X-PDF

Методическая разработка теоретического занятия Гомеостаз. Состав, свойства, функции крови

Поделиться статьей

Смоленскоеобластное государственное бюджетное

профессиональноеобразовательное учреждение

«Вяземскиймедицинский колледж имени Е.О. Мухина»

 

 

 

Рассмотрена

 

на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин

протокол №6 от «10» января 2023 г

 

Председатель ЦМК _________________

                                     Ю.Н. Новикова

 

 

 

Технологическаякарта теоретического занятия

(методическаяразработка)

 

ОП.03 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

специальность34.02.01Сестринское дело базовой подготовки

 

специальность31.02.01Лечебное дело углубленной подготовки

 

«Гомеостаз. Состав, свойства, функциикрови»

 

 

Тип лекции:вводная, обзорная, проблемная, тематическая, заключительная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала:Губина С.Н. – преподаватель высшей квалификационной категории СОГБПОУ«Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»

 

 

 

 

 

 

 

Цели занятия:

Дидактические:

Студентдолжен знать:

1.     Состав внутренней среды организма. Гомеостаз. Основныеконстанты внутренней среды.

2.     Гемопоэз. Красный костный мозг.

3.     Система крови.

4.     Состав крови, состав сыворотки, плазмы крови.

5.     Форменные элементы крови.

6.     Понятие об анемиях, лейкозах.

7.     Константы крови.

8.     Функции  крови.

9.     Группы крови. Принципы определения групп крови.   

10.  Виды и расположение агглютиногенов, агглютининов

11.  Резус-фактор, его локализация.

12.  Индивидуальная и биологическая совместимость крови донора и реципиента.

13.  Реакция агглютинации, причины АВО-конфликта, резус-конфликта.Гемотрансфузионный шок.

14.  Факторы свертывания крови, механизмы свёртывания крови, время свёртываниякрови.

15.  Агглютинация, гемолиз,  виды гемолиза.

 

 

Студентдолжен уметь:

  • Демонстрировать на планшетах, плакатах изучаемые структуры с применением латинской терминологии.

 

Воспитательные:

-формирование интереса к избранной профессии и чувства гордости за избраннуюпрофессию;

-развитие общих человеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания,уважения к жизни и здоровью человека

 

Здоровьесберегающие:

-сохранить высокий уровень активности обучающихся;

-профилактика нарушений зрения и осанки.

 

Способствоватьформированию общих и профессиональных компетенций:

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлятьк ней устойчивый интерес.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способывыполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за нихответственность.

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективноговыполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональнойдеятельности.

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,руководством, потребителями.

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышениеквалификации.

ОК11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению кприроде, обществу и человеку.

ОК13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом дляукрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

 

ПК1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения,пациента и его окружения.

ПК1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционныхзаболеваний.

ПК2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему сутьвмешательств.

ПК2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя сучастниками лечебного процесса.

ПК2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами ихиспользования.

ПК2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделиймедицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК2.8. Оказывать паллиативную помощь.

 

Типзанятия: лекция

Продолжительностьпрактического занятия: 2 часа (90 мин)

Местопроведения занятия: лекционный кабинет

Оснащение:

1. Презентация «Гомеостаз. Состав,свойства, функции крови»

2. Ноутбук, проектор, экран.

 

 

 

 

Информационное обеспечение занятия

1.      А.И.Гайворонский,  И.В. Гайворонский,  Г.И.Ничипорук Анатомия и физиология человека Издательский центр «Академия»,2014-496с

2.      Н.И.Федюкович Анатомия и физиология человека Ростов н/Д: Феникс, 2019-573с

 

Интернет ресурсы

https://static.myshop.ru/product/pdf/322/3216108.pdf

 

https://vk.com/wall-136547353_95773

 

https://medvvolske.ru/docs/2018_04_05/Ti8SQBkZfiY3hdh8EffYzQYNK.pdf

 

https://медучеба.рф/meditsinskayaliteratura/am/anatomiyacheloveka

 

№ п/п

План лекции

Время

1

Организационная часть

2 мин

2

Введение (сообщение темы, плана, литературных источников, поставленных целей)

8 мин

3

Основная часть (изложение учебного материала по вопросам). Учебные вопросы

70 мин

3.1

Состав внутренней среды организма. Гомеостаз. Основные константы внутренней среды

 

3.2

Гемопоэз. Красный костный мозг

 

3.3

Система крови

 

3.4

Состав крови, состав сыворотки, плазмы крови

 

3.5

Форменные элементы крови

 

3.6

Понятие об анемиях, лейкозах

 

3.7

Константы крови

 

3.8

Функции  крови

 

3.9

Группы крови. Принципы определения групп крови

 

3.10

Виды и расположение агглютиногенов, агглютининов

 

3.11

Резус-фактор, его локализация

 

3.12

Индивидуальная и биологическая совместимость крови донора и реципиент

 

3.13

Реакция агглютинации, причины АВО-конфликта, резус-конфликта. Гемотрансфузионный шок

 

3.14

Факторы свертывания крови, механизмы свёртывания крови, время свёртывания крови

 

3.15

Агглютинация, гемолиз,  виды гемолиза

 

4

Заключительная часть (подведение итогов, ответы на вопросы)

10 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смоленскоеобластное государственное бюджетное

профессиональноеобразовательное учреждение

«Вяземскиймедицинский колледж имени Е.О. Мухина»

 

 

 

 

 

 

Методическая разработкатеоретического занятия

 

 

ОП.03 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

специальность34.02.01Сестринское дело базовой подготовки

 

специальность31.02.01Лечебное дело углубленной подготовки

 

«Гомеостаз. Состав, свойства, функциикрови»

 

 

Тип лекции:вводная, обзорная, проблемная, тематическая, заключительная

 

 

 

 

 

 

 

Разработала:Губина С.Н. – преподаватель высшей квалификационной категории

СОГБПОУ «Вяземскиймедицинский колледж имени Е.О. Мухина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023г

 

Рассмотрена

 

на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин

протокол №6 от «10» января 2023 г

 

Председатель ЦМК _________________

                                     Ю.Н. Новикова

УТВЕРЖДАЮ

 

Заместитель директора по учебной работе СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина» ___________________

     А.Ш. Махмудова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительнаязаписка

Методическаяразработка лекционного занятия по теме «Гомеостаз.Состав, свойства, функции крови» созданав соответствии с требованиями Федерального государственногообразовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) поспециальностям 34.02.01 Сестринское дело базовой подготовки и 31.02.01 Лечебноедело углубленной подготовки.

Предназначенадля проведения занятия со студентами 1 и 2 курса по ОП.03 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. Согласно рабочейпрограмме и КТП на изучение данной темы отводится 2 часа. Материалыметодической разработки лекционного занятия составляют два основных блока:методический и информационный.

Вметодическом блоке даны рекомендации по работе с методической разработкой,определены цели занятия, мотивация, место проведения занятия, оснащение, списоклитературы, представлена хронологическая карта занятия.

Информационныйблок включает материалы базисной лекции.

Блокконтроля знаний включает в себя:

-материалыконтроля исходного уровня знаний

-вопросы к фронтальному опросу, др. материалы по актуализации знаний студентов

Сцелью улучшения восприятия темы предлагается визуализация информации с помощьюмультимедийной обучающей системы, где представлены текстовый материал,иллюстративный материал, схемы и т.д., которые отражают основные моментылекции.

Предлагаемыйв методической разработке материал может быть использован как дополнительный кучебнику для более качественного усвоения материала, обобщения ранее полученныхзнаний.

 

Цели занятия:

Дидактические:

Студентдолжен знать:

1.     Состав внутренней среды организма. Гомеостаз. Основныеконстанты внутренней среды.

2.     Гемопоэз. Красный костный мозг.

3.     Система крови.

4.     Состав крови, состав сыворотки, плазмы крови.

5.     Форменные элементы крови.

6.     Понятие об анемиях, лейкозах.

7.     Константы крови.

8.     Функции  крови.

9.     Группы крови. Принципы определения групп крови.   

10.  Виды и расположение агглютиногенов, агглютининов

11.  Резус-фактор, его локализация.

12.  Индивидуальная и биологическая совместимость крови донора и реципиента.

13.  Реакция агглютинации, причины АВО-конфликта, резус-конфликта.Гемотрансфузионный шок.

14.  Факторы свертывания крови, механизмы свёртывания крови, время свёртываниякрови.

15.  Агглютинация, гемолиз,  виды гемолиза.

 

 

 

Студентдолжен уметь:

  • Демонстрировать на планшетах, плакатах изучаемые структуры с применением латинской терминологии.

 

Воспитательные:

-формирование интереса к избранной профессии и чувства гордости за избраннуюпрофессию;

-развитие общих человеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания,уважения к жизни и здоровью человека

 

Здоровьесберегающие:

-сохранить высокий уровень активности обучающихся;

-профилактика нарушений зрения и осанки.

 

Способствоватьформированию общих и профессиональных компетенций:

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлятьк ней устойчивый интерес.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способывыполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за нихответственность.

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективноговыполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональнойдеятельности.

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,руководством, потребителями.

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышениеквалификации.

ОК11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению кприроде, обществу и человеку.

ОК13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом дляукрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

 

ПК1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения,пациента и его окружения.

ПК1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционныхзаболеваний.

ПК2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему сутьвмешательств.

ПК2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя сучастниками лечебного процесса.

ПК2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами ихиспользования.

ПК2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделиймедицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК2.8. Оказывать паллиативную помощь.

 

Типзанятия: лекция

Продолжительностьпрактического занятия: 2 часа (90 мин)

Местопроведения занятия: лекционный кабинет

Оснащение:

1. Презентация «Гомеостаз. Состав,свойства, функции крови»

2. Ноутбук, проектор, экран.

 

 

 

 

Информационное обеспечение занятия

1.    А.И.Гайворонский,  И.В. Гайворонский,  Г.И. НичипорукАнатомия и физиология человека Издательский центр «Академия», 2014-496с

2.    Н.И.Федюкович Анатомия и физиология человека Ростов н/Д: Феникс, 2019-573с

 

Интернет ресурсы

 

 

 

Мотивация

Всеживые организмы, чтобы жить, получают питательные вещества и кислород извнешней среды. Питательные вещества и кислород получает каждая клеткаорганизма, в результате чего организм растёт, развивается. Продукты обменавеществ, которые образуются в организме, постоянно удаляются из организмаорганами выделения. Именно кровь доставляет клеткам питательные вещества иуносит от клеток продукты метаболизма.

Кровьявляется внутренней средой организма и тесно взаимодействует со всеми клетками,тканями, органами. Патология любого органа отражается изменениями состава исвойств крови.

Оченьважно изучить и понять сущность темы, знать физиологические показатели крови,её функции. Полученные знания позволят грамотно осуществлять сестринскийпроцесс, выявить патологию в клинических анализах крови и направить пациентов кспециалистам.

 

 

 

 

 

Организмчеловека примерно на две трети состоит из воды. Это основной компонентпрактически всех тканей, находится как внутри, так и вне клеток. Больше всеговоды содержат жидкие ткани — кровь и лимфа. Помимо воды в состав тканевойжидкости входят различные органические вещества, синтезируемые клетками.

Кровь, лимфа и тканевая жидкость составляют внутреннююсреду организма.

Кровь— жидкая ткань, количество которой у взрослого человека составляет 4,5 — 5л (7— 8% массы тела). Относительная плотность ее равна 1,052—1,064. Кровьциркулирует по кровеносным сосудам. В сети капилляров она обмениваетсявеществами с межклеточной жидкостью. Через стенку капилляров питательныевещества и кислород переходят к клеткам, а продукты обмена поступают обратно вкровь.

Лимфа— жидкая ткань, образующаяся из тканевой жидкости в слепо начинающихсялимфатических капиллярах: избыток межклеточной жидкости поступает в них черезкрупные поры между эндотелиоцитами. Благодаря этому в просвет микрососудовмогут проникать белковые и жировые молекулы.

Втечение суток в организме образуется 2—4 л лимфы. При этом одновременно влимфатических сосудах ее количество составляет около 0,5 —1,0 л. Лимфа содержитклеточные элементы. В основном это клетки иммунной системы — лимфоциты, которыеиграют важную роль и в защите организма от инфекционных заболеваний.

 

Гомеостаз.

Внутренняясреда организма отличается своим постоянством. В организме поддерживаются наопределенном уровне температура, pH крови и лимфы, химический состав жидкихсред.

 Несмотряна меняющиеся внешние условия, основные биохимические показатели внутреннейсреды остаются практически одними и теми же. При изменении какого-либо факторавнутренней среды в организме включаются мощные системы саморегуляции. Ониобеспечивают работу органов и систем, направленную на восстановление постоянныхдля индивида физиологических и биохимических показателей. Такая совокупностьмеханизмов, обеспечивающих поддержание постоянства внутренних сред организма,называется гомеостазом.

Так,при выполнении тяжелой физической работы ткани активно потребляют кислород. Егоколичество в крови, межклеточной жидкости уменьшается, а концентрацияуглекислого газа, наоборот, увеличивается. Возрастание концентрации С02улавливается специальными рецепторами, которые передают эту информацию вдыхательный центр. В ответ увеличивается частота дыхания и за единицу временизначительно большее количество кислорода поступает в кровь и более активно изорганизма выводится углекислый газ. Одновременно усиливается кровоток в тканях.При этом ускоряется отток крови с растворенным в ней углекислым газом к легкими приток крови с высоким содержанием кислорода от легких к тканям, чтообеспечивает поддержание гомеостаза газового состава.

 

 

 

 

 

 

Функциии состав крови

У человека масса кровисоставляет 6—8 % массы тела и в норме приблизительно равна 4,5—5,0 л. Всостоянии покоя циркулирует всего 40—50 % всей крови, остальная часть находитсяв депо (печень, селезенка, кожа). В малом круге кровообращения содержится 20—25% объема крови, в большом круге — 75—85 % крови. В артериальной системециркулирует 15—20 % крови, в венозной — 70—75 %, в капиллярах — 5—7 %.

Кровькак внутренняя среда организма выполняет ряд важных функций. Основные из нихследующие:

1)дыхательная — перенос кислорода от легких к тканям и углекислого газа вобратном направлении;

2)питательная — транспорт питательных веществ к клеткам организма;

3)выделительная — участие в выведении продуктов жизнедеятельности клеток(мочевины, мочевой и молочной кислот) из организма;

4)терморегуляционная функция осуществляется благодаря большой теплоемкости крови;ее перераспределение по организму способствует сохранению тепла во внутреннихорганах;

5)регуляторная — перенос гормонов от эндокринных желез к клеткам организма;

6)защитная — обеспечение иммунных реакций против инфекционных агентов и токсинов;

7)гомеостатическая — поддержание постоянства внутренней среды организма.

Кровь состоит из клеточных(форменных) элементов (40-45 %) и жидкой части — плазмы (55-60%). После выделения форменныхэлементов в плазме содержатся растворенные в воде соли, белки, углеводы,биологически активные соединения, а также углекислый газ и кислород. В плазменаходится около 90 % воды, 7—8 % белка, 1,1 % других органических веществ и 0,9% неорганических компонентов. Она обеспечивает постоянство объема внутрисосудистой жидкости и кислотно-щелочное равновесие (КЩР), а также участвует впереносе активных веществ и продуктов метаболизма.

Белки плазмы делятся на двеосновные группы: альбумины и глобулины. К первой группе относится около60 % белков плазмы. Глобулины представлены фракциями: альфа1-, альфа2-,бета2— и гамма-глобулинами. В глобулиновую фракцию входит такжефибриноген.

Белкиплазмы выполняют следующие функции:

1)свертывающую — некоторые белки плазмы являются факторами свертывания крови;

2)защитную — особые белки (иммуноглобулины), отвечают за гуморальный иммунитет;

3)транспортную — многие вещества в крови переносятся только при условии ихсоединения со специальными белками (например, альбуминами);

4)поддержание онкотического давления — белки обладают способностью удерживатьводу, препятствуя ее чрезмерному попаданию в ткани.

Помимобелков в крови содержатся глюкоза (4,2—6,4 ммоль/л) и липиды, которые большейчастью транзитом доставляются до органов и тканей, нуждающихся в этихпитательных веществах.

Практическивсе белки крови синтезируются в печени. Поэтому тяжелые заболевания печени, какправило, сопровождаются нарушением ряда функций крови.

 

Неорганическиевещества плазмы крови представлены в основном ионами натрия и хлора. Помимо нихв плазме содержатся ионы калия, кальция, HCO3 — и др. Растворенные в плазмеминеральные соли поддерживают необходимый уровень осмотического давления. Приувеличении концентрации солей по градиенту давления происходит отток воды изклеток крови в плазму, а при уменьшении, наоборот, ток воды идет из плазмы вклетки. Для восполнения объема плазмы крови в медицине используетсяизотонический (физиологический) 0,9 % раствор хлорида натрия.

Такжестрого постоянным является и уровень кислотности плазмы. В норме pH кровисоставляет 7,35 — 7,45. Отклонения от этого значения вызывают тяжелые системныенарушения в жизнедеятельности организма. Закисление внутренней среды организманазывают ацидозом, а ощелачивание — алкалозом.

Плазмакрови, лишенная фибриногена, называется сывороткой крови. Сывороткакрови широко используется в медицине с диагностическими и лечебными целями.

Кровь представляет собойколлоидно-полимерный раствор, растворителем в котором является вода, арастворимыми веществами — соли, низкомолекулярные органические соединения,белки и их комплексы.

Осмотическое давление крови — это сила движениярастворителя через полупроницаемую мембрану из менее концентрированногораствора в более концентрированный. Осмотическое давление крови находится наотносительно постоянном для обмена веществ уровне и равно 7,3 атм (5600 мм рт.ст., или 745 кПа). Оно зависит от содержания ионов и солей, которые находятся вдиссоциированном состоянии, а также от количества растворенных в организмежидкостей. Концентрация солей в крови составляет 0,9 %, от их содержанияглавным образом и зависит осмотическое давление крови.

Осмотическое давлениеопределяется концентрацией различных веществ, растворенных в жидкостяхорганизма, на необходимом физиологическом уровне.

Таким образом, при помощиосмотического давления вода распределяется равномерно между клетками и тканями.Растворы, у которых уровень осмотического давления выше, чем в содержимомклеток (гипертонические растворы), вызывают сморщивание клеток врезультате перехода воды из клетки в раствор. Растворы с более низким уровнемосмотического давления, чем в содержимом клеток (гипотонические растворы),увеличивают объем клеток в результате перехода воды из раствора в клетку.Растворы, осмотическое давление которых равно осмотическому давлениюсодержимого клеток и которые не вызывают изменения клеток, называют изотоническими.

Регуляция осмотическогодавления осуществляется нейрогуморальным путем. Кроме того, в стенкахкровеносных сосудов, тканях, гипоталамусе находятся специальные осморецепторы,которые реагируют на изменения осмотического давления. Раздражение их приводитк изменению деятельности выделительных органов (почки, потовые железы).

В крови поддерживаетсяпостоянство рН реакции. Реакция среды определяется концентрацией водородныхионов, выражающихся водородным показателем рН, который имеет большое значение,поскольку абсолютное большинство биохимических реакций может протекать в норметолько при определенных показателях рН. Кровь человека имеет слабощелочнуюреакцию: значение рН венозной крови 7,36; артериальной — 7,4. Жизнь возможна вдовольно узких пределах сдвига рН — от 7,0 до 7,8. Несмотря на беспрерывноепоступление в кровь кислых и щелочных продуктов обмена, рН крови сохраняется наотносительно постоянном уровне. Это постоянство поддерживаетсяфизико-химическими, биохимическими и физиологическими механизмами.

Известно несколько буферныхсистем крови (карбонатная, белков плазмы, фосфатная и гемоглобина), которыесвязывают гидроксильные (ОН) и водородные (ЬГ) ионы и, следовательно,удерживают реакцию крови на постоянном уровне. При этом из организма выделяетсяизбыток образованных кислых и щелочных продуктов обмена почками с мочой, алегкими выделяется углекислый газ.

Форменными элементами крови являются эритроциты,лейкоциты и тромбоциты. На их долю приходитсяоколо 45 % всего объема этой ткани. Процесс образования клеток крови называетсягемопоэзом. Все форменные элементы образуются в красном костном мозге. Уэмбриона в кроветворении участвует также печень. Все форменные элементы имеютодного общего предшественника — стволовую кроветворную клетку. При ееделении образуются клетки, которые в дальнейшем превращаются либо в эритроциты,либо в лейкоциты, либо в тромбоциты.

 

Гематокрит.

Отношение объема, приходящегося на форменные элементы,к общему объему крови носит название гематокрит.Этот показатель выражается в процентах и составляет в норме 40—45 %. Онявляется довольно стабильной константой. Однако на его изменение может влиятьряд факторов. После избыточного приема воды гематокрит уменьшается — кровь какбы разбавляется водой. Такое состояние называется гиперволемией.

Тяжелаяфизическая нагрузка, высокая температура внешней среды вызывают потерюорганизмом воды. Гематокрит при этом возрастает. Объем крови в таких ситуациях,как правило, уменьшается, что носит название — гиповолемия.

 

Эритроциты

Эритроциты,или красные кровяные клетки, составляют самую значительную часть форменныхэлементов. Их количество в норме в 1 литре крови у женщин составляет 4 — 4,5 *1012 (4 — 4,5 млн в 1 мм3), у мужчин 4,5 — 5 * 1012 (4,5— 5 млн в 1 мм3).

Основнаяфункция эритроцитов — перенос кислорода от легких к тканям и углекислого газаот тканей к легким. Для выполнения этой функции они имеют специфическоестроение и состав. 95 % их массы занимает железосодержащий белок — гемоглобин.Следует отметить, что собственные потребности эритроцитов в кислородечрезвычайно малы. Энергию для основных жизненных процессов эти клетки получаютпутем анаэробного окисления глюкозы.

Зрелыеэритроциты лишены ядра. Однако их предшественники, находящиеся в красномкостном мозге, первоначально имеют ядро, но теряют его по мере созревания. Длянормального образования и созревания эритроцитов в красном костном мозгенеобходимо достаточное поступление железа, витаминов В6 , В9 , B12.

Эритроцитыимеют форму двояковогнутого диска, способного к деформации. Благодаря этомусвойству они, имея размер 7 — 8 мкм, могут проникать в кровеносные капиллярыдиаметром менее 6 мкм. На поверхности красных кровяных клеток имеютсяспециальные белки-маркеры, которые являются антигенами групп крови.

Продолжительностьжизни эритроцитов достигает 120 дней. По истечении этого срока они попадают вселезенку, где и разрушаются. Поэтому селезенку образно называют «кладбищемэритроцитов».

 

Вслучае недостаточного количества эритроцитов из красного костного мозга в кровьв большом количестве поступают еще не созревшие предшественники эритроцитов —ретикулоциты. Эти клетки содержат гемоглобин в меньшем количестве, чем зрелыеформы. В течение короткого времени они окончательно созревают, превращаясь вэритроциты. Количество ретикулоцитов характеризует функциональную активностькрасного костного мозга. В норме они составляют 0,5—1,2 % от всех клеток крови.

 

Гемоглобин.

Основнаяфункция красных кровяных клеток осуществляется благодаря наличию в нихгемоглобина. Именно он и придает крови характерный красный цвет. Молекулагемоглобина состоит из железосодержащей части — гема, и белковой части —глобина.

Однамолекула гемоглобина способна переносить четыре молекулы кислорода. Вкапиллярах легких кислород диффундирует (перемещается) черезальвеолярно-капиллярный барьер и соединяется с этим белком. Образуется такназываемый оксигемоглобин. Кровь, содержащая большое количество кислорода,называется артериальной.

Углекислыйгаз из межклеточной жидкости попадает в плазму крови. При соединении С02 сгемоглобином образуется карбгемоглобин. Следует отметить, что углекислый газможет транспортироваться к легким и без связи с гемоглобином. Бедная кислородомкровь имеет более темную окраску и называется венозной.

Помимокислорода и углекислого газа с гемоглобином могут связываться и другиевещества. Одним из наиболее опасных является соединение этого белка с угарнымгазом, которое называется карбоксигемоглобином. Сродство угарного газа кгемоглобину в 300 раз больше, чем у кислорода. Карбоксигемоглобин не можетпереносить 02 . В результате этого возникает гипоксия — кислородное голодание.Многие вещества, соединяясь с гемоглобином, изменяют степень окисления железа с+2 (в норме) до +3. В результате образуется метгемоглобин, который также неможет принимать участия в транспорте кислорода.

Количествогемоглобина определяют с помощью гемометра Сали. В 1 л крови у мужчинсодержится 130— 160 г гемоглобина, у женщин — 120—140 г. Относительноесодержание гемоглобина в эритроцитах отражает цветовой показатель, нормальныезначения которого находятся в пределах 0,86—1,05. Повышение цветовогопоказателя более 1,05 свидетельствует об увеличении размеров эритроцитов.Понижение значений менее 0,86 говорит либо о небольших размерах красныхкровяных клеток, либо об уменьшении содержания в них гемоглобина.

 

Скорость оседания эритроцитов (СОЭ).

Bобычных условиях эритроциты взвешены в плазме крови. Относительная плотностьплазмы составляет 1,020—1,030, что меньше удельного веса эритроцитов(1,090—1,100), т.е. эритроциты тяжелее плазмы. В сосудистом русле, несмотря наразницу в плотности эритроцитов и плазмы, они равномерно распределены по всемуобъему плазмы. Это обусловлено непрерывным движением крови по сосудам.

Призаборе крови в пробирку (предварительно добавляют противосвертывающее вещество)эритроциты под действием силы тяжести перемещаются на дно пробирки, а плазмакрови остается в верхней ее части. Скорость оседания эритроцитов определяют какскорость смещения книзу границы раздела двух сред: плазмы крови и эритроцитов.Нормальные значения СОЭ для мужчин составляют 1 —10 мм/ч, а для женщин 2—15мм/ч. Скорость оседания эритроцитов зависит больше от состава плазмы крови, чемот свойств самих эритроцитов. При повышении в крови концентрации глобулинов илифибриногена, СОЭ возрастает. Показатель увеличивается и при различныхинфекционных, воспалительных заболеваниях, беременности, травмах и др.

 

Анемия(малокровие).

Этонедостаточное для поддержания нормальной жизнедеятельности организма содержаниеэритроцитов или гемоглобина в них.

Различаютследующие типы анемий:

·        геморрагическую,

·        дефицитную (железодефицитную,витаминодефицитную),

·        гемолитическую и

·        апластическую.

Примассивной кровопотере, когда организм не способен в короткие срокивоспроизвести то количество эритроцитов, которое было потеряно через рану,развивается геморрагическая анемия.

Приразрушении (гемолизе) эритроцитов развивается гемолитическая анемия. При этомгемоглобин выходит из этих клеток. Незащищенный мембраной эритроцита он неспособен выполнять функцию транспорта кислорода и подвергается разрушению всоответствующих органах. Такое состояние наблюдается, например, при малярии,под действием определенных химических веществ, ядов, при резус-конфликте,несоблюдении правил переливания крови.

Принедостаточном поступлении в организм железа развивается железодефицитнаяанемия. Возможно возникновение малокровия вследствие недостаточного поступленияв организм некоторых витаминов (В6 , В9 , В12).

Крометого, анемия может развиваться из-за уменьшения выработки форменных элементовкрови в красном костном мозге — апластическая анемия. Такое состояние возникаетпри лейкозах, лучевой болезни.

Анемиисопровождаются различными изменениями в анализах крови: гематокрит, количествоэритроцитов, ретикулоцитов, гемоглобина, цветового показателя, СОЭ. Данные этихпоказателей помогают правильно и точно поставить диагноз больному.

 

Лейкоциты

Лейкоциты,или белые кровяные клетки, отвечают в организме за иммунитет. Их общееколичество в 1 л в норме составляет 4—9 * 109. Они крупнееэритроцитов и имеют ядро. Лейкоциты могут изменять свою форму, многие из нихспособны переходить из просвета кровеносных сосудов в ткани.

Увеличение количествалейкоцитов в крови называется лейкоцитозом, а уменьшение — лейкопенией.Различают физиологический и реактивный лейкоцитоз. Первый чаще наблюдаетсяпосле приема пищи, во время беременности, при мышечных нагрузках, боли,эмоциональных стрессах и др. Второй вид характерен для воспалительных процессови инфекционных заболеваний. Лейкопения отмечается при некоторых инфекционныхзаболеваниях, воздействии ионизирующего излучения, приеме лекарственныхпрепаратов и др.

Лейкоциты всех видов обладаютподвижностью амеб и при наличии соответствующих химических раздражителейпроходят через эндотелий капилляров (диапедез) и устремляются краздражителю: микробам, инородным телам или комплексам антиген — антитело.

Лейкоцитыделят на две группы: зернистые (гранулоциты) и незернистые (агранулоциты). Кгранулоцитам относят: нейтрофилы (нейтрофильные лейкоциты), эозинофилы(эозинофильные лейкоциты), базофилы (базофильные лейкоциты). Все онихарактеризуются наличием зернистости в цитоплазме. В зернах содержатсяферменты, которые способны уничтожать чужеродные агенты и различныебиологически активные вещества: гистамин, гепарин и др. К незернистым лейкоцитамотносят моноциты и лимфоциты.

Нейтрофилы выполняют функциюфагоцитоза микроорганизмов и инородных веществ за счет специальных ферментов,которые разрушают оболочку микроорганизмов. Нейтрофилы составляют 55 — 70 %всех лейкоцитов. Большую часть их общего количества составляют зрелые формы,имеющие сегментированное ядро (сегментоядерные). Примерно 2 —5 % лейкоцитовсоставляют молодые формы, называемые палочкоядерными нейтрофилами.

Базофилы (до 1 % всехлейкоцитов) принимают участие в развитии аллергических реакций, обеспечиваютмиграцию других лейкоцитов в ткани. Эти функции они обеспечивают за счетналичия в их гранулах биологически активных веществ, в первую очередь гепаринаи гистамина, которые освобождаются по мере необходимости.

Эозинофилы (2 —5 %)ограничивают выраженность аллергических реакций. Их действие противоположнофункциям базофилов: они фагоцитируют биологически активные вещества иаллергены.

Моноциты — самые крупныеиз лейкоцитов. Моноциты фагоцитируют не только чужеродные агенты, но исобственные клетки организма в случае их повреждения и гибели. Их называютмакрофагами. Количество моноцитов составляет 6—8 % от всех лейкоцитов.

Лимфоциты, помимо крови,содержатся также и в лимфе. Они подразделяются на Т- и В-лимфоциты. Общее ихколичество 25 — 30 % всех лейкоцитов. Эти клетки имеют крупное ядро иокружающий его узкий ободок цитоплазмы.

Лимфоцитыобразуются в вилочковой железе (тимусе), из стволовых лимфоидных клетоккостного мозга и селезенки. В дальнейшем они с током крови и лимфы разносятся вцентральные органы иммунной системы: тимус и аналог сумки Фабрициуса. В этихорганах происходит их превращение соответственно в Т- и В-лимфоциты. Из тимусаи аналога сумки Фабрициуса лимфоциты попадают в периферические органы иммуннойсистемы: лимфатические узлы, селезенку, лимфоидные образованияжелудочно-кишечного тракта. Здесь они непосредственно контактируют смикроорганизмами и происходит их специализация: они приобретают способностьраспознавать и уничтожать определенные виды микроорганизмов. Тем самымформируется специфический иммунный ответ.

Припопадании в организм чужеродных агентов В-лимфоциты под действием некоторыхклассов Т-лимфоцитов превращаются в плазматические клетки. Последниевырабатывают особые белки — антитела (иммуноглобулины). Иммуноглобулиныспособны присоединяться к проникшим микроорганизмам, делая их менее устойчивымик клеткам-фагоцитам.

 

Процентноесодержание различных типов лейкоцитов от их общего числа называется лейкоцитарнойформулой. Увеличение содержания лейкоцитов называется лейкоцитозом; снижениеколичества лейкоцитов — лейкопенией. Последнее развивается вследствиевоздействия на человека ионизирующего излучения, различных химических веществ,при некоторых вирусных и бактериальных инфекциях, поражении костного мозга.Характерные изменения в лейкоцитарной формуле помогают врачу правильнопоставить диагноз. Например, при острых воспалительных заболеваниях в кровиповышается содержание лейкоцитов, прежде всего нейтрофилов. При гельминтозах,бронхиальной астме возрастает количество эозинофилов.

Лейкоз –это злокачественное заболевание, при котором в костном мозге нарушаетсяпроцесс кроветворения. В результате в кровь попадает большое количествонезрелых лейкоцитов, которые не справляются со своей основной функцией –защитой организма от инфекций. Постепенно они вытесняют здоровые клетки крови,а также проникают в различные органы, нарушая их работу.

 

Тромбоциты.

Свертывающая и противосвертывающая системыкрови.

 Какизвестно, при нарушении целостности какой-либо ткани организма из раныопределенное время истекает кровь. Количество ее зависит от локализации раненияи объема повреждения. Вскоре на поверхности раны образуется тромб,предотвращающий дальнейшее кровотечение. Суть процесса свертывания кровизаключается в образовании из определенных элементов крови сгустка плотнойконсистенции. Этот кровяной сгусток называется тромбом.

Всвертывании крови большое значение имеют тромбоциты, или кровяные пластинки. Ихколичество в 1 л крови составляет 180 — 360 * 109. Тромбоциты посути своей не являются полноценными клетками. Они образуются в красном костноммозге в результате отщепления фрагментов цитоплазмы от гигантской клетки — мегакариоцита.Ядра они не содержат, имеют размеры 2 — 5 мкм. Продолжительность жизни кровяныхпластинок 5 —8 дней. Снижение тромбоцитов в крови характерно для некоторыхнаследственных заболеваний (наследственные тромбоцитопении).

Приповреждении сосуда тромбоциты фиксируются на поврежденной поверхности. Онисклеиваются между собой и формируют так называемый тромбоцитарный тромб.

Вплазме крови постоянно содержатся 13 факторов свертывания. Основными из нихявляются ионы кальция, протромбин, фибриноген, тромбопластин. Ряд факторовсвертывания крови синтезируется в печени. Процесс окончательного образованиятромба представляет собой цепь реакций с участием всех факторов свертывания.Сущностью его является превращение растворимого белка фибриногена внерастворимый фибрин. Этот процесс осуществляется под действием ферментатромбина. Последний образуется из протромбина под влиянием ряда факторовсвертывания, в том числе ионов кальция. Фибрин оседает в виде сети нитей, междукоторыми находятся застрявшие в них клетки крови. В результате этих процессовобразуется прочный фибриновый тромб.

Некоторыелюди страдают тяжелым наследственным заболеванием — гемофилией. Из-загенетических аномалий у них не синтезируются в достаточном количестве VIII (антигемофильныйглобулин А) и IX (антигемофильный глобулин В) факторы свертывания крови. Приэтом даже при небольших повреждениях возникают обильные, трудно поддающиесяостановке кровотечения.

Помимосвертывающей системы в организме существует также противосвертывающая система.Без нее вся кровь в считанные минуты свернулась бы прямо в сосудистом русле. Квеществам, препятствующим образованию тромба (антикоагулянтам), относитсягепарин. Он способен нейтрализовать тромбин, и в результате этого фибриноген непревращается в фибрин. Образовавшийся тромб может быть разрушен ферментомфибринолизином (плазмином). Он способен растворять фибрин.

Ворганизме существует постоянный баланс между свертывающей и противосвертывающейсистемами. При его нарушении могут возникать тяжелые заболевания,сопровождающиеся либо массивными кровотечениями, либо образованиемвнутрисосудистых тромбов.

Определениеколичества форменных элементов осуществляют в счетной камере Бюркера снанесенной сеткой Горяева. Исследование проводят с помощью микроскопа поспециальной методике. Сейчас для подсчета форменных элементов также применяютсовременные счетчики и анализаторы клеток.

 

Группыкрови

Ещев древние времена было замечено, что большая потеря крови при ранении ведет кбыстрой гибели раненого. Однако практически все первые попытки перелить кровьот здорового человека больному были обречены на неудачу. Только в начале XX в.после открытия австрийским ученым К.Ландштейнером групп крови стало возможнымпереливание этой жидкой ткани.

Эритроцитычеловека имеют на поверхности своей мембраны особые белки — агглютиногены,которые выполняют роль специфических маркеров — антигенов. В сыворотке крови человекапостоянно циркулируют специальные антитела — агглютинины. В настоящий моментизвестно довольно большое количество систем групп крови. Однако основными изних являются две: система АВ0 и резус-фактор. Группа крови в течение жизни неизменяется.

СистемаАВ0.

Наэритроцитах находятся две разновидности белка-агглютиногена. Один из нихобозначается как А, другой — В. При этом в сыворотке находятся агглютинины либоа (альфа), либо β (бета). У одного человека агглютиногены и агглютинины немогут быть соименными. При попадании с чужой кровью эритроцитов, чьибелки-маркеры совпадают по названию с антителами (А — а; В — Р), происходитагглютинация — склеивание и разрушение эритроцитов. Из разрушенных эритроцитовв плазму выходит гемоглобин. Этот процесс называется гемолизом.Поэтому большинство первых попыток переливания крови до открытия К.Ландштейнерабыли неудачными, поскольку реакция агглютинации эволюционно сложилась какзащитная, направленная на сохранение индивидуальности антигенного составаорганизма.

Посистеме AB0 выделяют четыре группы крови.

Улиц с первой группой крови — 0(I) на мембранах эритроцитов нет ни А, ниВ агглютиногенов, в плазме их крови находятся агглютинины α и β.

Вторая группа кровихарактеризуется наличием на эритроцитах агглютиногена А, при этом в сывороткециркулируют β-агглютинины. Обозначение этой группы крови — А(II).

 

У людей с В(III)группой на эритроцитах находятся Β-агглютиногены; в сыворотке — α-агглютинины.

Людис четвертой группой крови АВ(IV) на поверхности эритроцитов имеют и А-,и В-агглютиногены, в их сыворотке отсутствуют агглютинины.

Установлено,что людей с первой группой крови — 34 %, вторая группа крови встречается у 38%; третья группа — у 20 %, четвертая встречается гораздо реже — у 8 %.

 

https://s.fishki.net/upload/users/2020/07/21/450062/0d750b14699a8a58b2a3c018b2db774b.jpg

 

Резус-фактор.

Этоеще один белок-маркер. У 85 % людей он присутствует на поверхности эритроцитов,поэтому их кровь резус-положительная (Rh+). У остальных людей нетрезус-фактора, следовательно, их кровь резус-отрицательная (Rh-).

Урезус-отрицательных людей в обычных условиях антитела к данному белку-маркеруне вырабатываются. Они появляются только при попадании в их организмэритроцитов, имеющих на своей поверхности резус-фактор. Следует отметить, чтовыработка антирезус-антител происходит довольно медленно. Поэтому наибольшуюопасность представляет повторный контакт с резус-положительной кровью. Все этосопровождается возникновением агглютинации, как и при переливании крови,несовместимой по системе АВ0.

Такаявозможность существует в следующих случаях:

1)повторное переливание резус-положительной крови резус-отрицательномуреципиенту;

2)формирование резус-конфликта возможно при беременности резус-отрицательнойженщины резус-положительным плодом (наследование этого фактора от отца); приэтом первая беременность может протекать нормально, однако внутриутробноеразвитие второго ребенка приводит к осложнениям, так как в организме материобразуются антирезус-антитела против эритроцитов плода, эти антитела попадают вего организм и происходит гемолиз, который может привести к гибели ребенка илиразвитию внутриутробной патологии (гемолитическая болезнь новорожденного).

Внастоящее время при ранней диагностике данного состояния проводится рядмероприятий, позволяющих исключить гемолиз и формирование каких-либо отклоненийв развитии плода.

 

 

 

 

Переливаниекрови. Донорство

Переливаниекрови называется гемотрансфузией. Человек, который отдает свою кровь дляпереливания, называется донором, тот, кто ее получает, — реципиентом.В настоящий момент доноров обязательно обследуют на носительство ВИЧ, гепатитаи ряда других заболеваний.

Реципиентув настоящее время можно переливать только кровь его группы как по системе АВ0,так и по резус-фактору. В экстренных ситуациях (военные конфликты, стихийныебедствия) возможно переливание разногруппной крови от одного человека другомупо правилу «разведения»: агглютинины донора в расчет не принимаются.Агглютинины донора, как правило, не влияют на эритроциты реципиента. Связаноэто с тем, что они растворяются в сыворотке реципиента и их концентрация вкрови оказывается недостаточной для агглютинации большого количестваэритроцитов. Исходя из нее становится понятным, что универсальным доноромявляется человек с первой группой крови, а универсальным реципиентом — счетвертой.

Заборкрови, ее хранение осуществляются в отделениях, станциях и центрах переливаниякрови. Сама же процедура гемотрансфузии требует к себе весьма пристальногоотношения со стороны медицинского персонала. Совместимость крови донора иреципиента неоднократно проверяется. Непосредственно переливание кровипроводится под постоянным контролем врача. Ошибки в определении групп крови,при ее хранении, неправильном переливании могут привести к тяжелым осложнениями даже гибели пациента.

Гемотрансфузионный шок –это одно из опаснейших осложнений переливания компонентов крови, выражающееся вразрушении эритроцитов с выбросом токсичных веществ в сосудистое руслобольного. Характеризуется психоэмоциональным возбуждением, болезненнымиощущениями в поясничной области, тахикардией, падением артериального давления,желтухой.

 

https://s1.slide-share.ru/s_slide/f7ef06ca51a1083696cf7e20655d6470/0044b6ae-a284-43fd-a8da-7373c6035da8.jpeg https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/11d5/00135f3c-556cc7d0/1/img15.jpg 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет