КурелякА. А. – кандидат искусствоведения,
учитель музыки МБОУ СОШ №14
г.о. Мытищи
Технологииразвития креативного мышления учащихся на уроках музыки (как одного изнаправлений функциональной грамотности)
Обновленная модель ФГОС подразумевает формирование у обучающихся функциональнойграмотности. «Функциональнаяграмотность – это способность человека использовать приобретаемые в течениежизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферахчеловеческой деятельности, общения и социальных отношений»[1].
Функциональнаяграмотность и креативное мышление учащихся неразрывно связаны между собой:последнее является одним из основных направлений ее формирования наряду сматематической, читательской, естественнонаучной, финансовой грамотностью, атакже глобальными компетенциями. В исследовании PISAкреативное мышление оценивается по следующим показателям:
1. Выдвижение и совершенствованиеидей (выдвижение разнообразных
икреативных идей и их уточнение),
2. Оценка и отбор идей (оценкасильных и слабых сторон идей, отбор креативных идей).
Языкмузыки понимается как символический способ креативного самовыражения.
«Музыкаявляется неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способомкоммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшегошкольника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественногорадостного мировосприятия» — говорится в новойредакции примерной рабочей программы по музыке для общеобразовательных школ [2,4]. С этим высказыванием трудно не согласиться.
Развивая креативные навыки детей посредствомсовременных технологий музыкального обучения мы преследуем такие цели, как:
· воспитаниемузыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся.
· развитие ихэмоционального интеллекта.
Реализацияэтих целей должна привести к следующим результатам:
· формирование основ музыкальной культурычерез эмоциональное восприятие музыки;
· воспитание эмоционально-ценностногоотношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетическихчувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного имирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России,музыкальной культуре разных народов;
· развитие восприятия музыки, интереса кмузыке и музыкальной
деятельности,образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха,певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальнойдеятельности;
· обогащение знаний о музыкальномискусстве;
· овладение практическими умениями инавыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра наэлементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение иимпровизация).
· изучение особенностей музыкального языка;
· формирование музыкально-практическихумений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение),а также – творческих способностей детей.
Отсозерцания к творчеству
В своей работе мы используем получивший широкое распространение современнойпедагогике «системно- деятельностный подход» к обучению, который возник,как известно, в 1980-е г.г. в результате объединения «системного» (Б. Ананьев,Б. Ломов) и «деятельностного» (Л. Выгодский, Л. Занков, А. Лурье, Д. Эльконин,В. Давыдов и др.) подходов.
Этометод, «при котором ученик является активным субъектом педагогическогопроцесса… Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит втом, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а такжеразвить у него навыки самообразования» [9, 22 ]
В музыкальном обучении данный метод как нельзя лучше подходит для разработкисовременного урока музыки. Постоянно вовлекая учеников в различные видымузыкальной деятельности: слушанье музыки, беседа о ней, музыкальноедвижение (технологии развития процессов восприятия), театрализация, пение,импровизация, элементарное музицирование, мы стремимся сделать каждоезанятие неповторимым, запоминающимся и интересным для ребёнка, уйти отоднообразного накопления избыточных сведений, которое вызоветэмоциональную и интеллектуальную усталость и «заблокирует» желание дальнейшегообщения с музыкой.
Элементарное музицирование. Работа с детскими ударно-шумовыми и прочими инструментами – доступный и простойспособ вовлечь в музыкальную деятельность не только музыкально одаренныхучащихся, но и детей со средними способностями. Немало интересных упражнений вт.ч. с инструментами К. Орфа предлагает один из ведущих педагогов в этойобласти Т. Э. Тютюнникова. Среди созданных нами и полюбившихсямузыкально-ритмических композиций с инструментами назовём «Яблочко» (исполнявшеесяна празднике «Масленицы»), «Турецкое рондо» (фрагмент) Моцарта, «МаршЧерномора» (фрагмент) Глинки и др. Всем нам надолго запомнилось наше совместноемузицирование на ударно-шумовых инструментах с квартетом балалаечников«Ситенно», состоявшееся после их концерта в Большом зале РДК «Яуза» (2015).
Большойинтерес у детей вызывает игра мелодий по ноткам-домикам на так назывемом Ляляфонеа также работа с магнитными нотами-фишками(пометодике Е. Железновой), «Музыкальным лото» С. Белецкого и др.
Перечисленные технологии музыкального обучения были использованы нами припроведении открытых уроков: 19.02.2021 — открытыйурок в 5«д» классе «Фореллен -квинтет» Ф. Шуберта» (технология развития процессоввосприятия) 23.12.2020 — открытыйурок в 3 «б»классе «Садко» (игровыетехнологии) 28.04.2021 — открытыйурок в 3 «б» классе «Прославим радость на земле» (певческиетехнологии).
Метод проектов. Многоаспектное раскрытие какой-либоопределённой темы в рамках проектов для уроков музыки, когда дети,объединившись в подгруппы, работают над какими-либо учебными задачами,самостоятельно пытаясь их формулировать и решать, или участвуют в большомобщешкольном деле или проекте, всё это развивает в учениках способность кцелеполаганию, самостоятельность мышления, позволяет почувствовать себя членомкоманды и, конечно, значительно повышает интерес к изучаемому предмету. В нашихпроектах участвуют дети начальной школы, а также среднего и старшего звена.Зачастую подготовка какого-либо крупного концерта или праздника превращается впроект: ребята не только разучивают песенный материал, но и декламируют стихи,разыгрывают сценки, занимаются изготовлением костюмов, газет, афиш и т.д.Некоторые проекты реализуются у нас на постоянной основе в течение несколькихлет.
Среди наиболее интересных назовём следующие:
· Участиеученицы 2 «б» класса нашей школы Карины Набережневой во
Всероссийскойдетской акции «Поем о Победе» 09.05.2020 на «Школьномрадио» (г. Ст. Петербург) с авторской песней «Наследники Победы»[2].
· Просветительскиепроекты («Музыкальные путешествия»)
Музыкальная гостиная о П. И.Чайковскомбыла нами организована в нашей школе в 2017 году. В исполнении звезды Московскойоперы Лауреата международных конкурсов, в т.ч. победителя конкурса «Романсиада»Сергея Петрищева прозвучали избранные романсы и арии из оперы «Евгений Онегин» великогорусского композитора. Вели концерт и принимали в нем участие воспитанники нашеймузыкальной студии «Родничок».
Концерты для ветеранов «Связьпоколений»
Первый концерт из этого цикла,организованный нами, состоялся в феврале 2011 в Большом зале ДК «Яуза»: насцене выступил заслуженный артист России Ян Осин, народные артисты РФ ВладиславГалкин и Левон Оганезов, детские коллективы Мытищи, в т.ч. и наш вокальныйансамбль «Родничок». Концерт посмотрели более 500 ветеранов ММР, оннеоднократно транслировался по местному ТВ. Авторская песня «О Мытищах»,впервые исполненная на этом концерте, звучала потом на разных городскихмероприятиях, исполнители и слушатели называют ее «детским гимном Мытищ».Концерты «Связь поколений» проводятся в нашей школе ежегодно.
Наш коллектив – музыкальная студияи ансамбль «Родничок» при МБОУ СОШ №14 существует почти 20 лет. Мы регулярно участвуем вконкурсах разного уровня, становясь победителями и призерами, это такиеизвестные Международные конкурсы, как «Веселый ветер», «Мы вместе», «Свободнаяптица», «Бегущая по волнам», «Белые журавли России», «Волшебный мир искусства»,«Колыбель России», областной конкурс «С чего начинается Родина», районныйфестиваль искусств «Солнечный круг» и др.
Среди солистов, представлявших наш коллектив в разные годы, особенно хотелосьбы отметить Егупову Стефанию, Сибурову Марину (обе девочки сейчас продолжаютобучение по музыкальной специальности в Пушкинском музыкальном колледже),Набережневу Карину. Наша работа отмечена ежегодной премией губернатораМосковской области «Наше Подмосковье» (2017), грамотами главы г. о. Мытищи(2017, 2018), совета депутатов г.о. Мытищи (2020), департамента культуры ММР(2011) и др.
Некоторые ребята сами сочиняют мелодии и стихи. Это стихотворец Валерий Останко, Михаил Шиповский – автор песня «Колокольчики» на ст. А. К.Толстого (2021). Также мы изготовляем музыкальные видео-открытки (фотоотчеты оконцертной деятельности): «Школьный вальс -2020»[3],«С Новым годом 2021!!!»[4],«С днем Победы 2021!!!»[5]. Часто мы рисуем музыку жестами, линиями,красками (технология развития процессов восприятия). Пополняется наша Книга с рисунками к моейавторской музыкальной сказке «Плих и Плюх» (2016-2022)[6]. Этобольшой проект по мотивам известной одноименной сказки Д. Хармса, работа надкоторым заняла несколько лет (создание слов и музыки песен, их аранжировка,запись в студии музыкального материала в исполнении детей – солистов нашей музыкальнойстудии и профессиональных артистов – лауреатов международных конкурсов, звездмосковской оперы – Сергея Петрищева и Вероники Окуневой. Песни из этоймузыкальной сказки и не только звучали на «Детском радио» в передаче «Мыталантливы», посвященной С. Петрищеву (2016), выпускались в виде CD-дисков в издательстве музыкальныхдетских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДА».
Исследовательскиеработы школьников
Одна из актуальных современных технологий- метод проектов, исследовательские работы школьников. Согласно ФГОС,исследовательская деятельность учащихся является обязательной частью урочной ивнеурочной деятельности, представляя собой процесс сотворчества учащегося ипедагога. В связи с этим, одной из актуальных проблем при работе с одареннымидетьми является воспитание у них умения правильно организовывать своюнаучно-исследовательскую деятельность и правильно оформлять её результаты. Здесь
возникает не мало известных всемпедагогам проблем – от постановки целей и задач исследования (без ихотождествления), неумения выделить главное в тексте изучаемых первоисточников,ухода в детали, проблемы использования малосодержательных источников, прямогоцитирования интернета, до чисто оформительских – связанных с правильнымоформлением титула, цитат и списка литературы. В ходе проектной деятельности попредмету «Музыка» мы активно занимаемся написанием исследований, рефератов,сочинений-впечатлений о посещенных концертах и экскурсиях, в которых мы принялиучастие. Главная задача педагога предметной области искусство в процессекурирования исследовательских работ школьников по искусствоведческой тематике,на мой взгляд, — поддержать ростки самостоятельной мысли.
Творческие аспектыисследовательской деятельности школьников
Часто какой-либо практическийтворческий проект, реализуемый в рамках
урочно-внеурочной деятельности помузыке, предшествует созданию исследовательского проекта (на эту же тему),оформленного в виде текста.
Так в 2018 г. появился нашфильм «История одного органа», снятый изобретателем уникального электронногодомашнего оргАна, единственного в Мытищах, Дмитрием Зайдманом. В подготовкесценария и съемках фильма приняли участие семиклассницы Александра Зайдман иМарина Сибурова. В свою очередь, этот фильм возник как впечатление от совместногопосещения с детьми органного концерта выдающегося современного российскогомузыканта Александра Майкапара в Москве – слушания его исполнения и беседы смаэстро. В дальнейшем этот проект был переработан намив исследовательский текст: получили развитие технологический иискусствоведческий аспекты органной проблематики; к проекту подключились новыеучастники. Результаты нашей работы были представлены на международной конференция«Старт в науке» (Москва, РАЕ 2020), всероссийском конкурсе «Первые шаги внауке» (2021), где проект, который защищал ученик 5 кл. М. Шиповский, получилдиплом 1 степени.
История проекта «Казачья культура и песеннаятрадиция как символы российского патриотизма: история и современность» неменее примечательна. Весной 2021 г. Михаилом Шиповским была сочинена песня вказачьем стиле «Колокольчики мои» на стихи А. Толстого. Мы аранжировали этумелодию, включили ее в репертуар нашего коллектива. Затем мы увлеклисьисследовательской стороной вопроса и создали текстовый проект в двух частях оказачьей культуре и песенной традиции. Работа велась всодружестве с родителями Михаила – правнука потомственного кубанского казака,выходца из станицы Ильской: изучались архивные документы, была составленародословная семьи и, конечно, изучалась казачья культура и песня.Поитогам исследования было защищено два проекта в рамках Всероссийскойконференции «Первые шаги в науке» (Москва, 2021, 2022), удостоенных диплома 1степени и звания лауреата.
В заключение хотелось бы сказать, что все используемые нами подходы итехнологии на уроках музыки и во внеурочной деятельности не только развиваюткреативные способности школьников и формируют у них функциональную грамотность,но, прежде всего, способствуют, через приобщение к великим шедеврам мировой музыкальнойклассики, фольклора и духовной традиции, через сопричастность духовному опыту композиторовпрошлого (и современности) посредством восприятия произведений, творчества имузицирования, воспитанию основ самостоятельного мышления. Формируетсяличность ребенка, укрепляются нравственные основы этой личности, возникает пониманиесвоей идентичности и неповторимости. Здесь роль предметов эстетического циклаи, в частности, музыки чрезвычайно велика и уникальна.
1. ПриказМинистерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03«Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным иучебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основногообщего образования, организации проектной деятельности, моделирования итехнического творчества обучающихся» – М., 2011.
2. Примернаярабочая программа начального общего образования. – М.: Просвещение, 2021
3. Сергеева Г., Критская Е.,Шмагина Т. Музыка – 4 класс. М., 2015
4. ТютюнниковаТ. Бим! Бам! Бом! – С.Пб.: ЛОИРО, 2003
5. ТютюнниковаТ. Уроки музыки. – М.: АСТ, 2000
6. Федеральныйгосударственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.:Просвещение, 2011.
7. Федеральнаяцелевая программа развития образования на 2011-2015 гг.http://mon.gov.ru/press/news/8286.
8. Фундаментальноеядро содержания общего образования. /Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. –М.: Просвещение, 2011.
9. ХрамоваО. Проектирование в условиях системно-деятельностного подхода интеллектуальногоразвития школьников посредством таксономии целей //Интернаука, 2018. №17, с. 22-23