Методикаработы над сжатым изложением
Введение
Овладениеребёнком письменной речью является значимым обретением в его речевом развитии.Письменная речь имеет большое значение для умственного развития, она «вводитребёнка в самый высокий абстрактный план речи, перестраивая тем самымсложившуюся психическую систему устной речи».
Важнейшимэтапом уроков по развитию речи является обучение учащихся созданию собственныхвысказываний, отвечающих требованиям правильности, стилевой адекватности,точности, богатства и выразительности. Этот аспект работы называется развитиемсвязной речи.
Вметодике связная речь, высказывание — это и речевая деятельность, и продуктэтой деятельности — текст, речевое произведение. Вся работа по развитиюречи, в конечном счёте, подчинена главной цели — приобретению учащимисякоммуникативной компетенции.
Вметодике развития речи принято различать понятия «правильная речь» (это речь,соответствующая нормам литературного языка) и «хорошая речь» (речькоммуникативно-целесообразная, точная, богатая и выразительная).Целенаправленная работа в этом направлении осуществляется в двух аспектах:
1.Анализ готового текста.
2.Воспроизведение, трансформация и информационная переработка готового текста.
Изложение– один из традиционных для школы видов работы по развитию связной речи, которыйпредполагает два взаимосвязанных речемыслительных процесса: восприятиевысказывания и его воспроизведение. Но при написании сжатого изложенияпоявляется необходимость не только воспроизвести текст, но и сжать его, применивопределенные приемы компрессии текста. Учащемуся необходимо не просто письменнопересказать текст, а еще и определить, что в тексте является главным, а чтовторостепенным, в каких словах и конструкциях проявляется избыточность речи, акакие жизненно необходимы для передачи основной мысли текста.
Насовременном этапе ОГЭ используются тексты, состоящие из трех абзацев, каждый изкоторых содержит микротему. Правильно определив микротему каждого абзаца иобъединив их, учащийся воссоздает общую тему текста. Именно поэтому так важнопередать основной смысл каждого абзаца и основную мысль текста в целом.
Помимоэтого, в каждой их трех микротем учащийся должен применить один или несколькоприемов сжатия текста.
Тема моей работы «Методика работы над сжатым изложением». Считаюэту тему актуальной потому, что проблема развития связной речи является однойиз самых важных в современной школе, а многие выпускники девятых классовнедостаточно правильно воспринимают текст на слух и письменно в сжатом видепередают обработанную информацию. Анализ ФИПИ показывает, что школьникизатрудняются при выделении главного (существенного) в тексте, не владеютспособами компрессии текста. Помимо этого, в сжатых изложениях школьниковдостаточно много ошибок, связанных с неточностью употребления слов,неоправданным повтором слов и многословием.
Начинаяработать над этой темой, я определила несколько задач:
1.изучить, что такое сжатое изложение;
2.проанализировать основные способы сжатия текста;
3.рассмотреть методику работы над сжатым изложением;
4.изучитьприемы и упражнения, помогающие при написании сжатого изложения.
Явнимательно изучила методические рекомендации И.П.Цыбулько, Г.Т. Егораевой,С.В. Драбкиной, а также Шкляевой Е.Л., зав. кафедрой русского языка Центра –онлайн обучения Фоксфорд. Эти рекомендации помогают мне в работе.
Основнаячасть
Понятиеи общая характеристика сжатого изложения
Изложение– вид письменного упражнения в развитии речи учащихся на основе образца,письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения. Изложениеиспользуется для обучения логике и композиции текста; для обогащения словаряфразеологии, синтаксиса, для обучения жанрам – повествованию, описанию,рассуждению, стилям – художественному, научному, публицистическому.
Впроцессе подготовки к изложению ведётся работа над всеми видами речевойдеятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и формируются следующиеумения:
· осмысливать коммуникативную задачу автора текста (пониматьтекст);
· раскрывать тему, основную мысль высказывания, определять тип и
стильречи;
· выделять микротемы (делить текст на части), составлять план;
· отбирать и систематизировать материал;
· подробно, сжато и выборочно, излагать содержание текста с учётомкоммуникативной задачи, языковых особенностей текста — образца.
Поотношению к объёму исходного текста изложения бывают подробные и сжатые.Подробное изложение — это детальное воспроизведение текста с сохранением егоязыковых особенностей. Основная задача такого изложения — как можно подробнеепередать содержание произведения, сохранив его композиционные и языковыеособенности.
Сжатоеизложение призвано передать содержание текста значительно менее подробно, чемэто сделано у автора. Очевидно, что при сжатом изложении отход от авторскихсредств, лексики, стиля будет большим, чем при подробном изложении. Именно этотвид изложения закладывает навыки конспектирования.
Задача сжатого изложения — передать основные моменты содержаниятекста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевыесредства обобщения. При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевыхособенностей авторского текста, но основные мысли автора, логическаяпоследовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка должны бытьпереданы без искажения. Такие изложения учат избегать многословия, выделятьглавное, опуская подробности, не имеющие значения для раскрытия основной мыслитекста.
Принаписании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля,однако выпускник должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания,употребление лексики и фразеологии свободное.
Сжатоеизложение считается наиболее трудным упражнением. Это объясняется тем,что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию(сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такоготекста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальнойзатрате речевых средств. Сжатое изложение должно быть коротким поформе, но не бедным по содержанию. Таким образом, сжатые изложения требуютспециальной логической работы над текстом.
Приобучении сжатому изложению формируются следующие коммуникативно-речевыеумения:
· умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частейисходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);
· умение сокращать текст разными способами;
· умение правильно и логично излагать свои мысли,
· умение точно использовать языковые средства обобщённой передачисодержания.
Этоглавные действия и в жизни.
Подготовкак сжатой передаче содержания дисциплинирует мышление учащихся, приучает их ксодержательной, лаконичной и точной речи.
Принаписании изложения перед учащимся стоит ряд задач:
1)не стремиться воспроизвести текст дословно;
2)не повторять одни и те же слова (имена собственные, глаголы движения и речи ит.д.);
3)чередовать разные типы предложений и использовать только хорошо знакомыеконструкции;
4)правильно употреблять личные местоимения в качестве средства связи частейтекста;
5)внимательно проверить готовое изложение и при этом:
а)устранить неоправданные повторы;
б)снять логические противоречия;
в)исправить неточное употребление слов.
Основныеспособы сжатия текста:
Исключение
· предложений или их фрагментов, содержащих второстепенные факты(подробности, детали, примеры, числовые данные, отступления и т.д.);
· повторов;
· одного или нескольких синонимов.
Обобщение
· нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов,фактов, примеров. (В этом случае надо сначала найти в тексте эти однородныечастные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму ихобобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами)(Например: В вазе лежали яблоки, груши, мандарины. = В вазележали фрукты.
· образование сложного предложения путем слияния двух смежныхпредложений, повествующих об одном и том же предмете речи.
Упрощение
· разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
·
· замена сложноподчинённого предложения простым;
· перевод диалога или прямой речи в косвенную;
· замена фрагмента текста синонимичным выражением;
· формулирование мысли своими словами.
Какойспособ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть откоммуникативной задачи, особенностей текста. Также при сжатии текста важнопомнить, что можно использовать как каждый прием в отдельности, так и всочетании друг с другом.
Обращаювнимание учащихся на то, что нельзя удалять:
· авторский тезис
· аргументы автора, которые подтверждают основную мысль
· вывод автора (часто последнее предложение, поэтому рекомендуюего записывать).
Знакомлюучащихся со средствами связи предложений в тексте:
Лексическиесредства связи:
· лексический повтор — повторение одного и того жеслова;
· однокоренные слова;
· синонимы (в том числе контекстные, то есть имеющиеодинаковое или близкое значение именно в данном употреблении);
· антонимы.
Грамматическиесредства связи:
· личные местоимения;
· указательные местоимения;
· местоимённые наречия (там, так, тогда и др.);
· союзы;
· частицы;
· вводные слова и конструкции (одним словом, следовательно,во-первых и др.);
· единство видовременных форм глаголов — использованиеодинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременностьили последовательность ситуаций;
· неполные предложения и эллипсис, отсылающие кпредшествующим элементам текста;
· синтаксический параллелизм — одинаковое построениенескольких рядом стоящих предложений.
Сжатоеизложение должно отвечать следующим методическим требованиям:
· сохранение последовательности в развитии событий;
· наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждойсмысловой части;
· использование по возможности грамматических форм, отличных отпредъявленных для восприятия;
· установление смысловой связи между предложениями;
· использование уместно точных и лаконичных средств обобщённойпередачи содержания.
Такимобразом, главная задача сжатого изложения — научить детей в обобщённой формеосвещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться всодержание произведения, вычленять наиболее важный материал, самостоятельноподбирать слова и синтаксические конструкции.
Можнопользоваться специальной инструкцией «Как писать сжатое изложение» (Приложение1), с которой знакомлю учащихся в 5 классе, а в 8 классе – с памяткой дляучащихся «Как писать сжатое изложение» (Приложение 2).
Упражненияи задания, направленные на компрессию текста.
Выяснила, что можно использовать следующие типы заданий,направленных на сжатие текста:
1.Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти…).
2.Сократите текст, передав его содержание в одном-двух предложениях.
3.Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.
4.Составьте на основе текста «телеграмму», то есть выделите и очень коротко(в телеграмме важно каждое слово) сформулируйте главное в тексте.
Такжестала применять такие упражнения, которые помогают при работе над сжатымизложением:
1. Упражнения,направленные на формирование умения выделять существенное, необходимое всодержании с точки зрения темы и главной мысли текста, и умения отличатьсущественное от второстепенных подробностей, деталей. Первая задача,которая должна быть решена в сжатом изложении, – определить и суметь выделитьглавное, существенное в содержании (без этого не может быть данногорассказа).
Можноначинать с упражнений на определение основных признаков отдельных предметов.При этом следует обратить внимание учащихся на то, когда важно указать только основныепризнаки предмета (дать общее представление о нем), а когда ивторостепенные (конкретизируя данный предмет).
Заданияк этим упражнениям:
Нанашей планете есть …, где человек под дождём остаётся … . Это неудивительно,потому что и дождь тоже … .
Чащевсего такое … природы наблюдается в…, где воздух необычайно … и …. Дождь …здесь …, а если это и бывает, то дождевые капли …, не … земли. Видно, как идётдождь, но, стоя под дождём, не … его. Это и есть … .
(пропущеныключевые слова)
Сухойдождь
Нанашей планете есть места, где человек под дождём остаётся совершенно сухим. Этонеудивительно, потому что и дождь тоже…сухой.
Чаще всего такое чудо природы наблюдается в пустынях, где воздухнеобычайно сух и горяч. Дождь выпадает здесь очень редко, а если это и бывает,то дождевые капли испаряются, не достигнув поверхности земли. Видно, как идётдождь, но, стоя под дождём, не чувствуешь его. Это и есть необыкновенный сухойдождь.
2. Выделениепредложения, в котором заключена главная (основная) мысль микротекста (абзаца)(Приложение 3).
3. Определениедетализирующей, объясняющей части микротекста
(Приложение4).
4. Сокращениепредложения, микротекста за счет исключения деталей, подробностей.
5.Расширение, развертывание предложения (микротекста) путем введения деталей,подробностей, объяснений, раскрытия содержания обобщающего слова и т. д.
Например:Зима приходит не сразу. Она начинает творить свою работу ночами. Днём солнце прогоняетеё. И всё-таки холод возьмёт своё.
6. Подбор одного обобщающего предложения к несколькимпредложениям (Приложение 5).
7. Упражнения, направленныена выявление языковых средств для сжатой передачи текста. Основное вниманиеучителя должно быть обращено на обогащение речи учащихся средствами обобщеннойпередачи. Начинать можно с практического ознакомления учеников со средствамиобобщения, которыми располагает русский язык, а далее связать этуработу с изучаемым грамматическим материалом.
Например, учительобъясняет ученикам, что есть слова с более общим и широким значением(«вместительные») и слова, обозначающие отдельные предметы, признаки, действия, составляющие эти широкие значения. Одновременноучащиеся учатся классифицировать предметы, признаки, действия, то есть практически получают представление о родовидовых отношениях.
Например,Красные,синие, жёлтые, зелёные, розовые шары были собраны в огромную гирлянду,украшавшую вход в новую школу. (разноцветные)
Методическиерекомендации по использованию приёмов сжатия текста при написании изложения
Этапыработы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы надподробным изложением. Различия состоят лишь в методике работы над текстом. Приподготовке сжатого изложения значима роль работы по сокращению текста.Традиционно она проводится в форме беседы, в которой учащиеся решают, какаячасть текста или предложение особенно важны для выражения главной мысли, какуючасть можно выпустить, содержание какой части передать одним предложением икаким, то есть определяют способ сжатия текста. При сокращении текста болееэффективны приёмы по выделению в каждой микротеме опорных слов. По ним можнолегко восстановить основное содержание текста.
Готовякласс к изложению, выбираю следующие приёмы, которые помогут успешно решатьпоставленные задачи.
1.Вступительная беседа.
Назначениеэтого приема работы — подготовить учащихся к восприятию текста. Круг вопросов,определяемых для беседы, зависит от цели изложений, сложности содержания текстаи этапа обучения. Вопросы могут быть связаны как с условиями создания текста,его автором, самим текстом, так и с жизненным опытом учеников.
Вбеседу могут быть включены слова и словосочетания из текста, употреблениекоторых вызовет затруднение учащихся. Для объяснения используются различныетипы словарей: толковый, словарь синонимов, словарь антонимов,фразеологический.
Вступительнаябеседа как прием работы особенно важна в тех случаях, когда текст совсемнезнаком учащимся, а вместе с тем достаточно сложен и без предварительнойбеседы может оказаться непонятным.
2. Приёмы работы, направленные на восприятие текста.
Восприятиесодержания текста проходит по-разному. С целью знакомства с текстом могут бытьиспользованы такие приёмы, как:
1)чтение текста учителем;
2)чтение текста про себя;
3)параллельное прослушивание текста и чтение про себя.
Какойиз перечисленных приемов выбрать, будет зависеть от конкретных условий:
–характера изложения (подробное, сжатое, выборочное);
–сложности текста;
–подготовленности класса.
Вовсех случаях важно, чтобы была дана установка, нацеливающая на активноевосприятие содержание (например, «сформулируйте тему», «основную мысль текста»,«почему текст назван …?», «как ещё можно озаглавить текст?»).
3.Беседа по содержанию текста.
Задачуболее глубокого понимания содержания текста, композиции языка решают приёмыработы, направленные на анализ текста. Разбор текста — дело очень важное итрудное. Беседа должна помочь глубже понять текст как тематическое смысловоецелое, определить тему и основную мысль, установку автора, выяснить, какиефакты являются главными, определяющими, каковы причинно-следственные связи иотношения. Ученик должен не только увидеть авторскую позицию, но и уметьобосновать своё отношение к воспринятому. В беседе по содержанию целесообразнывопросы и задания типа: «Почему он так поступил?», «С какой целью автор вводитописание природы?», «Докажи, что …», «Как вы считаете, кто прав?». Слишкомбольшое количество вопросов, рассчитанное на детальное воспроизведение текста,методически не целесообразно, так как у учащихся пропадает интерес к работе.При подготовке к сжатому изложению анализ содержания предполагает выделение иосмысление главного в содержании, вычленение тематических линий в тексте иболее углубленную работу над содержанием одной из них.
4.Анализ структуры текста.
Назначениеэтого приёма работы — показать, что текст представляет собой не толькотематическое и смысловое, но и структурное единство, предупредить возможныеошибки при воспроизведении текста. Ученики в процессе анализа убеждаются, чтотексты делятся на части (подтемы, микротемы), каждая из которых так или иначесвязана с общей темой и основной мыслью текста, а также наблюдают способы связичастей и предложений в тексте, разнообразие способов выражения этой связи.Тексты разных типов дают им возможность показать, какие языковые средства можноиспользовать, чтобы высказывание не распадалось, а было единым структурнымцелым.
5.Составление плана.
Составление плана — это самостоятельная речевая деятельность,средство лучшего осмысления, запоминания текста и организация еговоспроизведения. План способствует совершенствованию речи учащихся, так как приработе над ним требуется правильное, точное, достаточно выразительное словесноеоформление заголовков.
Присоставлении плана следует различать тип текста (описание, повествование ирассуждение) Различные функционально-смысловые типы текстов строятсяпо-разному.
Схемаописания
Художественноеописание
1.Общее впечатление от предмета.
2.Описание отдельных признаков.
Деловое(научное) описание
1.Назначение предмета.
2.Главные признаки предмета:
а)форма, размер;
б)материал, из которого сделан предмет;
в)устройство.
Схемаповествования (рассказ)
1.Начало действия (завязка).
2.Развитие действия.
3.Самый острый момент в развитии действия (кульминация).
4.Конец действия (развязка).
Схемадедуктивного рассуждения
1.Тезис (основное положение).
2.Доказательства.
3.Вывод.
Требованиек плану будет зависеть от вида предстоящего изложения. Так, план подробногоизложения должен отражать не только последовательность событий, фактов, но иосновную мысль текста, словесные формулировки заголовков должны соответствоватьстилю исходного текста. Такой план будет способствовать лучшему осмыслению иподробному воспроизведению содержания.
Всоответствии с программой по развитию речи ученик должен уметь составитьпростой план повествовательного текста, используя в соответствии с поставленнойзадачей разные способы оформления заголовков.
Составление плана — чрезвычайно важный прием подготовки к написанию изложений,активизирующий процесс анализа, осмысления и воспроизведения текста. Умениесоставить план готового текста поможет ученику и в работе над планом ксочинению, докладу, реферату.
6.Устный пересказ текста.
Устныйпересказ, полный или частичный, может быть использован при проведении всехвидов изложений.
Каксвидетельствует опыт, особенно эффективен устный пересказ при подготовкевыборочных и сжатых изложений, когда ученикам приходится проводить значительнуюсамостоятельную работу по оформлению собранного материала и составлению новоготекста.
7.Самостоятельное написание учащимися изложения.
8.Самопроверка, саморедактирование.
Вработе над изложением можно выделить несколько этапов в деятельности учителя иучащихся.
Учитель:
1.Подготавливает учеников к созданию своих текстов на основе данных.
2.Проверяет и оценивает созданные тексты.
3.Заранее готовит и затем проводит анализ изложения в классе.
Ученики:
1.Готовятся к письменному воспроизведению текста.
2.Пишут изложения и осуществляют самоконтроль.
3.Совершенствуют написанное.
Подготовкак изложению проходит на специальном уроке развития речи. Работа на уроке будетвключать следующие этапы:
1. Сообщение цели изложения.
2.Подготовка к восприятию текста.
3.Восприятие текста.
4.Анализ текста (содержательный, структурный, языковый).
5.Изложение текста в соответствии с поставленной задачей.
6.Самоконтроль.
Заключение
Изложенияиграют важную роль в обучении, воспитании, интеллектуальном и речевом развитииучащихся.
Воснове изложений лежит подражание образцу, но вместе с тем, изложение сохраняетдля ученика возможность самостоятельных проявлений, активизирует какпроизводящее, так и творческое мышление.
Впроцессе работы над текстом школьники учатся анализировать, синтезировать,выделять главное, сосредоточивать внимание на одних явлениях и абстрагироватьсяот других. Работа с образцами художественных текстов положительно влияет наэмоциональную сферу, учит чувствовать образ, развивает воссоздающее итворческое воображение.
Углубленнаяработа над текстом, предшествующая изложению, повышает читательскую культуру.
Изложение(устное и письменное) формирует умение в разных видах речевой деятельности. Содной стороны, умение воспринимать текст на слух (аудирование) или зрительно(чтение), с другой — умение пересказывать текст устно или письменно. Анализисходного текста, его темы, идей, композиционных и языковых особенностей ипоследующее его воспроизведение формирует у учащихся связную речь(коммуникативное умение). Это умение раскрывает тему и основную мысльвысказывания; умение собирать и систематизировать материал к высказыванию потакому источнику как книга; умение планировать и создавать высказывание сучетом его задачи, темы, основной мысли; умение строить монологическиевысказывания разных функционально-смысловых типов (описание, повествование,рассуждение).
Проведениеспециальной подготовки к изложению положительно влияет на обогащение словарногозапаса и грамматического строя речи учащихся, совершенствует навыки правописания,учит правильному и целесообразному использованию языковых средств всоответствии с задачей и условиями общения.
Приложение1
Инструкция«Как писать сжатое изложение»
1.Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли.
2.Найдите среди них главную мысль.
3.Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
4.Озаглавьте каждую часть и составьте план.
5.Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностейотказаться.
6. Какие факты (примеры, случаи) можно объяснить, обобщить всоседних частях текста?
7.Обдумайте средства связи между частями.
8.Переведите отобранную информацию на свой язык.
9.Запишите этот сокращённый, «отжатый» текст на черновике.
Приложение2
Памяткадля учащихся «Как писать сжатое изложение»
Прослушайтетекст.
Послепервого чтения текста выполните следующие шаги:
1. Определите тему текста (о чем текст?).
2. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
3. Определите стиль текста и тип речи, особенности построениятекста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета,конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; врассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).
4. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой частии озаглавливая их.
Пишитеназвания пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
Прослушайтетекст во второй раз.
1. Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное иподробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение,обобщение).
2. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи междуэпизодами (временные, пространственные и т.п.).
3. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой,чтобы получился текст.
Помнитео главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так ивсего текста в целом.
Объёмизложения – не менее 70 слов.
