Система уроков по роману И.С. Тургенева«Отцы и дети»
в условиях дистанционного обучения
БандероваСветлана Гаврильевна,
преподавательрусского языка и литературы
ГБПОУРС(Я) «Жатайский техникум»
Аннотация. В работе предлагается системауроков по учебной дисциплине «Литература» с применением дистанционных иэлектронных платформ и программ для обучающихся с учётом доступности сетиИнтернет. По программе учебной дисциплины «Литература» на чтение и изучениеромана И.С. Тургенева даётся 8 (восемь) часов. В данном случае необходимапредварительная работа по опережающему заданию для обучающихся. Предлагается доначала изучения романа в рамках самостоятельной работы обучающихся прочитатьосновные главы романа для полного понимания содержания художественногопроизведения, характеристики и роли основных героев.
Урок 1. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Творческая история. Отображение в романеобщественно-политической
обстановки 1860-х годов.
Цель: повторение творчества писателя,знакомство с творческой историей романа, характеристика эпохи 60-х годов XIXвека на примере романа «Отцы и дети».
Опережающее задание: на сайте https://resh.edu.ru (РЭШ — Российскаяэлектронная школа) просмотреть видеоурок на тему «Вся моя биография – в моихсочинениях». Жизнь и творчество И.С. Тургенева» (автор Маханова Е.А.).Прочитать главы I—IV (знакомствос главными героями романа).
Форма обучения: теоретическоезанятие с обсуждением рассматриваемых вопросов.
Формат обучения (в зависимости отдоступа к сети Интернет): конспект урока отправляется посредством электроннойпочты и WhatsApp-группу(обратная связь: письменные ответы на рассматриваемые вопросы по электроннойпочте) или проводится на платформе Zoom (устное обсуждение).
Рассматриваемые вопросы: Каковы основныетемы и проблемы творчества И.С. Тургенева? Каково значение журнала «Современник»для И. С. Тургенева? В чем причина разрыва писателя с «Современником» и Н. А.Некрасовым? Какова творческая история романа «Отцы и дети»? как можноохарактеризовать эпоху 60-х годов XIX века на примере романа «Отцы и дети»? Вчём заключается смысл названия романа?
Домашнее задание: составить спомощью программы World сравнительнуютаблицу внешнего портрета главных антагонистов романа – Евгения Базарова иПавла Петровича Базарова (приложение 1) и отправить на электронную почтупреподавателя.
Урок 2-3. Конфликт старшегои младшего поколений в романе
И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Цель: работа над содержанием романа, анализглав II, IV, X; обсуждение сравнительной таблицы (домашнее задание) и выделениеосновных тем споров Базарова и Павла Петровича Кирсанова (с опорой на текст).
Опережающее задание: На сайте https://resh.edu.ru (РЭШ — Российскаяэлектронная школа) просмотреть видеоуроки на тему «Отцы» и «дети» в романе»(автор Маханова Е.А.), «Споры об искусстве, природе, народном вопросе в романе»(автор Маханова Е.А.). Прочитать главы V-1XI (основные моментыконфликта Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова),
Форма обучения: практическоезанятие (в ходе урока демонстрируется сравнительная таблица) (приложение 2).
Формат обучения (в зависимости отдоступа к сети Интернет): конспект урока отправляется посредством электроннойпочты и WhatsApp-группу (обратная связь: письменные ответы на рассматриваемыевопросы по электронной почте) или проводится на платформе Zoom (устноеобсуждение).
Рассматриваемые вопросы: Какой конфликтявляется основным в романе? Как описание внешнего портрета характеризуетлитературный образ, его характер, образ жизни? Какие выводы сделали по описаниювнешнего портрета главных героев романа – Е. Базарова и П.П. Кирсанова? Какимбыло первое впечатление героев о друг друге? Как социальный статус героевповлиял на их образ жизни? Кто такие нигилисты? Какие темы и проблемы показалиразность взглядов героев? Кто из них прав? Убеждают ли герои друг друга? Каковоотношение автора к героям романа? Существует ли такая проблема – разностьвзглядов на жизнь старшего и младшего поколений – в современном мире? Приведитепримеры.
Домашнее задание: Прочитать главы XXII—XXVIII дляпонимания образа Анны Сергеевны Одинцовой.
Урок 4-5. Тема любви и еёроль в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Образ Анны Сергеевны Одинцовой.
Цель: работа над содержанием романа, анализглав XIV-XVIII
Опережающее задание: на сайте https://resh.edu.ru (РЭШ — Российскаяэлектронная школа) просмотреть видеоурок на тему «Испытание любовью героевромана» (автор Маханова Е.А.).
Форма обучения: практическоезанятие (в ходе урока демонстрируется сравнительная таблица) (приложение 3).
Формат обучения (в зависимости отдоступа к сети Интернет): конспект урока отправляется посредством электроннойпочты и WhatsApp-группу (обратная связь: письменные ответы на рассматриваемыевопросы по электронной почте) или проводится на платформе Zoom (устное обсуждение).
Рассматриваемые вопросы: Каким было первоевпечатление Базарова об А.С. Одинцовой? Каково отношение героя к женщинам? ПочемуАнна Одинцова захотела познакомиться с Базаровым? Изменилось ли мнение Базаровапосле знакомства с А.С. Одинцовой (разговора в гостинице, в первый день вимении А.С. Одинцовой)? Что, по наблюдениям Аркадия, изменилось в поведенииБазарова через 15 дней, пока друзья гостили у А.С. Одинцовой? Какие чувствапытается скрыть Базаров? Что его раздражает? Почему Базаров считает, что Анна Одинцоване может полюбить? Что чувствует Базаров во время признания в любви? ПочемуАнна Сергеевна Одинцова не ответила на чувства Базарова? Почемуавтор столкнул в романе две сильные личности? Какую роль сыграла любовь в жизниБазарова?
Домашнее задание: Прочитать главыXXII-XXVIII для анализа внутреннего конфликта Базарова и его последствий вромане.
Урок 6-7. Внутреннийконфликт Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» и его последствия.
Цель: работа над содержанием романа, анализ главXX, XXIII и XXIV
Опережающее задание: выделить основныемоменты изменения в поведении и в мировоззрении Евгения Базарова.
Форма обучения: практическоезанятие.
Формат обучения (в зависимости отдоступа к сети Интернет): конспект урока отправляется посредством электроннойпочты и WhatsApp-группу (обратная связь: письменные ответы на рассматриваемыевопросы по электронной почте) или проводится на платформе Zoom (устное обсуждение).
Рассматриваемые вопросы: Почему Базаров иАркадий в своё время стали друзьями? Искренне ли А. Кирсанов разделяет взглядыБазарова? Какие изменения произошли в отношениях друзей после отъезда из именияА. Одинцовой? Каково отношение Базарова к родителям? Какие отношения сложилисьу Базарова с Кирсановыми во второй приезд в Марьино? Что сблизило Базарова иФенечку? Почему Базаров поцеловал Фенечку? Какова настоящая причина вызоваПавла Петровича Кирсанова Базарова на дуэль? Какие чувства испытывают герои последуэли? О чём просит Павел Петрович Кирсанова брата Николая после дуэли? Почемуавтор сравнивает П.П. Кирсанова с «мертвецом»? Почему Аркадий и Базароврасстались? Счастливы ли Аркадий и Катерина?
Домашнее задание: Прочитатьпоследние главы романа XXVII и XXVIII. Выполнитьтест на платформе Гугл-форма по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Ссылкаотправляется в группу WhatsApp попредмету (по желанию можно определить временные рамки заполнения теста)(приложение 4).
Критерии оценки гул-теста: «5» (14-15 баллов), «4»(11-13 баллов), «3» (8-10 баллов).
Урок 8. Заключительныеглавы романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Авторская позиция в романе.
Цель: работа над содержанием романа, анализглав XXVII и XXVIII
Форма обучения: практическоезанятие.
Формат обучения (в зависимости отдоступа к сети Интернет): конспект урока отправляется посредством электроннойпочты и WhatsApp-группу (обратная связь: письменные ответы на рассматриваемыевопросы по электронной почте) или проводится на платформе Zoom (устноеобсуждение).
Рассматриваемые вопросы: Как повели себяродители Базарова, когда он внезапно вернулся домой? Какие изменения произошлив поведении и характере Базарова? Какое занятие наконец нашел себе Базаров? Прикаких обстоятельствах Базаров порезал себе палец? Почему отец Базарова испугалсяэтого обстоятельства? Какие чувства впервые высказал Базаров отцу (о жизни, оматери)? Какие чувства впервые высказал Базаров, когда приехала А.С. Одинцова(о любви, об Одинцовой, о родителях)? Как вы думаете, что он понял передсмертью? Какие мысли и чувства вызывает Базаров в сцене смерти? Как вы думаете,почему автор сделал так, чтобы его герой умер? Каково отношение Тургенева ксвоему герою? Как могла бы сложиться его судьба? Почемуроман не кончается смертью героя, а описанием дальнейшей судьбы других героевромана?
Домашнее задание: Написатьсочинение на тему «Конфликт поколений в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».Актуальность романа в современном обществе» (предлагается план сочинения)(приложение 5) и отправить на электронную почту преподавателя.
Источники:
· ЛебедевЮ.В., Романова А.Н. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. — М.: 2014
· КитоваА.В. Система уроков по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». — https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/11/29/sistema-urokov-po-romanu-is-turgeneva-ottsy-i-deti
· Курс«Жизнь и творчество И.С. Тургенева». — Российская электронная школа https://resh.edu.ru
· СпорыБазарова с Павлом Петровичем: кто же прав? (Роман И.С. Тургенева Отцы и дети).
https://www.yaklass.ru/materiali?mode=sochi&sochid=5355
· Тестпо произведению И.С. Тургенева «Отцы и дети» — https://obrazovaka.ru/test/otcy-i-deti-s-otvetami-10-klass-po-romanu.html
Приложение 1
Образец сравнительной таблицы к уроку 1.
Евгений Васильевич Базаров (глава 2) |
Павел Петрович Кирсанов (глава 4) |
Друг Аркадия Кирсанова |
Дядя Аркадия Кирсанова |
Представитель младшего поколения |
Представитель старшего поколения |
Студент (примерно 22-23 года) |
Бывший офицер (45 лет) |
Внешний портрет |
|
Одежда –
|
Одежда — |
Рука –
|
Рука — |
Лицо –
|
Лицо — |
Глаза — |
Глаза –
|
Выражение лица (какие черты характера отражает?) –
|
Выражение лица ( |
Волосы –
|
Волосы — |
Отношение к друг другу |
|
Какова была реакция Базарова на Павла Петровича Кирсанова? Каким человеком он его назвал? (глава 4) |
Как повёл себя, когда его познакомили с Базаровым? Как он назвал Базарова, когда Николай Петрович сказал, что он будет у них гостить? О чём это говорит? (глава 4) |
Вывод Какой вывод можно сделать о каждом из героев из описания их внешнего портрета(о происхождении, о положении в обществе, занятии, характере, отношении к людям)? |
|
|
|
Приложение 2
Образец сравнительной таблицы для работына уроках 2-3.
Евгений Васильевич Базаров |
Павел Петрович Кирсанов |
Друг Аркадия Кирсанова |
Дядя Аркадия Кирсанова |
Представитель младшего поколения |
Представитель старшего поколения |
Студент (примерно 22-23 года) |
Бывший офицер (45 лет) |
Выводы по внешнему портрету |
|
|
|
Отношение к друг другу |
|
|
|
Происхождение и занятие героев |
|
|
|
Мировоззрение героев (в чём оказались разности их взглядов на жизнь, на какие темы спорили) |
|
|
|
Какие же это принципы и авторитеты? |
|
Искусство |
|
|
|
Любовь |
|
|
|
Об аристократах (дворянском сословии) |
|
|
|
О русском народе |
|
|
|
Об устройстве жизни |
|
|
|
Вывод |
|
|
|
Мнение автора Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536 |
|
|
|
Приложение 3
Образец таблицы для работы на уроках 4-5
Отрывки из романа |
Анализ |
||
В начале романа, когда услышал историю несчастной любви Павла Петровича Кирсанова |
|||
|
|
||
На балу |
|||
|
|
||
В гостинице |
|||
|
|
||
Никольское (имение А.С. Одинцовой) |
|||
|
|
||
Через 15 дней в имении А.С. Одинцовой |
|||
|
|
||
Признание в любви |
|||
|
|
||
Почему Анна Одинцова не ответила на чувства Базарова, несмотря на то, что он ей тоже нравился? |
|||
|
|||
На следующий день после признания |
|||
|
|
||
Почему автор столкнул в романе две сильные личности? Какую роль сыграла любовь в жизни Базарова? |
|||
Приложение 4
Примерные вопросы теста в Гугл-форме свыбором ответов
по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
1. Вкаком году написано произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
· 1859
· 1860
· 1861
· 1870
2. Назовителитературный жанр произведения «Отцы и дети».
· Рассказ
· Роман
· Поэма
· Повесть
3. Какаяосновная проблема рассматривается в произведении?
· Проблемаотношений людей разных политических взглядов;
· Проблемаотношений между влюблёнными
· Проблемавыбора человека между чувствами и разумом
· Проблемаотношений между поколениями
4. Ктоиз героев произведения является ярким представителем нигилизма?
· ПавелПетрович Кирсанов
· АркадийКирсанов
· АннаОдинцова
· ЕвгенийБазаров
5. Какомуиз персонажей принадлежит следующее описание внешнего портрета: Длинное ихудое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большимизеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялосьспокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.
· ЕвгенийБазаров
· ПавелПетрович Кирсанов
· АркадийКирсанов
· НиколайПетрович Кирсанов
6. Покакой причине Павел Петрович Кирсанов остался одиноким и несчастным человеком?
· Из-заскандала на военной службе
· Из-затого, что сломал ногу и стал хромым
· Из-затого, что проиграл наследство в карточной игре
· Из-залюбви к княгине Р.
7. Ктоиз персонажей романа говорит следующую фразу: Порядочный химик в двадцатьраз полезнее всякого поэта?
· ПавелПетрович Кирсанов
· ЕвгенийБазаров
· АркадийКирсанов
· НиколайПетрович Кирсанов
8. Ктоиз героев романа утверждал, что, уважая и следуя принципам, человек приноситпользу обществу?
· ЕвгенийБазаров
· АркадийКирсанов
· ПавелПетрович Кирсанов
· НиколайПетрович Кирсанов
9. ПочемуЕвгений Базаров заинтересовал Анну Одинцову?
· Онпонравился ей внешностью
· Онтанцевал с ней на бале
· Онразговаривал с ней на равных на научные темы
· Еёзаинтересовал человек, который всё отрицает
10. Помнению Евгения Базарова, все друг на друга похожи как телом, так идушой, как …
· каклягушки в болоте
· какдеревья в лесу
· какцветы на лугу
· кактрава в стоге сена
11. Какреагирует Анна Одинцова на признание в любви Евгения Базарова?
· Онаиспугалась его.
· Онапосмеялась над ним.
· Онапризналась ему в ответ.
· Онаосталась равнодушна.
12. ПочемуПавел Петрович Кирсанов вызвал Базарова на дуэль?
· Онив очередной раз поссорились из-за разных взглядов на жизнь.
· Базаровобидел Аркадия Кирсанова.
· Базаровобманул его брата Николая Петровича Кирсанова.
· Базаровпоцеловал Фенечку.
13. Чтослучилось во время дуэли между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым?
· ПавелПетрович Кирсанов ранил Базарова.
· Базаровранил Павла Петровича Кирсанова и оказал ему первую медицинскую помощь.
· Соперникиранили друг друга.
· НиколайПетрович Кирсанов помешал состояться дуэли.
14. Чтостало причиной смерти Евгения Базарова?
· Ранениево время дуэли.
· Погибна войне.
· Утонулв болоте, когда ловил лягушек для опытов.
· Заразилсятифом при вскрытии трупа.
15. Ктоиз героев в конце произведения говорит следующие слова: Дуньте наумирающую лампаду, и пусть она погаснет…?
· ПавелПетрович Кирсанов
· АннаОдинцова
· ЕвгенийБазаров
· АркадийКирсанов
Приложение 5
Плансочинения на тему:
«Конфликтв романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Актуальностьпроблемы в современном обществе»
И.С.Тургенев в романе «Отцы и дети» рассмотрел конфликт старшего и младшегопоколений. Основными противниками явились П.П. Кирсанов и Е.В. Базаров.(Продолжить сочинение по следующим пунктам).
1. Характеристика Павла Петровича Кирсанова:
· описание образа жизни, характера
· мировоззрение (что защищает? в чем прав ине прав? что понял в конце произведения?)
2. Характеристика Евгения ВасильевичаБазарова:
· описание образа жизни, характера
· мировоззрение (что утверждал? в чем прав ине прав? что понял в конце произведения?)
3. Кто победил и проиграл в данном конфликте?Почему вы так считаете?
4. Кто из героев романа больше понравился ипочему?
5. Описание конфликта в современном обществе.
· существует ли? почему?
· приведите примеры.
