Сценарий внеклассногомероприятия
«Русские посиделки»
Сучкова О.В.,
учитель начальных классов,
Улан-Баторский филиал ФГБОУ ВО «РЭУим. Г.В. Плеханова»
Тема:Сценарий внеклассного мероприятия «Русские посиделки».
Разработчик:Сучкова О.В., учитель начальных классов, первая квалификационнаякатегория.
Участники:учащиеся 2 классаначальной школы.
Местореализации: Улан-Баторский филиал ФГБОУ ВО «РЭУим. Г.В. Плеханова», Монголия, г.Улан-Батор.
Актуальность темы: Современное общество определяет новые ориентиры внравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении кнародному творчеству и культуре. Необходимо расширять представления детей, втом числе детей-иностранцев, о традициях русской народной культуры, о быте иосновных занятиях русских людей; об истории русской одежды, русской кухни; онародные приметах, обычаях, праздниках, о художественных промыслах, песнях,играх.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры будет способствоватьпознавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому,социально –коммуникативному развитию детей. В основе человеческой культурылежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурныхценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойстваличности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств,нравственно – патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меруего общего развития.
Цель: формирование представлений о жизни и быте русского народа,обычаях и традициях.
Задачи:
1. познакомить учащихся с народными традициями России;
2. воспитывать любовь и уважение к России, интерес к народному слову инародным обычаям, народным промыслам, русскому фольклору;
3. воспитывать у детей художественный вкус;
4. развиватьсвязную речь и коммуникативные умения с помощью игры.
Необходимое материально-техническое иметодическое обеспечение: декорация – русская печь, деревянная матрёшка, воздушные шары, русскиеплатки, цветные маркеры, стол, скатерть, пироги, баранки, варенье, самовар,чашки, блюдца, яблоко, презентация MS PowerPoint, проектор для просмотра презентации,компьютер, экран.
Ожидаемые результаты:
-увеличениедоли школьников, участвующих в мероприятиях по духовно-нравственномувоспитанию;
-повышениетолерантности, проявление активной гражданской позиции, социальнойответственности обучающихся;
-расширениезнаний обучающихся о культуре, традициях, обычаях народов России, уважение кистории и культурным памятникам;
-сформированностьу учащихся чувства принятия, уважения культуры, традиций, обычаев народовРоссии;
-сформированностьуважения к другим народам мира и принятие их, межэтническая солидарность,готовность к равноправному сотрудничеству.
Ход мероприятия:
Действующие лица: ведущая (в русском народном костюме), Домовёнок, Матрёшка, учащиеся2 класса
Музыкальноевступление (фанфары)
Танец«Калинка» (учащиеся 2-3 классов)
Выходведущей
Ведущая:
Ой, как много здесь гостей
Ждёт вас множество затей,
Будем петь, да играть
Старину вспоминать.
К путешествию в русскую старинуприглашаем —
О русских обычаях и традициях много узнаем.
Слушайте, пойте, рассказывайте,запоминайте,
Игры веселые затевайте!
Аплодисменты
Ведущая:
Добрыйдень, дорогие гости! Зовут меня Марья-искусница и сегодня я приглашаю вас ксебе в гости – в русскую избу на настоящие русские посиделки.
Авы знаете, что такое «посиделки»? (дети высказывают предположения)
В старыевремена был такой обычай у русских людей: когдазаканчивали осенью сбор урожая, осенние и зимние вечера коротали вместе,устраивали посиделки. Весело было. То песню запоют, то шуткой перебросятся, акак какую игру затеют, пляску или хоровод — совсем весело станет.
Много интересного и на наших посиделкахбудет.
(раздаётся шум, выходит Домовёнок)
Ведущая: Ой, кто это?
Домовёнок: Некотёнок, не ребёнок –
Я представляюсь – Домовёнок.
В доме вашем я живу,
За порядком там слежу.
Посиделки я люблю
И о них Вам расскажу.
Ведущая:Ребята,д а это же настоящий Домовой! Домовой живёт в каждой деревенской избе.Зовут его дедушкой – хранителем домашнего очага, помощником хозяев. Онможет и во сне щекотать, и греметь по ночам посудою, или за печкой постукивать,но делает это больше от озорства.
Зачемты к нам пожаловал, Домовёнок?
Домовёнок:Здравствуйте,дорогие гости! Все знают, что не бывает посиделок без чая да пирогов. А пирогитолько в печи и пекутся! А за печкой-то я и живу! И пироги охраняю! Если хотитесладких пирогов из печи отведать, то придётся вам выполнить моё задание. Нужноответить на мои вопросы и разгадать кроссворд.
Разгадывание кроссворда
1. Две галочки сидят на одной палочке. (Ведрана коромысле)
2. Новая посуда вся в дырах. (Решето)
3. Стоит «толстячок», подбоченивши бочок,шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар)
4.Рогат, да не бык,
Хватает, да не ест,
Людямотдает, а сам на отдых идет. (Ухват)
5. Черный конь скачет в огонь.(Кочерга)
|
|
|
|
1. |
В |
Е |
Д |
Р |
А |
|
|
|
Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537 |
|
|
|
|
|
2. |
Р |
Е |
Ш |
Е |
Т |
О |
|
|
|
3. |
С |
А |
М |
О |
В |
А |
Р |
|
|
|
|
|
|
4. |
У |
Х |
В |
А |
Т |
|
|
|
5. |
К |
О |
Ч |
Е |
Р |
Г |
А |
|
|
|
|
|
Ведущая: Какоеслово у вас получилось в выделенном столбце?
А кто поможет домовёнку сложить поленницуу печи?
(Выходят желающие, складывают под музыкуполенницу)
Домовёнок:Охи молодцы, добры молодцы да красны девицы! Заслужили вы моих пирогов сладких!Вот вам и угощение!
(передаётпироги ведущей)
Домовёнок: А теперь я приглашаю вас поиграть в игру«Попьём чая». Я буду бросать вам мяч, а вы мне отвечать, с чем можно пить чай.
Игра «Попьём чая» (бросает мяч со словами «Попьёмчая с…», дети отвечают)
Домовёнок: Ну что же, повеселился я с вами, пора и честь знать. Пойду опятьза печку, избу сторожить. За печкой у меня тепло, хорошо. У русской печи дажедень рождения свой имеется — 19 мая!
Ведущая: На печи, на лежанкеспали в старину обычно старики да дети малые. Если человек где-то сильнозамёрз, то достаточно было поспать на хорошо прогретых кирпичах печи, и встаетчеловек утром здоровым.
Домовёнок: Да, да, недаром русскийбогатырь Илья Муромец 33 года сидел на печи, набираясь сил на грядущие подвиги.
Ведущая: О печке не только сказки сложены, но и пословицы ипоговорки:
Печь– нам мать родная.
Добрая-торечь, коль в избе печь.
Ужлучше хлебом не корми, но с печи не гони.
Печь– кормилица наша!
Домовёнок: И ещё моялюбимая — «Уж лучше хлебом не корми, но с печи не гони». (подходит к печи).Ой, смотрите, что я на печке нашёл! Кукла какая-то… Что это, ребята? (показываетдетям матрёшку)
Дети:Матрёшка!
Ведущая: И правда, матрёшка.
Русская матрёшка имеет японскогородственника: складную деревянную куклу Фурукуму. Раскрываешь Фурукуму, а в нейяпонка, а в японке –ещё крошечный малыш. Такую игрушку в самомконце XIX века привезена из-за границы хозяйка знаменитой абрамцевскойусадьбы E. Г. Мамонтова.
Появился и русский вариант игрушки. Авторами её стали токарь изподмосковного города Подольска В. Звёздочкин, а расписал известный художник С.Малютин. Он передал куклу в русский костюм и показал народным умельцам–нравится ли? Кукла понравилась. Состояла она из восьми фигур –изображаладевочку в сарафане и платке с чёрным петухом в руках. Все семь её подружексловно вышли на деревенскую улицу. Одна несёт миску к столу, у другой в рукахсерп, третья держит перед собой за руки маленького братца, четвёртая,младшенькая, просто засунула палец в рот. А вот и мальчик в косоворотке схворостиной. И наконец, завершает ряд спеленатый младенец меньше мизинца. Уболее поздних матрёшек будут узелки, самовары, бабушки, букеты. В начале 20века насчитывалось более 20 видов матрёшек. Внутри самой большой куклыпомещалось целое семейство мал мала меньше. Минимальное количество куколвкладышей могло быть три, известна матрёшка с пятьюдесятью одним вкладышем.
Самая первая русская матрёшка улыбалась. Да так задорно, что вответ ей улыбнулся весь мир. Уже в 1990 году русские матрёшки появились наВсемирной выставке в Париже и сразу завоевали всеобщую симпатию.
Посмотритеребята, какая красавица наша матрёшка!
Песня«Русская красавица» (2-3 классы)
Послепесни в зал входит Матрёшка
Ведущая:А вот и сама Матрёшка к нам на посиделки пожаловала!
Матрёшка: Я – нарядная Матрешка, все скучала уокошка!
Нокуда это годится? Я хочу повеселиться!
Квам пришла, ребята, я, знаю, вы мои друзья!
Можнос вами мне остаться веселиться и смеяться?
Дети: Да!
Матрёшка: Приготовьте все ладошки,
Будем хлопать от души,
Ваши девочки-матрёшки,
Очень-очень хороши!
Ребята! Давайте станцуем танец матрёшек! Повторяйте за мной движения!
Танец матрешек
Мы весёлые матрёшки. (Дети делают «пружинку»)
Ладушки, ладушки. (Хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки. (Поочередно выставляют вперед ногу на пятку)
Ладушки, ладушки. (Хлопают в ладоши)
Завязали мы платочки. (Наклоняют в стороны голову)
Ладушки, ладушки. (Хлопают в ладоши)
Раскраснелись наши щёчки. (Гладят щечки ладошками)
Ладушки, ладушки. (Хлопают в ладоши)
В сарафанах наших пёстрых. (Придерживают руками подол платья или ставят рукина пояс)
Ладушки, ладушки. (Хлопают в ладоши)
Мы похожи, словно сёстры. (Поворачивают друг к другу лица, улыбаются)
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.
Матрёшка:Какие вы все молодцы! А теперь я хочу, чтобы вы нарядили и раскрасили моихподружек-матрёшек!
Вызываются несколько детей.
Игра Повяжи матрёшке платочек (матрёшка — воздушный шарик, нужно повязать платочек инарисовать маркерами лицо матрёшки)
Матрёшка:Какие красивые матрёшки у вас получились! Молодцы, ребята, порадовали! Вот вамза это блюдечко да яблочко наливное! А мне пора, до свидания! (Уходит)
Ведущая:Ребята, как вы думаете, о чем нам говорит подарок Матрёшки?
Правильно,речь сейчас пойдет о русских народных сказках.
Предлагаювам отгадать русские народные сказки, о которых нам расскажет наливное яблочко.
Игра«Отгадай сказку»:
1. «Бежаладевочка, бежала, видит — стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда ониполетели?». Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка,скажу». (Гуси-лебеди)
2. «Подошлиони к избушке: «Поди, лиса, вон!». А она с печи: «Как выскочу, каквыпрыгну, полетят клочки по закоулочкам» (Лиса и заяц).
3. «Углыв доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла к царюпрямо по улице». (По щучьему велению).
4. «Былцарский бал на отходе. Поехал Иван-царевич домой наперед, нашел там женинукожу, да сжег ее в печи». (Царевна-лягушка)
5. «Япо амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешан, в печку сажен, на окошкестужен» («Колобок»).
6. «Бабка за дедку, дедка за неё, тянут — потянут –вытянуть не могут…» («Репка»)
7. «- Сестрица, мочи нет: напьюсь я из копытца!
-Не пей, братец, козлёночком станешь!..» («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
8.«Вот и стали на огороде куклу из снега лепить. Пошевелила кукла плечиками,ручками, ножками задвигала…
-Иван! — вскрикнула Марья. — Доченька-то ожила!
Схватила онаснежную куклу и бросилась с ней в избу… («Снегурочка»)
9. Снесла курочкаяичко да не простое, а золотое… («Курочка Ряба»)
Ведущая:Молодцы, ребята! Все сказки отгадали!
Любили также на посиделках время коротатьза разговорами, весёлой шуткамиисториями-прибаутками да скороговорками.
Приглашаю желающихповторить скороговорки. Кто успешно справится с этой нелёгкой задачей, тогождёт награда – бубликов вязка да песня-пляска.
Игра«Скороговорки»:
1. Носит Сеня сено в сени.
Спатьна сене будет Сеня.
2. Рыбу ловит рыболов.
Вреку весь уплыл улов.
Ведущая:Молодцы, гости дорогие! На всё умелые! Но что-то засиделись вы,заскучали. В старину очень любили петь, играть и плясать. Пора и вам ноги даруки размять. Приглашаем вас, добры молодцы и красны девицы, задорный танецстанцевать!
Детивстают.
Танец«Русские потешки»
Ведущая: Посиделки, вечеринки,
Звёзды в праздничной выси –
Это русские картинки
Нашей жизни на Руси.
А теперь приглашаю всех за стол пить чай из самовара с баранкамида пирогами!
Чаепитие.
