвошёл в историю как оттепель.
Литература«оттепели»
Периодом«оттепели» называют конец 50-х – 60-е годы жизни общества и литературы. К большимобщественным переменам привели смерть Сталина и XX съезд партии, на которомпрозвучал доклад Хрущёва о культе личности Сталина.
Большиможивлением и творческим подъёмом была отмечена литература этих лет. Во времена«оттепели» заметно ослабла цензура, прежде всего в литературе, кино и другихвидах искусства, где стало возможным более критическое освещениедействительности. Начал выходить целый ряд новых журналов: «Русскаялитература», «Дон», «Урал», «На подъёме», «Москва», «Юность», «Иностранная литература».Всё чаще проходят творческие дискуссии на темы реализма, современности, огуманизме и романтизме, возрождается внимание к специфике искусства.
60-егоды считаются феноменом в истории русской литературы XX века. В этот периодистории миру явилась целая плеяда имён талантливых прозаиков. Прежде всего, этобыли писатели, пришедшие в литературу после войны: Ф. Абрамов, М. Алексеев, В.Астафьев, Г. Бакланов, В. Богомолов, Ю. Бондарев, С.
Залыгин, В. Солоухин, Ю. Трифонов, В.Тендряков.
Развитиелитературы в период 1950 — 1980-х годов
Развитиелитературы в период 1950 — 1980-х годов связано прежде всего с восстановлениемпринципов реалистического искусства. Процесс этот был обусловленобщественно-историческими обстоятельствами. Литература восстанавливалаутраченное соцреализмом 1940 — 1950-х годов социальноаналитическое начало, амногие явления социально-экономического, политико-идеологического характера вдействительности были далеки от идеала и нуждались в серьезном осмыслении.Богатейшими возможностями художественных средств реализма пользовались такиепрозаики, как Ю. В. Трифонов, Ю. П. Казаков, А. И. Солженицын, В. П. Астафьев,С. П. Залыгин, В.М. Шукшин, В. Г. Распутин, Ю. В. Бондарев и др. При этомнеотъемлемой частью литературного процесса 1950 — 1960-х годов являлись«нетрадиционные» для соцреализма модернистские и авангардистские тенденции. Смодернистской эстетикой было связано творчество А. А. Ахматовой, Б.Л.Пастернака, А. Заболоцкого, В. П. Катаева, В. А. Каверина, В.Т. Шаламова. В1950 — 1960-е годы литературный модернизм пережил второе рождение в новаторскойпоэзии Е. А. Евтушенко, Д. А. Вознесенского, Б. А. Ахмадулиной, Ю. П. Мориц, Б.Ш. Окуджавы, И.А. Бродского, в прозе В.П.
Аксенова, А.Г. Битова, С. Д. Довлатова.
Ю. В. Трифонов Ю.П. Казаков
А. И. Солженицын В. П.Астафьев
С. П. Залыгин В.М.Шукшин
В. Г. Распутин Ю.В. Бондарев
Происходитвозрождение театрального искусства в его новом проявлении. Спектакли театров «Современник»(художественный руководитель О. Ефремов), «Театр на Таганке», возглавляемый Ю.Любимовым, поражают смелостью, нестандартностью, становятся примеромискреннего, откровенного, долгожданного диалога со зрителем.
Профессиональныхвершин и признания слушателей достигает музыкальное искусство Г. Свиридова, Д.Шостаковича, Р. Щедрина, А. Эшпая, А. Шнитке и др.
Широкоераспространение получили литературные, литературнокритические журналы («Новыймир», «Наш современник», «Звезда» и др.), публиковавшие произведения известныхписателей и дебютантов.
Роман «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана
l Ксозданию романа «Жизнь и судьба» ВасилийГроссман (1905—1964) приступил в 1950 году, а в 1961-м его изъяли из редакциижурнала «Знамя», куда автор отдал произведение для публикации. Первое изданиесостоялось в 1980 году в Швейцарии. Драматичная судьба романа объясняется заявленнымипрозаиком темой и проблематикой: война с фашизмом и сталинские репрессии,судьба науки и по-настоящему преданных ей учёных, истинная интеллигентность,культура и карьеризм, низость и подлость. Художественное пространство и время впроизведении отличаются многообразием и разноплановостью, что позволяетобогатить проблемное пространство. События разворачиваются на улицах Сталинграда,в концентрационном лагере в Западной Германии, в Казани, Куйбышеве, Саратове,Москве, в научной лаборатории и военном госпитале…
Персонажная система достаточно обширна:политработник, командиры Красной армии, учёные, военный хирург, взрослые идети, представители разных национальностей. Тоталитарная система поражает своей жестокостью неменьше, чем фашистский «порядок». Пройти через страшные испытания, сохранитьдостоинство, не сломаться духовно — это смысл и главная ценность жизни длякоммуниста Михаила Мостовского, учёного-физика Виктора Павловича Штрума,генерала Новикова, Жени Шапошниковой, хирурга Софьи Левинтон, Грекова.
l ВасилийГроссман (1905—
1964)
l Автор романа «Жизнь и судьба»
Повесть Павла Нилина (1908—1981) «Жестокость»
l Повествование о 1920-х годах,противостояние «своих» (уголовный розыск уездного городка Дудари в Сибири) и«чужих» (скрывающиеся в тайге банды) осложнено запутанной историей любви. Вцентре внимания — два молодых сотрудника милиции, которые прилагают огромныеусилия для уничтожения банд, жестоко расправляющихся с активистами,старающимися любой ценой привлечь новых людей в свои ряды. Тема возвращения кмирной жизни после Гражданской войны реализуется через решение несколькихважных для того времени проблем: самоопределение личности в поворотныйисторический период, долг и ответственность, дружба, любовь.Социально-исторические, нравственно-этические проблемы писатель пытаетсяусилить обращением к психологии героев. Персонажам первого плана (помощникначальника по секретно-оперативной части Веня Малышев и его друг) нет идвадцати лет. Молодостью, жизненной неопытностью можно объяснить промахи иошибки, которые они совершают. Им ещё трудно распознать подлинного врага ичеловека, готового понести наказание за совершённые проступки и помогающегозадержать главаря банды Костю Воронцова (Лазарь Баукин). Любовная линия «ВеняМалышев — Юля Мальцева» завершается трагически, обрывается на начальном этапе.
l Жестокость определяет атмосферуизображённых событий. Малышев и его друг (у него нет имени, он — Автор, отимени которого и даны воспоминания) тоже становятся жертвами переломногоисторического этапа, когда уничтожается вера в человека, возможность духовногоперелома личности, её нравственное восстановление и возрождение.
l ПавелНилин (1908—1981) l Автор повести «Жестокость»
Вступление
XX векстал тяжелым испытанием для российского народа. Это было время революционныхпотрясений, двух мировых войн и Гражданской войны.
Влитературе отражаются наиболее значимые исторические события, происходит ихосмысление. Тема войны является одной из доминирующих в русской литературе XXвека.
Писатели — часть войны
Многиеписатели сами являлись участниками военных событий. В своих произведениях ониописывали то, что видели собственными глазами. Страшные последствия боевыхдействий, выразившиеся в многочисленных человеческих жертвах и поломанныхсудьбах, требовали осмысления самого факта войны как бесчеловечного и жестокогоявления, которое никогда не должно повториться.
В каких произведениях звучит тема
человека на войне
В XXстолетии советские поэты и писатели обращались к разным историческим событиямвоенных лет. Преобладающей в первой половине XX века была тема Гражданскойвойны, с 1940-х гг.
—Великой Отечественной.
Темавойны 1812 года переосмысливалась в контексте новых исторических реалий.Проводились параллели между национальноосвободительным движением двухОтечественных войн, сравнивались масштабы партизанских движений, высмеивалисьнеудачи захватчиков.
Великая Отечественная война
Война 1941-1945 гг. стала самой страшной в истории русскогонарода. Она принесла неисчислимые бедствия, оставила незаживающую рану в душе,каждого человека. Ее осмысление началось еще в годы самой войны. Многиеписатели и журналисты становились добровольцами, работали на линии фронта,попадали в плен, погибали от ранений. После 1940-х годов две Отечественныхвойны стали часто рассматриваться в едином контексте.Национально-освободительное движение описывалось как духовный подвиг русскогонарода. Подчеркивалось умение наших людей объединиться в трудные моментыистории для защиты от общего врага.
Фото с фронта
Писатели на фронте
Фото с фронта
Первые произведения о войне
Первые литературныепроизведения о Великой Отечественной войне появились тогда, когда она ещё незакончилась. В конце же 1940-х — первой половине 1950-х гг. военная тематикавременно уходит из центра литературного процесса. Объясняется это прежде всегоидеологическими интересами того времени: страна восстанавливает разрушенноепроизводство, отстраивает населенные пункты, и на первый план выходятпроизведения о современности, о строительстве «новой жизни».
Темы послевоенных произведений
Сыграла свою роль ипсихологическая усталость от потрясений военных лет: боль понесенных утрат быластоль сильна, что людям хотелось отвлечься от мыслей о них. В появлявшихся же вэто время книгах о войне преобладала романтикогероическая тональность:персонажи-коммунисты с честью проходили все испытания. В лучших военныхтворениях советских лет присутствует драматизм и глубина, герои сомневаются ирефлексируют, мучительно делают нравственный выбор.
Осмыслениевойны
В 60-е годы влитературу пришло осмысление войны как величайшей трагедии народа.
Изображение войны впроизведениях этого периода отличается локальностью описываемых событий,предельной сжатостью в пространстве и времени. Поэтому именно малые жанровыеформы (рассказ и повесть) заняли ведущее место в литературе о войне.
Правда о войне
Жесточайшие спорывокруг «большой» и «малой» правды о войне, которые имели место в начале 60-хгодов, выявили истинные ценности военной прозы, которая приводила к новому осмыслениюсамой сути происходящего на фронте. Нравственный опыт прошлого – вот чтопривлекает к литературе о войне сегодня. Война – это ситуация, когда резкопоявляется существо человека, существо народа, когда добро и зло, благородствои низость, геройство и трусость с возможностью противостоять друг другу.
Итог
Любая война –безнравственна. Это горе и смерть. Человек, прошедший войну – ранен навсегда.Война уже стала историей, а главные участники истории — это Люди и Время. Незабывать Время — это значит не забывать Людей, не забывать Людей это значит незабывать Время. Война разрушает не только города, но и души людей. Война ломаетпривычную жизнь, выгоняет людей из домов, отнимает право заниматься любимымизанятиями, разлучает семьи. Все эти события не могут не влиять на внутренниймир человека.
ФедорИванович Тютчев (1803–1873 гг.)
Знаменитый русский поэт, дипломат ипублицист. Автор более 400 стихотворений. Одна из главных тем в творчествепоэта – тема природы,однако также он писал любовную лирику, затрагивал также иполитические темы.
Детство и юность
Родился Федор Иванович Тютчев 23 ноября (5 декабря) 1803 года вусадьбе Овстуг Орловской губернии.
Начальное образование получал дома, уроки велись на французкомязыке. Он изучал поэзию Древнего Рима и латынь. С детства будущий поэт нетолько много читал, но интересовался искусством и историей.
Когда Тютчеву исполнилось 14 лет, онстал посещать лекции в Московском университете. Меньше чем через год извольнослушателя он превратился в студента. В 1819 году Федор стал членомОбщества любителей российской словесности.
В 1821 году Тютчев окончил университет и приступил к службе вколлегии иностранных дел. Его в качестве дипломата отправляют в Мюнхен.
Московскийуниверситет
Первая жена
Впоследствиипоэт проводит за границей 22
года. Там же была встречена большая и самая главная в жизниТютчева любовь – Элеонора Петерсон. В браке у них родилось три дочери.
Первый период в творчестве
Тютчева приходится на 1810–1820 годы. Тогда были написаныюношеские стихотворения, весьма архаичные и похожие на поэзию прошлого века.
Второй период творчества писателя (20-е – 40-е годы)характеризуется использованием форм европейского романтизма и русской лирики.Его поэзия в этот период становится более оригинальной.
Стихотворение “Вечер”1825–1829 г.
Трудности в творчестве
Тютчев оченьтребовательно относился к своему творчеству — много раз переписывал ипеределывал уже готовые произведения, часть из них уничтожал. Он вспоминал: «Ах,писание страшное зло, оно как бы второе грехопадение бедного разума…». Егостихотворения, даже опубликованные, в начале 1830-х были малоизвестны, онполучал небольшое жалование и жил небогато.
«ГРАФИНЕ АНТОНИНЕДМИТРИЕВНЕ БЛУДОВОЙ»..
В 1835 году друг поэта Иван Гагарин вернулся из дипломатическоймиссии в Петербург и узнал, что в России Тютчева почти не знают. Гагарин уговорилпоэта прислать ему в тетрадь с последними стихотворениями, которые позже дошлидо Пушкина. Он прочитал их и в 1836 году напечатал в «Современнике» подзаголовком «Стихотворения, присланные из Германии».
«Мнерассказывали очевидцы, в какой восторг пришел Пушкин, когда он в первый разувидал собрание рукописное его [Тютчева] стихов… Он носился с ними целуюнеделю»
Юрий Самарин, публицист, философ
Втораяжена
В 1838 году Федора Тютчева отправили в дипломатическую миссию вТурин. Элеонора Петерсон с детьми поплыли к нему на пароходе, но суднозагорелось. Жена Тютчева и его дети не пострадали, однако здоровье ЭлеонорыПетерсон после катастрофы сильно ухудшилось. В августе 1838 года она умерла.
Уже спустя несколько месяцев Тютчев женился на ЭрнестинеДёрнберг, с которой он познакомился еще в 1833 году и с тех пор поддерживалотношения, написал несколько любовных стихотворений, среди которых «Люблю глаза твои, мой друг…» и«Воспоминание о 20 марта
1836 года!!!».
У них родилось 5 детей.
Возвращение вРоссию
В 1845 году, спустя несколько месяцев после возвращения вПетербург, Федор Тютчев вновь стал сотрудником министерства иностранных дел. Нанесколько лет — до 1849 года — он перестал писать стихи. В эти годы поэтпосещал светские салоны, балы. Петербургскойзнати он запомнился как хороший рассказчик, который разбирался в политике ифилософии.
В 1848 году Тютчева назначили старшим цензором при министерствеиностранных дел. Эта должность не работ
а казалась ему скучной и приносилапоэту больших денег, а
однообразной.
В начале 1850 года в журналах стали появляться его старыепроизведения, а сам Тютчев снова начал писать стихи и публиковать их.
В 1854 году вышел первый сборник стихотворений, а большой длятого времени тираж — три тысячи экземпляров — раскупили за короткий срок.
Большуючасть стихов того времени он посвятил своей возлюбленной Елене Денисьевой. Поэт познакомился с ней еще в конце 1840-х в Смольном институте, куда приходил навещать своих дочерей Дарью и Екатерину.Денисьева училась вместе с ними. На протяжении почти пятнадцати лет — до смертиДенисьевой в 1864 году — Тютчев поддерживал отношения и с законной женой, и сней.
С 1860-х Федор Тютчев часто болел. В 1864 году у них родилсятретий ребенок — сын Николай. Вскоре после этого Денисьева тяжело заболела иумерла. Тютчев сильно переживал потерю возлюбленной.
Вследующем 1865 году заболели и умерли два младших ребенка Тютчева и Денисьевой— Елена и Николай.
Елена Денисьева с дочерью в 1862—1863 гг.
Последние годыжизни
В 1870-х ухудшилось и здоровье самого поэта. Вскоре после смертиДенисьевой у него умерла мать. Тютчев не уходил со службы и не слушал советовврачей.
В последние годы жизни поэт испытывал проблемы со зрением иречью, не мог писать, но продолжал диктовать стихи и статьи. Вскоре умерлалюбимая дочь поэта Мария. Незадолго до смерти Тютчев сочинил свои последние стихотворения «Бессонница» и «Все отнял у меня казнящий Бог…».
ФедорТютчев умер 27 июля 1873 года в Царском селе. Поэта похоронили на Новодевичьемкладбище в Петербурге.
могила семьи Тютчевых
Особенности лирики Ф. И. Тютчева
Любовная поэзия поэта наполненафилософскими мотивами. Он старается понять суть мощных чувств, страсти,размышляя на тему их возникновения.
Автор уверен, что передать всю красоту и полноту любви словаминевозможно. Лирический герой постоянно пребывает в
сомнениях, он ищет нечто, находится накраю пропасти.
Автор часто упоминает о том, что жизнь заканчивается, ее конецвсегда трагичен.
Он повествует о мучительныхпереживаниях, с которыми сталкивается герой, но продолжает стремиться кединству с принципами бытия.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательноеучреждение
Владимирской области «Владимирский строительный колледж»
(ГБПОУ ВО «ВСК»)
МЕТОДИЧЕСКАЯРАЗРАБОТКА «СБОРНИК ПРЕЗЕНТАЦИЙ К ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ УВП.01 «РОДНАЯЛИТЕРАТУРА»»
г.Владимир
2022-2023
Разработчик:
преподавательДемакова А.Д.
УТВЕРЖДАЮ Зам. Директора по учебной работе ____________________
Утверждено Методическим советом Приказ № ____от__________________
Рассмотрено цикловой комиссией №7 ___________________________ Протокол №____ от__________________ Председатель________________________
|
Разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования |
РЕЦЕНЗИЯ
насборник презентаций дляпроведения занятий по дисциплине УВП.01 «Родная литература»
Рецензируемые методические указанияпредназначены для преподавателей и студентов 1 курса очной формы обучения среднего профессиональногообразования.
Рецензируемоеметодическое указание составлено в соответствии с требованиями Федерального государственногообразовательного стандарта по дисциплине УВП.01 «Родная литература».
Вметодической разработке представлены презентации в помощь преподавателю дляпроведения занятий по дисциплине «Родная литература». Презентации входят всистему занятий, посвящённых знакомству с автором (писателем или поэтом), особенностямлитературы разных периодов.
В презентацияхпредставлены материалы по освоению и внедрению современных образовательныхстандартов.
Рецензент:
Преподавательрусского языка и литературы Владимирского технологического колледжа Аввакумова М.Ю.
Пояснительнаязаписка
Вметодической разработке представлены презентации в помощь преподавателю дляпроведения занятий по дисциплине «Родная литература». Презентации входят всистему занятий, посвящённых знакомству с автором (писателем или поэтом), особенностямлитературы разных периодов.
Предназначенадля преподавателей и студентов 1 курса среднего профессионального образования.
В современномобразовании на первый план выходит задача формирования высококонкурентнойличности, не только имеющей богатый багаж знаний и умеющей их применять, но иобладающей высокими морально-нравственными качествами. В их формировании, аследовательно, и в целом в образовании, большую роль играет чтение и такойпредмет школьной программы, как «Литература». Это единственный предмет, которыйнапрямую связан с формированием ценностного поля обучающегося, его моральныхпринципов. Поэтому особенно важно, что читает и будет читать подрастающеепоколение, какое воздействие на их умы окажет классика русской и зарубежнойлитературы. Не секрет, что в наше время падает интерес к чтению серьёзнойлитературы. Нередко можно услышать мнение, что русская классика устарела имолодому поколению она не нужна. Но не могут устареть общечеловеческиеценности, а именно о них и пишут русские авторы. Значит надо пробудить у учениковинтерес к чтению серьёзной литературы, заинтересовать изучением творчества ибиографии наших классиков.
Студентампредлагается поработать с разными источниками информации: они просматриваютфотографии разных лет, отображающие места, в которых бывали авторы, изучаютбиографические данные, дневники писателей и поэтов, воспоминания современников.Не менее важной является задача формирования основных компетентностей уучеников. Благодаря гармоничному сочетанию разных форм и методов деятельности уучащихся формируются ключевые компетенции: личностные, регулятивные,познавательные и коммуникативные (универсальные учебные действия) как основаумения учиться.
В презентацияхпредставлены материалы по освоению и внедрению современных образовательныхстандартов.
«Современныйнациональный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий,компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный вдуховных и культурных традициях многонационального народа РоссийскойФедерации». Такое подробное определение воспитательному идеалу дано в«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданинаРоссии». Эпитет «высоконравственный», выдвинутый на первое место, определяетбазовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность,гражданственность, семья, труд и творчеств, наука, традиционные российскиерелигии, искусство и литература, природа, человечество.
Содержание методическойразработки «Сборник презентаций по учебной дисциплине «Родная литература»направлено на достижение следующих целей:
· воспитание ценностногоотношения к родной литературе как хранителю культуры,
· включение в культурно-языковоеполе своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа;
· формирование причастности ксвершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственностипоколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
· формирование общегопредставления об историко-литературном процессе; обогащение активного ипотенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владенияродным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии снормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; получение знанийо родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях иединицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятийлингвистики, формирование аналитических умений отношении языковых единиц и текстовразных функционально-смысловых типов и жанров;
· поиск, систематизация ииспользование необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Тематическоесодержание разработки:
1. Русская литература первойполовины XIX века
2. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. Особенности ранней лирики А.С. Пушкина. Эволюция романтического героя.
3. «Маленькие трагедии» Пушкина
4. Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. Мотивы одиночества в лирике.
5. Гражданская лирика Лермонтова.Поэт и общество.
6. Поэзия второй половины 19 века
7. Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева
8. Жизнь и творчество А.А. Фета.Особенности лирики
9. Жизненный путь А.К. Толстого
10. Особенности развития литературы 1920-годов
11. С.А. Есенин. Своеобразие творчества.
12. Особенности развития литературы 1930х годов.
13. М.И. Цветаева. Особенности жизни и творчества
14. Жизнь и творчество А.А. Ахматовой. Любовная лирика.
15. Творчество писателей-прозаиков в 1950-х годы
16. Творчество поэтов 1950-1980 годы
17. Жизнь и творчество А.И Солженицына.
18. «Матренин двор» А.И. Солженицына
19. Русская литература зарубежья 1920-1990 годы
20. Художественное своеобразие прозы В. Шаламова, В. Шукшина
21. Новое осмысление проблемы человека на войне.
22. Особенности развития литературы конца 1980-2000 годов
23. Жизнь и творчество В. Солоухина
24. Жизнь и творчество С. Никитина
Литература:
1.Агеносов В. В. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленныйуровень). 11 класс. — М., 2014.
2.Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленныйуровень). 10 класс. — М., 2014.
3.Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовыйуровень). 10 класс. Практикум / под ред. И. Н. Сухих. — М., 2014.
4.Белокурова С. П., Дорофеева М. Г., Ежова И. В. и др. Русский язык и литература.Литература (базовый уровень). 11 класс. Практикум / под ред.
И.Н. Сухих.– М., 2014.
5.Зинин С. А., Сахаров В. И. Русский язык и литература. Литература (базовыйуровень). 10 класс: в 2 ч. — М., 2014.
6.Зинин С. А., Чалмаев В. А. Русский язык и литература. Литература (базовыйуровень). 11 класс: в 2 ч. — М., 2014.
7.Курдюмова Т.Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень) 10класс / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. — М., 2014.
8.Курдюмова Т. Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень).11 класс: в 2 ч. / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. — М., 2014.
9.Ланин Б. А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. Русский язык и литература.Литература (базовый и углубленный уровни). 10—11 класс / под ред. Б. А. Ланина— М., 2014. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература (базовыйуровень). 10 класс: в 2 ч. — М., 2014.
10Михайлов О. Н., Шайтанов И. О., Чалмаев В. А. и др. Русский язык и литература.Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. В. П. Журавлева. —М., 2014.
11.Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература: учебник дляучреждений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. — М.,2015.
12.Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература. практикум:учеб.пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2014.
13.Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в2 ч. —М., 2014.
14.Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в2 ч. —М., 2014.
